Проект "Тайны шахматного королевства"
материал (старшая группа)

Ивашкина Татьяна Александровна

«Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь… как один из элементов умственной культуры»  В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_shahmatam_5.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №1 «Сказка»

Проект

«Тайны шахматного королевства»

 

                                                 

                    Разработала  и реализовала воспитатель: Ивашкина Т.А.

                                                                                   

 

г. Мегион

 2017 /2018

                    Проект «Тайны шахматного королевства»

                                   Паспорт проекта.

Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский.

Руководитель проекта: воспитатель Ивашкина Т. А.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Время проведения проекта: 1 год

Проблема: популяризация шахмат среди дошкольников и их родителей.

Цель проекта: познакомить детей в игровой форме с историей шахмат. Научить детей играть в шахматы.

Задачи проекта:  расширять кругозор, пополнять знания, активизировать мыслительную деятельность воспитанников. Учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическую память и мышление, развивать наблюдательность и внимание.

     Воспитывать у воспитанников настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах; стойкий характер; развивать коммуникативные качества. Побуждать уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

 

Этапы проекта

Этапы проекта

Деятельность педагогов

Деятельность детей.

1 этап

Вводный

Формулировка проблемы

 Сбор  информации о шахматах, изучение книг и энциклопедий

2 этап

Подготовительный

Изучение литературы по теме.

Подготовка консультация для родителей.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал.

Высказывают свои мысли, идеи.

Сбор информации.

3 этап.

Выполнение проекта

-Знакомство в игровой форме с историей шахмат и Шахматным королевством.

-Знакомство с шахматной доской, шахматными фигурами, начальной расстановкой фигур.

-Ходы и взятие шахматных фигур. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка.

-Знакомство с правилом взятия на проходе.

-Знакомство с королем и его особая роль.

-Знакомство с понятиями шах, мат, пат. Ничья.  Варианты ничьей.

-Знакомство с ценностью шахматных фигур.

-Знакомство с рокировкой.    -Шахматная нотация.

-Нападение и защита.

-Размен фигур.

-Линейный мат.

-Мать ферзем одинокому королю.

-Мат ладьей одинокому королю.

-Как начинать партию?

-Тактические приемы.  Вилка. Двойной удар.  Связка.

-Знакомство в игровой форме с историей шахмат и Шахматным королевством.

-Знакомство с шахматной доской, шахматными фигурами, начальной расстановкой фигур.

-Ходы и взятие шахматных фигур. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка.

-Знакомство с правилом взятия на проходе.

-Знакомство с королем и его особая роль.

-Знакомство с понятиями шах, мат, пат. Ничья. Варианты ничьей.

-Знакомство ценностью шахматных фигур.

-Знакомство с рокировкой.

-Выполнение заданий.

-Решение шахматно-тематических задач.

4 этап.

Результаты

Проведение шахматного праздника.

Конкурса решения задач «Задачки Шахматного королевства»

Турнир между детьми.

5 этап.

Постановка задач для будущих проектов.

 

Актуальность

Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий. Чтобы помочь нашим выпускникам, будущим первоклассникам мы решили познакомить их с шахматами.  Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценимая роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно - образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Удивительная любознательность малышей позволяет увлечь их игрой в фигуры. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает духовный мир. Знакомство с шахматами в раннем возрасте способствует развитию у детей воображения и логического мышления, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность. Дети учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Организация занятий шахматами в детском саду позволит решить  комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта – шахматам.  Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные. Изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Обеспечение проекта

Материально-техническое:

  1. 1.      Компьютерное сопровождение совместной деятельности.
  2. 2.      Самостоятельно  разработанная модель «История шахмат в России».
  3. 3.      Самостоятельно разработанная компьютерная игра «Что изменилось?».
  4. 4.      Шахматы.

 Учебно-методическое

Малыши играют в шахматы / В.Г.Гришин - М. Просвещение 1991.

Тайны шахматного королевства / О.В.Закотина, Е.В.Половина – Ростов-на-Дону: Легион 2016.

Шахматы для всей семьи (+СD с обучающими видеоуроками и симуляторами игр) / С.В. Мазаник. – СПб.: Питер, 2010.

Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И.Г. Сухин. – М.:Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2011.

Шахматы для детей / Т. Бардвик. – СПб.: Питер, 2011.

Шахматный учебник для детей / Н.М. Петрушина. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

 

Необходимые условия реализации проекта  

Интерес детей и родителей.

Наличие шахматного инвентаря и наглядных шахматных пособий.

Методические разработки «Проектная работа в детском саду»

Продукт детской деятельности:

Овладение детьми игрой шахматы.

Театрализованное представление «Бал в шахматном королевстве».

Проведение шахматной эстафеты.

 

Ожидаемые результаты

 

Дети:  Улучшить эмоциональное и психофизическое состояние здоровья,

расширить кругозор  путём введения определённых слов спортивной лексики в практику общения.

Познакомить детей с историческим наследием достижений отечественных спортсменов.  

Повысить интерес к игре в шахматы, которая  помогает стать  более  уверенными в себе, целеустремленными.

Развить умение рассуждать, выдвигать объяснения, концентрировать внимание.

 Родители:  Улучшить психологический климат в семье, на основе формирования единства интересов, всех ее членов; повысить заинтересованность членов семьи к игре в шахматы в условиях семейной педагогики; приобщать своих детей к занятиям спортом.

 Педагоги: Повысить  интерес организации проектной деятельности, создать условия для комфортного пребывания детей и их родителей в дошкольном учреждении, повысить  компетентность сотрудников образовательного учреждения в вопросах игры в шахматы.

 

Технологическая карта

Образовательные области

Виды детской деятельности

        Формы организации

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская

Знакомство с в игровой форме с историей шахмат и Шахматным королевством.

Загадывание загадок по теме «Шахматы».

Презентация «Шахматное королевство», «Великие гроссмейстеры».

Просмотр мультфильма «Смешарики в мире шахмат».

Разгадывание кроссворда о шахматных фигурах.

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная,

социально-игровая

Викторина «Ответь, как в сказке, сам без подсказки».

Д/и «Шахматная доска», «Научим Незнайку играть в шахматы», «Волшебный мешок с шахматными фигурами», «Четвертый лишний», « Шахматная матрешка», «Шахматные пирамидки», «Разрезные шахматные картинки», «Сделай выгодный размен», «Спаси белые фигуры».

Настольно-печатные игры «Шахматное лото», «Шахматное домино», «Кубики с картинками шахматных фигур», «Темные и светлые кубики».

Речевое развитие

Восприятие художественной литературы

и фольклора

Чтение сказки «В стране шахматных чудес».

Составление сказки «Шахматное королевство».

Словесные игры «Назови фигуру», «Тактические приемы»

 Знакомство с энциклопедическими статьями на соответствующую тематику.

Разучивание стихов про шахматные фигуры.

Художественно-

Эстетическое развитие

                        Музыкальная

 

Прослушивание музыки и песен  про шахматы и шахматные фигуры.

Выполнение движений, на напольной шахматной доске, шахматных фигур под музыку.

 

 

 

Изобразительная,

конструирование

Рисование  шахматной доски и шахматных фигур.

Вырезание шахматных фигур.

Аппликация «Шахматное королевство».

Лепка из пластилина шахматных фигур.

Физическое развитие

Двигательная,

игровая

Подвижные игры «Узнай меня», «Рокировка», «Король и ферзь». «Слон и ладья», «Шахматное поле», «Взятие шахматных фигур».

Пальчиковая игра «Шахматные фигуры»

 

Взаимодействие с семьей

Форма работы

Тема

Месяц

1

 

Общее родительское собрание

Взаимодействие с родителями воспитателей через проектную деятельность.

 

Сентябрь

2

 Консультации

Шахматы в дошкольном возрасте;

Взялся – ходи!

Интеллектуальное развитие ребенка;

Шахматная школа

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Январь

3

Эссе

 Мой любимый вид спорта.

Октябрь

4

Участие в конкурсе

«В мире шахматных фигур»

Декабрь

5

Участие к конкурсе

«Папа, мама и я шахматная семья»

Февраль

Март

Апрель

6

Семейный конкурс

«Сочиним сказку про шахматы»

7

Театрализованное представление

«Бал в Шахматном королевстве»

 

 

Перспективы распространения проекта

 

Трансляция педагогического проекта на официальном сайте дошкольного учреждения, презентация проекта на конкурсах различного уровня.

 

Разработать проект по обучению игре в шахматы для детей среднего дошкольного возраста. Регулярно обновлять предметно - развивающую среду дидактическими играми по шахматному образованию детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шахматная студия « Путешествие в шахматное королевство»

Конструкт организации совместной деятельности с детьми 6-го года жизни....

«Шахматное королевство» (сценарий открытого шахматного турнира)

Увлекательный сценарий шахматного турнира для проведения в дошкольных учреждениях...

Порциальная программа для детей 6 -7 лет"Тайны шахматного королевства"

Прогамма по обучению игре в шахматы позволяет поддерживать устойчивый интерес к знаниям и сделать обучение радостным, так как предусматривается широкое использование занимательного материала, включен...

Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"

Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"...

В шахматном королевстве или в стране шахматных чудес!

Спорт - это прежде всего преодоление себя...Популяризация видов спорта: аэробика и шахматы....