Проект "Загадочная капля воды".
презентация к занятию (окружающий мир, старшая группа) по теме
Проект адресован в помощь воспитателям дошкольных учреждений и родителям при знакомстве детей старшего дошкольного возраста со свойствами воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zagadochnaya_kaplya_vody_2.docx | 165.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт педагогического проекта
Структура | Содержание | Вопросы |
Тема | «Загадочная капелька воды». | |
Адресация проекта | Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. | |
Руководитель проекта | Легута Анастасия Александровна воспитатель. | |
Участники проекта | Воспитатели, дети, родители. | |
Возраст воспитанников | Старший дошкольный возраст. | |
Особенности проекта | По характеру создаваемого продукта: - исследовательский, - информационный, - практико-ориентированный. По количеству создателей: - индивидуальный. По количеству детей, вовлечённых в проект: - групповой. По продолжительности: - средней продолжительности(4 месяца). По профилю знаний: - межпредметный проект. По уровню контактов и масштабам организации: - на уровне образовательного учреждения. | |
Цель проекта | Формирование речевой, познавательной и поисковой активности детей старшего дошкольного возраста. | |
Задачи проекта | - расширение и углубление информации о воде, формирование на этой основе системы представлений; - формирование потребности в организации познавательного общения со взрослым; - развитие у детей мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) , коммуникативных умений, творчества. -воспитание бережного, ответственного отношения к водным ресурсам. | |
Ресурсы проекта | Необходимое обеспечение: - литература по теме, разработанный комплекс опытов с водой, материалы к занятиям, оборудование, схемы. -консультации, беседы, анкетирование родителей по теме. | |
Предполагаемые результаты и продукты проекта | Результат деятельности педагогов- систематизация работы по разрабатываемой теме. Продукты деятельности педагога- -комплекс мероприятий по теме «Загадочная капелька воды». Результат деятельности детей- приобретение знаний, умений, навыков; - развитие речевой, познавательной и поисковой активности путём деятельного участия в процессе познания, исследования, экспериментирования; -развитие творчества. Продукты деятельности детей совместно с другими участниками- - рисунки, творческие поделки; -лист с зарисовкой и наблюдением за ростом лука, схемы, диаграммы «Как мы используем воду» . | |
Аннотация | Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. | |
Этапы работы над проектом | 1.Изучить литературу по выбранной теме. 2.Разработать комплекс занятий по экспериментированию и опытнической деятельности с водой. 3.Обогатить предметно-развивающую среду группы по теме, подготовить приборы и оборудование для проведения опытов с водой. 4. Организовать сотрудничество с родителями воспитанников в вопросах организации экспериментальной деятельности с водой в домашних условиях. 5.Реализация комплекса мероприятий по теме «Загадочная капелька воды». 6.Анализ полученных результатов, подведение итогов, выводы. 7.Презентация. |
Опытническая
деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Загадочная капелька воды».
Опыт №1
«Вода прозрачная».
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.
Опыт №2
«У воды нет вкуса».
Предложите детям попробовать через соломинку воду.
Вопрос: есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Опыт №3
«У воды нет запаха».
Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода их водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт №4
«Лед – твердая вода»
Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.
Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.
Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени.
Вывод: лед, снег – это тоже вода.
Опыт №5
«Пар – это тоже вода».
Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.
Если нет под рукой термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей кипятите воду, обращая их внимание на то, что по мере закипания воды появляется все больше пара.
Опыт №6
«Вода – жидкая, может течь».
Дайте детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Вода льется? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт №7
«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются».
Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.
В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, ели бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?
Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой? Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целой набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
Опыт №8
«Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют о определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая.
В реках, озерах, морях вода разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как от термоса с горячей водой, тоже идет пар.
Вывод: В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
Опыт №9
«Вода не имеет формы»
Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед – это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он останется кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?
Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.
Опыт №10
«Вода нужна всем».
Дайте каждому ребенку по две горошины или две фасолины. Одну из них он положит на блюдце в намоченную ватку и будет постоянно поддерживать ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую вату и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например, на подоконнике. В какой из горошинок появится росточек, а в какой - нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.
Опыт №11
«Растения пьют воду».
Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.
Вывод: растения «пьют» воду.
Опыт №12
«У растения внутри есть вода».
Мы утверждаем, что растения пьют воду, у них внутри есть вода. Для доказательства этого утверждения возьмите один цветок из букета и оставьте его без воды (можно его засушить на бумаге). Через некоторое время сравните цветы в букете, которые пьют воду из вазы, и засушенный цветок. Чем они отличаются? Вода «ушла» из засушенного цветка, испарилась.
Опыт №13
«Лед легче воды».
Опустите кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.
Опыт №14
«Друзья – враги».
Масло и вода – жидкости, которые никогда не смешиваются друг с другом. Но если добавить средство для мытья посуды, то получится смесь молочного цвета.
Мыло не дает капельке масла слиться и образовать плотный слой.
Опыт №15
«Спичка-пленница».
Положите спичку на лед. Насыпьте сверху немного соли, и вы увидите, как спичка вмерзает в лед. Соль заставляет лед таять, но образующаяся вода тут же замерзает.
Опыт №16
«Двухцветный цветок»
Расщепи стебель белого цветка на две части и каждую половинку погрузи в подкрашенную воду. Через несколько часов цветок станет двухцветным. Внутри стебля имеются маленькие каналы, по которым подкрашенная вода впитывается цветком.
Опыт №17
«Спичечные бега».
Положите четыре спички в тарелку с водой. Они так и будут лежать, не двигаясь. На поверхность воды из-за взаимного притяжения молекул образуется невидимая пленка.
Положите кусок сахара на середину: спички приблизятся друг к другу. Сахар начинает впитывать воду и возникает течение, которое сближает спички.
Повтори опыт с мылом: спички «разбегутся». Мыло изменяет поверхность воды вокруг и отталкивает спички.
Опыт №18
«Как выйти сухим из воды».
Сомни бумагу и положи ее на дно стакана. Быстро переверни стакан и погрузи его в воду. А теперь вынь стакан: бумага осталась сухой. Вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом.
Опыт №19
«Животворное свойство воды».
Заранее срежьте веточки быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, то они пустят корни, и вы покажите их детям в теме «Деревья».
Опыт №20
«Поверхностное натяжение воды».
Баночка доверху наполнена водой. Что произойдет, если в баночку осторожно поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит небольшое количество воды. Вода поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельется через край, лишь ее поверхность слегка изогнется.
Опыт №21
«Кораблик плывет по воде».
Сделайте из скорлупы грецкого ореха маленький кораблик с парусом, поместите его в ванночку и подуйте на парус, чтобы дети понаблюдали, как кораблик плывет по воде. Вы можете вместе с детьми моделировать разные ветры: мягкий, нежный, буйный.
Опыт №22
«Притягательная капелька».
Возьмите очень мелкий песок, пыль или муку и сбрызните водой: можно увидеть, как образуются шарики-капельки, т.е. пылинки собирают вокруг себя мелкие капельки воды и образуют одну большую каплю – шарик. Или обрызгайте из пульверизатора листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю или даже небольшую лужицу.
Опыт №23
«Радуга».
Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросите у детей, на что похоже слово «ра-дуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом. И если бы люди сначала увидели радугу сверху, то они, может быть, назвали ее «ра-круг».
Опыт №24
«Вода защищает растения от низких температур».
Сверните фольгу так, чтобы она могла служить подобием пенала для термометра. Вложите каждый термометр в свой пенал, чтобы конец его оставался снаружи. Заверните каждый пенал в бумажную салфетку. Один из обернутых пеналов намочите водой. Следите, чтобы вода не попала внутрь пенала. Положите пеналы на блюдечки и поставьте их в морозилку. Минуты через две сравните показания термометров. Следите, за показанием термометров каждые 2 минуты в течении 10 минут. Термометр, находящийся в пенале, обернутом мокрой салфеткой, показывает более высокую температуру. Почему? Замерзание воды в мокрой салфетке называется фазовым превращением. При этом изменяется и тепловая энергия, из-за чего тепло выделяется или поглощается. Таким образом, можно защитить растения от низких температур, поливая их водой.
Опыт №25
«Замерзшая вода двигает камни».
Опустите соломинку в воду. Наберите в соломинку воды. Закрыв языком верхнее отверстие соломинки, чтобы из нее не вылилась вода, вытащите ее из вода и закройте нижнее отверстие пластилином. Вынув соломинку изо рта, закройте пластилином и второе отверстие. Часа на 3 положите соломинку в морозильник. Когда вытащите соломинку из морозильника, то увидите, что одна из пластилиновых пробок выскочила и из соломинки виден лед. В отличие от многих других веществ, вода при замерзании расширяется. Когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она сдвигает камень с места и даже ломает его. Расширяющаяся вода прежде всего разрушает наименее прочные камни. На дорогах из-за этого могут образоваться выбоины.
Опыт №26
«Встреча с ручейком».
Сделайте небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положите его наклонно, приложив нижний конец к блюду или мисочке. Верхний конец желобка укрепите на какой-нибудь подставке так, чтобы он держался и не падал. В результате у вас должна получиться модель наклонного русла ручейка и пруда или озера. Возьмите емкость с водой примерно на 1 литр. Наклоните ее над желобком и лейте воду небольшой струйкой. Чтобы вода напоминала ручей, положите немного мелких камешков, создавая преграду для воды. Так вы сможете добиться эффекта журчащих струек.
Опыт №27
«Капельки»
Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.
Опыт №28
«Вода способна смачивать и очищать предметы».
Она без запаха, вкуса и цвета.
Но всеми учеными признано это:
С любого грязнули всю грязь без следа
Смоет обычная наша вода.
Возьмите сухую марлевую или бумажную салфетку и осторожно положите ее на поверхность воды в широком сосуде. Через некоторое время салфетка промокнет. Вода проникает в волокна ткани и смачивает ее. Точно так же вода будет питать те веточки, которые вы поставили в сосуд с «живой водой».
Опыт №29
«Превращение в воду».
Приносим с улицы ведерко со снегом. Вспоминаем превращение снега на холоде и в тепле. На улице мороз, а в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.
Опыт № 30
«Чудесные спички».
Вам понадобится 5 спичек.
Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.
Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Опыт №31
«Иней».
Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.
Опыт № 32
«Подводная лодка» подводная лодка из винограда.
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
"Подводная лодка" подводная лодка из яйца
Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.
Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.
Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Опыт № 33
«Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды?».
Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.
Опыт № 34
«Цветы лотоса»
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт № 35
«Естественная лупа»
Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.
Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.
Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.
Консультация для родителей.
Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду.
Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.
Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.
Опыты используются для ознакомления детей со свойствами песка, глины, воды.
Предлагаем Вашему вниманию некоторые опыты, которые Вы можете провести со своими детьми дома.
Проводя эти опыты, Вы познакомите детей с некоторыми свойствами воды. Обратите их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.
Материалы и оборудование:
стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.
1.Вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?
2.У воды нет вкуса.
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)
3.Уводы нет запаха
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).
Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
4.Лёд – твёрдая вода.
Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?
Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.
5.Пар – это тоже вода
Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.
6.Вода жидкая, может течь.
Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
7.В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются
У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?
На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы. если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).
Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).
8.Лёд легче воды
Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.
9.Вода бывает теплой, холодной, горячей.
Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним.
Можно продолжить предыдущий опыт(№8), сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.
Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
10.Вода не имеет формы
Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Удачи Вам и Вашему малышу!
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Цель данной анкеты: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.
1.Как Вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность? Если да, то в чём именно?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок?(с водой, с мылом, с бумагой, с зеркалом и т.п. )
3. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?
4. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать? Почему?
5. Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию , связанному с экспериментированием? (очень эмоционально, когда как, эмоции ярко не выражены) Другое.
6. Часто ли ребенок задает вопросы? Какие именно?
7. Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?
8. Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно третий, относящийся к одной теме).
Схема к опыту № 30 «Чудесные спички».
Цель: знакомство детей с явлением капиллярность.
Схема к опыту№ 32 «Подводная лодка».
Пословицы и поговорки о воде.
Наше счастье – дождь да ненастье.
Счастливый и в огне не сгорит, и в воде не потонет.
Счастье – вешнее ведро.
Счастье с бессчастьем, что ведро с ненастьем: живут переменчиво.
Беда, что текучая вода: набежит да и схлынет.
Все беды пропали, что в воду упали.
Лучше хлеб с водою, чем пирог бедою.
Не грози щуке морем, а нагому горем.
Река не море, тоска не горе.
Ходит как дождем прибитый.
Хоть волком вой, хоть в прорубь головой.
Чужая слеза – вода.
В лес дров не возят, в колодец воды не льют.
В решете воду не носят.
В тихой воде омуты глубоки.
Вода сама путь сыщет.
Воду варить, вода и будет.
Где гроза там и ведро.
Где нет воды, тут и блоха не живет.
Где снег, там и след.
Иголкой колодец не роют.
Как роса упадет, так и след пропадет.
Кто тонет, за соломинку хватается.
Масло с водой не смешаешь.
Мокрый дождя не боится.
От жару и вода кипит.
От дождя – не в воду, от огня – не в полымя.
По которой воде плыть, ту воду и пить.
Родимое пятно в бане не отмоешь.
Тихая вода берега подмывает.
У реки колодец не копают.
Утопающий пить не просит.
Водой мельница стоит, да от воды же и рушится.
Вольному – воля, спасенному – рай, бешеному – поле, черту – болото.
Для муравья и капля – озеро.
Крупная рыба в мелкой воде не водится.
Не твоя чаша, не тебе и пить.
Все беды в воду – и пузыри вверх.
Бывает порою – течет и вода горою.
Дорого при пожаре ведро воды, при скудости подаяние.
Мельница сильна водой, а человек едой.
Друзья- не разлей вода.
Не зная броду ,не лезь в воду.
Рыба живёт водой, человек- своим трудом.
Воду в реке весна разливает, цену человеку труд добавляет.(Узб)
Беспечный пьёт воду, а заботливый мёд.
То, что издаёт гром, не порождает дождя. (Инд)
Под лежачий камень вода не течёт (дело само собой не сделается).
Работящий человек хоть со дна моря достанет (Коми).
Небольшой дождишко - ленивому отдышка.
Не плюй в колодец- пригодится воды напиться.
Как с гуся вода.
Пар любить- баню топить.(Рус)
Список художественной литературы о воде.
Русские народные сказки «Морозко», «Два Мороза», «Двенадцать месяцев», «Лисичка-сестричка и серый волк », «По щучьему веленью».
В. Даль «Снегурочка».
А.С. Пушкин«Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Сказка о рыбаке и рыбке », «Сказка о царе Салтане».
Х.К. Андерсен «Русалочка», «Гадкий утёнок».
М. Сибиряк «Серая шейка».
К.И. Чуковский «Мойдодыр».
И. Токмакова «Кораблик».
В.Берестов «Картики в лужах».
М.Вишневецкая «Как назвать речку».
М. Пляцковский «Лягушачья песенка».
Н.Сладков «Одуванчик и дождь».
Р. Киплинг «Как кит получил свою глотку».
С Пшеничных «Быстрый ручеёк».
В. Бианки «Купание медвежат».
А. Плещеев «Весна».
С. Козлов «Осенняя рыбалка».
Е. Пермяк «Первая рыбка».
Н.Носов «Карасик»
Г. Снегирёв «Про пингвинов».
Я. Тайц «Послушный дождик».
Ф.И. Тютчев «Весенние воды».
А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…».
Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Стихи
Вода
Вода-это сила,
Вода-это слабость,
Вода-это жизнь для всех нас.
Вас покоряет,
Нас укрощает
всех она любит сила - Вода
..............
И осторожно задев берега
Нас убивает тайной вода.
Много загадок хонит
И опят же вода:
Мировой океан.
Треугольник,материк Атлантида...
Вода-это сила,
Вода-это слабость,
Вода-это главная тайна
Для нас!
Автор: Хината
***
Родничок
Ключик, ключик, родничок,
Чистая волна!
Чей-то круглый кулачок
Звонко бьёт со дна.
Автор: В-Редная
***
Ручеек
Ручеек-журчалочка,
Буль-буль!
Завертелась палочка ?
Тирль-тюрль!
Козочка копытцами
Брык-брык!
Хорошо напиться бы!
Прыг-прыг!
Окунула мордочку ?
Хлюп-хлюп!
А пастух на жердочку
Туп-туп!
У него есть дудочка,
Ой-ой!
Дудочка-погудочка,
Стой-стой!
И запела дудочка ?
Пой-пой!
Дудочка-погудочка!
Ой-ой!
Все вороны каркают
Кра-кра!
А лягушки квакают ?
Ква-ква!
Ручеек-журчалочка ?
Буль-буль!
Где же теперь палочка?
Триль-трюль!
Автор: Лев Квитко
(Перевод Е. Благининой)
***
Ручеек.
Познакомьтесь, мой дружок -
Маленький и быстрый
Синеглазый ручеек
Чубчик серебристый.
Он бежит издалека,
По камням и сучьям.
Я завидую слегка:
Ах, какой везучий!
Он увидит океан,
Корабли и чаек.
Каждый мальчик-капитан
О таком мечтает.
Поспешает ручеек
По траве и шишкам
А на спинке он везет
Лодочку мальчишки.
Автор: Татьяна Жиброва
***
Река
Великой реки нам исток не найти
Из сотен ключей свой путь начиная
Она, материк смогла обойти
Притоками силу свою наполняя.
От чистых ручьев из горной гряды
Бурлящих, пенящихся, юных как дева
Она превратилась в потоки воды
Спокойно текущих, как королева.
Она обнажила тысячи глыб
Дорогу вперед себе пробивая
Пристанищем стала множеству рыб
И все же, о главном не забывая.
Она утоляет жажду людей
Воды питьевой, источник бесценный
Дорогою служит для кораблей
А, что получает за труд свой нетленный?
Автор: Дмитрий Сучков
***
Волна
О скалы грозно разбиваясь,
Слегка очнувшись ото сна,
И в море брызгами смываясь,
Живет недолгий век волна.
Глотая жадно пароходы,
Цепляя гребнем облака,
Вода перемещает воды
Стеною соли и песка.
Играя с ветром в "салки",
Океана тайну хранит,
Разрушая песчаные замки,
Одевая пеной гранит.
Боясь лишь штиля и пучины,
Расправил руку сатана.
Дела волны необъяснимы,
И жизнь и смерть несет она.
Автор: Бараев Иван
***
Дождик.
Утром дождику не спится.
Он в окошко к нам стучится.
Нас вчера с подружкой Зиной
Он настиг у магазина.
Мы не стали убегать,
Мы с ним начали играть.
Мы по лужицам плясали,
Как в реке, намокли сами.
Он опять стучит в окошко —
Поиграть зовёт немножко.
Мы по лужице — туда.
Мы по лужице — сюда.
И ещё бегом — туда.
И опять — туда-сюда.
Мы б ещё, да вот беда:
В луже кончилась вода.
Автор: Валентина Минькова.
***
Дождинки.
Мокрою тропинкой
Я бегу домой.
Частые дождинки
Хлещут в зонтик мой.
Саблей золотою
Тучу гром рассёк.
И бежит за мною
Звонкий ручеёк
Автор: Петр Мазикин.
***
Белый снег
А сегодня выпал снег -
Развалился он по крышам.
Снег на крышах - белый миша,
Дремлет, будто бы не слышит.
Есть ещё дорожный снег,
Этот снег - хрустящий хрюша.
Хрюкнет, если человек
Ноженькой потопчет уши.
Белый, белый снег на крышах,
Нет его в природе тише -
Налетавшись, опадает,
Превращаясь в хрюшу с мишей.
А сегодня взял разбег
Снег-мишутка - с крыш скатился:
"Не хочу лежать весь век!",
И в сосульки превратился.
Настоящим стал и хрюня -
Он теперь у нас грязнуля.
Чавкал громко под ногами,
Хлопал и звенел ушами.
Старый талый снег на крышах,
Он весны приход услышал,
Отоспавшись, опадает
И капелью звонкой слышен.
Автор: Чингис Шагдуров
Водная стихия и люди.
Гонит капля дождевая…
Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
Автор: Тамара Маршалова
***
Снежок и Алешка
С улицы домой Алешка
первый снег принес в ладошке.
«Мама! – закричал мальчонка,
протянул вперед ручонку. –
Я снежок принес сюда!..» -
И замолк. Одна вода
на пол капала с ладошки.
В голос заревел Алешка:
«Кто-то снег мой утащил,
мне в ладонь воды налил!»
Лешке тут его сестренка
крикнула со смехом звонким:
«Догадаться сам не мог,
что растаял твой снежок!»
Автор: Елена АНДРЕЕВА
***
Шутка
- Что ты пьешь все время, Лешка?
- У меня внутри – рыбешка!
Без воды ей не прожить.
Как же мне теперь не пить?
- А откуда там рыбешка?
- Съел вчера икры немножко.
Автор: Елена АНДРЕЕВА
***
Кто не умывается
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается,
Никак не называется.
Автор: Петр Синявский
***
Моряк
Как пройти мне мимо лужи?
Я с водою очень дружен.
Ножкой шаркаю по дну -
Проверяю глубину.
Вот не видно сапога,
Значит лужа глубока.
Не волнуйтесь, я бывалый -
Мой сапог и глубже плавал.
Автор: Стеквашова Елена.
Сценарий праздника «День воды».
Цели:
1. Закрепление знаний детей о значении воды в жизни всего живого:
2. Вода – источник жизни; закрепление знаний об источниках питьевой воды; закрепление представлений детей о видах природных водоемов.
3. Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление.
4. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, поддерживать друг друга, учитывать мнение партнера.
5. Активизация и обогащение словаря детей.
МАТЕРИАЛЫ и ОБОРУДОВАНИЕ:
- глобус,
- кроссворд “Вода”,
- видеофильм “Вода”,
- магнитная доска ,
- 2 ведерка с водой,
- 2 половника,
- набор игровой детский крупногабаритный (2 дуги (большие), 2 лесенки),
- 6 фишек.
Ход праздника
1. Вступление
Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычное занятие. Оно необычное по нескольким причинам. Во-первых, никто не знает, чем мы будем сегодня заниматься. Представьте себе, сегодня утром в моем кабинете появилась вот такая таблица. А рядом с ней написаны загадки. Что бы это значило? Как вы думаете?
Я тоже думаю, что это кроссворд. А когда мы его отгадаем, наверняка узнаем, чем мы сегодня будем заниматься.
2. Разгадывание кроссворда.
Чтобы решить кроссворд, отгадайте загадки. За правильную отгадку группа получает “капельку”
1. В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует -
Бежим по воде (волны)
2. Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьётся.
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна -
И горька и солона (море)
3. С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт. (водопад)
4. Два братца друг на друга глядят, а сойтись не могут. (берега)
Итак, сегодня мы будем говорить о воде, о ее значении в нашей жизни. Все живое на Земле произошло из воды. Давным-давно, много лет назад, когда на нашей планете еще не было жизни, почти всю ее поверхность занимал океан. И именно в океане под воздействием солнечных лучей появились первые живые существа – такие маленькие, что их невозможно было рассмотреть. Они развивались, объединялись, становясь все более сложными. Появились рыбы. Океан тем временем отступал, уступая место суше, которая все больше поднималась из океанских глубин. Прошло еще немного времени – миллионы лет, прежде чем на Земле появился человек. Но наш организм до сих пор “помнит” о том, что жизнь зародилась в океане: тело человека на 2/3 состоит без воды. Вода есть в морях, океанах, озерах, реках, прудах, ручьях и родниках. Вода попадает на Землю в виде дождя. Вода бывает и в замерзшем виде – снег, град, лед. Все это разные формы воды (для детей подготовительных групп – какие формы воды вы знаете?).
Океаны и моря – самые большие водоемы, хранилища воды на Земле. На нашей планете 4 океана и около 90 морей. Реки питаются водой ледников, болот и озер. Любая река начинается с ручейка, вытекающего из-под горы или из озера или из ключей и родников, бьющих из-под земли.
4. Отгадывание загадок о воде. Соревнование между двумя группами. За правильный ответ группа получает 1 капельку.
Загадки о воде
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.(Ручеек)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...(Воды)
Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.(Речка)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море.(Река)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.(Ручеек)
Кругом вода, а с питьем беда. (Море).
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. (Болото)
Костя утречком проснулся,
Сам оделся, сам обулся
И скорее на простор
Вышел из дому во двор.
Видит – множество зеркал
Кто-то всюду разбросал.
В зеркалах огромный дом
Отразился кверху дном.
Отразился карагач
И на нем сидящий грач.
Присмотрелся – и, друзья,
Вдруг увидел он себя.
Интересно Косте стало –
На себя ботинком стал он.
И его ботинок сходу
Вдруг нырнул. Куда? Под воду.
Вот такие-то дела!
Это что за зеркала? (Лужи)
5. Просмотр фильма “Такая разная вода”.
6. Отгадай “Что звучит?”.
Дети слушают аудиозапись: звуки дождя, океана, фонтан, ручей. За правильную отгадку команда получает капельку.
7. Эстафета “Спаси рыбку”
Участвуют 2 команды. Цель: Кто быстрее и больше наполнит ведро с рыбкой, преодолевая препятствия: пролезть под аркой, пробежать между фишками, пролезть под скакалкой.
Побеждает команда, у которой в ведре с рыбкой оказалось больше воды. Эстафета длится 5 минут.
Рыбка не может жить без воды. Надо ей помочь, наполнить ведерко водой, преодолевая препятствия. Воду можно набирать большой деревянной ложкой, выливая ее в маленькое ведерко, потом бежать к ведерку с рыбкой, преодолевая препятствия.
8. Подведение итога (делают вывод дети).
Вода – источник жизни для всего живого. Воду надо беречь, не загрязнять водоемы!
Сценарий экологического праздника «Волшебница вода».
Участники: ведущая, капелька, кикимора, дети.
Вед: -Здравствуйте, ребята! Добрый день, гости. Мы рады Вас приветствовать! Сегодня у нас необычный праздник- праздник Волшебницы воды. Вам интересно почему волшебной? Тогда слушайте:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает
В дом туманом к нам вползает.
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем.
Мы привыкли что вода-
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я Вам доложить-
Без воды нам не прожить!
Под музыку входит Капелька воды поёт, танцует.
Капелька: В природе путешествует вода
Она не исчезает никогда!
Вокруг оглянитесь
В природу взгляните-
Вас окружает везде и всегда
Волшебница Ваша- вода!
- Здравствуйте, я капелька воды!
Ведущая: - Как хорошо, что ты к нам пришла! У нас сегодня праздник воды! Расскажи нам о себе все секреты?!
Капелька: - Слушайте внимательно! Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная,
Озерная и ключевая
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая.
Сточная, проточная,
Чистая и грязная
Ну в общем очень разная…
Теперь Вы знаете какой я бываю, А в природе найти меня сможете? Тогда отгадайте загадки:
Шумит он в поле и саду
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду
Покуда он идёт. (Дождь)
Дождь прошёл, а я осталась
На дорожке во дворе
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня… (Лужа
Танец « Дождик»
Детки сели на карниз
И растут всё время вниз. (Сосульки)
Посмотрите-ка, в апреле
С крыши брызги полетели!
И стараются шлёп-шлёп
Попадать нам прямо в лоб.. (Капель)
Песня «Весенняя капель»
Ведущая:- Мы теперь знаем, что капелька воды спрятана в дождике, росинке, сосульке, паре, море, реке, тумане…
Капелька: -А хотите, я познакомлю вас с моим знакомым Водяным?
Входит Водяной поёт «Песню Водяного»
Водяной: - Здравствуйте, Люди!
В моём пруду остался только ил
Небесный зной жестокий
Ручьи до дна пересушил
Остановил потоки.
Живая, быстрая форель
В стремительном полёте
Обречена попасть на мель,
Барахтаясь в болоте.
Увы, ничем я не могу
Помочь своей форели
Она лежит на берегу
И дышит еле-еле..
А ещё в моём пруду поселилась Кикимора, она загрязнила всю воду, её нельзя пить, все растения завяли, птицы улетели, рыбки заболели..
Появляется Кикимора
Кикимора:-Привет, честному народу! Не знала я, что вы волшебную капельку так любите. Почести ей всякие оказываете, нашли для кого праздник устраивать. Уж лучше бы устроили праздник для всех грязнуль!!! Я бы на нём была бы самой главной!!! Давайте угощу Вас своей водичкой! Подносит банку с грязной водой.
Ведущая: - Кикимора, ты на себя в зеркало смотрела? Прямо ужас какой-то ходячий?! Косматая, грязная! Когда ты последний размылась?? (подаёт зеркало).
Кикимора: - Ой, кто это?! Караул!! Спасите!! Неужели это я? Помогите же мне, я хочу быть тоже чистенькой и элегантной!
Капелька: - Ребята, давайте отмоем и отстираем Кикимору!
Кикимора убегает
Танец имитация (умываемся, стираем, моем руки, трём спинку, плескаемся в воде, замачиваем бельё, стираем, отжимаем, развешаем на верёвку)
Выходит Кикимора чистая красивая
Капелька: -Ой, смотрите! Кто это? Неужели это та самая Кикимора??? Даже слов нет, Вот какие чудеса вода творит!!
Кикимора: «Вода и здоровье»
Если не хочешь чихать и сморкаться
Лекарство глотать и микстуру
Ты должен холодной водой обливаться
Да здравствуют водные процедуры!
Если желаешь быть грязным немытым
Чтобы причёска была как на грядке рассада
То, ванна, бассейн, баня и душ должны быть забыты,
А процедур- особенно водных не надо.
Если ты хочешь быть сильным, здоровым и смелым
Бодрым, красивым, весёлым, умелым
Должен ты подружиться с водой.
Ведущая: Чудеса!! Мы все увидели, что ты встала на путь исправления!!!
Кикимора: Можно я покажу свои фокусы? (Игра с цветной водой).
А ещё какие секреты про тебя бывают?
Ведущая: - у воды нет запаха..
Капелька:- уводы нет цвета..
Ведущая:- у воды нет вкуса..
Капелька:- вода может быть твёрдой-это лёд…
Ведущая:- вода может быть газообразной-это пар…
Капелька:- вода жидкая, она течёт, её можно переливать….
Ведущая:- вода может шуметь, давайте послушаем шум водопада, плеск моря.
Ведущая:- вот сколько интересного мы узнали! Оказывается без воды и вправду не прожить, ни человеку, ни животному, ни растениям!
Капелька: Воздух чистый, свежий, дышится легко и свободно
Но
Не умыться, не напиться без воды
Листику не распуститься без воды
Без воды прожить не могут
Птицы. зверь и человек…
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Ведущая: - Капелька, про тебя писатель Сент - Экзюпери сказал такие хорошие слова: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь….Ты самое большое богатство на свете, ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой к нам возвращаются силы, с которыми мы уже простились».
Кикимора:- А ещё я поняла, воду нужно беречь, не загрязнять водоёмы, экономить в квартирах, иначе вода закончится и наша планета погибнет.
Давайте пообещаем друг другу беречь и экономить воду!!!!!
Кикимора:- До новых встреч друзья!!!
Викторина на праздник воды
1. Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд).
2. Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки).
3. Чем знаменито озеро Байкал?
4. Чем объяснить богатство растительного и животного мира по берегам рек и озер? (Хорошие условия для жизни: достаточно тепла, света, кислорода, пищи).
5. Чем различаются горные и равнинные реки? (Скоростью течения).
6. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Бобр западносибирский, Дальневосточная черепаха, Калужница болотная).
7. Почему вода горных рек очень холодная? (Влияние горных родников).
8. За счет чего в реках пополняются запасы воды? (Осадков, таяния снега и ледников).
9. Какие водоемы называются естественными? Приведите примеры. (Реки, озера, моря – возникают в природе без участия человека).
10. Какие водоемы называют искусственными? (Каналы, пруды, ставки, водохранилища).
11. Какая рыба крякает? (Морской карась).
12. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Скопа, Кубышка желтая, Средиземноморская черепаха).
13. Какой злак растет под слоем воды? (Рис).
14. Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк).
15. У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки).
16. Эти водные млекопитающие двигаются при помощи хвоста, который в отличие от рыб совершает движения вверх-вниз? (Киты).
17. В своем длинном клюве эта птица приносит младенцев. А от радости она клювом трещит. (Аист).
18. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Байкальский белый хариус, Рогоз широколиственный, Белый медведь).
19. Назовите подмосковную реку, носящую имя ценной рыбы. (Осетр).
20. Назовите реку в Белоруссии, носящую имя животного, рекламирующего зубную пасту. (Бобр).
21. Назовите реку в Саратовской области, носящую имя хозяйки тайги. (Медведица).
22. Назовите правый приток Самары и левый приток Днестра, которые носят имя мужа коровы. (Бык).
23. Назовите реку во Владимирской области, носящую имя домашней птицы в красных сапожках. (Гусь).
24. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Горбатый кит, Китайский окунь, Камыш озерный).
25. Какие две рыбы, «обитающие» в разных сказках, исполняют желания, поймавших их людей? (Золотая рыбка и щука).
26. Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и тир года).
27. Из какой чашечки невозможно пить? (Из коленной чашечки).
28. Кто без глаз, а слезами плачет? (Туча, облако, сосулька, свеча).
29. Назовите любителя зимнего плавания. (Морж).
30. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Малый лебедь, Уссурийский когтистый тритон, Водяной орех, Кувшинка чисто белая).
31. Как ласточки предсказывают погоду? (Перед дождем летают низко над землей, так как насекомые тоже опускаются вниз).
32. Как кувшинка предсказывает дождь и показывает время? (Закрывает цветки перед дождем и к вечеру).
33. Какое морское животное предсказывает о приближении шторма за 10-15 часов? (Медуза).
34. Как, наблюдая за муравьями, предсказать погоду? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы).
35. Детишки, какое морское животное рождается хвостом вперед, чтобы не утонуть в момент рождения? (Кита).
36. Из предложенных животных и растений выберете те, жизнь которых связана с водой. (Белобрюхий тюлень, Малоазиатский тритон, Белокрыльник болотный).
Загадки про воду.
Стало как-то суховато
От пустынь и от степей
И поэтому, ребята,
Вот загадки по мокрей.
Это- водные пустыни,
Волны, как барханы.
Здесь среди бездонной сини-
Штормы, ураганы.(Океаны, моря)
Хоть на море мы похожи, мы внутри материка
В нас порой впадают тоже
Ручеёк или река.
С океаном мы знакомы
Назовите, дети, кто мы? (Озёра)
Он и льёт, и льёт, и льёт
Мокрая погода
Может это вертолёт
Сбрасывает воду?
Нет вода из облаков
Угадай, он кто таков?(Дождь).
В океане ходим мы
Словно синие холмы
Океан- наш дом родной,
В нём немало миль.
В шторм идём большой стеной,
Утихаем в штиль (Волны)
В море я всегда солёна,
А в реке я пресна
Лишь в пустыне раскалённой
Мне совсем не место.(Вода).
Мы журчим в апреле звонко,
Ведь сугробы быстро тают,
А мальчишки и девчонки
В нас кораблики пускают.(Ручей)
Маленькой рождаюсь я,
Получаюсь из ручья,
А до моря добегу-
Стать широкою смогу.(Река)
Белая звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла- и пропала.(Снежинка)
Растёт она вниз головой,
Не летом растёт, а зимой.
Но солнце её припечёт-
Заплачет она и умрёт.(Сосулька)
К маме- речке бегу
И молчать не могу.
Я её сынок родной,
А родился я весной. (Ручей).
Анкета для родителей
Уважаемые, родители!
Цель данной анкеты: выявит отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.
- Как Вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность? Если да, то в чём именно?............................................................................................................................
- С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок? (с водой, мылом, с бумагой, с зеркалом )………………………………………………………………………………………………
- Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
- Как вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать и почему?........................................................................................................................................
- Насколько ребёнок эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с экспериментированием? (очень эмоционально, когда как, эмоции ярко не выражены)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Часто ли Ваш ребёнок задает вопросы? Какие именно?.......................................................................................................................................
- Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?......................................................................
- Присутствуют ли в речи вопросы цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно третий, относящийся к одной теме)…………………………………………………………………………………………
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебная капля воды
Развивать познавательную активность детей, творческое воображение....
"В этом городе жизнь моей Родины отразилась как в капле воды»
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы....
Конспект экологического КВН в подготовительной группе на тему: "Мир в капле воды"
Конспект предназначен для закрепления у детей представлений о разных состояниях воды в природных явлениях, уточнение знаний о значении воды в природе....
Волшебная капля воды
Материал будет полезен воспитателям о эксперементировании с водой....
Конспект экологического КВН "Мир в капле воды" /подготовительная группа/
Цель:Закреплять представления о разных состояниях воды в природных явлениях.Уточнить знания о значении воды в природе.Уметь сообща отгадывать загадки, отвечать на вопросы, быстро находить правил...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Волшебная капля воды»
Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды....
Проект "Жизнь в капле воды"
Вода играет выдающуюся роль в жизни нашей планеты. Она участник - глобальных круговоротов и самых грандиозных процессов на Земле. Вода - источник жизни.К сожалению, многие люди считают, что водные рес...