Проект на тему "Шахматное королевство"
проект (подготовительная группа)
Проект в подготовительной группе "Шахматное королевство" познакомит детей и родителей с историей возникновения шахмат, побудет интерес к шахматам, познакомит с шахматами, как интеллектуальной игрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Шахматное королевство" | 54.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 430»
Проект на тему:
"В шахматном королевстве".
Составители проекта воспитатели:
Якимычева И.С.
Денисова Е.В.
г. Нижний Новгород
2023 г
Описание проекта
Тема проекта: познавательный, творческо-исследовательский.
Наименование проекта: «В Шахматном королевстве»
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, их родители, педагоги.
Вид проекта по составу участников: совместный.
Основание для разработки:
- Закон Российской Федерации "Об образовании"
- Приказ № 655 от 23. 11. 2009г. Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
- Приказ МО РФ №2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования РФ"
Цели проекта: создание условий для развития шахматного образования детей дошкольного возраста; используя потенциал шахмат содействовать полноценному интеллектуальному развитию и социализации детей дошкольного возраста.
Планируемый результат: овладение детьми игрой в шахматы, а так же целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка дошкольного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Сроки реализации проекта: 1 год.
Актуальность проекта: Многочисленные исследования доказывают, что шахматы способствуют умственному развитию детей, их оценки по математическим и языковым дисциплинам становятся выше. Многие известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте (А.Карпов-в 4 года, Г.Каспаров, Р.Фишер, Ю.Балашов-в 6 лет, А.Алёхин, М.Таль-7 лет).
В наше время родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Эта игра может заложить основу будущего успеха в карьере. Шахматные стратегии во многом совпадают со спортивными.
Благодаря шахматам особенно хорошо развиваются навыки управления временем. Игрок, имеющий ограниченный запас во времени на завершение игры, должен правильно распределять его. Так и в жизни, и во время учёбы – школьникам необходимо эффективно использовать своё время.
Шахматная задача помимо прочего заставляет взглянуть на ситуацию с двух сторон. Для большинства детей, которые в основном сконцентрированы на самом себе, это умение – большое достижение. Ребёнок узнаёт, что ходы и фигуры противника так же важны, как и его собственные. Благодаря шахматам развивается навык дискуссии, в ходе которой участник должен учитывать аргументы обеих сторон. И умение распределять время, и умение оценивать проблему с разных позиций крайне необходимы для будущих представителей многих профессий.
Если говорить о расчётах, применяемых в игре, то очевидно, что шахматы помогают развивать логическое и критическое мышление, столь необходимое в проектировании.
Замечено, что дети, которым легко даётся математика, и шахматы освоят быстро. Но с другой стороны, шахматы могут оказаться хорошим способом обучения для тех, кто испытывает сложности с математикой. Ведь математические понятия можно весело и интересно объяснить в контексте игры.
Б.Франклин писал в 1779 году, что шахматы – «это больше, чем праздное развлечение, ведь жизнь есть подобие шахматной игры». Он полагал, что игра в шахматы развивает дальновидность, осмотрительность, самообладание и спортивный дух.
Для многих поколений шахматы явились лучшей стратегической игрой, одной из самых популярных в мире. В них веками играли дети и взрослые: для развлечения и для того, чтобы в занимательной форме развивать свои умственные способности.
Цели и задачи проекта:
- Создание условий для интеллектуального развития детей посредством обучения игре в шахматы.
- Приобретаются умственные навыки (включая умение сосредоточится, распознавать образы и принимать решения, а также алгебраическое и геометрическое мышление, умение решать задачи, пространственное и критическое мышление);
- Повышается самооценка, возрастает уверенность в себе;
- Усиливается концентрация внимания;
- Увеличивается объём памяти;
- Развивается представление о выборе способа решения проблем и последствиях этого выбора, игра помогает ощутить ответственность за свои действия;
- Воспитывается соревновательный дух и энтузиазм, развивается бдительность ума;
- Тренируется спортивное мастерство;
- Развиваются навыки устного и письменного общения.
Перспективное планирование
работы по шахматному образованию детей 6-7 лет
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Октябрь | Занятия 1. «Откуда пришли шахматы?» Цель: познакомить детей с понятием «шахматы». | Занятие 2. «Шахматные чудеса» Цель: знакомить дошкольников со своеобразным миром шахмат». | Занятие 3. Рассказ воспитателя о шахматной доске, о шахматных фигурах. Цель: знакомить с шахматной доской и попытка в простой и доступной форме рассказать о шахматных фигурах. | Занятие 4. « Волшебная доска». Цель: Акцентирование внимания детей на правильное расположение доски между двумя соперниками. |
Ноябрь | Занятие 5. «Путешествие по волшебной доске» Цель: познакомить детей со строением доски. | Занятие 6. « В гостях у пешки» Цель: закрепить знания детей с шахматной фигурой – пешкой. | Занятие 7. «Прямолинейная, бесхитростная фигура» Цель: Знакомство с шахматной фигурой королевской свиты – ладьёй. | Занятие 8. «Шахматный слон» Цель: познакомить с новой шахматной фигурой – слон. |
Декабрь | Занятие 9. « Могучая фигура» Цель: познакомить детей с ферзём. | Занятие 10. « Я люблю свою лошадку» Цель: познакомить с фигурой – конь. | Занятие Шахматные партии Цель: учить записывать шахматные партии | |
Январь | новогодние каникулы | Занятие 11 « На золотом крыльце сидели…» Цель: знакомить детей с фигурой королевской свиты – королём. | Занятие 12. «Нотация волшебной доски» Цель: упражнять в умении не только располагаться, но и передвигаться по доске. | |
Февраль | Занятие 13 . «Замечательный квадрат» Цель: познакомить детей с понятием «позиция» и размещением её на доске. | Занятие 14. « Что такое оппозиция» Цель: ввести в активный словарь детей понятие «оппозиция». | Занятие 15. «Сделай правильный шаг!» Цель: учить детей из нескольких возможных в позиции ходов выбрать самый лучший. | Заняти16. «Шахматная задача». Цель: ввести в активный словарь понятие « шахматная задача». |
Март | Занятие 17. (закрепление) «Нотация волшебной доски» Цель: упражнять в умении не только располагаться, но и передвигаться по доске. | Занятие 18. (закрепление) «Замечательный квадрат» Цель: познакомить детей с понятием «позиция» и размещением её на доске. | Занятие 19. (закрепление) « Что такое оппозиция» Цель: ввести в активный словарь детей понятие «оппозиция». | Занятие 20. (закрепление) «Шахматная задача». Цель: ввести в активный словарь понятие « шахматная задача». |
Апрель | Занятие 21 «Волшебный мир комбинаций» Цель: ввести понятие «шахматная комбинация», познакомить с основными достоинствами шахматного комбинатора. | Занятие 22 «Волшебный мир комбинаций» Цель: ввести понятие «шахматная комбинация», познакомить с основными достоинствами шахматного комбинатора. | Занятие 23 «Реши задачу» Цель: учить детей решать простые шахматные задачи. | Занятие 24 «Здоровые телом – сильные духом». Цель: Помочь усвоить истину – шахматы – каждодневный труд, упорный и настойчивый. |
Май | Занятие 25 « В гостях у сказки» Цель: используя шахматные атрибуты обыграть предложенную сказку. | Шахматный праздник. Цель: подготовка дошкольников к скорейшему и успешному познанию шахматного мира. | Мониторинг. |
Работая над проектом, я опиралась на такие принципы: принцип мобильности, т. е. можно играть в шахматы где угодно- на полу, за столом, на стульчике, сидя на полу, дома, на отдыхе и т. д ;принцип доступности -игра доступна и по цене, и по организации; принцип преемственности- нужна тесно взаимодействовать с родителями; принцип учета возрастных особенностей- важно уметь играть и понимать суть игры, нотации не пишутся, не наблюдается время. Работа по проекту разделила условно на три этапа, по времени средней продолжительности.
На первом этапе начинаю давать шахматные термины, такие как диагональ, поле, противник, названия шахматных фигур.
С детьми сочиняем сказки с главными героями шахматными фигурами, переделываем сказки на свой лад, например, «Колобок», «Репа», играем в речевые игры, такие как «Чудесный мешочек», «Черный ящик», дидактические игры на память, например «Что изменилось», «Построй так, как было» и другие развивающие игры на доске или просто с фигурами.
На этом же этапе ведется активная работа с родителями:
Консультация «Шахматы в дошкольном возрасте» по игре, по приобретению шахмат, сочинение сказок, придумывание игр по ознакомлению с фигурами.
Консультация: «Что развивают в дошкольнике шахматы».
К концу первого этапа дети:
-сочиняют сказки о шахматном королевстве;
-придумывают, переделывают знакомые сказки на шахматный лад;
-пересказывают друзьям сказки и легенды; знают фигуры;
-знают несколько игр на шахматной доске и игры с фигурами;
-самостоятельно играют, соблюдая правила.
На втором этапе мы уже знаем названия фигур, где они располагаются на шахматной доске. Учим ходы каждой фигуры, и как каждой фигурой можно поставить мат противнику.
Таким образом, дети сами приходят к сути игры, даю понять, что на поле, каждая фигура – воин, и держать надо во внимании сразу все фигуры (своих 16, противника-16, ни один ход не делается просто так, надо анализировать как свои шаги, так и шаги противника. В ходе игры показываю приемы, продолжаю давать термины. По окончании игры прошу рассказать, как он думал дойти до цели, какие были у него планы - обычно, развязывается неплохая дискуссия. Дома остается закрепить полученные знания, потренироваться - это, по договоренности, задача родителей.
Работа с родителями:
Консультация «Интеллектуальное развитие ребенка».
Консультация для родителей: «Развивающие игры».
К концу II этапа дети:
-знают ходы фигур;
-пользуются основными терминами;
-пытаются играть друг с другом;
-подсказывают и исправляют ошибки друзей.
На третьем этапе дети, как обычно, втягиваются в игру - играют самостоятельно со сверстниками, взрослыми. Подсказывают и исправляют друг друга. Продолжаем и дома и в саду, в свободное время, тренироваться. Организовываем турниры. Радуемся успехам.
Работа с родителями:
Консультация: «Шахматная школа».
Участие в конкурсе «Папа, мама и я шахматная семья».
К концу III этапа:
-самостоятельно играют со сверстниками, со взрослыми;
-радуются своим успехам, делятся опытом со сверстниками.
К концу проекта сами запоминают свои ходы и ходы противника,
строят алгоритм своей игры, логические цепочки, у них достаточно стремительно развивается произвольная память, произвольное устойчивое внимание, самостоятельно мыслят и рассуждают, самостоятельно играют, соблюдая все правила.
У родителей положительные эмоции-дети не сидят за компьютером, не носятся по квартире, а просят родителей сыграть партию в шахматы. У детей радость от своих успехов, а у воспитателя радость за успешное завершение проекта и достижение поставленной цели
Список использованной литературы:
1. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», М. Просвещение, 1995 г.
2. Ник Бретт «Как играть в шахматы?» М.,Слово,1999 г.
3. И. Г. Сухин «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.
4. И. Г. Сухин «Играем и выигрываем», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.
5. И.Г.Сухин "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет",
М.: Новая школа, 1994.
6. Тодд Бардвик «Шахматы для детей», Питер,2012 г.
Приложение.
Дидактические игры
«Волшебный мешочек».
По очереди прячьте в непрозрачный мешочек шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребенку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не угадаете», и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребенок на ощупь ищет определенную фигуру.
«Шахматный теремок».
Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» – поднять.
«Шахматный колобок».
Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «Дед» – король, «Баба» – ферзь, «Заяц» – пешка, «Лиса» – конь, «Волк» – слон, «Медведь» – ладья, а Колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает Колобок. Но в конце сказки «Лиса» Колобка не съест – он от нее убежит.
«Шахматная репка».
Посадите «репку» – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или черные фигуры, поясняя: «Дедка» – это король, «Бабка» – ферзь, «Внучка» – слон, «Жучка» – конь, «Кошка» – ладья, «Мышка» – пешка.
«Большая и маленькая». Поставьте перед ребенком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.
«Запретная фигура».
Поставьте шахматные фигуры перед ребенком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибайтесь». Если ребенок не заметит вашу ошибку, сами укажите на нее.
«Школа».
Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубление поставьте шахматные фигуры и скажите ребенку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика?. А этого?.» «По росту». Попросите ребенка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.
«Кто быстрее соберет фигуры для сражения»
Скажите детям, что больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом
порядке. Попросите детей запомнить расположение фигур на доске. В первом ряду в углах доски должны стоять ладьи, за ними кони, слоны, в
середине король и ферзь. Ферзь стоит всегда на поле своего цвета. Во втором
ряду выстраиваем пешки. Затем попросите убрать войска в коробочку и по
сигналу самим расставить их, кто быстрее.
«Какой фигуры не хватает?»
Правильно расставьте все фигуры на доску. Затем попросите детей закрыть глаза и уберите одну фигуру. Дети должны угадать, какой фигуры не хватает.
«Первый – второй» Расставьте фигуры на доске. Затем, рассчитывая их на
первый – второй, попеременно с ребёнком проговаривайте названия фигур.
Консультация для родителей: «Развивающие игры».
Огромный магазин – настоящее царство игр и игрушек. Кажется, чего тут
только нет! И настольные, и электрифицированные, и механические, и
музыкальные… Море красок и - океан ребячьих желаний:
- Мама, купи…
- Мне очень-очень хочется…
Ох, эти умоляющие детские глаза! Какое родительское сердце не дрогнет! И
вот уже рука тянется за кошельком… Минуточку! Давайте попытаемся
разобраться: чем же вы руководствуетесь при покупке очередной детской
игрушки или игры? Желанием ребёнка? Чтоб не приставал? У соседского
Вовки есть, а мой что – хуже? Чем бы дитя ни тешилось? Полезно или…
просто модно?
Купили: что-то дорогое, сверкающие и совсем-совсем как настоящее… Новая
игрушка – всегда радость, но… проходит полчаса, час, а в лучшем случае
день-два, и она уже брошена, уже неинтересна. Кто тут виноват: игрушка,
ребёнок или… папа с мамой? Вопрос этот очень и очень непрост.
Об играх написано немало книг, большие коллективы специалистов
работают над созданием новых игрушек, их производством занимаются
целые отрасли промышленности. Всё это, конечно, не потому только, чтобы
дать детям больше радости и забав. Игрушки, игры – одно из самых сильных
воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным
видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются
разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и
эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы
просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую
личность! Что чаще всего покупают, например, для девочек? Всевозможных
кукол, посуду и мебель для них, швейные и стиральные машины,
рукодельные принадлежности, т.е. уменьшенные модели того семейного
быта, с которыми женщине придётся иметь дело всю жизнь. Конечно, никто
не будет возражать, что подготовка к будущей семейной жизни, к бытовому
труду должна найти своё отражение в играх. Это хорошо. Плохо другое:
чаще всего этим круг игр для девочек и ограничивается (настольные игры
развлекательного характера в счёт не идут). Конструкторы? Это считается
почему-то занятием для мальчиков. Ну, мозаика, кубики – это ещё куда ни
шло. Но конструкторы? Зачем ей?
Мальчикам повезло больше: кроме пистолетов, ружей, автомашин и
самолётов, для них предназначаются и строительные материалы, и сборные
модели, и управляемые игрушки, и всевозможные конструкторы, ценность
которых для интеллектуального развития детей вряд ли кто будет
оспаривать. С помощью игр типа «Конструктор» безусловно, можно
развивать многие стороны творческих способностей, но, по нашему мнению,
они часто используются далеко не лучшим образом (подробнее об этом
говорится в описании игры «КБ САМ»). Кроме того, игры этого типа
рассчитаны на более старший возраст, во всяком случае, на школьный. Ведь
не купит папа конструктор 2- или 3-летнему малышу?
К конструкторам обычно начинают присматриваться тогда, когда дети уже
подросли, т.е. годам к 8-9. А как же самый благоприятный для развития
возраст? Что дать ребёнку в год, два, три? Чтобы польза была не меньше, чем
от конструктора, и чтобы игра увлекала малыша, дала ему здоровую и
интересную «пищу» для ума, и при этом достаточно сложную. Причём очень
важно, чтобы эта сложность возрастала вместе с ростом малыша, опережая
его развитие, и не день, не неделю, не месяц, а год, два, три и дальше вела бы
его за собой.
Нужны игры нового типа, моделирующие сам творческий процесс и
создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития
творческой стороны интеллекта.
Сущность и особенность развивающих игр.
Такими играми являются развивающие игры, которые обладают
характерными особенностями. Каждая игра представляет собой набор задач,
которые даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского
рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции. Таким
образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Именно
благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для
развития творческих сторон интеллекта.
Очень много зависит от пап и мам, в том числе от их творческого подхода и к
самим играм. Очень хочется думать, что, познакомившись с развивающими
играми и попробовать играть в них со своими малышами, сами папы и мамы,
в зависимости от своих склонностей или профессиональных знаний,
дополнят имеющиеся задания новыми. Родители придумают новые варианты
игр, способствующих развитию других сторон, других способностей, будь то
специально математические или физические, химические или технические.
Играя вместе, не спешите показывать, что вы быстрее малыша можете
справиться с заданием, и даже устраивать соревнования со старшими. Когда
игра будет идти на равных или малыши станут обгонять взрослых, интересно
станет всем.
А теперь о некоторых правилах, которые надо стараться соблюдать, чтобы
игры осваивались успешно.
- Радоваться успехам, но не захваливать. Любые игры только тогда дают
результаты, когда малыши играют с удовольствием.
- Ни пресыщения, ни принуждения! Но этот интерес легко притупить не
только небольшим нажимом, принуждением, но даже просто
«перебарщиванием», доведением игры до того, что она стала надоедать.
Поэтому никогда не следует доводить занятия играми до пресыщения, до
того, что малышу не хочется играть.
- Самостоятельно – без подсказки! Основное правило развивающих игр:
взрослый не должен выполнять задание за ребёнка, не должен подсказывать
ему ни словом, ни жестом, ни взглядом.
- Насильно мил не будешь, а запретный плод сладок. Очень часто, желая
что-то внушить ребёнку, упорно и навязчиво повторяют ему одно и то же.
Нет лучше способа добиться прямо противоположного результата. И
наоборот, запрет, недоступность всегда вызывает интерес и желание узнать,
что это такое. Эту закономерность обязательно надо использовать в
общении.
- Непринуждённая обстановка. Для любой игры необходима
непринуждённая, свободная обстановка, когда всё внимание сосредоточено
на самой игре, а не на том, чтобы «сесть, как следует», «не болтать ногами»,
«не вскакивать с места» и «не шуметь».
Советы родителям при обучении игре в шахматы.
Цепкая память и любознательность детей позволяют увлечь их игрой в
шахматы. Попробуйте перелистать историю шахмат: бросится в глаза, что
многие шахматисты познакомились с этой игрой в раннем детстве.
Советский гроссмейстер Пауль Керес и чемпион мира кубинец Х.Р.
Капабланка пристрастились к шахматам в четырёхлетнем возрасте, чемпион
мира Анатолий Карпов - в пятилетнем, чемпионка мира среди женщин Нона
Гаприндашвили – в шестилетнем.
Я не собираюсь давать советы, как растить шахматных вундеркиндов. А как
научить детей шахматной игре, привить им любовь к ней.
Обучать надо начинать с 5-6 лет. Для того чтобы ребёнок научился играть в
шахматы, достаточно уделять этому 20-30 мин. в день. Помимо вовлечения
детей в мир шахмат эти занятия помогут воспитать у них внимание,
наблюдательность, выдержку, умение сосредоточиваться, быстро принимать
решения. Разумеется, приобщать детей к шахматам нужно без принуждения,
опираясь лишь на их любознательность, которую вы должны стимулировать
увлекательными пояснениями.
Начинать изучение игры никогда не поздно, лишь бы не допускать увлечения
шахматами в ущерб режиму дня и другим интересам ребёнка. Воспитание
детей дошкольного возраста должно быть разносторонним, гармоничным.
Родителям следует помнить, что форсировать обучение шахматной игре не
следует. Делать это надо не спеша, растянув курс обучения на год.
Основной метод обучения детей шахматам - игра. Уже сам процесс познания
должен быть облечён в форму увлекательной и доступной игры. Формы,
методы, приёмы постоянно разнообразятся с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей ребёнка.
Теперь о самом процессе обучения. Мы начинаем его с пешки - и не
случайно: эта фигура для восприятия всего понятнее детям, и уже одними
пешками можно начинать игру. Познакомившись с пешкой, принимаемся за
изучение других фигур.
На первых порах ни в коем случае не следует предлагать играть сразу всеми
фигурами. Соблюдая это условие, мы приучаем детей видеть поле,
распределять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и
изученных фигур увеличивается до полного комплекта, и только тогда юные
игроки приступают к игре всеми фигурами, разучивают их взаимодействия,
запоминают простейшие комбинации игры и затем переходят к решению
простых задач в один ход.
На разных этапах обучения форма познания детьми шахматных правил
должна меняться в зависимости от подготовленности и способности игроков.
В начале обучения, преобладающим способом сообщения новых знаний
должен быть рассказ или объяснение взрослого с обязательным показом на
шахматной доске. Объяснения должны быть ясными и чёткими.
По мере того как ребёнок овладевает основами игры, ему предоставляется
возможность играть чаще. Наблюдая за игрой, взрослый сосредотачивает всё
внимание лишь на характерные ошибки, показывая и разбирая их на
шахматной доске. Можно обратиться к ребёнку с вопросом: « А может пешка
ходить и есть назад?» При этом взрослый старается добиться от ребёнка
правильного ответа. Таким образом, детям предоставляются большие
возможности для размышлений и совершенствования самостоятельных
творческих поисков. Взрослый должен умело направлять эту деятельность,
обращаясь к детям примерно с такими словами: « Лена, ты сделала хороший
ход. А теперь, дети, давайте вместе подумаем, нет ли здесь ещё лучшего
хода». И если дети отыскивают его, надо тщательно обсудить этот ход,
объяснить, чем хорош и чем лучше Лениного. Чем больше таких находок,
тем крепче дети привязываются к игре, тем больше удовольствия получают
от общения с ней.
Для обучения игре лучше приобрести шахматы с размером доски 40-40 см.
Фигуры здесь располагаются свободнее, просторнее, чем на доске меньшего
размера. Учиться игре на таких шахматах детям легче. При игре доска всегда
располагается так, чтобы на левом углу было чёрное поле, а на правом -
белое. Обратите на это внимание, потому что очень часто дети ставят доску
не правильно.
Интерес к шахматам у детей проявляется по - разному: одни сразу
заболевают ими, других нужно к ним подтолкнуть. Оказывая ребенку,
помощь в изучении игры, старайтесь тактично, неназойливо поддержать его
интерес к игре. Нельзя хвалить одних детей и ругать других за их успехи и
неудачи. Познание шахматной игры у детей идёт неравномерно. Очень важно
в процессе обучения воспитывать привычку к преодолению трудностей,
строя игру по принципу от простого к сложному, от лёгкого к более
трудному, вкрапливая в уроки элементы занимательности и новизны.
Перед игрой не лишней будет беседа такого содержания: « Шахматисты
играют не торопясь и ведут себя тихо, чтобы можно было обдумать хороший
ход. Во время игры нельзя спорить, громко разговаривать - так вы будете
мешать себе и другим».
Родители часто задаются вопросом, а поддаваться ли ребёнку в игре.
Иногда стоит сделать вид, что вы проиграли ребёнку. Но часто делать этого
не следует: дети привыкают к лёгким победам, и будут воспринимать
проигрыш весьма болезненно. Лучше дать ему фору (отдать, например,
ферзя, ладью, а то и несколько фигур сразу), оставляя такое минимальное
количество фигур, чтобы обе стороны испытывали к игре обоюдный интерес,
преодолевая одинаковые трудности. Тогда дети будут совершенствоваться в
игре быстрее.
Правда, не все дети и не всегда охотно берут фору, считая, видимо, что они и
так хорошо играют. Когда дети повысят свой класс игры, фора уменьшается
настолько, насколько сильнее станет игра юного шахматиста.
Родителям полезно после игры разобрать с детьми их ошибки. Необходимо
постепенно приучать их из нескольких ходов в игре выбирать самый лучший,
наиболее выигрышный.
Консультация для родителей «Шахматы в дошкольном возрасте»
Шахматы - старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии
памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения
кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг,
ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития
интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит
ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы
дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность
и организованность.
Когда же лучше начать заниматься с ребенком?
Различные школы раннего развития предлагают обучение с 2-3 лет, но в этом
случае шахматы используются не по назначению - те же задания с равным
успехом можно выполнить и с любыми другими фигурками. Осознанно дети
начинают воспринимать шахматы примерно с 4 лет, многие чемпионы
(например, Х. -Р. Капабланка) начинали играть именно в этом возрасте.
Чем полезны занятия шахматами для ребенка?
1. Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное
воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность,
целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы - мыслить
самостоятельно.
2. Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях
неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее
важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную
функцию).
3. Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам -
анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем.
Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие
способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и,
конечно же, «музыки шахмат»; этюдов.
4. Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность
к анализу, а самое главное - дети учатся создавать внутренний план действий
(действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления
в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат,
его проще всего выработать.
Игра в шахматы очень полезна для детей. Почти все великие гроссмейстеры
начинали играть в шахматы в очень юном возрасте, в 4-6 лет. Но родители в
первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на
подготовку к школе, позволяет ребенку развиваться гармонично и
тренировать умственные и творческие способности.
Функции шахмат в развитии детей.
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка.
Они выполняют сразу несколько функций.
«Познавательная». Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить,
логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию
соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме
того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
«Воспитательная». Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном
месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку,
собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать
решения и спокойнее относиться к неудачам.
«Физическая». Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать
большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть
тренеры по физподготовке.
Как начать обучение шахматам?
Оптимальный возраст для первого знакомства малыша с шахматами - три-
четыре года. Основная форма - игровая.
Ни в коем случае не ставьте своей целью вырастить «нового Крамника»;
Не принуждайте ребенка заниматься - рискуете «перекормить» его шахматами. Потрудитесь лучше над тем, чтоб заинтересовать малыша.
Отдавать его сразу в шахматный клуб не стоит. Во-первых, неизвестно, как
поведет себя ребенок в новой обстановке с чужими людьми, а во-вторых,
практически везде занятия платные. А так как на начальном этапе главное -
привить интерес к игре и рассказать основы, то это смогут сделать и
родители.
Правила игры в шахматы.
Игра в шахматы зародилась в Индии около 1500 лет назад, поэтому
шахматные фигуры представляли индийскую армию. В Европе эта игра
появилась в средние века, и тогда же фигуры изменили свой вид и название
сохранившиеся и поныне.
В шахматы играют на специальной доске два соперника, у каждого по 16
фигур, расставленных, как показано на рисунке. Игроки ходят поочередно,
белые делают первый ход. Фигуры перемещают по особым схемам
(описанным ниже).
Перемещение фигур:
Пешка (пеший воин) может за один ход продвинуться на одну клетку прямо
вперед, а при первом ходе на две клетки. Пешка «бьет» чужую фигуру на
клетке впереди и впереди по диагонали. Добравшуюся до противоположного
края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже
королеву.
Королева (визирь) - самая сильная фигура в игре. Передвигается на любое
количество клеток в любом направлении.
Король (в древней игре тоже король) передвигается в любом направлении на
одну клетку. Когда игрок лишается своего короля, то он считается
проигравшим.
Слон (епископ) может передвинуться на любое количество клеток по
диагонали.
Конь (всадник) может продвинуться на две клетки вперед или назад, а затем
на одну клетку влево или вправо. Он может перепрыгивать через другие
фигуры.
Ладья (колесница) может за ход продвинуться на любое количество клеток
вперед или назад, вправо или влево.
Цель игры - взять в плен чужого короля. Вражескую фигуру можно «съесть»,
если поставить свою фигуру на ее место. Поверженные фигуры убирают с
доски. Когда чей-либо король находится на клетке, где при следующем ходе
ему грозит «плен», то ему объявляют «шах»и он обязан отойти на
безопасную клетку. Если таковой не находится, то королю объявляют еще и
«мат». На этом игра заканчивается поражением той стороны, которая
потеряла короля.
«Сказка про шаха и про шахматы»
Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран - Шихран. Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощеные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием! Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути. И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты! Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось. Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» - спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные. Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» - закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь. Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!» «Не всё, то золото, что блестит!» - мудрец отвечает. Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя. Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско. Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?» Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил царю правила игры, и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по царски наградить. Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончилось на этом. А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб. С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: "Черно-белое королевство"
Проект по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шашки...
паспорт проекта. Тема проекта: Путешествие в сказочное королевство" с использованием развивающих и дидактических игр
ПАСПОРТ ПРОЕКТААвтор: Бекетова Ольга Михайловна – воспитатель старшей группы...
Проект "Космос. Солнышкино королевство"
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет ...
Презентация проекта " В шахматном королевстве"
Презентация...
Проект "Тайны шахматного королевства"
laquo;Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жиз...
Инновационный психолого-педагогический проект "Ключи от Королевства Общения" для детей старшего дошкольного возраста
Предлагаемый проект ориентирован на комплексный подход к организации эффективного коммуникативного взаимодействия в условиях игры, когда общий результат включает в себя не только количественные, ...