Познавательно-исследовательский проект "Загадочный космос"
проект (подготовительная группа) на тему

Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение, так как им про­должать дело, начатое нашими великими предшествен­никами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zagadochnyy_kosmos.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 110 «Ласточка» комбинированного вида города Белово»

Познавательно-исследовательский проект

Белово 2013

Автор-составитель: Штефырца Алена Юрьевна, воспитатель

                     

Содержание

Паспорт проекта…………………………………………………………....4

Актуальность проекта ……………………………………………..……....6

Новизна проекта……………………………………………………………7

Цели и задачи проекта……………………………………………………..8

Краткое описание проекта по этапам………………………………..…....8

Ожидаемые результаты……………………………...…………………...11

Аудитория проекта …………………………………………………….…11

Объем и содержание работ……………………………………………….13

Формы предоставления результатов…………………………………….17

Список литературы ……………………………………………………....18

Паспорт проекта

Наименование проекта

Загадочный  космос

Основные разработчики проект

Штефырца Алена Юрьевна, воспитатель

Цель и задачи проекта

Цель: развитие поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей;
  • расширять  у детей представления и знаний о космическом пространстве, о роли человека в изучении  космического пространства;
  • способствовать приобщению детей к современным знаниям о Вселенной и важности ее изучения в разных видах деятельности;
  • развивать познавательные способности, творческое воображение и логическое  мышление у детей;
  • развивать умение у детей устанавливать взаимосвязь природы и человека в космическом пространстве;
  • активизировать словарь детей по данному направлению;
  • воспитывать уважение к профессии космонавта, чувство патриотизма.
  • приобщать родителей к совместной с детьми поисково-исследовательской деятельности.

Сроки и этапы реализации проекта

  1. Подготовительный: июнь – август, 2013 года.
  • Изучение методической литературы.
  • Создание условий для реализации проекта.
  • Составление плана работы с детьми и с родителями, диагностического материала.
  • Разработка рекомендаций, конспектов и игр.
  • Подборка научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного  материала.
  • Выявление первоначальных представлений детей о космосе.
  1. Практический - сентябрь, 2013 года – апрель, 2014 года.
  • Проведение факультативных занятий, игр.
  • Экскурсии в библиотеку.
  • Посещение планетария.
  • Поисково-исследовательская деятельность
  • Просмотр слайдов, видеофильмов и презентаций.
  • Оформление выставок детских работ.
  • Проведение детско-родительских мероприятий.
  1. Заключительный – май – июнь, 2014 года.
  • Итоговое мероприятие.
  • Обработка результатов проекта
  • Обобщение  опыта работы,
  • Создание методических пособий.

Перечень основных мероприятий

  • Составление перспективно-тематического плана работы по реализации проекта с учетом интеграции в соответствии с интересами и возможностями детей.
  • Разработка плана работы с родителями.
  • Разработка презентаций.

Исполнители проекта и

основных мероприятий

Воспитатели, воспитанники, родители

Ожидаемые и конечные результаты реализации проекта

  • сформированность у детей представления о значении космоса, о планетах, звёздах, космических аппаратах, космонавтах, планетах Солнечной системы;
  • сформированность интереса к новому, неизвестному в окружающем мире;
  • обогащение словаря детей путём ввода определённых слов в практику общения;
  • развитие у детей интереса к поисково-исследовательской деятельности;
  • организована предметно-развивающая среда группы: «Космический центр», создана мини - библиотека по теме «Космос»;
  • повышение уровня  компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей;
  • воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.

Целевая группа проекта

Воспитатели группы, воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников

Актуальность проекта

Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.

Космическая тематика  привлекает детей дошкольного возраста, как что-то волшебное и  таинственное потому, что космос остаётся для их взора невидимым и очень загадочным.

Последнее время  дети, стали задавать много вопросов о космосе: «Почему солнце такое яркое? Сколько звезд на небе? Почему наступает ночь? На чем космонавты летают в космос, готовят ли они себе в космосе еду, зачем им нужен скафандр, на чем они возвращаются на землю?»  и многое другое.

Просматривание любимых мультфильмов о  космических пиратах, звездных войнах  и других инопланетных персонажах не дают возможность детям  найти ответы на все интересующие их вопросы.  А зачастую вымышленные персонажи дезинформируют их, рассказывая о несуществующих планетах, вызывая отрицательные эмоции, агрессию и страхи.

Кроме того, при проведении анкетирования родителей выяснилось, что одним из самых трудных вопросов для объяснения на понятном ребёнку языке является вопрос о космосе. Не каждый из них может доступно объяснить дошкольнику «Что такое космос?».

Системные исследования показывают об отсутствии методических разработок по данному направлению для детей дошкольного возраста, если не считать  отдельных занятий познавательного цикла, сюжетно-ролевых игр в сети Интернет.

 Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Мы считаем, что реализация проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети научатся выражать свое отношение к происходящему.

Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение, так как им продолжать дело, начатое нашими великими предшественниками, среди которых славные имена К.Э. Циолковского, С.П. Королева, Ю.А. Гагарина, В.В. Терешковой, А.А. Леонова, внесших большой вклад в изучение и освоение космоса. Поэтому работа в этом направлении — это и часть патриотического воспитания: формирование чувства гордости за свою страну и достижения ученых и космонавтов.

Новизна проекта

Реализуя данный проект, мы приоткроем  завесу тайн Вселенной и познакомим детей со звездами, с Солнцем, созвездиями и планетами, что не является традиционным для детского сада.  Позволит расширить знания детей о космонавтике, научит самостоятельно добывать информацию.

Также новизна идеи состоит в том, что космическое воспитание дошкольников  недостаточно отражено в методической литературе.

Содержание проекта является дополнением к основной программе детского сада.

Цели и задачи проекта

Цель проекта:  развитие поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей;
  • расширить у детей представления и знания о космическом пространстве, о роли человека в изучении  космического пространства;
  • способствовать приобщению детей к современным знаниям о Вселенной и важности ее изучения в разных видах деятельности;
  • развивать познавательные способности, творческое воображение и логическое  мышление у детей;
  • развивать умение у детей устанавливать взаимосвязь природы и человека в космическом пространстве;
  • активизировать словарь детей по данному направлению;
  • воспитывать уважение к профессии космонавта, чувство патриотизма;
  • приобщать родителей к совместной с детьми поисково-исследовательской деятельности.

Краткое описание проекта по этапам

I  этап – подготовительный.

Важным условием по ознакомлению детей с космосом является тесная связь с родителями.

Необходимо преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивного потребителя образовательных услуг. Для этого мы должны привлекать их к участию в совместных досугах и праздниках, которые стали традициями в ДОУ, к оформлению выставок в группе, к  конкурсам совместных творческих работ детей и родителей и т.д.

Для того, чтобы работа с родителями прошла продуктивна, нами был составлен план работы с родителями, разработаны рекомендации, составлены консультации.

Для успешной реализации проекта нужно подобрать информацию в методической литературе, книгах, журналах и Интернете. Оформить «космический центр», в котором разместятся макеты Солнечной системы и др. Изготовить карту звездного неба с изображением созвездий и альбомы.

Эта работа также должна идти в тесном содружестве с семьей. Для этого мы предлагаем обратиться  к родителям с просьбой: «Уважаемые родители!  Мы приступаем к освоению темы «Загадочный космос». Просим Вас помочь нам собрать необходимый материал:  литературу, стихи, статьи из газет о космосе и  о героях-космонавтах. Материал будет использован нами для воспитания в детях патриотических чувств.

Весь собранный материал необходимо систематизировать для того, чтобы в дальнейшем дети могли самостоятельно рассматривать его, составлять рассказы, рассуждать, делать выводы. Наработанный фотоматериал можно использовать в дидактических играх.

Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа, дом, детский сад, общественные события.

Выделение этих тем позволяет накапливать, обогащать и систематизировать представления детей  о космосе, осуществлять постепенный переход от простого к сложному, от более близкого и конкретного  к более далекому и абстрактному.

II  этап – практический.

В подготовительной группе идет представление материала последовательно в течение всего учебного года в форме факультативных интегрированных занятий, сюжетно – ролевых игр и дидактических игр, праздников по темам, разработанным для данного проекта.

 Дети будут получать представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форма, размер, движение вокруг Солнца и своей оси; о Солнце, как источник тепла и света на Земле. Также будут получать представления о различных небесных светилах, чёрных дырах. Будут уточнять значение новых слов («космонавт», «обсерватория», «спутник»,  «созвездие»,  «метеорит»,  «орбита», «телескоп»).

Огромное значение по обогащению знаниями о космосе имеет посещение детьми городской библиотеки, где  работник библиотеки в доступной форме будет знакомить детей с удивительным миром книг о космосе, организуя занятия для дошколят, которые проводятся в интересной игровой форме.

Не менее интересными будут встречи с удивительным в экспериментах. Здесь дети будут учиться  моделировать, рассуждать, анализировать.

Надеемся, что доброй традицией станет посещение планетария, в котором дети не только познакомятся с Солнечной системой,  но и увидят влияние космоса на изменения в природе Земли.

III  этап – заключительный

Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными задачами.

Для оценки эффективности реализации проекта мы разработали критерии, позволяющие определить уровень сформированных представлений, знаний и умений, используются такие методы, как беседа, наблюдение, тестирование – диагностика детей и анкетирование родителей.

Провести итоговое мероприятие в форме викторины, в которой будут участвовать дети и родители подготовительной группы.

На выпускном вечере вручим каждому ребенку диплом «Юный космонавт» и подарим альбом (диск), в котором будут запечатлены фотографии детей в период реализации проекта.

Ожидаемые  результаты

В результате выполнения проекта предполагается:

  • сформированность у детей представления о значении космоса, о планетах, звёздах, космических аппаратах, космонавтах, планетах Солнечной системы;
  • сформированность интереса к новому, неизвестному в окружающем мире;
  • обогащение словаря детей путём ввода определённых слов в практику общения;
  • развитие у детей интереса к поисково-исследовательской деятельности;
  • организована предметно-развивающая среда группы:

-«Космический центр, создана мини - библиотека по теме «Космос»;

  • повышение уровня  компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей;
  • воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.

Аудитория проекта

           Проект адресован, прежде всего, детям подготовительной группы. Именно в этом возрасте у детей наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!».

Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, в арсенале у детей старшего дошкольного возраста имеются различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт; слово, т.е. объяснение, рассказы взрослых.

Большое значение для развития у детей интереса к космосу имеет осознанное знакомство с различными источниками информации (книга, газета, журналы, телевизор, Интернет и т.д.).

Итак, у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются:

  • стремление расширить познаваемые горизонты действительности;
  • желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения;
  • интерес к новым источникам информации;
  • потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.

Таким образом, на основании выше изложенного приходим к выводу, что именно старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для решения главной цели проекта.

Родители воспитанников через участие в проекте смогут повысить  компетентность в вопросах воспитания детей, возможность более глубокого и полного проникновения в загадочный мир космоса.

Реализуя проект, участники образовательного процесса "родители- дети- педагоги" создадут триаду содружества. У детей разовьется собственное, личностное отношение к увиденному и услышанному, чувство радости от соприкосновения с космической красотой.


Объем и содержание работ

Направление

деятельности

Содержание деятельности

Сроки

реализации

Подготовительный этап (июнь – август, 2013г.)

Работа с

детьми

Подбор и изучение методической литературы

Июнь -август, 2013г.

Подбор  мультфильмов,  видеофильмов, слайдов

Составление перспективного плана работы с учетом интеграции  по реализации проекта в работе с детьми

Июнь-август, 2013г.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

Подбор литературных произведений для детей о космосе и космонавтах

Создание предметно - развивающей среды: оформление «Космического центра»

Диагностика уровня сформированности знаний детей

Август, 2013г.

Разработка конспектов интегрированных занятий

Июнь-август, 2013 г.

Составление презентаций

Работа с родителями

Составление анкет

Июнь-июль, 2013 г.

Анкетирование:

«Планеты Солнечной системы»

«Интересы моего ребенка»

Август, 2013 г.

Проведение родительского собрания:

знакомство родителей с проектом; формулирование главной цели проекта и его составляющих

Сентябрь, 2013 г.

Практический - сентябрь, 2013 года – апрель, 2014 года.

Работа с              детьми

Знакомство детей с литературными произведениями (чтение, прослушивание аудио записей)

1 раз в неделю

Просмотр  видеофильмов:

«Планеты», «Вселенная», «Как человек космос осваивал», «Небесные тела»

Презентаций, слайдов:

Просмотр мультфильмов:

«Тайна третей планеты», «Белка и Стрелка»

2 раза в неделю

Рассматривание альбомов, иллюстраций

Ежедневно

Изготовление игр, атрибутов, декораций , макетов

В течении реализации проекта

Проведение настольно-печатных, дидактических и  словесных игр

2 раза в неделю

Проведение сюжетно-ролевых игр:

  • «Строительство космодрома»
  • «Космодром»,
  • «Путешествие в космос"»,
  • «Астрономы»,
  • «Космическое кафе»

1 раз в 2 месяца

Космическая лаборатория:

  • «Как увидеть звезды без лучей»
  • «Почему днем звезды не видно»
  • «Почему Луна на Землю не падает»
  • «Кто съел месяц»
  • «Как происходит смена дня и ночи»
  •  «Почему день сменяется ночью?»

1 раз в 2 недели

Детское моделирование:

  • Моделирование созвездий из светящихся пластмассовых или картонных звездочек
  • Постройка космического городка из строительного материала, конструктор Lego.

1 раз в месяц

Выставка поделок и рисунков о космосе:

  • «Космические фантазии».
  • «Инопланетяне из пластилина»

В течении реализации проекта

Проведение цикла факультативных  интегрированных занятий о космосе и космонавтах

1 раз в неделю

Изготовление книжек-малышек о космосе:

 «Загадки о космосе»,  «Наша Галактика», «Встреча с инопланетянами»

1 раз в квартал

Посещение планетария

Работа с родителями

Привлечение к изготовлению макетов и атрибутов

В течении реализации проекта

Участие родителей в проведение мероприятий совместно с детьми

Оформление фотоальбомов:

  • «Вперед к звездам»,
  • «Мой знак зодиака»

1 раз в квартал

Проведение мастер-класса

Консультативно-практические занятия:

  • «Увлечение для всей семьи»
  • «Малышам о звездах и планетах»

Организация мини-библиотеки

В течение реализации проекта

Заключительный – май – июнь, 2014 года.

Работа с детьми

Диагностика  уровня знаний детей

Май, 2014г.

Обобщение опыта, составление отчета

Июнь, 2014 г.

Проведение итогового мероприятия:

"Полет в космос"

Май, 2014 г.

Составление методических  рекомендаций и сборников

Май-июнь, 2014 г.

Работа с родителями

Анкетирование

Апрель, 2014 г.

Проведение родительского собрания в форме круглого стола: подведение итогов проекта. Просмотр видео: Итоговое занятие

Май, 2014 г.

Составление сборника консультаций

Июнь, 2014 г.


Формы представления результатов

  1. Методические рекомендации  
  2.  Сборник экспериментов
  3. Сборник сюжетно-ролевых и дидактических игр
  4. Сборник факультативных интегрированных занятий
  5. Сборник консультаций для родителей

        


Список литературы

  1. Дейнеко О.В. Использование метода игрового моделирования в работе с детьми  // ж. «Справочник старшего воспитателя» №3/2009, стр. 22.
  2. Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ //ж. «Справочник старшего воспитателя» №9/2009, стр. 33.
  3. Богина М.Ю. Полет в космос  //ж. «Справочник старшего воспитателя» №4/2009, стр. 69.
  4. Н.Васильева Проектная деятельность; участвуем вместе.//ж. «Дошкольное воспитание», № 10 /2011 г.,стр.49.
  5. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? //Книга для воспитателей, гувернеров и родителей – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005 - 96 с.
  6. Л.Н. Прохорова   Организация экспериментальной деятельности дошкольников» . Методические рекомендации – М.: АРКТИ, 2003 - 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие в космос "

Цели.  Закреплять знания детей о космосе, космическом пространстве, планетах;  умение отвечать на вопросы полными предложениями,  активизировать словарь дошкольников, расширять их круго...

Познавательно-исследовательский проект "Загадочный космос"

: Загадки Вселенной будоражат воображение всегда. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному, помочь ему узнат...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Загадочный космос»

Эта тема очень интересна и увлекательна. В ДОУ дети получают представления о профессиях, связанных с космосом, узнают о Вселенной, о планетах Солнечной системы, созвездиях, о знаменитых космонавтах, о...

Познавательно - исследовательский проект Тема: "Космос"

познавательно - исследовательский проект Тема: "Космос"...

Познавательно-исследовательский проект ТЕМА: «Космос. Путешествие по солнечной системе»

Познавательно-исследовательский проект ТЕМА:  «Космос. Путешествие по солнечной системе»...