Конспект занятия по области «Познавательное развитие» ФЭМП Тема: «Волшебный магический квадрат. Арифметическое действие – деление»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
.Познакомить детей с арифметическим действием – деление, его математическим знаком «:»;
2.Учить детей составлять примеры из жизни, математические истории (на основе сказок), рассматривая деление на 2, 4, 5 равных частей, проверять равенство частей, путём их положений, восстанавливая целое путем присоединения, сравнивая часть и целое.
3.Упражнять детей в складывании квадрата на 2, 4 равные части.
4.Уточнить с детьми четность (нечетность) чисел, показывая из значение в процессе деления поровну.
5.Совершенствовать навыки счета, упражняя в счете и отсчете предметов в пределах заданного выражения.
6.Развивать внимание, память, самостоятельность, мелкую моторику рук при выполнении заданий с квадратом.
7.Стимулировать мыслительную деятельность в процессе движений, согласовывая их со словами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_po_femp.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5» с.Кневичи Артемовского городского округа
Конспект занятия по области «Познавательное развитие»
ФЭМП
Тема: «Волшебный магический квадрат.
Арифметическое действие – деление»
Выполнила:
воспитатель
Шайдуллина Г.Г.
Артем, 2022
Программное содержание:
1.Познакомить детей с арифметическим действием – деление, его математическим знаком «:»;
2.Учить детей составлять примеры из жизни, математические истории (на основе сказок), рассматривая деление на 2, 4, 5 равных частей, проверять равенство частей, путём их положений, восстанавливая целое путем присоединения, сравнивая часть и целое.
3.Упражнять детей в складывании квадрата на 2, 4 равные части.
4.Уточнить с детьми четность (нечетность) чисел, показывая из значение в процессе деления поровну.
5.Совершенствовать навыки счета, упражняя в счете и отсчете предметов в пределах заданного выражения.
6.Развивать внимание, память, самостоятельность, мелкую моторику рук при выполнении заданий с квадратом.
7.Стимулировать мыслительную деятельность в процессе движений, согласовывая их со словами.
Оборудование:
Фигура царя Математики – Единицы; знак (:) на карточках; большой вырезной квадрат (из цветной бумаги); веревки разного цвета; вырезные круги желтого цвета разного размера, разрезанного пополам; конфеты овальной и прямоугольной формы (на каждого ребенка) и 2 обруча; 2 гимнастических скамейки; мешочек с цветными мячиками для сухого бассейна и 5 обручей с ушками; карточки с математическими знаками; цифрами; мольберт (магнитная доска с магнитами); вырезные квадраты на каждого ребенка; листы с графическим заданием (на каждого ребенка).
Ход деятельности:
1 часть.
1.Коммуникативная игра «Поделись с другом»
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами превратимся в поезд с дружными вагончиками. Давайте встанем в круг и, держа друг друга за плечи, слегка покачиваясь в стороны, покажем, как движется поезд.
Поле большое, зеленый лужок.
Сколько на свете веселых дорог?
Хорошо нам светит солнышко в пути.
Пожелай нам, ветер, доброго пути,
Самого доброго, доброго пути.
По сигналу: «Отдохнуть немного сели и любимое лакомство съели» - дети передают по кругу любимое лакомство, изобразив это движением (мимикой, жестами).
Воспитатель: В игре вы показали, что стали добрыми и дружными, научились делиться друг с другом, значит, и в путешествии вы не пропадете, и любые трудности вам будут по плечу.
2.Игровая мотивация.
В группе появляется царь Математика –Единица.
Единица: Ребята, здравствуйте! Я очень рад встречи с вами! Вы уже познакомились с важными математическими действиями: сложением и вычитанием. За ваши знания и умения я дарю вам свой магический квадрат, который поможет освоить новое математическое действие – деление. С помощью этого квадрата вы сможете путешествовать по разным сказкам, так как он умеет превращаться.
Вопрос: Как вы думаете, что значит делиться? Приведите примеры, где и когда происходит это математическое действие. (Ответы детей).
Молодцы, ребята! А теперь отправляйтесь в путешествие по сказкам, примиряя их героев. Познакомьтесь с действием –деление и применяйте его в своих добрых делах. А я вам буду помогать в пути, оставляя подсказки. До свидания!
2 часть
1.Д./И. «Сложи квадрат»
Дети стоят вокруг стола.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим квадрат, который подарил нам царь Математики. С виду ничем не примечательный, но мы попробуем его изменить. ( Сложить квадрат по диагонали)
Вопросы:
-Что мы получили при складывании квадрата по диагонали? (2 равные его части- 2 равных треугольника).
- А если сложить квадрат еще раз пополам, то на сколько частей он разделится? (На 4 равные части)
-Как называются дорожки, которые позволили нам разделить квадрат на части? (Диагонали)
Воспитатель: Ребята, если сложить три угла к середине квадрата, то мы получим домик, где живут сказки, а свернув открытый уголок к середине, мы получим конверт. Давайте сложим в него всё необходимое и отправимся в путешествие по сказкам : сыр – желтый круг – для медвежат; конфеты – для Мухи-Цокотухи; яблоки – для зайчат.
- Посмотрите, к нам на помощь пришла мышка! Она-то и покажет дорогу в сказку «Два жадных медвежонка»
2.П./Д. упражнение «Путаница»
Воспитатель: Ребята, добраться до медвежат можно только через густые заросли кустарника, в которых легко пробегает мышка. Преодолев эти заросли, вы окажетесь в сказке.
Дети выполняют движения с веревками: перешагивают их там, где они натянуты низко, и пролезают под ними, если они натянуты высоко.
3. П./Д. упражнение «Сыр для медвежат»
Воспитатель: Ребята, вы все прошли через заросли кустарника и оказались в сказке. Давайте, теперь разделим сыр для медвежат на две равные части, пока лиса его не съела.
Игра «Хитрая лиса»
Правила игры: Дети, разделяя сыр (круг) на две половинки, становятся в общий круг на разном расстоянии друг от друга и закрывают глаза. Воспитатель выбирает из детей «хитрую лису», дотрагиваясь до плеча ребенка. Открыв глаза, дети произносят фразу «Хитрая лиса, где ты?» После слов «Я здесь!» «лиса» выбегает в середину круга, остальные разбегаются, пытаясь соединиться в пары со своими половинками сыра по величине. «Лиса» догоняет тех детей, которые не успели объединиться со своими половинками, и оставляет соединенные половинки у себя для счета.
Воспитатель:
Вопросы:
- Из скольких частей мы составили головку сыра? (Из двух)
-Сколько половинок сыра было у детей? (Дети считают)
-Сколько получилось целых головок сыра? (Дети считают)
- Что больше –целое или часть? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Посмотрите, ребята, что это? Башмачок -это и есть подсказка от царя Математики. Он нам и поможет добраться до следующей сказки «Муха –Цокотуха». А добираться туда мы будем не обычным способом – прыжками на одной ноге.
4. П./Д. упражнение «Раздели угощение»
Воспитатель: Ребята, к Мухе-Цокотухе пришли гости, а она не может разделить угощения для гостей . Давайте поможем ей. Нужно разделить угощения на два стола (обруча).
Дети сначала с конфетами овальной, а затем прямоугольной формы выстраиваются в колонну по одному между обручами (выполняя пересчет). А затем расходятся по разные стороны колонны, обходя обручи, кладут в них конфеты.
Вопросы:
-Сколько всего было конфет? (8,6 )
-На сколько столов (частей) мы поделили угощения? (на 2)
-Сколько конфет разной формы оказалось на столе? (4 -овальных, 3 -прямоугольных)
-Подумайте и ответьте, если за столом окажется 4 гостя, хватит ли им конфет? (Овальных- да, их , а прямоугольных –нет, их )
-Модно ли разделить 3 конфеты на равные части. (Нет)
-Почему? (Выводы о четности и нечетности количества предметов)
5. П./Д. упражнение «Лодочка»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, впереди у нас река, давайте попробуем наш квадрат превратить в лодочку (воспитатель складывает лодочку из квадрата). Возьмите собой угощения (мешок с яблоками и апельсин) для сказочных героев. Разделитесь на две команды и сядьте в две лодки ( на гимнастические скамейки). Взявшись за края скамейки скользящими движениями на счет «раз-два» переплывите реку и встаньте со скамьи по очереди.
6. П./Д. упражнение «Лакомства для зверей»
Воспитатель: Вот мы с вами переплыли быструю реку и привезли мешок яблок для детишек зайца, у которого 4 сыночка и лапочка дочка. Сам заяц этого сделать не мог, ведь за ним гнался серый волк.
Взяв по одному яблоку, прыжками на двух ногах друг за другом, прыгая из обруча в обруч, по порядку разложить все яблоки для зайчат (поровну в 5 обручей).
Вопросы:
- Сколько детей у зайца? (5.)
-Как узнать, хватит ли всем детям яблок в мешке? (разделить поровну)
-Сколько всего яблок в мешке? (15)
-Сколько зайцев (5)
-Мы разделили 15 яблок между 5 зайцами. Посчитайте, сколько яблок досталось каждому зайцу. (По 3 яблока)
-Посмотрите, как это математическое действие выглядит и читается: 15:5=3 (знак деления изображается двоеточием)
7.Фронтальная работа.
Дети сидят за столом. На столе для каждого ребенка квадрат из бумаги и Воспитатель: Ребята, предлагаю вам выполнить задания как последовательность своего путешествия.
1) С магическим квадратом. Разделите квадрат на четыре равные части по диагоналям (по сторонам), выкладывая фигуру- домик.
2)Работа на листах с графическим заданием.
Воспитатель: Ребята, дорисуйте вторую половинку предметов - лодочка, башмачок, верно выводя линии.
3 часть
Итог НОД.
Вопросы:
-Ребята, что нового вы сегодня узнали?
-Что научились делать?
-С каким знаком познакомились?
-Что было самое трудное?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в средней группе. Образовательная область "Познавательное развитие" (ФЭМП). Тема: "Заюшкина избушка"
НОД в сюжетной форме позволяет решить задачи по ФЭМП,...
Конспект по образовательной области «Познавательное развитие ФЭМП» на тему: «Путешествие в страну математика» во II младшей группе.
Конспектпо образовательной области «Познавательное развитие ФЭМП» на тему:«Путешествие в страну математика» во II младшей группе....
КОНСПЕКТ по образовательной области познавательное развитие (ФЭМП) на тему: «Путешествие по стране Математика» в подготовительной к школе группе
КОНСПЕКТ по образовательной областипознавательное развитие (ФЭМП)на тему: «Путешествие по стране Математика»в подготовительной к школе группе...
Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие: ФЭМП» Тема: «Зима»
Конспект по ФЭМП для подготовительной группы по теме "Зима"....
Конспект занятия Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП в группе детей 2-3 лет) Тема: «Новый год и лесные звери»
Цель: создание условий для формирования у детей элементарных математических представлений....
НОД по области «Познавательное развитие» ФЭМП Тема: «Волшебный магический квадрат. Арифметическое действие – деление»
Открытое НОД по ФЭМП в старшей группе...
Конспект занятия для детей средней группы по образовательной области познавательное развитие (ФЭМП) Тема: «Проказы Бабы Яги»
Конспект занятия для детей средней группы по образовательной области познавательное развитие (ФЭМП) ...