Экологический проект "Королевство комнатных растений"
проект (окружающий мир, средняя группа) по теме

Никонова Алёна Николаевна

 Растение погибает. Как его спасти?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nikonovoy_a.n.docx219.83 КБ

Предварительный просмотр:

           

    БОУ ДПО (ПК) С  «Чувашский республиканский институт  образования»

                         Минобразования Чувашии

                 Кафедра дошкольного образования

                                         

                                                     Проект

                                            Тема

                  «Королевство комнатных растений»

                                           Выполнила:

                                                                              Никонова Алёна Николаевна        

                                                                              слушатель курсов повышения

                                                                                 квалификации воспитателей

                                                                              «Формирование базиса                    

                                                                              личностной культуры ребёнка  дошкольника»

                                                                              02.04.2012 - 13.04.2012

                                                                                Научный руководитель:

                                                                             Мурашкина Т.В.

                                                                             старший преподаватель                    

                                                                             кафедры дошкольного   образования

        

                                         Чебоксары – 2012 г.

    Введение

1.1Анализ внешней среды

Современная внешняя среда дошкольных образовательных учреждений  характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – это главное условие выживания и развития любого дошкольного учреждения. ДОУ должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами ДОУ генерируют изменения во внешней среде, например, предоставляя родителям новые виды дополнительных услуг.

Любое ДОУ находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы, а внешняя среда – источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.

Развитие дошкольного образования предполагает конструктивное взаимодействие с различными сферами: экономической, культурной, экологической, здравоохранения и социального развития и многими другими.

Взаимодействие со сферой экономики предполагает развитие экономической самостоятельности образовательных учреждений различных форм собственности; повышение инвестиционной привлекательности дошкольного образования для притока всех видов ресурсов – интеллектуальных, материальных, финансовых и др.

Со сферой культуры – обеспечение преемственности и культурологической достаточности содержания образования; интеграция образовательного и культурного пространства; обеспечение культуротворческой среды жизнедеятельности ребенка и его семьи.

Со сферой здравоохранения и социального развития – осуществление непрерывного мониторинга состояния здоровья и уровня развития ребенка; организация комплексной ранней диагностики детей с составлением индивидуального паспорта для последующего  психолого-медико-педагогического сопровождения; обеспечение равного доступа детей дошкольного возраста к высококачественным медицинским услугам как в городской, так и в сельской местности.

Необходимо отметить, что большое значение при характеристике  внешней среды ДОУ имеет экологическая среда. С ней связана безопасность детей, их здоровье и развитие.

Здание МДОУ «Детский сад №11» расположено во дворе жилого массива, вдали от промышленных предприятий и трассы что является залогом чистого и свежего воздуха. ДОУ имеет достаточно большую территорию, обнесенную забором, с большим количеством зеленых насаждений. Она безопасна не только для будней малышей, но и не оказывает негативное влияние на местных жителей шумом и гамом непосед.

Однако, на данном этапе современное состояние образования обычно характеризуется в первую очередь с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности.

Бюджетный процесс организован таким образом, что выделение бюджетных средств осуществляется строго в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета  на утвержденной сметы т.е. исключительно в соответствии с планом. Распределение ассигнований по экономическим статьям бюджетной классификации определяется в первую очередь необходимостью производить социально значимые выплаты работникам сферы образования – заработную плату, включая разного рода доплаты и надбавки. В результате недостаточно финансируются статьи расходов, связанных с обеспечением собственно образовательного процесса, содержанием материально-технической базы образовательных учреждений и их развитием.

При дефиците бюджетного финансирования естественным образом возрастает роль привлечения средств из внебюджетных источников. Образовательные учреждения могут привлекать дополнительные внебюджетные источники финансирования своей деятельности в форме доходов от самостоятельно осуществляемой деятельности. Законодательство в области образования предоставило им возможность осуществлять практически все виды такой деятельности, за исключением запрещенных. За последние годы в образовательных учреждениях получили развитие не только платные образовательные услуги, но и иные виды деятельности, не связанные непосредственно с образовательным процессом.

К сожалению недостаточно средств выделяется государством и на постройку новых дошкольных образовательных учреждений. Многие детские сады были ранее закрыты, а их здания были переданы другим организациям или ликвидированы, в связи, с чем в настоящее время существует острая нехватка мест в детских садах.

Динамизм и высокая степень неопределенности факторов внешней среды, значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители ДОУ остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство российских ДОУ не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что в значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ организации ее исследования с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики.

Необходимо отметить, что значительное количество разработок в области исследования внешней среды организации уделяет основное внимание изучению лишь отдельных ее факторов. В месте с тем, современная рыночная ситуация требует комплексного исследования внешней среды на основе интеграции разнообразных экономических, социально-политических, правовых и технологических аспектов.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение, наряду с внутренней средой, изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и задач, при их достижении, а также для более эффективного использования своего потенциала.

Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Стратегическое управление рассматривает внешнее окружение как совокупность двух сред: макроокружения и непосредственного окружения.

Положительные факторы

Отрицательные факторы

-Привлечение дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников;

-Оказание дополнительных платных образовательных услуг;

-Оказание иных видов дополнительных платных услуг, не связанных непосредственно с образовательным процессом;

- Переход от централизованного и административного планирования к децентрализованному, демократическому, системному планированию функционирования на основе главной цели, стратегии развития учреждения, развития и инноваций.

-Нестабильная политическая обстановка;

-Нестабильная экономическая ситуация;

-Недостаточность финансирования образовательного процесса;

-Устаревание материально-технической базы ДОУ;

-Недостаточная разработанность теоретических и методологических основ исследования организации с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики

 Для повышения качества образовательного процесса необходима стабилизация политической и экономической ситуации нормального финансирования статей расходов, связанных с обеспечением собственно образовательного процесса, содержанием материально-технической базы образовательных учреждений и их развитием. Также следует разработать методику комплексного исследования внешней среды на основе интеграции разнообразных экономических, социально-политических, правовых и технологических аспектов, для определения стратегии поведения ДОУ и проведения этой стратегии в жизнь.

Полезные последствия положительных факторов

Угрозы и ограничения исходящие из отрицательных факторов

-Увеличились и расширились возможности ДОУ по оказанию платных образовательных и других услуг предоставляемых населению;

-Возможно привлечение дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников;

-Нет угрозы потери рабочего места в связи с сокращением рабочих мест.

- Сократилось количество ДОУ;

- Нет строительства новых ДОУ;

- Не все родители могут устроить ребёнка в ДОУ из-за нехватки мест;

- Устаревшая материально-техническая база может отрицательно повлиять на качество образовательных услуг.

Для охвата всех детей дошкольного возраста качественными образовательными услугами необходимо строительство новых, хорошо оснащенных  дошкольных образовательных учреждений. При функционировании существующих ДОУ для повышения качества образовательных услуг устаревшую материально-техническую базу следует обновить за счет предоставления платных услуг и привлечения дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников.

Анализ заказа со стороны внешней среды на наши услуги

1. Определение группы заказчиков.

Заказчиками МДОУ «Детский сад №11» г. Канаш являются:

- Государство;

- Муниципалитет;

- Родители Восточного района г. Канаш.

2. Определение заказа каждой группы заказчиков.

- Государство обеспечивает ДОУ нормативно-правовой документацией, регламентирующей деятельность дошкольных образовательных учреждений. Так Постановление Правительства Российской Федерации от 1июля 1995г. № 677 утвердило Типовое Положение о  дошкольном образовательном учреждении.  

 Пункты 3 и 4 Типового положения гласят: дошкольные образовательные учреждения реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей от 2-х месяцев до 7 лет. Основными задачами ДОУ является: охрана жизни и укрепление здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; обеспечение необходимой коррекции отклонения в развитии ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

- Муниципалитет в соответствии с образовательными программами ставит ДОУ следующие задачи: обеспечить развитие детей, удовлетворить потребности и интересы каждого ребенка, запросы семьи, городского сообщества и государства, путем предоставления широкого спектра качественных оздоровительных и образовательных услуг, на основе принципов гуманизации и демократизации педагогического процесса для воспитания человека и гражданина.

- Родители отдавая детей в дошкольное учреждение хотят видеть своих детей творчески активными, гармонично развитыми, социально адаптированными, подготовленными к школе.

1.2 Анализ внутренней среды

Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад № 11» город Канаш Чувашской Республики расположен по адресу:429336 Чувашская Республика, город Канаш, Восточный район, д. 22.

Тип: дошкольное образовательное учреждение

        Вид: детский сад

        Категория: третья

        Функционирует с 01.08.1975 года.

Здание детского сада типовое, двухэтажное, проектная мощность 280

мест на 12 групп. Расположено во дворе жилого массива, вдали от промышленных предприятий и трассы.

     Вблизи детского сада расположены:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»,  МДОУ «Детский сад № 8», библиотека.

МДОУ « Детский сад № 11» г. Канаш ЧР – активный  участник различных городских конкурсов.

                           АКТУАЛЬНОСТЬ

В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все большое внимание. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают ученые, техническими средствами невозможен. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек - окружающая среда». Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем.

Экологическое образование как комплексная проблема современности стала объектом внимания философско-социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие (Э.В. Гиру- сов, Ю.Г. Марков, Д.Ж. Маркович, Н.И. Моисеев).

Проблемы экологического образования были предметом исследований А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Сураве- гиной, А.П. Сидельковского и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования школьников.

Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ничем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.

В таких условиях особую важность приобретает экологическое образование, которое рассматривается рядом ученых как важнейший фактор нравственного формирования личности. По мнению И.А. Бондаренко, Н.Н. Досто- валова, М.С. Каган, Н.В. Картомышева, воспитание подрастающего поколения с высокой экологической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы.

Цель экологического образования - формирование нравственноценностных отношений к природе и людям, способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.

Цель и задачи проекта

Цель:

-ознакомление детей с разнообразием комнатных растений , их биологическими особенностями.

Задачи:

Выявить уровень экологических знаний о комнатных растениях и осо-
бенности отношения к ним детей старшего дошкольного возраста.
Разработать доступную систему знаний для детей старшего дошколь-
ного возраста о комнатных растениях.

Разработать педагогические рекомендации по использованию комнат-
ных растений в экологическом образовании детей старшего дошколь-
ного возраста.

Познакомить с экологическими факторами среды обитания растений
Сформировать растениеводческие умения и навыки с помощью прак-
тических работ и опытов.

Воспитание положительного отношения к природе.

Снятие эмоционального и психического напряжения.

Участники проекта:

Дети старшей группы Музыкальный руководитель Воспитатели Родители

Вид проекта: учебно-познавательный.

Сроки реализации проекта: апрель-май 2012

  2.4.2 План действий по реализации проекта

                               1 этап – подготовительный

  1. Подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
  2. Составление поэтапного плана работы;
  3. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
  4. Диагностика знаний о комнатных растениях. 

                             2 этап – деятельностный

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Апрель

-Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Наши комнатные растения»;

-Рассматривание открыток «Комнатные растения»;

-Рассказывание сказок Л.В.Скребцовой «Домашний садик», «Колючий лилипут»;

-Интегрирован-ное занятие «В цветочном королевстве».

-Памятка «Список самых популярных домашних растений, которые опасны для здоровья»;

-Оформить папку-передвижку «Комнатные растения и знаки зодиака»

Консультация для воспитателей «Ознакомление детей с комнатными растениями живого уголка»

Май

-Занятие по рисованию.

Рисование с натуры «Наши растения»;

-Дидактическая игра «Цветочный магазин»;

-Рассказывание сказок Л.В.Скребцовой «Душистые ароматы», «Растения вышли на балкон»;

 - Сценарий КВН «В мире комнатных растений»

Консультация для родителей «Цветы жизни и цветы, как их совместить? Дети и комнатные растения»

Семинар-практикум «Растения-математики: о развитии математических представлений в ходе знакомства с комнатными растениями»

                   3 этап – заключительный

  1. Праздник цветов «Красота спасёт мир» (совместно с родителями)
  2. Повторная диагностика по методике Н.А.Рыжовой
  3. Обработка и оформление материалов проекта.

             2.4.3 Ресурсное обеспечение

1. Набор открыток «Комнатные растения»;

2. Альбом «Уход за комнатными растениями»;

3. Лейка;

4. Опрыскиватель.

Мониторинг

(диагностическая методика Рыжовой Н. А.) Оборудование.

Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидист- ра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению.

-Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

  • Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
  • Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
  • Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
  • Определи, какие растения надо полить?

-Что нужно, чтобы растение росло?

Что произойдёт, если растение не поливать?

  • Для чего людям нужны комнатные растения?
  • Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Оценка результатов деятельности Высокий уровень (7-9 баллов)

  • Без труда выделяет группы предлагаемых растений.
  • Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
  • Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
  • Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Средний уровень (4-7 баллов)

  • В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.
  • Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
  • Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

C:\Users\Алена\Documents\Мои Принятые Файлы\media\image1.jpeg

C:\Users\Алена\Documents\Мои Принятые Файлы\media\image1.jpeg

                   3.  Заключение

     Улучшилось взаимодействие с семьёй, в результате проделанной определённой работы: проведение совместных праздников с родителями, консультаций, семинаров-практикумов.

      У детей сформирована система знаний о комнатных растениях, включающая представление о факторах среды, связи  растений со средой (выражающейся в потребности в различных факторах), морфофункциональной адаптации растений к взаимодействию с внешней средой, приспособленности строения растений к количеству фактора.

Литература

Баринова М. Использование комнатных растений в качестве демонстрационного материала при изучении разнообразия органов растения. // Биология. Приложение к газете "Первое сентября". - 2007. -№ 3.

Баймашова В.А. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями : система работы / В.А. Баймашова, Г.М. Охапкина. - М.: Скрипторий 2003, Бобышева Л. А., Дупленко О. М. О программах экологического воспитания старших дошкольников. Дошкольное воспитание, № 2, 2008. Большакова М. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе : [опыт работы дет. сада № 2 г. Шуи Иванов, обл.] //Дошкольное воспитание. - 2000. - № 7.

Большакова М. Д., Рубушкина Н. К. Обучение детей умственным операциям в процессе ознакомления с комнатными растениями / Пути совершенствования умственного воспитания дошкольников. - Ульяновск, 1986. Борисова 3. Влияние труда в уголке природы на умственное развитие детей. // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 6.

Вербицкий А. А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования. // Педагогика. - 2007. - № 6.

Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М., 2004 Виноградова Н. Ф. Воспитание положительного отношения к природе. - Дошкольное воспитание, № 5, 1981.

Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями : пособие для воспитателя дет. сада / В.А. Дрязгунова. - М. : Просвещение, 1981.

Дрязгунова В.А. Организация ухода за комнатными растениями в уголке природы детского сада / В.А. Дрязгунова, М.Н. Букреева ; Орлов, гос. ун- т. - Орел : Орлов, гос. ун-т, 1997.

Герасимов С. О. Журавлев И. Л. Редкие комнатные растения. - М., 2000. Грецова В. Г. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к природе// Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. -М., 1971.

Дерябо С. Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов- на- Дону. : Феникс, 2006.

Дуброва В. Обучение старших дошкольников уходу за комнатными растениями. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9.

Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2009. Зебзеева В. В. О формах и методах экологического образования дошкольников. Дошкольное воспитание, №7, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Комнатные растения - наши друзья"

Проект содержит дидактические игры и наблюдения с детьми по теме "Комнатные растения"...

Экологический проект "Комнатные растения"

Цель: Закрепить представления детей о комнатных растениях....

Экологический проект « Комнатные растения –это важно и красиво »

Экологический проект: практико-ориентированный, краткосрочный.Анализ программы...

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Комнатные растения-спутники нашей жизни"

Конспект для детей старшей группы.Время проведения апрель-май...

Экологический журнал: "Комнатные растения-наши помощники!"

Здравствуй, уважаемый читатель!В первом выпуске нашего журнала мы говорили о пользе и значении правильного питания.Сегодня я хочу поговорить с вами о пользе и значении комнатных растений. Всем родител...

Проект познавательно-экологической направленности «Комнатные растения – наши друзья» для детей старшего дошкольного возраста

С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя еди...