Экологический проект "Королевство комнатных растений"
проект (окружающий мир, средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»
Минобразования Чувашии
Кафедра дошкольного образования
Проект
Тема
«Королевство комнатных растений»
Выполнила:
Никонова Алёна Николаевна
слушатель курсов повышения
квалификации воспитателей
«Формирование базиса
личностной культуры ребёнка дошкольника»
02.04.2012 - 13.04.2012
Научный руководитель:
Мурашкина Т.В.
старший преподаватель
кафедры дошкольного образования
Чебоксары – 2012 г.
Введение
1.1Анализ внешней среды
Современная внешняя среда дошкольных образовательных учреждений характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – это главное условие выживания и развития любого дошкольного учреждения. ДОУ должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами ДОУ генерируют изменения во внешней среде, например, предоставляя родителям новые виды дополнительных услуг.
Любое ДОУ находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы, а внешняя среда – источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.
Развитие дошкольного образования предполагает конструктивное взаимодействие с различными сферами: экономической, культурной, экологической, здравоохранения и социального развития и многими другими.
Взаимодействие со сферой экономики предполагает развитие экономической самостоятельности образовательных учреждений различных форм собственности; повышение инвестиционной привлекательности дошкольного образования для притока всех видов ресурсов – интеллектуальных, материальных, финансовых и др.
Со сферой культуры – обеспечение преемственности и культурологической достаточности содержания образования; интеграция образовательного и культурного пространства; обеспечение культуротворческой среды жизнедеятельности ребенка и его семьи.
Со сферой здравоохранения и социального развития – осуществление непрерывного мониторинга состояния здоровья и уровня развития ребенка; организация комплексной ранней диагностики детей с составлением индивидуального паспорта для последующего психолого-медико-педагогического сопровождения; обеспечение равного доступа детей дошкольного возраста к высококачественным медицинским услугам как в городской, так и в сельской местности.
Необходимо отметить, что большое значение при характеристике внешней среды ДОУ имеет экологическая среда. С ней связана безопасность детей, их здоровье и развитие.
Здание МДОУ «Детский сад №11» расположено во дворе жилого массива, вдали от промышленных предприятий и трассы что является залогом чистого и свежего воздуха. ДОУ имеет достаточно большую территорию, обнесенную забором, с большим количеством зеленых насаждений. Она безопасна не только для будней малышей, но и не оказывает негативное влияние на местных жителей шумом и гамом непосед.
Однако, на данном этапе современное состояние образования обычно характеризуется в первую очередь с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности.
Бюджетный процесс организован таким образом, что выделение бюджетных средств осуществляется строго в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета на утвержденной сметы т.е. исключительно в соответствии с планом. Распределение ассигнований по экономическим статьям бюджетной классификации определяется в первую очередь необходимостью производить социально значимые выплаты работникам сферы образования – заработную плату, включая разного рода доплаты и надбавки. В результате недостаточно финансируются статьи расходов, связанных с обеспечением собственно образовательного процесса, содержанием материально-технической базы образовательных учреждений и их развитием.
При дефиците бюджетного финансирования естественным образом возрастает роль привлечения средств из внебюджетных источников. Образовательные учреждения могут привлекать дополнительные внебюджетные источники финансирования своей деятельности в форме доходов от самостоятельно осуществляемой деятельности. Законодательство в области образования предоставило им возможность осуществлять практически все виды такой деятельности, за исключением запрещенных. За последние годы в образовательных учреждениях получили развитие не только платные образовательные услуги, но и иные виды деятельности, не связанные непосредственно с образовательным процессом.
К сожалению недостаточно средств выделяется государством и на постройку новых дошкольных образовательных учреждений. Многие детские сады были ранее закрыты, а их здания были переданы другим организациям или ликвидированы, в связи, с чем в настоящее время существует острая нехватка мест в детских садах.
Динамизм и высокая степень неопределенности факторов внешней среды, значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители ДОУ остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство российских ДОУ не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что в значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ организации ее исследования с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики.
Необходимо отметить, что значительное количество разработок в области исследования внешней среды организации уделяет основное внимание изучению лишь отдельных ее факторов. В месте с тем, современная рыночная ситуация требует комплексного исследования внешней среды на основе интеграции разнообразных экономических, социально-политических, правовых и технологических аспектов.
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение, наряду с внутренней средой, изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и задач, при их достижении, а также для более эффективного использования своего потенциала.
Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Стратегическое управление рассматривает внешнее окружение как совокупность двух сред: макроокружения и непосредственного окружения.
Положительные факторы | Отрицательные факторы |
-Привлечение дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников; -Оказание дополнительных платных образовательных услуг; -Оказание иных видов дополнительных платных услуг, не связанных непосредственно с образовательным процессом; - Переход от централизованного и административного планирования к децентрализованному, демократическому, системному планированию функционирования на основе главной цели, стратегии развития учреждения, развития и инноваций. | -Нестабильная политическая обстановка; -Нестабильная экономическая ситуация; -Недостаточность финансирования образовательного процесса; -Устаревание материально-технической базы ДОУ; -Недостаточная разработанность теоретических и методологических основ исследования организации с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики |
Для повышения качества образовательного процесса необходима стабилизация политической и экономической ситуации нормального финансирования статей расходов, связанных с обеспечением собственно образовательного процесса, содержанием материально-технической базы образовательных учреждений и их развитием. Также следует разработать методику комплексного исследования внешней среды на основе интеграции разнообразных экономических, социально-политических, правовых и технологических аспектов, для определения стратегии поведения ДОУ и проведения этой стратегии в жизнь.
Полезные последствия положительных факторов | Угрозы и ограничения исходящие из отрицательных факторов |
-Увеличились и расширились возможности ДОУ по оказанию платных образовательных и других услуг предоставляемых населению; -Возможно привлечение дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников; -Нет угрозы потери рабочего места в связи с сокращением рабочих мест. | - Сократилось количество ДОУ; - Нет строительства новых ДОУ; - Не все родители могут устроить ребёнка в ДОУ из-за нехватки мест; - Устаревшая материально-техническая база может отрицательно повлиять на качество образовательных услуг. |
Для охвата всех детей дошкольного возраста качественными образовательными услугами необходимо строительство новых, хорошо оснащенных дошкольных образовательных учреждений. При функционировании существующих ДОУ для повышения качества образовательных услуг устаревшую материально-техническую базу следует обновить за счет предоставления платных услуг и привлечения дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников.
Анализ заказа со стороны внешней среды на наши услуги
1. Определение группы заказчиков.
Заказчиками МДОУ «Детский сад №11» г. Канаш являются:
- Государство;
- Муниципалитет;
- Родители Восточного района г. Канаш.
2. Определение заказа каждой группы заказчиков.
- Государство обеспечивает ДОУ нормативно-правовой документацией, регламентирующей деятельность дошкольных образовательных учреждений. Так Постановление Правительства Российской Федерации от 1июля 1995г. № 677 утвердило Типовое Положение о дошкольном образовательном учреждении.
Пункты 3 и 4 Типового положения гласят: дошкольные образовательные учреждения реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей от 2-х месяцев до 7 лет. Основными задачами ДОУ является: охрана жизни и укрепление здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; обеспечение необходимой коррекции отклонения в развитии ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
- Муниципалитет в соответствии с образовательными программами ставит ДОУ следующие задачи: обеспечить развитие детей, удовлетворить потребности и интересы каждого ребенка, запросы семьи, городского сообщества и государства, путем предоставления широкого спектра качественных оздоровительных и образовательных услуг, на основе принципов гуманизации и демократизации педагогического процесса для воспитания человека и гражданина.
- Родители отдавая детей в дошкольное учреждение хотят видеть своих детей творчески активными, гармонично развитыми, социально адаптированными, подготовленными к школе.
1.2 Анализ внутренней среды
Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад № 11» город Канаш Чувашской Республики расположен по адресу:429336 Чувашская Республика, город Канаш, Восточный район, д. 22.
Тип: дошкольное образовательное учреждение
Вид: детский сад
Категория: третья
Функционирует с 01.08.1975 года.
Здание детского сада типовое, двухэтажное, проектная мощность 280
мест на 12 групп. Расположено во дворе жилого массива, вдали от промышленных предприятий и трассы.
Вблизи детского сада расположены:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6», МДОУ «Детский сад № 8», библиотека.
МДОУ « Детский сад № 11» г. Канаш ЧР – активный участник различных городских конкурсов.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все большое внимание. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают ученые, техническими средствами невозможен. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек - окружающая среда». Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем.
Экологическое образование как комплексная проблема современности стала объектом внимания философско-социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие (Э.В. Гиру- сов, Ю.Г. Марков, Д.Ж. Маркович, Н.И. Моисеев).
Проблемы экологического образования были предметом исследований А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Сураве- гиной, А.П. Сидельковского и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования школьников.
Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ничем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.
В таких условиях особую важность приобретает экологическое образование, которое рассматривается рядом ученых как важнейший фактор нравственного формирования личности. По мнению И.А. Бондаренко, Н.Н. Досто- валова, М.С. Каган, Н.В. Картомышева, воспитание подрастающего поколения с высокой экологической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы.
Цель экологического образования - формирование нравственноценностных отношений к природе и людям, способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.
Цель и задачи проекта
Цель:
-ознакомление детей с разнообразием комнатных растений , их биологическими особенностями.
Задачи:
Выявить уровень экологических знаний о комнатных растениях и осо-
бенности отношения к ним детей старшего дошкольного возраста.
Разработать доступную систему знаний для детей старшего дошколь-
ного возраста о комнатных растениях.
Разработать педагогические рекомендации по использованию комнат-
ных растений в экологическом образовании детей старшего дошколь-
ного возраста.
Познакомить с экологическими факторами среды обитания растений
Сформировать растениеводческие умения и навыки с помощью прак-
тических работ и опытов.
Воспитание положительного отношения к природе.
Снятие эмоционального и психического напряжения.
Участники проекта:
Дети старшей группы Музыкальный руководитель Воспитатели Родители
Вид проекта: учебно-познавательный.
Сроки реализации проекта: апрель-май 2012
2.4.2 План действий по реализации проекта
1 этап – подготовительный
- Подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
- Составление поэтапного плана работы;
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
- Диагностика знаний о комнатных растениях.
2 этап – деятельностный
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с воспитателями |
Апрель | -Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Наши комнатные растения»; -Рассматривание открыток «Комнатные растения»; -Рассказывание сказок Л.В.Скребцовой «Домашний садик», «Колючий лилипут»; -Интегрирован-ное занятие «В цветочном королевстве». | -Памятка «Список самых популярных домашних растений, которые опасны для здоровья»; -Оформить папку-передвижку «Комнатные растения и знаки зодиака» | Консультация для воспитателей «Ознакомление детей с комнатными растениями живого уголка» |
Май | -Занятие по рисованию. Рисование с натуры «Наши растения»; -Дидактическая игра «Цветочный магазин»; -Рассказывание сказок Л.В.Скребцовой «Душистые ароматы», «Растения вышли на балкон»; - Сценарий КВН «В мире комнатных растений» | Консультация для родителей «Цветы жизни и цветы, как их совместить? Дети и комнатные растения» | Семинар-практикум «Растения-математики: о развитии математических представлений в ходе знакомства с комнатными растениями» |
3 этап – заключительный
- Праздник цветов «Красота спасёт мир» (совместно с родителями)
- Повторная диагностика по методике Н.А.Рыжовой
- Обработка и оформление материалов проекта.
2.4.3 Ресурсное обеспечение
1. Набор открыток «Комнатные растения»;
2. Альбом «Уход за комнатными растениями»;
3. Лейка;
4. Опрыскиватель.
(диагностическая методика Рыжовой Н. А.) Оборудование.
Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидист- ра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
-Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.
- Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
- Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
- Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
- Определи, какие растения надо полить?
-Что нужно, чтобы растение росло?
Что произойдёт, если растение не поливать?
- Для чего людям нужны комнатные растения?
- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Оценка результатов деятельности Высокий уровень (7-9 баллов)
- Без труда выделяет группы предлагаемых растений.
- Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
- Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
- Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Средний уровень (4-7 баллов)
- В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.
- Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
- Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
3. Заключение
Улучшилось взаимодействие с семьёй, в результате проделанной определённой работы: проведение совместных праздников с родителями, консультаций, семинаров-практикумов.
У детей сформирована система знаний о комнатных растениях, включающая представление о факторах среды, связи растений со средой (выражающейся в потребности в различных факторах), морфофункциональной адаптации растений к взаимодействию с внешней средой, приспособленности строения растений к количеству фактора.
Литература
Баринова М. Использование комнатных растений в качестве демонстрационного материала при изучении разнообразия органов растения. // Биология. Приложение к газете "Первое сентября". - 2007. -№ 3.
Баймашова В.А. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями : система работы / В.А. Баймашова, Г.М. Охапкина. - М.: Скрипторий 2003, Бобышева Л. А., Дупленко О. М. О программах экологического воспитания старших дошкольников. Дошкольное воспитание, № 2, 2008. Большакова М. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе : [опыт работы дет. сада № 2 г. Шуи Иванов, обл.] //Дошкольное воспитание. - 2000. - № 7.
Большакова М. Д., Рубушкина Н. К. Обучение детей умственным операциям в процессе ознакомления с комнатными растениями / Пути совершенствования умственного воспитания дошкольников. - Ульяновск, 1986. Борисова 3. Влияние труда в уголке природы на умственное развитие детей. // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 6.
Вербицкий А. А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования. // Педагогика. - 2007. - № 6.
Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М., 2004 Виноградова Н. Ф. Воспитание положительного отношения к природе. - Дошкольное воспитание, № 5, 1981.
Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями : пособие для воспитателя дет. сада / В.А. Дрязгунова. - М. : Просвещение, 1981.
Дрязгунова В.А. Организация ухода за комнатными растениями в уголке природы детского сада / В.А. Дрязгунова, М.Н. Букреева ; Орлов, гос. ун- т. - Орел : Орлов, гос. ун-т, 1997.
Герасимов С. О. Журавлев И. Л. Редкие комнатные растения. - М., 2000. Грецова В. Г. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к природе// Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. -М., 1971.
Дерябо С. Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов- на- Дону. : Феникс, 2006.
Дуброва В. Обучение старших дошкольников уходу за комнатными растениями. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9.
Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2009. Зебзеева В. В. О формах и методах экологического образования дошкольников. Дошкольное воспитание, №7, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Комнатные растения - наши друзья"
Проект содержит дидактические игры и наблюдения с детьми по теме "Комнатные растения"...
Экологический проект "Комнатные растения"
Цель: Закрепить представления детей о комнатных растениях....
Экологический проект « Комнатные растения –это важно и красиво »
Экологический проект: практико-ориентированный, краткосрочный.Анализ программы...
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Комнатные растения-спутники нашей жизни"
Конспект для детей старшей группы.Время проведения апрель-май...
Экологический журнал: "Комнатные растения-наши помощники!"
Здравствуй, уважаемый читатель!В первом выпуске нашего журнала мы говорили о пользе и значении правильного питания.Сегодня я хочу поговорить с вами о пользе и значении комнатных растений. Всем родител...
"КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ по экологическому воспитанию «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» во II младшей группе
Красткосрочный экологический проект "Комнатные растения"...
Проект познавательно-экологической направленности «Комнатные растения – наши друзья» для детей старшего дошкольного возраста
С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя еди...