Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Счет до 6. Сравнение предметов по ширине и длине»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Рябцева Анна Николаевна

Цель: продолжать учить детей, что число предметов не зависит от формы их расположения; учить видеть равное количество предметов в группах, расположенных по-разному; учить считать предметы, расположенные не в ряд; упражнять в сравнении предметов по ширине и длине; продолжать учить детей отвечать на вопросы предложением.

Задачи:

Образовательные: Закреплять умение сравнивать предметы по длине и ширине, используя метод наложения и приложения; Закреплять порядковый счет до 6; закреплять умения различать количество предметов, знание о геометрических фигурах.

Развивающие: Развивать внимание, глазомер, память и речь детей.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к друзьям, желание прийти к ним на помощь; воспитывать интерес к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Тема: «Счет до 6. Сравнение предметов по ширине и длине»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Тема: «Счет до 6. Сравнение предметов по ширине и длине»

Цель: продолжать учить детей, что число предметов не зависит от формы их расположения; учить видеть равное количество предметов в группах, расположенных по-разному; учить считать предметы, расположенные не в ряд; упражнять в сравнении предметов по ширине и длине; продолжать учить детей отвечать на вопросы предложением.

Задачи:

Образовательные: Закреплять умение сравнивать предметы по длине и ширине, используя метод наложения и приложения; Закреплять порядковый счет до 6; закреплять умения различать количество предметов, знание о геометрических фигурах.

Развивающие: Развивать внимание, глазомер, память и речь детей.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к друзьям, желание прийти к ним на помощь; воспитывать интерес к математике.

Демонстрационный материал: геометрические фигуры (круги одного цвета 9 штук); числовые карточки с цифрами до 6 по одной на каждого ребенка; полоски, разные по ширине, длине и цвету; перчаточная кукла Петрушка.

Раздаточный материал: числовые карточки с нарисованными на них кружками (от 1 до 6 кружков) на каждого ребенка; карточки с цифрами от 1 до 6, по одной на каждого ребенка; полоски, разные по ширине, длине и цвету (по 4 шт на каждого ребенка) разрезные геометрические фигуры.

Методы, методические приемы:

Практические:

· опыт

· упражнение

Наглядные:

· наблюдение

· демонстрация наглядных пособий

Словесные:

· рассказ педагога

· беседа

Игровые:

· дидактическая игра

Ход занятия

Вводная часть

  1. «Утренний круг»

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

  1. Дидактическая игра «Передай улыбку!» (дети улыбаются каждому рядом стоящему ребенку по кругу).

Воспитатель приветствует детей и предлагает подойти к доске с заданием.

Основная часть

3. Дидактическая игра «Посчитаем»

На доске 8 одинаковых кругов, расположенных по окружности. Воспитатель предлагает посчитать круги. Если кто- либо из детей ошибается, то выясняется причина ошибки.

Далее воспитатель изменяет форму расположения кружков, добавляет еще один круг и говорит:

- Ребята, посмотрите пожалуйста, правильно ли я сосчитаю круги!

Считая круги, воспитатель специально допускает ошибки: при первом пересчитывании пропускает один предмет, при втором - один предмет считает дважды. Каждый раз выясняется, какая допущена ошибка (Ребята, скажите пожалуйста, а правильно ли я посчитала круги? Если не правильно, то почему, как вы думаете? Что нужно сделать, чтобы избежать ошибки и посчитать правильно?).

- Что надо запомнить, когда считаешь предметы, расположенные не в ряд? (При пересчете предметов, расположенных не в ряд, надо хорошо запомнить, с какого предмета начал считать, чтобы не пропустить ни один предмет и ни один предмет не сосчитать дважды.)

Для лучшего запоминания детьми предмета, с которого они начинают счет (не в ряд), можно использовать один предмет другого отличного от остальных цвета (в данном случае один красный круг, а остальные желтого).

Воспитатель повторяет ответ и предлагает глазкам отдохнуть.

4. Гимнастика для глаз

Игра «Буратино»

Буратино своим длинным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

• «Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.

• «Морковка» - повороты головы вправо - влево, носом «рисуем» морковку.

• «Дерево» - наклоны вперед - назад, носом «рисуем» дерево.

Физкультминутка «Зима»

Мы зимой в снежки играем,

По сугробам мы шагаем,

И на лыжах мы бежим,

На коньках по льду летим,

И Снегурку лепим мы,

Гостью зиму любим мы.

5. Дидактическая игра «Найди карточку»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть числовые фигуры и выбрать те, на которых нарисовано по 5 кружков, при этом предупреждает, что кружки на разных карточках могут быть расположены по-разному. Дети выполняют задание; один ребенок работает у доски.

Далее проверяют, все ли нашли такие же карточки, как ребенок, выполняющий задание у доски.

Внимание детей воспитатель обращает на то, что кружки на карточках расположены по-разному, не всех их поровну, по 5.

Затем предлагает детям найти карточки, на которых изображено на один кружок больше.

- Что надо запомнить, когда считаешь предметы, расположенные в ряд (или по кругу)?

- Может ли одно и то же число предметов располагаться по - разному?

- На какой карточке больше кружков: на первой или второй?

- На сколько больше?

Воспитатель просит детей разложить числовые карточки по порядку (по количеству кружков на карточках) сначала на увеличение, а затем в обратном порядке.

6. Подвижная игра на ковре «Постройся по порядку» (у детей цифры до 6; дети «гуляют» под музыку, на хлопок строятся по порядку в колонны друг за другом).

7. Сюрпризный момент (Появляется Петрушка) 

Воспитатель достает коробку, которую она обнаружила утром у себя на столе и интересуется у детей, кто же или что же там может находиться, выслушивает ответы детей и показывает Петрушку, который интересуется, чем занимаются дети на занятии и что они умеют. Петрушка достает из коробки полоски разной длины, ширины и цвета, раздает их совместно с воспитателем детям и спрашивает у них: чем они отличаются и в чем их сходство.

8. Сравнение ленточек по ширине и длине

Воспитатель задает детям вопросы:

- Сколько полосок раздал Петрушка каждому из вас? Посчитайте пожалуйста (4)! Какого они цвета?

- Назовите длину каждой полоски.

- А теперь разложите, пожалуйста, полоски в порядке возрастания начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной.

- Назовите теперь длину каждой полоски.

- Что вы можете сказать о длине рядом лежащих полосок: синей и желтой? (Синяя и желтая полоски одинаковые по ширине, но разные по длине.)

- Какая ленточка длиннее?

- Как вы это поняли? Какими методами мы можем сравнить длину и ширину? Сколько методов сравнения по длине и ширине предметов вы знаете? (Наложение и приложение)

- Что вы можете сказать о длине зеленых и красных полосок? (Они равные (одинаковые) по длине, но различаются по ширине. Красная полоска шире чем зеленая, а зеленая полоска уже чем красная)

После проведенной работы, Петрушка совместно с воспитателем предлагает детям «размять» пальчики, чтобы они немного отдохнули перед следующим заданием, которое он для них приготовил. После выполнения пальчиковой гимнастики Петрушка раздает детям пакетики с разрезными геометрическими фигурами и просит их собрать, а более сильных деток помочь тем, у кого не получается это задание.

9. Игра с пальчиками

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их спрятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши.

10. Дидактическая игра «Разрезные геометрические фигуры»

Заключительная часть

После выполнения дидактической  игры Петрушка благодарит детей и прощается с ними до новых встреч!

Рефлексия

Воспитатель благодарит детей за внимание и интересуется у них, что именно они проходили на сегодняшнем занятии; что детям больше всего понравилось, а может быть  не понравилось и почему; у кого возникли трудности во время занятия и в чем, предлагает помощь в решении возникших трудностей; выслушивает пожелания детей на будущие занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: «Замкнутые и незамкнутые линии»

Цель: Формирование представления о замкнутой и незамкнутой линии Задачи приоритетной образовательной области:Обучающие:Ввести понятие  замкнутая и незамкнутая линияРазвивающие:Развивать...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Лунтик и его друзья»

Доминирующая область: «Познание» (формирование элементарных математических представлений).Интеграция областей: коммуникация, социализацияИнтегрированные цели и задачи: Образ...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Путешествие в математическое королевство».

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе  Тема: «Путешествие в математическое кор...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема «Спасем нашу Дружбу»

Данный материал помогает : продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одни...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Числа 1 – 5. Повторение»

 Непосредственно образовательная деятельность, которая представлена вашему вниманию, является одним из вариантов рассмотрения темы «Числа 1-5. Повторение!» в рамках  прогр...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: «Космическое путешествие»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группеТема: «Космическое путешествие»Цель: Формирование познавательной активности дошкольников посредством ...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Измерение длины предмета с помощью условной меры»

Учить измерять длину предмета с помощью условной меры; упражнять в счете в пределах шести; закрепить знание геометрических фигур; ориентироваться на листе бумаги; развивать внимание....