Конспект педагогической ситуации с элементами ТРИЗ с детьми подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: "Время. Часы – прибор, отсчитывающий время"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Занятие по математике для детей подготовительной к школе группе с элементами ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_zanyatie_chasy.docx | 43.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 Чебурашка» города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект педагогической ситуации с элементами ТРИЗ с детьми подготовительной группы по образовательной области
«Познавательное развитие»
Тема: "Время. Часы – прибор, отсчитывающий время"
Подготовила и провела:
Федорова Вера Германовна,
воспитатель
высшей квалификационной категории
Новочебоксарск, 2022
Программное содержание:
Образовательные: Формировать у детей представление о времени как о категории, напрямую не воспринимаемую органами чувств. Побуждать искать «следы» времени. Учить детей называть разные «кусочки» времени. Систематизировать знания детей о частях суток. Формировать представление о временных отношениях в пределах суток, о смене дня и ночи. Познакомить с часами, как с прибором измерения времени. Дать количественную характеристику мер часового времени.
Развивающие: Развивать интерес у детей, любознательность и познавательную мотивацию.
Воспитательные задачи:
Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Воспитывать самостоятельность и инициативность.
Речевые задачи:
Развивать умения выстраивать диалог со сверстниками и воспитателем.
Учить ребёнка смело высказывать свои суждения.
Методы: Мозговой штурм, системный оператор, д/и «Я возьму тебя в космический полет», д/игры "Назови соседей», «Данетка» на загаданную часть суток.
Предварительная работа: Рассматривание картин, отображающих разные периоды жизни человека (от ребенка до старика), жизни растений, смену времен года, частей суток и т. д., игры типа «Когда это бывает?», рассматривание старинных предметов и их изображений на фотографиях и картинах. Посещение музея. Рассматривание разнообразных часов и их изображений. Воспитатель знакомит с историей часов.
Ход занятия:
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
************************************************
Воспитатель. Ребята, сегодня мы начинаем большой разговор о времени. Кто может сказать, что такое время?
Можем мы увидеть время? А пощупать, понюхать, услышать, попробовать на вкус?
Значит, время - невидимка? Но даже в сказках невидимка оставляет следы. Давайте попробуем их поискать.
Где мы можем увидеть следы времени? Что нам подсказывает, что прошло какое-то время? (Седина – след времени, времена года оставляют следы, старинные вещи – след времени). Значит, мы можем увидеть следы времени, хотя само время невидимо.
Мы можем потрогать руками следы времени? (Листья на деревьях весной и осенью; руки мамы и бабушки и т.д.).
Оставляет ли время звучащие следы? (Днем машины шумят, телевизор работает, радио, люди разговаривают, а ночью - тишина. Летом в лесу птицы поют, а зимой - нет, они улетают. У детей голос тонкий, а у взрослых — другой).
Понюхаем следы времени, что мы чувствуем? (Цветок распустился, пахнет, значит, время прошло. Запах испорченных продуктов).
А на вкус можно следы времени попробовать? (Вкус испорченных продуктов отличается от свежих).
Значит, время не такое уж невидимое. Сделаем вывод, на каких объектах время оставляет следы? (На объектах природного и рукотворного мира).
Д/и «Сейчас сядет на стул тот, кто назовет кусочек времени» (секунда, минута, Час, день, неделя, месяц, год, век, Эпоха и Эра).
Ребята, вспомним, из каких частей состоят сутки. (Утро, полдень, день, вечер, полночь, ночь).
Нарисуем символы частей суток на волшебную дорожку и посмотрим, как ведут себя на небе Солнце и Луна в разное время суток.
Работа с морфотаблицей.
☾ | + | + | + | + | ||
☼ | + | + | + | + | ||
У | Пд | Д | В | Пн | Н |
Почему солнце и луна в разное время суток находятся на небе в разных местах? почему ночь сменяется днем и наоборот? Чтобы понять это, посмотрим познавательный фильм.
Одновременно на всей Земле наступает утро? (Нет. Какой стороной Земля к Солнцу повернулась, там и день).
Всегда ли утро сменяется днем, день - вечером, вечер – ночью? (Да, всегда).
А бывает так, что после ночи опять вечер наступил, или после дня – снова утро? А почему не бывает? Потому что время движется всегда в одну сторону.
Сейчас предлагаю поиграть в игру «Поезд ВРЕМЕНИ». Для этого нужно разделиться на команды. Команда девочек и команда мальчиков.
Ребята, в черном ящике находится объект и с помощью игры «Данетка» вам нужно его отгадать («часы»).
IIч. Работа с СО.
Приборы: барометр, термометр, весы | ||
⌛ | 🕐 | Часы будущего |
Из каких частей состоят? | Корпус, механизм, циферблат, стрелки, кнопки | Из каких частей состоят? |
Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)
Из какого мира к нам пришли часы? (Из рукотворного).
Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)
Какова основная функция часов? (Отсчитывать время).
Какой материал используют для изготовления часов? (Дерево, пластмассу, металл, бумагу, стекло).
Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)
Из каких частей состоят часы? (Корпус, циферблат, стрелки, механизм, кнопки).
Какие бывают часы? (Наручные, напольные, настенные, настольные, куранты).
А по устройству? (Механические, электронные).
Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)
К какой системе относятся часы? (Приборы).
ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)
Были ли у человека часы до изобретения часов механических? Какими они были? (Солнечные, водяные, песочные, огненные).
Где сейчас можно увидеть старинные часы? (В музеях, песочные часы в больницах, солнечные часы в некоторых парках).
Какие кусочки времени показывают часы? (Час, минута, секунда).
Какой самый большой кусочек часового времени, какой – самый маленький?
А можно обойтись без часов? Можно. Существуют природные часы: солнце, биоритмы в растительном и животном мире. (Петух, цветочные часы, сезонные спячки животных).
Что хорошего в наших часах? А что плохого?
ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)
ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
Давайте заглянем в будущее и посмотрим, как можно улучшить наши часы. (Исходя из отрицательных свойств, которые назвали дети, с помощью приемов РТВ моделируем часы будущего).
III ч.
Итак, часы - прибор, который показывает время. С помощью чего? (С помощью стрелок).
Стрелки всегда в одну сторону движутся? Почему? (Потому, что время движется всегда в одну сторону).
Нас посетил волшебник Времени и применил волшебство Обратного Времени. Он заколдовал наши часы и время в нашей группе. Что происходит? (Дети фантазируют по принципу киноленты, пущенной назад. Обсуждается что хорошего и что плохого в том, что время движется назад).
Рефлексия:
-Ребята, вам понравилось занятие?
-О чем мы сегодня говорили? Что сегодня узнали?
-Что вам сегодня понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Организации и проведения организационной образовательной деятельности в подготовительной группе №2. Образовательная область: Познавательное развитие.
Тема: «Зимние виды спорта».Цель: формирование у дошкольников начальных представлений о зимних видах спорта, Олимпийских играх, как части общечеловеческой культуры. Задачи: Обра...
Конспект педагогической ситуации с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Почва и ее состав». (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова)
Аннотация: Данное занятие является частью образовательной программы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Методы и приемы, использованные ...
«…И тогда в притихшие дома через окна глянула Зима». Конспект НОД с детьми подготовительной логопедической группы. Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЦКМ)
Систематизирование знаний детей о зиме и ее приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»
Разработанный мной конспект НОД с детьми подготовительной группы по ФЭМП "Гуси-лебеди" соответствует возрастным особенностям детей и включает современные образовательные технологии: здоровье...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Страна Знакография»
Разработанный мной конспект НОД с детьми подготовительной группы "Страна Знакография" соответствует возрастным особенностям детей и включает современные образовательные технологии: здоровьес...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Комнатные цветы»
Разработанный мной конспект НОД с детьми подготовительной группы "Комнатные цветы" соответствует возрастным особенностям детей и включает современные образовательные технологии. НОД направле...
Конспект отрытого интегрированного занятия с детьми подготовительной группы в образовательной области «Познавательное развитие» по экспериментированию Тема: «Приключения в бумажной стране»
Конспект может оказаться полезен педагогам, работающим с детьми 5-7 лет, а так же родителям детей. В конспекте представлены простые опыты с бумагой, которые не требуют большой предварительной подготов...