«Развитие пространственной ориентировки детей подготовительной группы»
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа)
Актуальность
В дошкольном возрасте процесс формирования временных и пространственных представлений является наиболее сложным, так как данные категории представляют собой абстрактные понятия. У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за ориентацию в пространстве и времени. Дошкольники воспринимают пространство благодаря двигательной активности, взаимодействию зрения, слуха, осязания. Создание схемы или модели помогает ребенку наглядно определить положение в пространстве того или иного предмета. Именно поэтому метод моделирования (создания наглядных моделей предметов или явлений) является наиболее перспективным методом в формировании временных и пространственных представлений.
Цель: повышение собственной профессиональной компетентности в использовании моделирования как средства развития временных и пространственных представлений для последующей организации работы с дошкольниками.
Задача: Повысить собственный уровень знаний путём изучения психолого-педагогической литературы, работы с банком данных в системе «Интернет»
Разработать пособия, игры для формирования временных и пространственных представлений дошкольников с ОВЗ
Составить перспективный план появления дидактического материала в группе, работы с родителями
Организовать совместную деятельность с дошкольниками и родителями с использованием пособий, интерактивных форм работ
Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, публикацией на мини-сайте педагога
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- Изучить и подобрать различные методики для развития ориентации в пространстве.
- Апробировать возможности использования данных методик.
- Разработать планирование непосредственной образовательной деятельности по развитию ориентации в пространстве детей с использованием графических диктантов;
- Пополнить предметно-развивающую среду играми, пособиями, техническими средствами в соответствии с ФГОС.
- Повысить уровень педагогического мастерства через посещения семинаров, мастер-классов, просмотров открытых мероприятий, обучения на проблемных курсах.
- Распространить педагогический опыт в том числе и на образовательных интернет-сайтах.
Предполагаемый результат: Совершенствуется:
· пространственные представления,
· навык ориентирования на листе клетчатой бумаги, · составление графических изображений, · моделирование рисунка, чертежа, плана, схем
План работы на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Форма работы | Содержание | Срок | Ответственный | Результат |
1 | Изучение методической литературы | 1.Ананьев Б. Т., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 2014г. 2.Рахманова Е.М. Графические диктанты для подготовки руки к письму. – Санкт-Петербург, 2016г. 3. Семенова М.А. Левое и правое. –М.,2015. 4. Филатова И.А. Развитие пространственных представлений у дошкольников - М.: Издательство «Книголюб», 2015 5. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве. –М.: Издательство: «Сфера», 2014 | Сентябрь в течение учебного года |
|
|
2 | Мониторинг развития ориентации в пространстве детей старшего дошкольного возраста. Работа с родителями Изготовления пособия | Анализ проведенного мониторинга. Консультация для родителей: «Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» пособием | Октябрь |
|
|
3 | Знакомство с пособием Прослушивание вебинаров, посещение проблемных курсов. Работа с родителями | «Интерактивный альбом: учимся ориентироваться в пространстве и времени вместе Штриховка. Рисование по трафаретам. Дорисовка (по принципу симметрии). Д/и «Как пройти к зайке?», д\и «Секреты». Консультация: «Роль графических диктантов в развитие ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста» | Ноябрь |
|
|
4 | Пополнение предметно-развивающей среды (изготовление д\и, шаблонов, трафаретов, методической литературой) | Д/и «Дорисуй рисунок по клеточкам». Д\и «План схемы твоей комнаты», «Лабиринты», «Разные дома». Д\у «Волшебные рисунки на спине». Пальчиковая гимнастика Оформление папки- передвижки по теме: «Занимательные игры». | Декабрь |
|
|
5 | Игровые моменты, дидактические игры и упражнения. Изготовление пособий для занятий и игр.
| Д/и «Дорисуй рисунок по клеточкам». Д\и «План схемы твоей комнаты», «Лабиринты», «Разные дома». Д\у «Волшебные рисунки на спине». Пальчиковая гимнастика | Январь |
|
|
6 | Консультация для педагогов
Игровые моменты, дидактические игры и упражнения. | «Развитие ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством графического диктанта». Д\и «Шашки», «Водители», «Дойди до флажка»
| Февраль |
|
|
7 | Консультация для родителей
Игровые моменты, дидактические игры и упражнения. | Памятка «Как научить ребенка определять день недели» Игра «Пройди лабиринт» «Части тела», «Найди фигуру», «Следопыт». | Март |
|
|
8 | Работа с пособием Работа с родителями Игровые моменты, | Работа с интерактивным альбомом (закрепление материала) Памятка « Как научить ребенка определять право и лево» Игр на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко («Магазин», «Угадай, где что находится», «Куда спряталась мышка», «Игра на внимание»). | Апрель |
|
|
9 | Мониторинг ориентации в пространстве детей старшего дошкольного возраста. Выставка | Анализ проведенного мониторинга.
Показ дидактических игр и пособий по данной теме. | Май |
|
|
Литература
1.Ананьев Б. Т., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 2014г.
2.Рахманова Е.М. Графические диктанты для подготовки руки к письму. – Санкт-Петербург, 2016г.
3. Семенова М.А. Левое и правое. –М.,2015.
4. Филатова И.А. Развитие пространственных представлений у дошкольников - М.: Издательство «Книголюб», 2015
5. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве. –М.: Издательство: «Сфера», 2014
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 258»
План по самообразованию воспитателя подготовительной группы
Денисовой Екатерины Васильевны
Высшей категории
«Развитие пространственной ориентировки детей подготовительной группы»
Новосибирск 2022г.
Актуальность
В дошкольном возрасте процесс формирования временных и пространственных представлений является наиболее сложным, так как данные категории представляют собой абстрактные понятия. У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за ориентацию в пространстве и времени. Дошкольники воспринимают пространство благодаря двигательной активности, взаимодействию зрения, слуха, осязания. Создание схемы или модели помогает ребенку наглядно определить положение в пространстве того или иного предмета. Именно поэтому метод моделирования (создания наглядных моделей предметов или явлений) является наиболее перспективным методом в формировании временных и пространственных представлений.
Цель: повышение собственной профессиональной компетентности в использовании моделирования как средства развития временных и пространственных представлений для последующей организации работы с дошкольниками.
Задача: Повысить собственный уровень знаний путём изучения психолого-педагогической литературы, работы с банком данных в системе «Интернет»
Разработать пособия, игры для формирования временных и пространственных представлений дошкольников с ОВЗ
Составить перспективный план появления дидактического материала в группе, работы с родителями
Организовать совместную деятельность с дошкольниками и родителями с использованием пособий, интерактивных форм работ
Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, публикацией на мини-сайте педагога
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- Изучить и подобрать различные методики для развития ориентации в пространстве.
- Апробировать возможности использования данных методик.
- Разработать планирование непосредственной образовательной деятельности по развитию ориентации в пространстве детей с использованием графических диктантов;
- Пополнить предметно-развивающую среду играми, пособиями, техническими средствами в соответствии с ФГОС.
- Повысить уровень педагогического мастерства через посещения семинаров, мастер-классов, просмотров открытых мероприятий, обучения на проблемных курсах.
- Распространить педагогический опыт в том числе и на образовательных интернет-сайтах.
Предполагаемый результат: Совершенствуется:
∙ пространственные представления,
∙ навык ориентирования на листе клетчатой бумаги, ∙ составление графических изображений, ∙ моделирование рисунка, чертежа, плана, схем
План работы на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Форма работы | Содержание | Срок | Ответственный | Результат |
1 | Изучение методической литературы | 1.Ананьев Б. Т., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 2014г. 2.Рахманова Е.М. Графические диктанты для подготовки руки к письму. – Санкт-Петербург, 2016г. 3. Семенова М.А. Левое и правое. –М.,2015. 4. Филатова И.А. Развитие пространственных представлений у дошкольников - М.: Издательство «Книголюб», 2015 5. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве. –М.: Издательство: «Сфера», 2014 | Сентябрь в течение учебного года | ||
2 | Мониторинг развития ориентации в пространстве детей старшего дошкольного возраста. Работа с родителями Изготовления пособия | Анализ проведенного мониторинга. Консультация для родителей: «Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» пособием | Октябрь | ||
3 | Знакомство с пособием Прослушивание вебинаров, посещение проблемных курсов. Работа с родителями | «Интерактивный альбом: учимся ориентироваться в пространстве и времени вместе Штриховка. Рисование по трафаретам. Дорисовка (по принципу симметрии). Д/и «Как пройти к зайке?», д\и «Секреты». Консультация: «Роль графических диктантов в развитие ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста» | Ноябрь | ||
4 | Пополнение предметно-развивающей среды (изготовление д\и, шаблонов, трафаретов, методической литературой) | Д/и «Дорисуй рисунок по клеточкам». Д\и «План схемы твоей комнаты», «Лабиринты», «Разные дома». Д\у «Волшебные рисунки на спине». Пальчиковая гимнастика Оформление папки- передвижки по теме: «Занимательные игры». | Декабрь | ||
5 | Игровые моменты, дидактические игры и упражнения. Изготовление пособий для занятий и игр. | Д/и «Дорисуй рисунок по клеточкам». Д\и «План схемы твоей комнаты», «Лабиринты», «Разные дома». Д\у «Волшебные рисунки на спине». Пальчиковая гимнастика | Январь | ||
6 | Консультация для педагогов Игровые моменты, дидактические игры и упражнения. | «Развитие ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством графического диктанта». Д\и «Шашки», «Водители», «Дойди до флажка» | Февраль | ||
7 | Консультация для родителей Игровые моменты, дидактические игры и упражнения. | Памятка «Как научить ребенка определять день недели» Игра «Пройди лабиринт» «Части тела», «Найди фигуру», «Следопыт». | Март | ||
8 | Работа с пособием Работа с родителями Игровые моменты, | Работа с интерактивным альбомом (закрепление материала) Памятка « Как научить ребенка определять право и лево» Игр на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко («Магазин», «Угадай, где что находится», «Куда спряталась мышка», «Игра на внимание»). | Апрель | ||
9 | Мониторинг ориентации в пространстве детей старшего дошкольного возраста. Выставка | Анализ проведенного мониторинга. Показ дидактических игр и пособий по данной теме. | Май |
Литература
1.Ананьев Б. Т., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 2014г.
2.Рахманова Е.М. Графические диктанты для подготовки руки к письму. – Санкт-Петербург, 2016г.
3. Семенова М.А. Левое и правое. –М.,2015.
4. Филатова И.А. Развитие пространственных представлений у дошкольников - М.: Издательство «Книголюб», 2015
5. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве. –М.: Издательство: «Сфера», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико – значимый проект на тему: «Развитие пространственной ориентировки детей старшей группы с нарушениями зрения»
Система коррекционных занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей группы с нарушениями зрения...
Конспект занятия по развитию пространственной ориентировки в подготовительной к школе группе "Зимующие птицы"
Данный конспект занятия может использоваться на групповых занятиях по развитию ориентировки в пространстве для дошкольников с нарушением зрения....
Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию пространственной ориентировки для подготовительной к школе группы детей с нарушением зрения по теме «Новый год»
Учить узнавать и называть геометрические фигуры, изображенные в различных пространственных положениях, зрительно и на ощупь, по словесной инструкции педагога;уточнить и расширить представления о празд...
Проект "Технологии формирования и развития пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста"
Уважаемые коллеги!Вашему вниманию представлена проектная работа на тему: «Ориентировка в пространстве».Одним из важных вопросов педагогической практики является восприятие пространства и освоение прос...
Перспективное планирование развития пространственной ориентировки детей с нарушением зрения в младшей группе
Перспективное планированиеразвития пространственной ориентировки детей с нарушением зренияв младшей группе...
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Трудности в восприятии собственного тела: ведущей руки, части лица, тела. И пространственные понятия осваивают в ходе специального обучения. Накопление практического опыта по освоению пространственног...
"Развитие пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста через знакомство с математикой"
Предлагаю статью о полезности использования в развитии логического мышления детей серии графических диктантов....