Конспект занятия по области «Познавательное развитие» ФЭМП Тема: «Волшебный магический квадрат. Арифметическое действие – деление»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Шайдуллина Гульфия Габдулахатовна

.Познакомить детей с арифметическим действием – деление, его математическим знаком «:»;

2.Учить детей составлять примеры из жизни, математические истории (на основе сказок), рассматривая деление на 2, 4, 5 равных частей, проверять равенство частей, путём их положений, восстанавливая целое путем присоединения, сравнивая часть и целое.

3.Упражнять детей в складывании квадрата на 2, 4 равные части.

4.Уточнить с детьми четность (нечетность) чисел, показывая из значение в процессе деления поровну.

5.Совершенствовать навыки счета, упражняя в счете и отсчете предметов в пределах заданного выражения.

6.Развивать внимание, память, самостоятельность, мелкую моторику рук при выполнении заданий с квадратом.

7.Стимулировать мыслительную деятельность в процессе движений, согласовывая их со словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_po_femp.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5» с.Кневичи Артемовского городского округа

Конспект занятия по области «Познавательное развитие»

ФЭМП

Тема: «Волшебный магический квадрат.

Арифметическое действие – деление»

     

Выполнила:

воспитатель

Шайдуллина Г.Г.

Артем, 2022

Программное содержание:

1.Познакомить детей с арифметическим действием – деление, его математическим знаком «:»;

2.Учить детей составлять примеры из жизни, математические истории (на основе сказок), рассматривая деление на 2, 4, 5 равных частей, проверять равенство частей, путём их положений, восстанавливая целое путем присоединения, сравнивая часть и целое.

3.Упражнять детей в складывании квадрата на 2, 4 равные части.

4.Уточнить с детьми четность (нечетность) чисел, показывая из значение в процессе деления поровну.

5.Совершенствовать навыки счета, упражняя в счете и отсчете предметов в пределах заданного выражения.

6.Развивать внимание, память, самостоятельность, мелкую моторику рук при выполнении заданий с квадратом.

7.Стимулировать мыслительную деятельность в процессе движений, согласовывая их со словами.

Оборудование:

      Фигура царя Математики – Единицы; знак (:) на карточках; большой вырезной квадрат (из цветной бумаги); веревки разного цвета; вырезные круги желтого цвета разного размера, разрезанного пополам; конфеты овальной  и прямоугольной формы (на каждого ребенка) и 2 обруча; 2 гимнастических скамейки; мешочек с  цветными мячиками для сухого бассейна и 5 обручей с ушками; карточки с математическими знаками; цифрами; мольберт (магнитная доска с магнитами); вырезные квадраты на каждого ребенка; листы с графическим заданием (на каждого ребенка).

Ход деятельности:

1 часть.

1.Коммуникативная игра «Поделись с другом»

Воспитатель: Ребята,  сейчас мы с вами превратимся в поезд с дружными вагончиками. Давайте встанем в круг и, держа друг друга за плечи, слегка покачиваясь в стороны, покажем, как движется поезд.

Поле большое, зеленый лужок.

Сколько на свете веселых дорог?

Хорошо нам светит солнышко в пути.

Пожелай нам, ветер, доброго пути,

Самого доброго, доброго пути.

      По сигналу: «Отдохнуть немного сели и любимое лакомство съели» - дети передают по кругу любимое лакомство, изобразив это движением (мимикой, жестами).

     Воспитатель: В игре вы показали, что стали добрыми и дружными, научились делиться друг с другом, значит, и в путешествии вы не пропадете, и любые трудности вам будут по плечу.

2.Игровая мотивация.

     В группе появляется царь Математика –Единица.

     Единица: Ребята, здравствуйте! Я очень рад встречи с вами! Вы уже познакомились с  важными математическими действиями: сложением и вычитанием. За ваши знания и умения я дарю вам свой магический квадрат, который поможет освоить новое математическое действие – деление. С помощью этого квадрата вы сможете путешествовать по разным сказкам, так как он умеет превращаться.

      Вопрос:  Как вы думаете, что значит делиться? Приведите примеры, где и когда происходит это математическое действие. (Ответы детей).

         Молодцы, ребята! А теперь отправляйтесь в путешествие по сказкам, примиряя их героев. Познакомьтесь с действием –деление и применяйте его в своих добрых делах. А я вам буду помогать в пути, оставляя подсказки.       До свидания!

2 часть

   

 1.Д./И. «Сложи квадрат»

Дети стоят вокруг стола.

  Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим квадрат, который подарил нам царь Математики. С виду ничем не примечательный, но мы попробуем его изменить. ( Сложить квадрат по диагонали)

Вопросы:

 -Что мы получили при складывании квадрата по диагонали? (2 равные его части- 2 равных треугольника).

- А  если сложить квадрат еще раз пополам, то на сколько частей он разделится? (На 4 равные части)

-Как называются дорожки, которые позволили нам разделить квадрат на части? (Диагонали)

   Воспитатель:  Ребята, если сложить три угла к середине квадрата, то мы получим домик, где живут сказки,  а свернув открытый уголок к середине, мы получим конверт. Давайте сложим в него всё необходимое и отправимся в путешествие по сказкам : сыр – желтый круг – для медвежат;  конфеты – для Мухи-Цокотухи; яблоки – для зайчат.

     - Посмотрите, к нам на помощь пришла мышка! Она-то и покажет дорогу в сказку «Два жадных медвежонка»

2.П./Д. упражнение «Путаница»

     Воспитатель: Ребята, добраться до медвежат можно только через густые заросли кустарника, в которых легко пробегает мышка. Преодолев эти заросли, вы окажетесь в сказке.

    Дети выполняют движения с веревками: перешагивают их там, где они натянуты низко, и пролезают под ними, если они натянуты высоко.

3. П./Д. упражнение  «Сыр для медвежат»

       Воспитатель: Ребята, вы все прошли через заросли кустарника и оказались в сказке. Давайте, теперь разделим сыр для медвежат на две равные части, пока лиса его не съела.

       Игра «Хитрая лиса»

Правила игры: Дети, разделяя сыр (круг) на  две половинки, становятся в общий круг на разном расстоянии друг от друга и закрывают глаза. Воспитатель выбирает из детей «хитрую лису», дотрагиваясь до плеча ребенка. Открыв глаза, дети произносят фразу «Хитрая лиса, где ты?» После слов «Я здесь!» «лиса» выбегает в середину круга, остальные разбегаются, пытаясь соединиться в пары со своими половинками сыра по величине. «Лиса» догоняет тех детей, которые не успели объединиться со своими половинками, и оставляет соединенные половинки у себя для счета.

Воспитатель:  

Вопросы:

- Из скольких частей мы составили головку сыра? (Из двух)

-Сколько половинок сыра было у детей? (Дети считают)

-Сколько получилось целых головок сыра? (Дети считают)

- Что больше –целое или часть? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Посмотрите, ребята, что это? Башмачок -это и есть подсказка от царя Математики.  Он нам и поможет добраться до следующей сказки «Муха –Цокотуха». А добираться туда мы будем не обычным способом – прыжками на одной ноге.

4. П./Д. упражнение «Раздели угощение»

   Воспитатель: Ребята, к Мухе-Цокотухе пришли гости, а она не может разделить угощения для гостей . Давайте поможем ей. Нужно разделить угощения на два стола (обруча).

   Дети сначала с конфетами овальной, а затем прямоугольной  формы выстраиваются в колонну по одному между обручами (выполняя пересчет). А затем расходятся по разные стороны колонны, обходя обручи, кладут в них конфеты.

Вопросы:

-Сколько всего было конфет? (8,6 )

-На сколько столов (частей) мы поделили угощения? (на 2)

-Сколько конфет разной формы оказалось на столе? (4 -овальных, 3 -прямоугольных)

-Подумайте и ответьте, если за столом окажется  4 гостя, хватит ли им конфет? (Овальных- да, их  , а прямоугольных –нет, их )

-Модно ли разделить 3 конфеты на равные части. (Нет)

-Почему? (Выводы о четности и нечетности количества предметов)

5. П./Д. упражнение «Лодочка»

      Воспитатель: Ребята, посмотрите, впереди у нас река, давайте попробуем наш квадрат превратить  в лодочку (воспитатель складывает лодочку из квадрата). Возьмите собой угощения (мешок с яблоками и апельсин) для сказочных героев. Разделитесь на две команды и сядьте в  две лодки ( на гимнастические скамейки). Взявшись за края скамейки скользящими движениями на счет «раз-два» переплывите реку и встаньте со скамьи по очереди.

 6. П./Д. упражнение «Лакомства для зверей»

Воспитатель: Вот мы с вами переплыли быструю реку и  привезли мешок яблок для детишек зайца, у которого 4 сыночка и лапочка  дочка. Сам заяц этого сделать не мог, ведь за ним гнался серый волк.

   Взяв по одному яблоку, прыжками на двух ногах друг за другом, прыгая из обруча в обруч, по порядку разложить все яблоки для зайчат (поровну в 5 обручей).

Вопросы:

- Сколько детей у зайца? (5.)

-Как узнать, хватит ли всем детям яблок в мешке? (разделить поровну)

-Сколько всего яблок в мешке? (15)

-Сколько зайцев (5)

-Мы разделили 15 яблок между 5 зайцами. Посчитайте, сколько яблок досталось каждому зайцу.  (По 3 яблока)

-Посмотрите, как это математическое действие выглядит и читается: 15:5=3 (знак деления изображается двоеточием)

 

           7.Фронтальная работа.

Дети сидят за столом. На столе для каждого ребенка квадрат из бумаги и      Воспитатель: Ребята, предлагаю вам выполнить задания как последовательность своего путешествия.

 1) С магическим квадратом. Разделите квадрат на четыре равные части по диагоналям (по сторонам), выкладывая фигуру- домик.

2)Работа на  листах с графическим заданием.

Воспитатель: Ребята, дорисуйте вторую половинку предметов - лодочка, башмачок, верно выводя линии.

3 часть

Итог НОД.

Вопросы:

-Ребята, что нового вы сегодня узнали?

-Что научились делать?

-С каким знаком познакомились?

-Что было самое трудное?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по образовательной области «Познавательное развитие ФЭМП» на тему: «Путешествие в страну математика» во II младшей группе.

Конспектпо образовательной области «Познавательное развитие ФЭМП» на тему:«Путешествие в страну математика» во II младшей группе....

КОНСПЕКТ по образовательной области познавательное развитие (ФЭМП) на тему: «Путешествие по стране Математика» в подготовительной к школе группе

КОНСПЕКТ по образовательной областипознавательное развитие (ФЭМП)на тему: «Путешествие по стране Математика»в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП в группе детей 2-3 лет) Тема: «Новый год и лесные звери»

Цель: создание условий для формирования у детей элементарных математических представлений....

Конспект занятия для детей средней группы по образовательной области познавательное развитие (ФЭМП) Тема: «Проказы Бабы Яги»

Конспект  занятия для детей средней группы по образовательной области познавательное развитие (ФЭМП)                   ...