Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Тема: «Форма: круг, квадрат, треугольник».
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: создать условия для выделения общего признака предметов: цвета, формы.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
1. Познавательное развитие: формировать представления о форме, цвете, размере;
- умение разбивать множество на классы по цвету и форме;
- пересчитывать и записывать полученные числа;
- ориентироваться на плоскости относительно себя;
- формировать понятие о пространственных отношениях: слева, справа, верхний правый угол, нижний левый угол, центр (середина).
2. Социально-коммуникативное развитие: развивать внимание, память, поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, умение работать по плану, предложенному педагогом, планировать свои действия, делать выводы;
- воспитывать умения помогать друг другу при выполнении заданий, желание прийти на помощь.
3. Физическое развитие: укреплять мышцы туловища и конечностей;
- формировать правильную осанку;
- развивать зрительное восприятие.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах.
Оборудование: геометрические фигуры разного цвета, формы и размера; четыре большие коробки (три из них для классификации по цвету: на одной красная клякса, на другой – синяя, на третьей – желтая и одна коробка с изображением круга); счетные палочки; цветные карандаши, коврограф, переносная доска, пособие «Моя математика»; рисунок с изображением «коврика», коробочки с разными по цвету и форме геометрическими фигурами (на каждую группу детей).
Предварительная работа: дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Два мешочка», «На что похоже», «Что лишнее?», «Найди похожее!», «Составь узор».
Логико-образовательная деятельность
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Вводная часть: Дидактическая игра, подводящая к открытию и формированию нового: «Наведем порядок на столе» (игра по знакомым правилам). У воспитателя три коробки: на одной красная клякса, на другой – синяя, на третьей – желтая.
Давайте поиграем. Я – хозяйка дома, а вы мои помощники. Представьте, что мы с вами вернулись домой, а дома беспорядок. - Посмотрите, что у вас лежит на столах? Они сейчас разбросаны в беспорядке. Давайте наведем порядок: разложим фигуры в нужные коробки. Рассмотрите свои фигуры и подойдите к нужной коробке, но не кладите фигуры в коробку сразу.
|
На столах разложены геометрические фигуры красного, синего и желтого цвета. Среди них 3 круга разного цвета (зеленый, фиолетовый и оранжевый).
- Разные фигуры.
Дети собираются в три команды, каждый ребенок показывает свою геометрическую фигуру и объясняет, почему он решил, что относится к этой команде. - У меня зеленый треугольник, положу его в коробку с зеленой кляксой. Все остальные слушают, и, если объяснение дано верно, кладут фигуру в коробку. |
|
2. | Затруднение в игровой ситуации. | Но у трех ребят фигуры другого цвета и они не попадают ни в одну команду. |
|
3. | Открытие нового. Формирование темы и основной цели ООД. - Какие фигуры мы не можем положить ни в одну коробочку?
- Почему?
- Какое слово все время повторялось? - Что это значит?
- Какой же у них общий признак? |
Маленький зеленый круг. - Большой оранжевый круг - Фиолетовый круг. - Круги другого цвета. - Круг.
- У всех этих фигур одинаковая форма. - Форма.
|
Применяют на практике знания о геометрических фигурах. Создано положительное эмоциональное состояние от правильно выполненных действий. |
| Воспитатель просит гиперактивного ребёнка (Кирилла К.) принести и показать остальным детям коробку с изображённым на ней кругом. | Кирилл берёт со стола воспитателя коробку и показывает детям.
| Смена вида деятельности для гиперактивного ребёнка.
|
| - Какую коробку нам надо заготовить для этих предметов? - Так что же мы сегодня будем делать? | - Коробку, в которую можно складывать круги. - Собирать предметы одинаковой формы. | Дети включаются в деятельность, предложенную воспитателем. |
4. | Игра по новым правилам. Ставит перед детьми коробку, на которой изображен круг. - Положите в эту коробку все круги. | В коробку кладутся в первую очередь карточки тех детей, которые не могли участвовать в общей игре, а затем дети перекладывают из других коробок круги красного, желтого и синего цвета. |
|
5. | Воспитатель оказывает содействие в организации физминутки: Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – уши шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. | Дети четко и ясно произносят слова физминутки, сочетают с движением.
|
|
6.
| Присаживайтесь поудобнее. Открываем книжку на закладке. Расскажите, что вы видите на рисунке? Придумайте к рисунку вопросы со словом «сколько».
|
- Геометрические фигуры. - Сколько здесь треугольников? - Сколько на картинке квадратов? - Сколько на столике кругов?
|
Грамматически правильно отвечают на вопросы. Создано положительное эмоциональное состояние от правильно выполненных действий. |
| Воспитатель предлагает Кириллу оказать помощь в организации самостоятельной деятельности детей. | Кирилл помогает воспитателю раздавать цветные карандаши.
| Смена вида деятельности для гиперактивного ребёнка. |
7. | Называйте, отсчитывайте и зачеркивайте по одному кругу, выкладывайте счетные палочки, ставьте точки на числовой карточке рядом с изображением круга. - Сосчитайте число треугольников самостоятельно.
- Расскажите, что у вас получилось? - Сосчитайте число квадратов самостоятельно. - Расскажите, что у вас получилось?
|
Дети считают треугольники, записывают их количество точками на числовой карточке. (Всего два треугольника).
Дети считают квадраты, записывают их количество точками на числовой карточке (всего три квадрата). |
Дети отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением.
|
8. | Поднимите правую руку, положите ее на правую страницу. Рассмотрите рисунки на этой странице. На верхнем рисунке надо обвести фигуры одинаковой формы линией одного цвета, а фигуры другой формы – линиями другого цвета. Показывает образец работы на переносной доске, на которой изображения фигур, аналогичные тем, что даны в пособии: обводит какую-либо группу фигур сплошной линией. | Дети рассматривают рисунки, внимательно слушают задание. | Дети включаются в деятельность, предложенную воспитателем. |
| Воспитатель предлагает Кириллу ещё раз выполнить задание по образцу на переносной доске. | Мальчик выходит к переносной доске и выполняет задание по образцу ещё раз. | Смена вида деятельности для гиперактивного ребёнка. |
9. | Сейчас мы будем работать в парах. Внимательно слушаем задание, советуемся и помогаем друг другу. (Воспитатель ставит Кирилла в пару с ребёнком с нормой). - Возьмите карандаш красного цвета. Обведите только круги.
- Сосчитайте число кругов, поставьте столько же точек на числовой карточке рядом с изображением круга. - Расскажите, как вы будете отсчитывать круги? - Считайте. - Какое число получилось? - У кого получилось другое число?
Обведите каждую группу фигур линиями другого цвета самостоятельно.
Сколько получилось разных групп? |
Дети находят первый круг, зачеркивают его, рисуют одну точку на числовой карточке. Считают круги до тех пор, пока не зачеркнут их все.
По просьбе педагога кто-то один из пары отвечает на поставленный вопрос, а второй его внимательно слушает; если педагог посчитает нужным, он предлагает второму ребенку в паре уточнить ответ. (На вопросы отвечает ребёнок с нормой). Дети обводят цветными карандашами фигуры одинаковой формы. Ответы детей.
|
Дети отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением.
|
10. | Посмотрите на нижний рисунок. Как можно собрать эти фигуры в группы, по-другому? Обведите фигуры одинакового цвета линией одного цвета, а фигуры другого цвета – линиями другого цвета. Показывает детям образец работы на переносной доске: обводит какую-либо группу фигур сплошной замкнутой линией. |
- По цвету.
Дети обводят фигуры одинакового цвета.
|
|
| Воспитатель предлагает Кириллу ещё раз выполнить задание по образцу на переносной доске. | Мальчик выходит к переносной доске и выполняет задание по образцу ещё раз. | Смена вида деятельности для гиперактивного ребёнка. |
| - Сколько получилось разных групп? | Ответы детей. |
|
11. | Мы навели порядок в комнате. Разложили предметы по коробкам. Теперь давайте постелим в этой комнате такие же коврики, как на рисунке, чтобы стало уютнее и красивее. - Расскажите про этот коврик: какие фигуры его украшают? Как они расположены?
- Будем работать в группах, помогая друг другу. Педагог распределяет детей по группам: у коврографа, на ковре, у переносной доски, где в коробках лежат разные по цвету и форме геометрические фигуры. (Воспитатель старается распределить гиперактивного ребёнка в группу с более спокойными детьми). - Найдите нужные геометрические фигуры и сделайте такой же коврик, как на рисунке.
- Молодцы! Посмотрите, как мы украсили группу! |
Ответы детей (что расположено справа, слева, в центре, в верхнем правом углу, в нижнем левом и т.д.)
Дети советуются друг с другом, сравнивают свою работу с работами других детей. Если найдены ошибки, то дети называют их.
|
Дети испытывают чувство гордости за выполненную работу. |
12. | Заключительная часть. Подведение итогов: - Что мы сегодня делали? - Что нового узнали? - Что получилось? - Что понравилось больше всего? |
Ответы детей. |
Дети отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе
Тема: «Форма: круг, квадрат, треугольник».
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: создать условия для выделения общего признака предметов: цвета, формы.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
- Познавательное развитие: формировать представления о форме, цвете, размере;
- умение разбивать множество на классы по цвету и форме;
- пересчитывать и записывать полученные числа;
- ориентироваться на плоскости относительно себя;
- формировать понятие о пространственных отношениях: слева, справа, верхний правый угол, нижний левый угол, центр (середина).
2. Социально-коммуникативное развитие: развивать внимание, память, поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, умение работать по плану, предложенному педагогом, планировать свои действия, делать выводы;
- воспитывать умения помогать друг другу при выполнении заданий, желание прийти на помощь.
3. Физическое развитие: укреплять мышцы туловища и конечностей;
- формировать правильную осанку;
- развивать зрительное восприятие.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах.
Оборудование: геометрические фигуры разного цвета, формы и размера; четыре большие коробки (три из них для классификации по цвету: на одной красная клякса, на другой – синяя, на третьей – желтая и одна коробка с изображением круга); счетные палочки; цветные карандаши, коврограф, переносная доска, пособие «Моя математика»; рисунок с изображением «коврика», коробочки с разными по цвету и форме геометрическими фигурами (на каждую группу детей).
Предварительная работа: дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Два мешочка», «На что похоже», «Что лишнее?», «Найди похожее!», «Составь узор».
Логико-образовательная деятельность
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Вводная часть: Дидактическая игра, подводящая к открытию и формированию нового: «Наведем порядок на столе» (игра по знакомым правилам). У воспитателя три коробки: на одной красная клякса, на другой – синяя, на третьей – желтая. Давайте поиграем. Я – хозяйка дома, а вы мои помощники. Представьте, что мы с вами вернулись домой, а дома беспорядок. - Посмотрите, что у вас лежит на столах? Они сейчас разбросаны в беспорядке. Давайте наведем порядок: разложим фигуры в нужные коробки. Рассмотрите свои фигуры и подойдите к нужной коробке, но не кладите фигуры в коробку сразу. | На столах разложены геометрические фигуры красного, синего и желтого цвета. Среди них 3 круга разного цвета (зеленый, фиолетовый и оранжевый). - Разные фигуры. Дети собираются в три команды, каждый ребенок показывает свою геометрическую фигуру и объясняет, почему он решил, что относится к этой команде. - У меня зеленый треугольник, положу его в коробку с зеленой кляксой. Все остальные слушают, и, если объяснение дано верно, кладут фигуру в коробку. | |
2. | Затруднение в игровой ситуации. | Но у трех ребят фигуры другого цвета и они не попадают ни в одну команду. | |
3. | Открытие нового. Формирование темы и основной цели ООД. - Какие фигуры мы не можем положить ни в одну коробочку? - Почему? - Какое слово все время повторялось? - Что это значит? - Какой же у них общий признак? | Маленький зеленый круг. - Большой оранжевый круг - Фиолетовый круг. - Круги другого цвета. - Круг. - У всех этих фигур одинаковая форма. - Форма. | Применяют на практике знания о геометрических фигурах. Создано положительное эмоциональное состояние от правильно выполненных действий. |
Воспитатель просит гиперактивного ребёнка (Кирилла К.) принести и показать остальным детям коробку с изображённым на ней кругом. | Кирилл берёт со стола воспитателя коробку и показывает детям. | Смена вида деятельности для гиперактивного ребёнка. | |
- Какую коробку нам надо заготовить для этих предметов? - Так что же мы сегодня будем делать? | - Коробку, в которую можно складывать круги. - Собирать предметы одинаковой формы. | Дети включаются в деятельность, предложенную воспитателем. | |
4. | Игра по новым правилам. Ставит перед детьми коробку, на которой изображен круг. - Положите в эту коробку все круги. | В коробку кладутся в первую очередь карточки тех детей, которые не могли участвовать в общей игре, а затем дети перекладывают из других коробок круги красного, желтого и синего цвета. | |
5. | Воспитатель оказывает содействие в организации физминутки: Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – уши шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. | Дети четко и ясно произносят слова физминутки, сочетают с движением. | |
6. | Присаживайтесь поудобнее. Открываем книжку на закладке. Расскажите, что вы видите на рисунке? Придумайте к рисунку вопросы со словом «сколько». | - Геометрические фигуры. - Сколько здесь треугольников? - Сколько на картинке квадратов? - Сколько на столике кругов? | Грамматически правильно отвечают на вопросы. Создано положительное эмоциональное состояние от правильно выполненных действий. |
Воспитатель предлагает Кириллу оказать помощь в организации самостоятельной деятельности детей. | Кирилл помогает воспитателю раздавать цветные карандаши. | Смена вида деятельности для гиперактивного ребёнка. | |
7. | Называйте, отсчитывайте и зачеркивайте по одному кругу, выкладывайте счетные палочки, ставьте точки на числовой карточке рядом с изображением круга. - Сосчитайте число треугольников самостоятельно. - Расскажите, что у вас получилось? - Сосчитайте число квадратов самостоятельно. - Расскажите, что у вас получилось? | Дети считают треугольники, записывают их количество точками на числовой карточке. (Всего два треугольника). Дети считают квадраты, записывают их количество точками на числовой карточке (всего три квадрата). | Дети отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением. |
8. | Поднимите правую руку, положите ее на правую страницу. Рассмотрите рисунки на этой странице. На верхнем рисунке надо обвести фигуры одинаковой формы линией одного цвета, а фигуры другой формы – линиями другого цвета. Показывает образец работы на переносной доске, на которой изображения фигур, аналогичные тем, что даны в пособии: обводит какую-либо группу фигур сплошной линией. | Дети рассматривают рисунки, внимательно слушают задание. | Дети включаются в деятельность, предложенную воспитателем. |
Воспитатель предлагает Кириллу ещё раз выполнить задание по образцу на переносной доске. | Мальчик выходит к переносной доске и выполняет задание по образцу ещё раз. | Смена вида деятельности для гиперактивного ребёнка. | |
9. | Сейчас мы будем работать в парах. Внимательно слушаем задание, советуемся и помогаем друг другу. (Воспитатель ставит Кирилла в пару с ребёнком с нормой). - Возьмите карандаш красного цвета. Обведите только круги. - Сосчитайте число кругов, поставьте столько же точек на числовой карточке рядом с изображением круга. - Расскажите, как вы будете отсчитывать круги? - Считайте. - Какое число получилось? - У кого получилось другое число? Обведите каждую группу фигур линиями другого цвета самостоятельно. Сколько получилось разных групп? | Дети находят первый круг, зачеркивают его, рисуют одну точку на числовой карточке. Считают круги до тех пор, пока не зачеркнут их все. По просьбе педагога кто-то один из пары отвечает на поставленный вопрос, а второй его внимательно слушает; если педагог посчитает нужным, он предлагает второму ребенку в паре уточнить ответ. (На вопросы отвечает ребёнок с нормой). Дети обводят цветными карандашами фигуры одинаковой формы. Ответы детей. | Дети отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением. |
10. | Посмотрите на нижний рисунок. Как можно собрать эти фигуры в группы, по-другому? Обведите фигуры одинакового цвета линией одного цвета, а фигуры другого цвета – линиями другого цвета. Показывает детям образец работы на переносной доске: обводит какую-либо группу фигур сплошной замкнутой линией. | - По цвету. Дети обводят фигуры одинакового цвета. | |
Воспитатель предлагает Кириллу ещё раз выполнить задание по образцу на переносной доске. | Мальчик выходит к переносной доске и выполняет задание по образцу ещё раз. | Смена вида деятельности для гиперактивного ребёнка. | |
- Сколько получилось разных групп? | Ответы детей. | ||
11. | Мы навели порядок в комнате. Разложили предметы по коробкам. Теперь давайте постелим в этой комнате такие же коврики, как на рисунке, чтобы стало уютнее и красивее. - Расскажите про этот коврик: какие фигуры его украшают? Как они расположены?
- Будем работать в группах, помогая друг другу. Педагог распределяет детей по группам: у коврографа, на ковре, у переносной доски, где в коробках лежат разные по цвету и форме геометрические фигуры. (Воспитатель старается распределить гиперактивного ребёнка в группу с более спокойными детьми). - Найдите нужные геометрические фигуры и сделайте такой же коврик, как на рисунке. - Молодцы! Посмотрите, как мы украсили группу! | Ответы детей (что расположено справа, слева, в центре, в верхнем правом углу, в нижнем левом и т.д.) Дети советуются друг с другом, сравнивают свою работу с работами других детей. Если найдены ошибки, то дети называют их. | Дети испытывают чувство гордости за выполненную работу. |
12. | Заключительная часть. Подведение итогов: - Что мы сегодня делали? - Что нового узнали? - Что получилось? - Что понравилось больше всего? | Ответы детей. | Дети отвечают на вопросы осмысленно, полным предложением. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе: «Маша и Медведь»
Дети в игровой форме выполняют задания сказочных героев Маши и Медведи; закрепляют знания о геометрических фигурах, о днях недели; упражняются в счёте и решении логических задач....
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе «Математический КВН».
Этот материал может использоваться в конце учебного года как итоговое занятие в старшей группе....
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе "Играем со сказочными героями"
Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении полугода....
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе "День Победы, как он был от нас далек"
Патриотическое воспитание должно проводиться в любых видах детской деятельности...
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе : «Путешествие в математическое королевство»
Упражнять в количественном и порядковом счёте в пределах 10,счете в прямом и обратном порядке.Развивать знания о последовательности дней недели, времён годаРазвивать знания о составе чисел в пределах ...
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП для старшей группы
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП для старшей группыДеление круга на равные части (2 и 4) Цель: научить делить круг на 2 и 4 равные части, называть его частиЗадачи:-продолжать ф...