Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Измерение длины предмета с помощью условной меры»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

слесаренко татьяна владимировна

Учить измерять длину предмета с помощью условной меры; упражнять в счете в пределах шести; закрепить знание геометрических фигур; ориентироваться на листе бумаги; развивать внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_femp_v_starshey_gruppe_detskogo_sada.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 12 комбинированного вида

Кировского района г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Тема: «Измерение длины предмета с помощью условной меры»

Выполнил:

воспитатель

Слесаренко Т.В.

Санкт-Петербург

2022

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада.

Тема: «Измерение длины предмета с помощью условной меры»

Цель: учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах шести; закрепить знание геометрических фигур; предлогов под, над; умение ориентироваться на листе бумаги; развивать внимание, умение слушать и выполнять задание с первого раза.

Задачи:

Образовательные:

Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки. Закреплять порядковый счет в пределах шести; закрепить знание геометрических фигур; предлогов под, над; умение ориентироваться на листе бумаги.

Развивающие:

Развивать внимание, глазомер, память и речь детей.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к друзьям, желание прийти к ним на помощь; воспитывать интерес к математике.

Демонстрационный материал: шарфы красного  и желтого цвета разной длины (из картона), мерка (полоска белого цвета из картона), карточки с цифрами от одного до шести, числовые карточки с нарисованными на них кружками (от 1 до 6); цветные изображения героев сказок.

Раздаточный материал: листы бумаги (или тетрадь в клетку), простые карандаши, полоски цветной бумаги красного и желтого  цвета разной длины на каждого ребенка, полоска белого цвета из картона (условная мерка) на каждого ребенка, карточки с цифрами от одного до шести на каждого ребенка, числовые карточки с нарисованными на них кружками (от 1 до 6) на каждого ребенка.

Методы, методические приемы:

Практические:

  • опыт
  • упражнение

Наглядные:

  • наблюдение
  • демонстрация наглядных пособий

Словесные:

  • рассказ педагога
  • беседа

Игровые:

  • дидактическая игра

Ход занятия:

Вводная часть

  1. «Утренний круг»

Ребята, скажите, какое у вас настроение (ответы детей). А чтобы оно стало еще лучше, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

Глаза закрываем и представляем,

Что было вчера мы забываем,

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый, каждый из вас.

Вы самое лучшие, что есть на свете.

Глаза открываем, здравствуйте дети.

Большое спасибо, предлагаю вам присесть на свои места.

Дети садятся за столы.

Основная часть

Сюрпризный момент

Воспитатель. Посмотрите, к нам в группу принесли посылку и письмо.

Воспитатель открывает письмо и читает: «Здравствуйте ребята! Мы живем в деревне Простаквашино. Нам Дядя Федор нам подарил красивые шарфы, чтобы мы не мерзли. Коту Матроскину – длинный, а Шарику – короткий. Мы никак не можем решить, кому какой шарф выбрать. Помогите нам!» Кот Матроскин и Пес Шарик.

Послесловие: Высылаем вам образцы шарфов».

 Воспитатель помещает два шарфа красного и желтого  цвета на магнитную доску.

Воспитатель. Ребята, давайте поможем Матроскину и Шарику выбрать нужный шарф по длине?

Дети. Да.

Воспитатель. Сможете?

Дети. Да.

Воспитатель. Какой по длине шарф Дядя Федор подарил Матроскину?

Дети. Длинный.

Воспитатель. Какой по длине шарф Дядя Федор подарил Шарику? Дети. Короткий.    

Воспитатель.  Как узнать, какой шарф длинный, а какой короткий?

Дети: Нужно измерить.

Воспитатель. А как  можно измерить длину шарфа?

Дети. Линейкой, методом наложения, приложения.

Воспитатель. А если нет линейки, чем можно измерить длину?

Воспитатель. Проходите, садитесь за столы. Но сначала нужно подготовить наши ручки к работе.

2.Пальчиковая игра «Ёлочка».

Перед нами ёлочка

(пальцы переплетены, из больших - верх ёлочки): 

Шишечки, иголочки

(кулачки, указательные пальцы выставлены),

Шарики, фонарики

(пальчики вверх),

Зайчики и свечки

(показывают «ушки» зайчика; обе ладошки сложены, пальцы сжаты),

Звёзды, человечки

(ладошки сложены, пальцы растопырены; два пальчика «побежали» по столу).

 3.Измерение шарфов.

На столах лежат полоски цветной бумаги красного и желтого цвета, полоска белого цвета из картона, карточки с цифрами от 1 до 6 , простой карандаш.

Воспитатель.  Я вам предлагаю измерить длину двух шарфов, чтобы выяснить, какой из них длинный, а какой короткий.

 Дети работают за столами. Воспитатель смотрит, наблюдает, если у детей не получается, задает вопросы.

Воспитатель. Получилось у вас измерить длину шарфов.

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему не получилось?

Дети. Мы не знаем, как измерять длину.

Воспитатель. Если вы не знаете, то нужно у кого-то спросить. Например, можно спросить у воспитателя?

Дети. Можно (дети спрашивают).

Воспитатель. Любой предмет можно измерить.   Мы сегодня будем учиться измерять длину шарфа с помощью условной мерки.  Полоска  у нас будет  являться условной меркой. То чем измеряют, называют условной меркой.  

Воспитатель. Как называют предмет, которым измеряют?

Дети. Меркой.  

Воспитатель. Как вы считаете, откуда нужно начинать измерять длину шарфа?

Дети.  Начинать измерять нужно с самого начала предмета слева направо.

Воспитатель. Условную мерку укладываем так, чтобы уголок мерки совпадал с началом шарфа. Затем сделать отметку карандашом в том месте, на которое пришёлся конец мерки и откладываем карточку с цифрой 1.

Воспитатель. Как следует перемещать мерку при измерении длины слева направо или справа налево?

Дети. Мерку перемещают слева направо.

Воспитатель. При перемещении мерки прикладывать её точно к отметке, обозначающую отмеренную часть. Перемещая мерку, надо не забывать считать их количество. Сколько раз откладываем мерку, столько откладываем цифр. Итак, будем откладывать до тех пор, пока не будет измерена длина шарфа.

Воспитатель.

  • Давайте посчитаем, сколько раз уложилась мерка по длине красного шарфа?(3 раза)
  • Сколько раз уложилась мерка по длине желтого шарфа? (2 раза)
  • Скольким условным меркам равна длина красного шарфа? (3)
  • Какого цвета шарф длиннее? (красный)
  • Какой же шарф длиннее красный или желтый? (красный)
  • Почему  красный? (в нем 3 условные мерки, а в желтом 2)
  • На сколько мерок красный шарф длиннее, чем желтый? (на одну мерку)

Воспитатель.  Молодцы ребята! А сейчас немного отдохнем.  

4. Игра «Постройся по порядку»

На столе цифры от 0 до 7. Под бубен дети бегают, потом берут цифры и строятся в колонны друг за другом. Кому не хватит цифр, могут выполнить задание: хлопки; назови предметы круглой, квадратной, треугольной формы; назови «соседей» числа и др.  

   Воспитатель. Молодцы ребята! Немного отдохнули. А теперь предлагаю еще немного позаниматься.

   

5. Игра «Расставь цифры».

На доске карточки с кружками (или предметами) от 1 до 6.

https://razdeti.ru/images/fm15.jpg

И так далее.

У детей цифры от 1 до 6.

Задание: правильно расставить цифры под каждой карточкой.

Дети расставляют, затем закрывают глаза, воспитатель меняет местами карточки с кружками.

Дети должны опять правильно расставить цифры. Игра повторяется 2-3 раза.

6. Гимнастика для глаз «Буратино».

Буратино своим длинным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

• «Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.

• «Морковка» - повороты головы вправо - влево, носом «рисуем» морковку.

• «Дерево» - наклоны вперед - назад, носом «рисуем» дерево.

6. Математический диктант.

Воспитатель предлагает детям взять карандаш и выполнить задание:

а) нарисуйте посредине листа круг;

б) над кругом - треугольник;

в) под кругом - квадрат;

г) слева от круга - прямоугольник;

д) справа от круга - овал.

7. Сказочная задача.

На Новый год пригласили дети в гости сказочных героев. Вначале появилась Снежная Королева. За ней пришел Кот в сапогах, потом прибежали Буратино и Мальвина. Затем показался Карлсон, он привел с собой Золушку и Дюймовочку. А в конце новогоднего бала приковылял Мойдодыр.

Вопросы:

- Из скольких сказок пришли гости на елку? (Из семи.)

- Сколько всего сказочных героев пришли на бал? (Восемь.)

Заключительная часть

Ребята, мы узнали, что красный шарф длиннее желтого. Нам удалось узнать кому, какой шарф подарил Дядя Федор?

Дети. Красный  длинный – Матроскину, а желтый короткий – Шарику.

Воспитатель. У нас  есть значки наших героев и ими мы обозначим, кому какой шарф выбрать (Дети отправляют посылку с курьером).

Рефлексия

  • Ребята, понравилось ли вам сегодня наше занятие?
  • Ребята, о чем было наше занятие?
  • Что мы с вами делали?
  • Чем измеряли длину шарфов? Каких шарфов?
  • На сколько мерок красный шарф длиннее, чем желтый? (на одну мерку)

Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: «Замкнутые и незамкнутые линии»

Цель: Формирование представления о замкнутой и незамкнутой линии Задачи приоритетной образовательной области:Обучающие:Ввести понятие  замкнутая и незамкнутая линияРазвивающие:Развивать...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Лунтик и его друзья»

Доминирующая область: «Познание» (формирование элементарных математических представлений).Интеграция областей: коммуникация, социализацияИнтегрированные цели и задачи: Образ...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Путешествие в математическое королевство».

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе  Тема: «Путешествие в математическое кор...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема «Спасем нашу Дружбу»

Данный материал помогает : продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одни...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Числа 1 – 5. Повторение»

 Непосредственно образовательная деятельность, которая представлена вашему вниманию, является одним из вариантов рассмотрения темы «Числа 1-5. Повторение!» в рамках  прогр...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе Тема: «Сравнение двух предметов по ширине».

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группеТема: «Сравнение двух предметов по ширине»....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Счет до 6. Сравнение предметов по ширине и длине»

Цель: продолжать учить детей, что число предметов не зависит от формы их расположения; учить видеть равное количество предметов в группах, расположенных по-разному; учить считать предметы, расположенн...