Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе Квест -игра «Остров сокровищ»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Цель: обобщить и закрепить математические знания, умения и навыки посредством квест-игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ostrov_sokrovishch.docx | 308.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по ФЭМП в старшей группе
Квест -игра «Остров сокровищ»
Цель: обобщить и закрепить математические знания, умения и навыки посредством квест-игры.
Обучающие задачи:
1.Упражнять в счете в пределах 10.
2.Закрепить знания детей о геометрических фигурах (прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник)
3.Познакомить с геометрической фигурой – ромб.
Развивающие задачи:
1.Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание.
2.Развивать смекалку, зрительную память, воображение, речь детей.
Воспитывающие задачи:
1.Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
2.Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приемы:
- Игровой (использование сюрпризных моментов)
- Наглядный (использование иллюстраций).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Оборудование: Письмо от пиратов, конверты с заданиями, листы с цифрами для соединения точек (на каждого ребенка), карта с изображением островов, цифры от 1 до 10(на каждого ребенка), по 2 кубика с точками (на каждого ребенка), ключ разрезной, геометрические фигуры разных цветов, 2треугольника на каждого ребенка, аудиозапись «Звуки моря», корабль из стульчиков, два модуля под камни, ноутбук, сундук, замок, схемы прохождения по кочкам (на каждого ребенка), шоколадные монеты.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Воспитатель:
Встаньте дети,
Встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними, и подарим свои лучезарные улыбки и хорошее настроение, чтоб им тоже было радостно.
-Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать, что в нём написано?
Тогда, слушайте.
Письмо: «Мы, пираты ХХ века узнали, что в море на одном из островов, нарисованных на карте, спрятаны сокровища. Мы долго скитались по этим островам, но так и не смогли справиться со всеми испытаниями, выпавшими на нашу долю. Мы ничего не нашли. Если вы, нашедшие это послание, будете очень внимательными, сообразительными и ловкими, умеющими слушать и думать, то вам повезет и вы найдете сокровища.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: (Да)
Воспитатель: Путешествия бывают веселые и интересные, а бывают трудные и опасные. Как вы думаете, какими должны быть настоящие путешественники?
Дети: Смелыми, храбрыми, сильными, ловкими, умными, дружными, добрыми, веселыми.
Воспитатель: - Ну что, ребята, вы хотите отправиться на Остров сокровищ? Докажем пиратам, что мы смелые, храбрые и дружные? Это будет не простое путешествие, а волшебное. Путешествие будет нелёгким. Перед тем как отправиться в дорогу, нужно пересчитать всех участников путешествия.
(Дети считают количество участников)
2.Основная часть.
-Всё это очень заманчиво, но как нам попасть на эти острова?
На чем мы сможем добраться до Острова сокровищ? (ответы детей).
А на чем мы отправимся в путешествие, узнаем, если соединим цифры от 1 до 10.(Дети подходят к столу, каждый индивидуально на листочках соединяет цифры)
Мы поплывем на корабле.
Прошу всех занять свои места, сядьте удобнее, закройте глаза. Вот мы и на море (музыка звук моря).
Воспитатель: - Куда же нам плыть дальше?
Посмотрите, что это на суше? (карта с подсказкой).
Давайте посмотрим, что это? (карта подсказка).
Дети рассматривают карту
Воспитатель: и вот первый остров
- Давайте подумаем, как называется остров? Здесь стоит значок вопроса – значит, это остров…(вопросов). Тут на камнях развешены загадки-вопросы, мы должны на них ответить и за правильные ответы получить часть от ключа.
Воспитатель:
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько лап у двух собак? (8)
3.Сколько пальцев у перчатки?(5)
4.Сколько глаз у светофора?(3)
5.Сколько солнышек на небе?(1)
6.Сколько углов у квадрата?(4)
Молодцы ребята, вы справились с этим задание и получаете за это часть от ключа.
Садитесь на корабль. (звучит музыка моря).
Воспитатель: Давайте посмотрим по карте на какой следующий остров нам надо попасть. А следующий остров «Остров чисел».
(Дети ищут конверт с заданием)
На столе карточки с цифрами от 1 до 10(на каждого ребенка), по 2 кубика с точками (на каждого ребенка)
Воспитатель читает задание:
1.Расставьте все числа по порядку.
Назовите соседей числа 3,5,2 и т.д.
2.Посчитайте количество точек на двух кубиках и найдите соответствующую цифру.
(Дети выполняют задания)
Воспитатель: Молодцы ребята, и со вторым заданием вы справились. И получаете за это еще часть от ключа.
Садитесь на корабль (звучит музыка моря)
- Давайте посмотрим на карту, какой же остров нам встретится на пути?
Следующий путь «Болото знаний»
(Дети ищут конверт с заданием)
Воспитатель читает задание: Вам нужно переправиться через болото по кочкам, следуя инструкции воспитателя.
Инструкция: Переправляемся по одному, используя схему.
Наступая на кочку, необходимо назвать геометрическую фигуру и её цвет. (Воспитатель раздает схемы)
(Дети выполняют задание)
- Молодцы справились и с этим заданием, вот вам часть ключа.
-Ребята, посмотрите внимательно на геометрические фигуры, какую новую фигуру вы увидели?(дети находят фигуру)
-Ромб-фигура непростая,
Две в себе объединяет:
Треугольник раз и два-
Фигура стала вдруг одна.
-Как называется эта фигура? (ромб)
-Подойдите к столу, соберите ромб из треугольников? (дети выполняют задание)
-Ну, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка
Игра «Будь внимателен».
На слово «небо»- дети поднимают руки вверх,
«Вода»- руки перед собой,
«Земля» - руки вниз,
Огонь – круговые движения руками.
Воспитатель называет слова, дети выполняют движения.
-Отдохнули, отправляемся в путь.
-Дети садитесь на корабль. (звучит музыка моря).
-Ребята, на карте указано, что дальше на пути нам встретится опасный остров – это остров «Пиратов»
Дети находят конверт с заданием.
Воспитатель читает задание: В конверте лежит разрезная на части картинка, нужно собрать её.
Дети собирают картинку.
-Что видите на картинке? (сундук с сокровищами)
-Молодцы ребята, и с четвертым заданием вы справились.
И получаете за это часть от ключа.
-Ребята, мы отправляемся в путь.
Садитесь на корабль (звучит музыка моря)
- И вот мы и оказались на последнем острове под названием «Остров Сокровищ».
-И судя по карте, где- то здесь должен быть спрятан сундук с сокровищами. --Поищите…
Дети находят сундук с сокровищами.
-Но вот беда на сундуке висит замок.
-Что нам нужно, чтобы открыть этот замок? (Ключ).
-А где же мы можем взять ключ? (можем собрать его из частей)
Дети собирают ключ из деталей.
-Ключ мы собрали и теперь наш сундук откроется.
-Открываем (в сундуке золотые шоколадные монеты)
-Клад нашли, а это значит, что
мы дружная команда, справились со всеми заданиями, нашли сокровища.
Время возвращаться домой.
Раз, два, три, повернись, в детском саду очутись.
Вот мы с вами вернулись в наш детский сад.
Рефлексия
-Ребята, чем мы сегодня занимались?(ответы детей)
-С какой новой геометрической фигурой познакомились? (познакомились с геометрической фигурой «ромб»)
- Что вам понравилось больше всего? (ответы детей).
- Какое задание было самым сложным? А что было интересным?
Вы молодцы, все такие дружные, смекалистые (похвалить, каждого ребенка).
в Математический квест для детей старшей группы детского сада
Математический квест для детей старшей группы «Остров сокровищ»
Цель: обобщить и закрепить математические знания, умения и навыки посредством квест-игры.
Обучающие задачи:
• Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
• Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
• Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.
• Закрепить умение ориентироваться в пространстве.
Развивающие задачи:
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приёмы:
• Игровой (использование сюрпризных моментов).
• Наглядный (использование иллюстрации).
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
• Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: карточки – задания, маршрутный план, цифры от 1 до 10, геометрические фигуры, игра "Найди соседей", сундук, воздушные шары, конверт (с письмом от пиратов), замок, ключ, лист бумаги, фломастер, шоколадные монеты.
Ход занятия
Воспитатель:
Встаньте дети,
Встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Ребята, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте мы с ними поздороваемся, и подарим свои лучезарные улыбки и хорошее настроение, чтоб им тоже было радостно.
Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать, что в нём написано?
Письмо: «Мы, пираты ХХ века узнали, что в море на одном из островов, нарисованных на карте, спрятаны сокровища. Мы долго скитались по этим островам, но так и не смогли справиться со всеми испытаниями, выпавшими на нашу долю. Мы ничего не нашли. Если вы, нашедшие это послание, будете очень внимательными, сообразительными и ловкими, умеющими слушать и думать, то вам повезет и вы найдете сокровища.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: (Да)
Воспитатель: Путешествия бывают веселые и интересные, а бывают трудные и опасные. Как вы думаете, какими должны быть настоящие путешественники?
Дети: смелыми, храбрыми, сильными, ловкими, умными, дружными, добрыми, веселыми.
Воспитатель: Ну что, ребята, вы хотите отправиться на Остров сокровищ? Докажем пиратам, что мы смелые, храбрые и дружные? Это будет не простое путешествие, а волшебное. Путешествие будет нелёгким. Перед тем как отправиться в дорогу, нужно пересчитать всех участников путешествия.
Воспитатель: Все это очень заманчиво, но как нам попасть на эти острова?
И на чем — же мы сможем добраться до Острова сокровищ? (ответы детей). А на чем мы отправимся в путешествие, узнаем, если соединим цифры от 1 до 9.
Мы поплывем на корабле.
Прошу всех занять свои места, сядьте поудобнее, закройте глаза. Вот мы и на море (магнитофон звук моря).
Воспитатель: -Куда же нам плыть дальше?
Посмотрите, что это на суше? (бутылка с подсказкой).
Давайте посмотрим, что внутри бутылки? Как вы думаете, что это? (карта - подсказка).
Дети рассматривают карту
Воспитатель: И вот первый остров
- Давайте подумаем, как называется остров? Здесь стоит значок вопроса – значит, это остров…(вопросов). Тут на камнях развешены загадки-вопросы, мы должны на них ответить и за правильные ответы получить часть от ключа.
Воспитатель:
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
4. Какой месяц?(март)
5. Сколько лап у двух собак? (8)
6. Сколько в неделе выходных дней? (2)
7. Назовите весенние месяца по порядку (март,апрель,май)
8. Какое сейчас время суток?(день)
9. Назовите все дни недели по – порядку
10. Какой день недели между понедельником и средой? (вторник)
Молодцы ребята вы справились с этим задание и получаете за это часть от ключа.
Воспитатель: Давайте посмотрим по карте на какой следующий остров нам надо попасть. А следующий остров «Остров чисел». Ищут сверток с заданием.
Задание: Нужно расставить все цифры по порядку. Угадать соседей у чисел на карточках и расставить их.
Воспитатель: Молодцы ребята, и со вторым заданием вы справились. И получаете за это еще часть от ключа.
Посмотрите на карту (Смотрят на карту). А куда нам идти дальше? А впереди нас ждет гора а рядом много геометрических фигур наверное этот остров «Геометрических фигур». (Дети ищут сверток с заданием.)
Воспитатель читает задание:
- перед вами лежит лист бумаги и геометрические фигуры. Вам нужно назвать геометрические фигуры и разложить фигуры на листе бумаги, как написано здесь:
В верхний правый угол – 3 треугольника;
В верхний левый угол – 1 круг;
В нижний правый угол – 2 овала;
В нижний левый угол – 1 квадрат;
Посередине листа – ромб.
А теперь посчитайте сколько фигур у вас всего ?
Сколько фигур без углов?
Сколько фигур с углами?
Воспитатель: Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились. И получаете за это еще часть от ключа.
Воспитатель: Ну а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, а потом опять в путь.
Физминутка
Воспитатель: На карте указано, что дальше на нашем пути встретиться опасный остров- это остров «Пиратов». (Детям предлагают лопать воздушные шары, чтоб сюда не пришли пираты и найти в шарах задание )
Воспитатель читает задание: В конверте лежит разрезная на части картинка, нужно собрать ее.
Воспитатель: Молодцы ребята, и с четвертым заданием вы справились. И получаете за это еще часть от ключа.
Продолжаем путешествие. Следующий пункт на карте Болото знаний
(Дети ищут сверток с заданием)
Воспитатель читает задание:
Здесь заколдованые кочки. Не на каждую кочку можно наступить. Чтобы перейти через болото и узнать на какие кочки можно наступать нужно решить задачки.
1. Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели.
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой
Сколькоих? (7)
2. Шесть веселых поросят
У корытца в ряд стоят!
Тут один улегся спать –
Поросят осталось… (5)
3. Пять пушистых кошек
Улеглись в лукошке.
Тут одна к ним прибежала,
Сколько кошек вместе стало? (6)
4. Шесть цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет счесть,
Сколько будет два и шесть? (8)
Теперь в колонну по одному переходим через болото и наступаем только на цифры 7, 5, 6 и 8.
Воспитатель: И вот мы и оказались на последнем острове под названием «Остров Сокровищ»
И судя по карте, где- то здесь должен быть спрятан сундук с сокровищами. Поищите…
Находят сундук с сокровищами. Но вот беда на сундуке висит замок.
Что нам нужно, чтобы открыть этот замок? (Ключ). Так вот для чего нам острова давали части от ключа за выполненные задания. Ребята, нужно из частей собрать ключ и сундук откроется.(Дети собирают ключ из деталей)
Открываем (в сундуке золотые шоколадные монеты и деньги для игры в магазин )
Клад нашли, а это значит
- Мы дружная команда, справились со всеми заданиями, нашли сокровища.
Время возвращаться домой.
Раз, два, три, повернись, в детском саду очутись.
Вот мы с вами вернулись в наш детский сад.
Ребята, вам понравилось наше приключение.
- Чем оно вам запомнилось? (ответы детей).
- Что для вас было самым сложным? А что было интересным?
Вы молодцы, все такие дружные, смекалистые (похвалить, каждого ребенка).
Место проведения: МДОУДСКВ «Радуга» СПДС «Серебряное копытце»
Сроки проведения: Сентябрь - октябрь.
Режим работы: во время и вне занятий.
Количество участников проекта: 23 ребёнка и их родители, воспитатель – Останина В.А., музыкальный руководитель.
Возраст детей: 5-6 лет.
Материалы и оборудование: листочки красного и зелёного цвета по паре на каждого ребёнка, музыкальная аппаратура, подборка песен об осени, костюм «Осень», сухие листья различных деревьев, клей-карандаш, клей ПВА, цветная бумага, цветной картон, ножницы, баночки и кисти для клея, цветные карандаши, восковые мелки, гуашь, кисти, баночки для воды.
1 этап. Целеполагание.
Цель: Формирование представлений детей об осенних изменениях в природе.
Задачи: - расширить представления детей о приметах осени;
- активизировать познавательную деятельность детей;
- воспитывать любовь к природе родного края;
- развивать творческие способности детей, умение работать с различными материалами.
2 этап. Разработка проекта.
1. Познакомить всех участников проектной деятельности: детей, родителей с темой проекта, настроить их на успешную работу, заинтересовать в его реализации.
2. Создать в группе условия для реализации проекта: подготовить литературу, иллюстрации, наглядные пособия, музыкальный репертуар, необходимые материалы, инструменты и приспособления для продуктивной деятельности детей.
3 этап. Основной.
Организация деятельности проекта.
3.1. Игровая деятельность.
Дидактические игры: «Винегрет», «Чудесный мешочек», «Во саду ли, в огороде». «Вершки-корешки», «Четвёртый лишний», «С какого дерева листок?».
Сюжетно-ролевые игры: «Уборка урожая», «Магазин «Фрукты-овощи».
Настольные игры: Домино «Овощи-фрукты», лото «Овощи».
Подвижные игры: «Пугало», «Листопад», "Поймай листок".
Игра-забава «Зайчик в огороде».
Пальчиковая гимнастика: «Грибы», «Осень, осень», «Поздняя осень».
3.2. Художественно-речевая деятельность.
*** Чтение стихов об осени: И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...», Ирина Галавина
«Королева Осень», Ахмед Ерикеев «Наступила осень», .
*** Беседы: «Овощная аптека», «Листья золотые», «дары осени».
*** Чтение пословиц и поговорок об осени, разгадывание загадок.
См. приложение №3.
*** Разгадывание загадок об осени. ( см. приложение №4)
*** Музыкальная деятельность.
«Падают листья...» Музыка М. Красева, слова М. Ивенсен,
«До свиданья, осень», Слова И. Яворовской Музыка А. Кудряшова (См. приложение №5)
Танец- «Танец с осенними листьями», муз.А.Филиппенко.
3.3. Продуктивная деятельность.
Цель: продолжать учить детей работать в различных техниках и с разными материалами, учить создавать работу п задуманному плану, учить доводить начатое дело до конца, учить работать как индивидуально так и коллективно; воспитывать аккуратность при работе с ножницами, клеем, природными материалами..
- Рисунок: «Листопад», «Осенние цветы», «Дождь», «Урожай», «Грибы»;
- Аппликация: «Осенний лес»;
- Аппликация из сухих листьев: «Осенние фантазии», «Осенний вальс», «Осенние цветы»;
- Лепка: «Грибы на пенёчке», «Овощная корзинка», «Грибное лукошко»;
- Поделка из сухих листьев «Совушка»;
- Коллективная работа «Листопад саду».
3.4. Выставка книг и иллюстраций «Золотая осень»
Цель: прививать любовь к чтению, к рассматриванию картин и иллюстраций, учить видеть прекрасное в природе.
3.5. Работа с родителями.
- Подборка книг и иллюстраций об осени.
- Изготовление лепбука «Осень»
- Совместная деятельность детей и родителей: рисование «Осень золотая»
4 этап. Заключительный.
Выставка рисунков «Золотая осень»
Выставка детско-родительских работ "Осень в гости к нам пришла!"
Развлечение « Провожаем осень!"
Приложение 1.
Стихи об осени.
Иван Бунин
Листопад (отрывок)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
А. Майков.
«Осенние листья по ветру кружат...».
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»
5 Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
Ирина Галавина
«Королева Осень»
Королева Осень, важная персона —
Шлейф из жёлтых листьев, и венок — корона.
Из рябины гроздьев ягод красно-алых
Бусы получились краше, чем кораллы.
Дорогая осень, ты щедра дарами
Из грибов и ягод, яркими цветами.
Золотая осень, ты сама богата,
Осыпаешь землю драгоценным златом,
Одеваешь в шубу рыжую, пуховую,
Чтобы пережить помочь зимушку суровую.
«Под кустом свернулся ёжик»
Под кустом свернулся ёжик
Мокрый и колючий.
И косит над лесом дождик,
Разгоняя тучи.
В листья красные одетый,
Улыбается пенёк.
Простоял сухой всё лето,
А теперь насквозь промок.
Ахмед Ерикеев
Наступила осень.
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на берёзе
Золотом горят.
Не слыхать весёлых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Пальчиковые игры.
«Грибы»
Самомассаж подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).
Вылезли на кочке - мизинец
Мелкие грибочки: - безымянный
Грузди и горькушки, - средний
Рыжики, волнушки. - указательный
Даже маленький пенек - большой
Удивленья скрыть не мог. - большой
Выросли опята, - указательный
Скользкие маслята, - средний
Бледные поганки - безымянный
Встали на полянке.
«Осень, осень»
Осень, осень, погляди! Трём ладошки друг о друга
Листья жёлтые кружатся, Плавное движение ладонями
Тихо на землю ложатся. Ладони гладят по коленям
Солнце нас уже не греет, Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди
Ветер дует всё сильнее, Синхронно наклоняем руки в стороны
К югу полетели птицы, «Птица» из двух скрещенных рук
Дождик к нам в окно стучится. Барабанить пальцами по ладони
Шапки, куртки надеваем Имитируем
И ботинки обуваем. Топаем ногами
Знаем месяцы: Ладони стучат по коленям
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. Кулак, ребро, ладонь.
«Поздняя осень»
Солнышко греет уже еле-еле; Поочерёдно соединяют, начиная с больших пальцев обеих рук (на каждую примету).
Перелётные птицы на юг улетели;
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре – Руки сжимают в замок.
Поздняя осень стоит на дворе. Разводят руками перед собой.
Приложение 3.
Пословицы, поговорки об осени.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.
От осень к лету повороту нету.
Бойся осени: за ней зима, не бойся зима: за ней весна. (азербайджанская пословица).
Упал с дерева один лист — жди осени (японская пословица).
Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется.
В осень и у вороны копны хлеба.
Осенью скот жиреет, а человек добреет.
Осенью и воробей богат.
Осень хвастлива, а весна справедлива.
Придет осень, за все спросит.
Осень — запасиха, зима — подбериха.
Осень — погод восемь.
Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.
Теплая осень — к долгой зиме.
Пословицы и поговорки про сентябрь.
Сентябрь холоден, да сыт.
В сентябре одна ягода, ди и та горькая рябина.
В сентябре огонь и в поле, и в избе.
Сентябрь кафтан срывает, тулуп надевает.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.
В сентябре днем погоже, а по утрам негоже.
В сентябре синица просит осень в гости.
Сентябрь птиц в дорогу погнал.
В сентябре лес реже, а птичий голос тише.
Сентябрь без плодов не бывает.
Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
Сентябрь — вечер года.
В сентябре лето кончается, а осень начинается.
Пословицы и поговорки про октябрь.
Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.
В октябре и лист на дереве не держится.
Октябрь месяц первых снегов, первых холодов.
В октябре и изба с дровами, и мужик в лаптях.
Холоден октябрь батюшка, а ноябрь его перехолодил.
В октябре на одном часу и дождь, и снег.
Октябрь венчает белый снег с великой грязью.
В октябре до обеда осень, после обеда — зима.
Быстро тает октябрьский день, не привяжешь за плетень.
Плачет октябрь холодными слезами.
В октябре с солнцем прощайся, ближе к печке подбирайся.
Пословицы и поговорки про ноябрь.
Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат.
Ноябрь с гвоздем, декабрь м мостом.
Ноябрь без топора мосты наводит, декабрь без гвоздя загваждивает.
В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать. Ноябрь — ворота зимы.
Ноябрьские ночи до снега темны.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.
В ноябре мужик с телегой прощается в сани забирается.
В ноябре зима с осенью борется.
Не диво в ноябре белые мухи. (снег)
В ноябре мороз приосанивается.
Не сковать реку зиме без ноября — кузнеца.
Кто в ноябре незябнет, тот и в декабре не замерзнет.
Приложение 4.
Загадки об осени.
Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ! (Поздняя осень)
***
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто… (листопад)
***
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно … (Листопад)
***
Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)
***
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто … (Листопад)
***
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
***
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь)
***
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный… (дождь)
***
Шел долговяз, в сырую землю увяз. (дождь)
***
Крупно, дробно зачастило,
И всю землю намочило. (дождь)
***
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (дождь)
***
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
***
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — … (Дождь)
***
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли… (зонт)
***
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду… (лужи)
***
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)
***
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь. (Ветер)
***
Пареньку почти семь лет.
За плечами ранец.
А в руках большой букет,
На щеках румянец.
Что за праздничная дата?
Отвечайте-ка, ребята! (1 сентября, День знаний)
***
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан … (Иней)
***
Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое? (Иней)
***
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
***
Загадки с ответом осень
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
***
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
***
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
***
Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (Осень)
***
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин (Осень)
***
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я — … (Осень)
***
Пришла без красок
B без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
***
Лес разделся, Неба просинь,
Это время года — … (Осень)
***
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я … (Осень)
***
Загадки про осенние месяцы
Лето кончилось,
Пора снова в школу, детвора,
К атласам и букварям.
Что за месяц в гости к нам? (Сентябрь)
***
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)
***
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит,
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)
***
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй? (Октябрь)
***
Листья клёна пожелтели,
Зеленеют сосны, ели,
Ветер, дождь, по речке рябь.
Это к нам пришел … (Октябрь)
***
Все мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
***
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй? (Октябрь)
***
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
***
Осень по календарю,
Но уже стучит вовсю
В двери строгая зима,
Сыплет снегом на поля. (Ноябрь)
***
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода, знаешь ты?
Конечно, да! (Ноябрь)
***
Месяц отгадай скорей:
Он длиною в тридцать дней
Часто эти дни с дождём,
А идёт за октябрем. (Ноябрь)
Приложение 5.
Музыкальный репертуар.
«Падают листья...»
Музыка М. Красева, слова М. Ивенсен
Падают, падают листья - в нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят,
Жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетели - гуси, грачи, журавли,
Вот уж последняя стая крыльями машет вдали,
Вот уж последняя стая крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке, в лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки вкусным осенним грибком,
Пахнут пеньки и тропинки вкусным осенним грибком.
«До свиданья, осень»
Слова И. Яворовской Музыка А. Кудряшова
Вот и птицы улетают,
Дети осень провожают,
По аллеям разбежались ветерки.
Всё вокруг красиво очень,
Провожают дети осень,
И листочки золотые,
Как флажки.
Припев:
Мы помашем ей руками,
Мы ей скажем до свиданья,
До свиданья осень,
До свидания.
Вот и астры доцветают,
Дети осень провожают,
Опустели все тропинки у реки.
Детский сад нарядный очень,
Провожают дети осень,
И листочки золотые,
Как флажки.
Припев:.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе
Тема: «Форма: круг, квадрат, треугольник».Образовательная область: «Познавательное развитие».Цель: создать условия для выделения общего признака предметов: цвета, формы.Интеграция образова...
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе: «Маша и Медведь»
Дети в игровой форме выполняют задания сказочных героев Маши и Медведи; закрепляют знания о геометрических фигурах, о днях недели; упражняются в счёте и решении логических задач....
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе «Математический КВН».
Этот материал может использоваться в конце учебного года как итоговое занятие в старшей группе....
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе "Играем со сказочными героями"
Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении полугода....
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе "День Победы, как он был от нас далек"
Патриотическое воспитание должно проводиться в любых видах детской деятельности...
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе : «Путешествие в математическое королевство»
Упражнять в количественном и порядковом счёте в пределах 10,счете в прямом и обратном порядке.Развивать знания о последовательности дней недели, времён годаРазвивать знания о составе чисел в пределах ...