НОД по области «Познавательное развитие» ФЭМП Тема: «Волшебный магический квадрат. Арифметическое действие – деление»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5» с.Кневичи Артемовского городского округа
НОД по области «Познавательное развитие»
ФЭМП
Тема: «Волшебный магический квадрат.
Арифметическое действие – деление»
Выполнила:
воспитатель первой категории
Варёнова Анастасия Владимировна
Артем, 2019
Программное содержание:
1.Познакомить детей с арифметическим действием – деление, его математическим знаком «:»;
2.Учить детей составлять примеры из жизни, математические истории (на основе сказок), рассматривая деление на 2, 4, 5 равных частей, проверять равенство частей, путём их положений, восстанавливая целое путем присоединения, сравнивая часть и целое.
3.Упражнять детей в складывании квадрата на 2, 4 равные части.
4.Уточнить с детьми четность (нечетность) чисел, показывая из значение в процессе деления поровну.
5.Совершенствовать навыки счета, упражняя в счете и отсчете предметов в пределах заданного выражения.
6.Развивать внимание, память, самостоятельность, мелкую моторику рук при выполнении заданий с квадратом.
7.Стимулировать мыслительную деятельность в процессе движений, согласовывая их со словами.
Оборудование:
Фигура царя Математики – Единицы; знак (:) на карточках; большой вырезной квадрат (из цветной бумаги); веревки разного цвета; вырезные круги желтого цвета разного размера, разрезанного пополам; конфеты овальной и прямоугольной формы (на каждого ребенка) и 2 обруча; 2 гимнастических скамейки; мешочек с цветными мячиками для сухого бассейна и 5 обручей с ушками; карточки с математическими знаками; цифрами; мольберт (магнитная доска с магнитами); вырезные квадраты на каждого ребенка; листы с графическим заданием (на каждого ребенка).
Ход деятельности:
1 часть.
1.Коммуникативная игра «Поделись с другом»
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами превратимся в поезд с дружными вагончиками. Давайте встанем в круг и, держа друг друга за плечи, слегка покачиваясь в стороны, покажем, как движется поезд.
Поле большое, зеленый лужок.
Сколько на свете веселых дорог?
Хорошо нам светит солнышко в пути.
Пожелай нам, ветер, доброго пути,
Самого доброго, доброго пути.
По сигналу: «Отдохнуть немного сели и любимое лакомство съели» - дети передают по кругу любимое лакомство, изобразив это движением (мимикой, жестами).
Воспитатель: В игре вы показали, что стали добрыми и дружными, научились делиться друг с другом, значит, и в путешествии вы не пропадете, и любые трудности вам будут по плечу.
2.Игровая мотивация.
В группе появляется царь Математика –Единица.
Единица: Ребята, здравствуйте! Я очень рад встречи с вами! Вы уже познакомились с важными математическими действиями: сложением и вычитанием. За ваши знания и умения я дарю вам свой магический квадрат, который поможет освоить новое математическое действие – деление. С помощью этого квадрата вы сможете путешествовать по разным сказкам, так как он умеет превращаться.
Вопрос: Как вы думаете, что значит делиться? Приведите примеры, где и когда происходит это математическое действие. (Ответы детей).
Молодцы, ребята! А теперь отправляйтесь в путешествие по сказкам, примиряя их героев. Познакомьтесь с действием –деление и применяйте его в своих добрых делах. А я вам буду помогать в пути, оставляя подсказки. До свидания!
2 часть
1.Д./И. «Сложи квадрат»
Дети стоят вокруг стола.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим квадрат, который подарил нам царь Математики. С виду ничем не примечательный, но мы попробуем его изменить. ( Сложить квадрат по диагонали)
Вопросы:
-Что мы получили при складывании квадрата по диагонали? (2 равные его части- 2 равных треугольника).
- А если сложить квадрат еще раз пополам, то на сколько частей он разделится? (На 4 равные части)
-Как называются дорожки, которые позволили нам разделить квадрат на части? (Диагонали)
Воспитатель: Ребята, если сложить три угла к середине квадрата, то мы получим домик, где живут сказки, а свернув открытый уголок к середине, мы получим конверт. Давайте сложим в него всё необходимое и отправимся в путешествие по сказкам : сыр – желтый круг – для медвежат; конфеты – для Мухи-Цокотухи; яблоки – для зайчат.
- Посмотрите, к нам на помощь пришла мышка! Она-то и покажет дорогу в сказку «Два жадных медвежонка»
2.П./Д. упражнение «Путаница»
Воспитатель: Ребята, добраться до медвежат можно только через густые заросли кустарника, в которых легко пробегает мышка. Преодолев эти заросли, вы окажетесь в сказке.
Дети выполняют движения с веревками: перешагивают их там, где они натянуты низко, и пролезают под ними, если они натянуты высоко.
3. П./Д. упражнение «Сыр для медвежат»
Воспитатель: Ребята, вы все прошли через заросли кустарника и оказались в сказке. Давайте, теперь разделим сыр для медвежат на две равные части, пока лиса его не съела.
Игра «Хитрая лиса»
Правила игры: Дети, разделяя сыр (круг) на две половинки, становятся в общий круг на разном расстоянии друг от друга и закрывают глаза. Воспитатель выбирает из детей «хитрую лису», дотрагиваясь до плеча ребенка. Открыв глаза, дети произносят фразу «Хитрая лиса, где ты?» После слов «Я здесь!» «лиса» выбегает в середину круга, остальные разбегаются, пытаясь соединиться в пары со своими половинками сыра по величине. «Лиса» догоняет тех детей, которые не успели объединиться со своими половинками, и оставляет соединенные половинки у себя для счета.
Воспитатель:
Вопросы:
- Из скольких частей мы составили головку сыра? (Из двух)
-Сколько половинок сыра было у детей? (Дети считают)
-Сколько получилось целых головок сыра? (Дети считают)
- Что больше –целое или часть? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Посмотрите, ребята, что это? Башмачок -это и есть подсказка от царя Математики. Он нам и поможет добраться до следующей сказки «Муха –Цокотуха». А добираться туда мы будем не обычным способом – прыжками на одной ноге.
4. П./Д. упражнение «Раздели угощение»
Воспитатель: Ребята, к Мухе-Цокотухе пришли гости, а она не может разделить угощения для гостей . Давайте поможем ей. Нужно разделить угощения на два стола (обруча).
Дети сначала с конфетами овальной, а затем прямоугольной формы выстраиваются в колонну по одному между обручами (выполняя пересчет). А затем расходятся по разные стороны колонны, обходя обручи, кладут в них конфеты.
Вопросы:
-Сколько всего было конфет? (8,6 )
-На сколько столов (частей) мы поделили угощения? (на 2)
-Сколько конфет разной формы оказалось на столе? (4 -овальных, 3 -прямоугольных)
-Подумайте и ответьте, если за столом окажется 4 гостя, хватит ли им конфет? (Овальных- да, их , а прямоугольных –нет, их )
-Модно ли разделить 3 конфеты на равные части. (Нет)
-Почему? (Выводы о четности и нечетности количества предметов)
5. П./Д. упражнение «Лодочка»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, впереди у нас река, давайте попробуем наш квадрат превратить в лодочку (воспитатель складывает лодочку из квадрата). Возьмите собой угощения (мешок с яблоками и апельсин) для сказочных героев. Разделитесь на две команды и сядьте в две лодки ( на гимнастические скамейки). Взявшись за края скамейки скользящими движениями на счет «раз-два» переплывите реку и встаньте со скамьи по очереди.
6. П./Д. упражнение «Лакомства для зверей»
Воспитатель: Вот мы с вами переплыли быструю реку и привезли мешок яблок для детишек зайца, у которого 4 сыночка и лапочка дочка. Сам заяц этого сделать не мог, ведь за ним гнался серый волк.
Взяв по одному яблоку, прыжками на двух ногах друг за другом, прыгая из обруча в обруч, по порядку разложить все яблоки для зайчат (поровну в 5 обручей).
Вопросы:
- Сколько детей у зайца? (5.)
-Как узнать, хватит ли всем детям яблок в мешке? (разделить поровну)
-Сколько всего яблок в мешке? (15)
-Сколько зайцев (5)
-Мы разделили 15 яблок между 5 зайцами. Посчитайте, сколько яблок досталось каждому зайцу. (По 3 яблока)
-Посмотрите, как это математическое действие выглядит и читается: 15:5=3 (знак деления изображается двоеточием)
7.Фронтальная работа.
Дети сидят за столом. На столе для каждого ребенка квадрат из бумаги и Воспитатель: Ребята, предлагаю вам выполнить задания как последовательность своего путешествия.
1) С магическим квадратом. Разделите квадрат на четыре равные части по диагоналям (по сторонам), выкладывая фигуру- домик.
2)Работа на листах с графическим заданием.
Воспитатель: Ребята, дорисуйте вторую половинку предметов - лодочка, башмачок, верно выводя линии.
3 часть
Итог НОД.
Вопросы:
-Ребята, что нового вы сегодня узнали?
-Что научились делать?
-С каким знаком познакомились?
-Что было самое трудное?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познавательное развитие» по теме: «Волшебное путешествие в лес»
Цель: Развитие познавательных интересов у детей.Задачи: 1. Обобщить знания детей о животных (звери, птицы, рыбы). Закрепить умение ...
Конспект занятия по познавательному развитию ( ФЭМП) Тема: "Путешествие на остров Робинзона Крузо"
Занятие построено в виде познавательного путешествия на остров, где дети сталкиваются с решением разных математических задач....
Познавательное развитие. ФЭМП. Тема: "В гостях у Мухи-Цокотухи"
Непосредственная образовательная деятельность из области познания. Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы....
Конспект занятия «Познавательное развитие» (ФЭМП) Тема: «Новогодняя ярмарка»
Увлекательное занятие для детей среднего возраста по ФЭМП...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) «Тайна волшебного сундучка» (для детей 5–6 лет)
Развивать познавательные интересы детей дошкольного возраста, способствовать их интеллектуальному развитию....
НОД Познавательное развитие ФЭМП Тема: «Река времени» с приоритетом развития логического мышления для детей подготовительной группы
Технология «путешествие по «реке времени» направлена на освоение временных отношений (представлений о часах о днях недели, временах года, , историческом времени – от прош...
Конспект занятия по области «Познавательное развитие» ФЭМП Тема: «Волшебный магический квадрат. Арифметическое действие – деление»
.Познакомить детей с арифметическим действием – деление, его математическим знаком «:»;2.Учить детей составлять примеры из жизни, математические истории (на основе сказок), рассматри...