Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» направленность: социально-педагогическая
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа
«Занимательная математика»
направленность: социально-педагогическая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nutsalova_zarema_ruslanovna_dpou_2022-23_2.docx | 79.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Когалыма
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Колокольчик» города Когалыма
Принята на заседании педагогического совета от «___»________________ Протокол №____________ | Утверждаю Заведующий МАДОУ «Колокольчик» ________________________________ «___»_______________2022 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Занимательная математика»
направленность: социально-педагогическая
Уровень: стартовый Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок реализации: 1 год |
Составитель: Нуцалова Зарема Руслановна, воспитатель |
г. Когалым, 2022 г.
Содержание программы
5. Форма контроля и оценочные материалы 12
7.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 19
7.1. Календарный учебный график 19
7.2.Материально-техническое обеспечение программы 20
7.3.Кадровое обеспечение реализации Программы. 20
Протокол обследования, сформированный математических представлений 22
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа по развитию логико-математических способностей детей дошкольного возраста 6-7 (далее Программа) разработана на основе и в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами:
- федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ);
- приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726-р;
- СанПиН 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что она обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и начальной школой. Программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольника, учитывает тенденции модернизации российского образования.
Данная программа предлагает развитие у детей как предметных, так и обще учебных умений, организационных, интеллектуальных, коммуникативных способностей.
В основе программы лежит проблемно-диалогическая технология введения новых знаний, что позволяет развивать не только математические представления, но и речь, мышления, память, внимание, умение работать в контакте с педагогом и другими детьми.
Занятия построены с учетом деятельного подхода, что позволяет повысить познавательную активность детей.
Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год.
Направленность программы: социально-педагогическая
Новизна данной программы заключается в дополнении общей образовательной программы ДОУ новыми формами, содержанием, технологиями и интеграцией областей.
Применение дидактического материала в образовательно-воспитательном процессе:
- игры и упражнения с цветными палочками Кюизенера;
- ориентирование в пространстве (игры на плоскостное моделирование - Пифагор, Танграм)
- ориентирование во времени
- развитие руки к письму;
- задачки на развитие логического мышления и решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.
- дидактические игры.
Педагогическая целесообразность Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Отличительной особенностью Программы является системно - деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике, игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах. Применение пособия «Цветные счетные палочки Кюизенера», которое способствует развитию логико – математических способностей старших дошкольников, помогает развить навыки счёта и усвоить состав числа, развивает творческие и конструктивные способности; использование пособий для тренировки мелкой моторики руки ребенка, в котором предлагаются упражнения направленные на развитие основных графических навыков ( графомоторные дорожки, штриховки, дорисовки, рисование по точкам, графические диктанты); использование дидактических игр на развитие логического мышления дошкольников.
Программа основывается на следующих принципах:
-принцип воспитывающего обучения - в ходе учебного процесса педагог дает не только знания учащимся, но и формирует их личность;
принцип научности - в содержание обучения включаются только объективные научные факты, теории и законы, отражающие современное состояние педагогики;
принцип связи обучения с практикой - учебный процесс строится так, чтобы учащиеся использовали полученные теоретические знания в решении практических задач;
принцип систематичности и последовательности - содержание учебного процесса необходимо строить в определенной логике, в соответствии со следующими правилами:
а) изучаемый материал делится на разделы и темы;
б) в каждой теме выделяется смысловой центр, продумывается последовательность изложения;
принцип доступности - содержание и изучение учебного материала не должно вызывать у учащихся интеллектуальных, моральных и физических перегрузок;
принцип наглядности - в ходе учебного процесса можно максимально «включать» все органы чувств подростков, чтобы они не только слушали рассказ педагога, но и могли наблюдать и использовать полученные знания и умения в практической деятельности.
Цель программы Создание условий для интеллектуального развития детей, через: мышления, внимания, памяти, восприятия.
Задачи
обучающие:
-формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений;
-построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально– творческому развитию детей в игре
-формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ
развивающие:
-Развивать логическое мышление ребёнка – (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать), конструктивное мышление – (на геометрическом материале).
-Развить память, внимание, творческое воображение.
воспитательные:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 6-7лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы – один год.
Уровень Программы: базовый
Объем и срок реализации Программы: 36 занятий, -с 05.09.2022г по 31 .05.2023г.
Форма обучения – групповая, очная.
Занятия проводятся 1раз в неделю
Продолжительность занятия – 30 минут.
2.Учебный план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
всего | теория | практика | ||||
1 |
| 4 | 2 | 2 | Опрос, беседа | |
2 | Величина | 4 | 2 | 2 | Беседа, игра-эксперимент | |
3 | Ориентировка в пространстве | 4 | 2 | 2 | Дидактич. игра, практическое занятие. | |
4 | Ориентировка во времени | 4 | 2 | 2 | викторина | |
5 | Геометрические фигуры | 4 | 2 | 2 | Беседа, дидактическая игра | |
6 | Логические занятия | 4 | 2 | 2 | Математический конкурс. | |
7 | Повторение | 4 | 2 | 2 | ||
8 | Повторение | 4 | 2 | 2 | ||
9 | Повторение | 4 | 2 | 2 | ||
Итого | 36 | 18 | 18 |
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел 1. Количество и счёт (сентябрь) | |||||
1.1 | Где находится предмет? | 1 | 0.35 | 0.65 | Раздаточный материал: цифры до 5. Кубики крупные. |
1.2 | Раздели на группы | 1 | 0.25 | 0.75 | Кубики и счетные палочки. |
1.3 | Засели домики | 1 | 0.25 | 0.75 | Листы А4, карандаш, линейка. Палочки Кюизенера. |
1.4 | Какой по счету? | 1 | 0.25 | 0.75 | Счетные палочки, цифры |
Раздел 2. Величина (Октябрь) | |||||
2.1 | Блоки Дьенеша составление логических цепочек | 1 | 0.35 | 0.65 | Дети выстраивают логическую цепочку согласно инструкции, например: составь цепочку так, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера). |
2.2 | Сложение узора по кубикам Никитина | 1 | 0.25 | 0.75 | Кубики Никитина, схемы 1-10. |
2.3 | Игра конструктор «Колумбово яйцо» | 1 | 0.25 | 0.75 | Конструктор, схемы 1-4 |
2.4 | Задания на развитие мышления | 1 | 0.25 | 0.75 | Занимательные рабочие листы |
Раздел 3. Ориентировка в пространстве (Ноябрь) | |||||
3.1 | Блоки Дьенеша вариант игры — «Домино» | 1 | 0.35 | 0.65 | Дети играют в группах по четыре человека. Оговариваются правила игры, например: ходить можно фигурами другого цвета или формы, размера. |
3.2 | Сложение узора по кубикам Никитина | 1 | 0.25 | 0.75 | Кубики Никитина, схемы 11-20. |
3.3 | Задания на развитие мышления | 1 | 0.25 | 0.75 | Занимательные рабочие листы |
3.4 | Игра «Что сначала, что потом?» | 1 | 0.25 | 0.75 | Картинки из серии игры. |
Раздел 4. Ориентировка во времени (Декабрь) | |||||
4.1 | «Квадрат Воскобовича» | 1 | 0.35 | 0.65 | Дети создают силуэтное изображение по образцу или самостоятельно, читая схему. Рассказывают о последовательности действий. , рассказывая поэтапно, проверяют их правильность практически, |
4.2 | Игра «Танграм» | 1 | 0.25 | 0.75 | Комплект из геометрических фигур |
4.3 | Задания на развитие мышления | 1 | 0.25 | 0.75 | Занимательные рабочие листы |
4.4 | Сложение узора по кубикам Никитина | 1 | 0.25 | 0.75 | Кубики Никитина, схемы 21-30. |
Раздел 5. Геометрические фигуры (Январь) | |||||
5.1 | «Геоконт» | 1 | 0.35 | 0.65 | |
5.2 | Игра «Танграм» | 1 | 0.25 | 0.75 | Комплект из геометрических фигур |
5.3 | Задания на развитие мышления | 1 | 0.25 | 0.75 | Занимательные рабочие листы |
5.4 | Игра конструктор «Колумбово яйцо» | 1 | 0.25 | 0.75 | Конструктор, схемы 5-8 |
Раздел 6. Логические занятия (Февраль) | |||||
6.1 | «Геовизор» | 1 | 0.35 | 0.65 | |
6.2 | Сложение узора по кубикам Никитина | 1 | 0.25 | 0.75 | Кубики Никитина, схемы 31-40. |
6.3 | Задания на развитие мышления | 1 | 0.25 | 0.75 | Занимательные рабочие листы. |
6.4 | Игра «Танграм» | 1 | 0.25 | 0.75 | Комплект из геометрических фигур. |
Раздел 7. (Март) | |||||
7.1 | «Геовизор» | 1 | 0.35 | 0.65 | |
7.2 | Сложение узора по кубикам Никитина | 1 | 0.25 | 0.75 | Кубики Никитина, схемы 41-50. |
7.3 | Задания на развитие мышления | 1 | 0.25 | 0.75 | Занимательные рабочие листы. |
7.4 | Игра «Танграм» | 1 | 0.25 | 0.75 | Комплект из геометрических фигур. |
Раздел 8. (Апрель) | |||||
8.1 | «Геовизор» | 1 | 0.35 | 0.65 | Цветной картон, цветная бумага размером 12 *12 см (для ракеты); 2,5 *2,5 см (3 квадрата на каждого ребенка), клей. |
8.2 | Сложение узора по кубикам Никитина | 1 | 0.25 | 0.75 | Кубики Никитина, схемы 51-60. |
8.3 | Игра конструктор «Колумбово яйцо» | 1 | 0.25 | 0.75 | Конструктор, схемы 9- 13 |
8.4 | Задания на развитие мышления | 1 | 0.25 | 0.75 | Занимательные рабочие листы. |
Раздел 9. (Май) | |||||
9.1 | «Геоконт» | 1 | 0.35 | 0.65 | |
9.2 | Игра конструктор «Колумбово яйцо» | 1 | 0.25 | 0.75 | Конструктор, схемы 17- 20 |
9.3 | Сложение узора по кубикам Никитина | 1 | 0.25 | 0.75 | Кубики Никитина, схемы 61-70. |
9.4 | Задания на развитие мышления | 1 | 0.25 | 0.75 | Занимательные рабочие листы |
Итого по разделу: | 36 | ||||
4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
-уверенное владение дошкольниками элементарными математическими терминами;
-сформированное представление у учащихся о множестве, числе, величине, пространстве и времени; знание основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и др.);
-умение решать логические задачи на сравнение, классификацию.
Личностные результаты:
-повышение уровня развития наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления (анализ, синтез, сравнение, группировка);
-умение самостоятельно решать простейшие задачи в процессе обучения (выбирать способ решения, планировать предстоящее действия, самоконтроль, применять полученные знания при решении новых задач);
-повышение уровня развития памяти, внимания, речи дошкольников;
-потребность активно мыслить, совершенствование математических способностей.
Метапредметные результаты:
-проявление интереса к познанию, любознательность дошкольников;
-умение работать в группе, строить взаимоотношения со сверстниками;
-инициативность, самостоятельность, исполнительность в решении учебных и внеучебных задач.
5. Форма контроля и оценочные материалы
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности.
Педагогическая диагностика достижений ребенка в рамках освоения Программы направлена на изучение определения уровня усвоения программного материала воспитанниками дошкольного возраста.
Принципы педагогической диагностики
Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.
Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает (для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга).
Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии.
Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.
Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.
Диагностический инструментарий для определения уровня
усвоения программного материала
№ | Ребенок показывает: | Методика проведения | Оборудование | |
Задание 1 | Умение группировать предметы по цвету, размеру, форме. | Дидактическое упражнение «Сделай правильно» (ребенок отбирает все красные, все большие, все круглые предметы). | Игрушки, разные предметы. | |
Задание 2 | Умение считать (отсчитывать) в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными | Ребенок считает количество предметов. Вопросы: - Посчитай бабочек. Сколько их всего? - Посчитай матрешек. Сколько их? И т.п. 2. Ребенок определяет, каким по счету стоит мишка, какая по счету бабочка? И т.п. 3. Ребенок соединяет цифру и количество предметов. | Ребенок считает количество предметов. Вопросы: - Посчитай бабочек. Сколько их всего? - Посчитай матрешек. Сколько их? И т.п. 2. Ребенок определяет, каким по счету стоит мишка, какая по счету бабочка? И т.п. 3. Ребенок соединяет цифру и количество предметов. | |
Задание 3 | Умение определять состав числа | Ребенок определяет состав числа в пределах 5. Д/и «Засели домики», «Домино». Вопросы: - Как по разному «набрать» число 5? - Засели «соседей» в домик? | Набор домино, монеты, «домики» . | |
Задание 4 | Умение сравнивать совокупности предметов путем пересчета, составления пар; уравнивание. | Ребенок сравнивает совокупность предметов, располагая объекты парами. Вопросы: - Сколько всего котят? - Сколько щенят? - Кого больше (меньше)? - На сколько? - Сделай так, чтобы их стало поровну. - Как еще можно это сделать? | Предметные картинки. | |
Задание 5 | Умение измерять и сравнивать размеры предметов с помощью мерок | Ребенок измеряет длину и ширину ткани у Зайчихи и Зайчонка. Вопросы: - У кого из них ткань длиннее? - У кого шире? Ребёнку предлагается разложить предметы в порядке возрастания или убывания. Д/и «Разложи всё по порядку». | Мерки, полоски разной длины и ширины, карандаш, счетные палочки. Материал: группы предметов разных по длине, ширине, высоте | |
Задание 6 | Умение выделять и сравнивать часть и целое | Ребенку предлагается рассмотреть книгу, машину, куклу и определить, из каких частей они состоят, сказать, что больше: целое или часть. Ребенку предлагается из отдельных частей собрать целое по образцу. | Окружающие предметы, набор деталей. | |
Задание 7-8 | Умение узнавать и называть геометрические фигуры, тела | 1. Ребенку предлагается рассмотреть геометрические фигуры. Вопросы: - Какие геометрические фигуры ты видишь? Назови их. - Чем отличаются овал и круг от других фигур? 2. Предлагается ребенку поиграть в игру «Что лежит в мешочке?» | Геометрические фигуры – круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат; геометрические тела - шар, куб, пирамида | |
Задание 9 | Умение продолжать закономерность | Ребенку предлагается найти и продолжить ряд. Д/и «Продолжи орнамент», «Дорисуй узор (рисунок)». Вопросы: - Рассмотри фигуры. Какая фигура за какой следует? Какую фигуру положишь следующую? - Продолжи орнамент по образцу. | Набор геометрических фигур. | |
Задание 10 | Умение ориентироваться на листе бумаги | Ребенку предлагается найти середину листа, правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол. Задание: Возьми карандаш и нарисуй: Круг в верхнем правом углу. Квадрат в нижнем левом углу. Прямоугольник в середине листа. Треугольник в верхнем левом углу. | Оборудование: лист бумаги, карандаш. | |
Задание 11 | Умение ориентироваться в пространстве | Ребенок передвигается в заданном направлении с помощью карты. Например: два шага вперед, один вправо, два шага влево, один шаг назад. Вопросы: - Что ты видишь справа (слева) от себя? - Что ты видишь впереди (сзади) от себя? И т.п. Д/и «Угадай, где находится?» Задание: ребёнку предлагается назвать, где находится игрушка по отношению к нему. | Карта, набор игрушек. | |
Задание 12 | Умение ориентироваться во времени | 1.Ребенку предлагается рассмотреть картинки и разложить их по порядку: «Давай поиграем в игру «Наш день». 2.Задание: Дети стоят в кругу. Воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет часть суток. Ребёнок в ответ называет следующую за ней часть суток. 3. Д/и «Емелина неделя». Задание: воспитатель обращается к ребенку: «Я начну читать стихотворение «Емелина неделя», а ты его закончи: Мы спросили у Емели: «Назови нам дни недели». Стал Емеля вспоминать, стал Емеля называть… Какие дни назвал Емеля? -Сколько дней в недели? 2. Предложить ребенку поиграть в игру «Назови соседей»: «Я говорю тебе дни недели, а ты называешь предшествующие и последующие дни». 5. Ребенку предлагается назвать времена года – игра «Когда это бывает?» | Сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т.д.; мяч. | |
Оценка результатов: Высокий уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно; Средний уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно, может допустить ошибки, которые исправляет при небольшой помощи взрослого; Низкий уровень – ребенок выполняет задание при непосредственном участии взрослого; Низший уровень – ребенок не может выполнить задание даже при непосредственной помощи педагога. Высокий уровень – 10 – 12 баллов, средний уровень – 7 – 9 баллов, низкий уровень – 4 - 6 баллов, низший уровень – 3 балла. |
Программа реализации описания форм подведения итогов:
- Опрос, беседа
- Беседа, игра-эксперимент
- Практическое занятие.
- Викторина
- Дидактическая игра
- Математический конкурс.
Описание средств контроля:
- Тесты
- Наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объекта);
- Анализ (разбор с выявлением причин и определение тенденции развития);
- Беседа (обязательно с обменом мнениями);
- Устная или письменная проверка знаний.
Оценочный материал:
- геометрические фигуры и тела;
- палочки Х. Кюизинера;
- наборы разрезных картинок;
- сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;
- полоски, ленты разной длины и ширины;
- цифры от 1 до 9;
- игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др;
- фланелеграф, мольберт;
- чудесный мешочек;
- блоки Дьенеша;
- пластмассовый и деревянный строительный материал;
- геометрическая мозаика;
- счётные палочки;
- предметные картинки;
- знаки – символы;
- игры на составление плоскостных изображений предметов;
- обучающие настольно-печатные игры по математике;
- мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
- геометрические мозаики и головоломки;
- занимательные книги по математике;
- задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
- простые карандаши; наборы цветных карандашей;
- линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;
- небольшие ножницы;
- наборы цветной бумаги;
- счетный материал;
- наборы цифр;
- конспекты.
Протокол диагностического обследования воспитанников математических представлений (Приложение №1)
6. Методические материалы
В Программе используются инновационные технологии:
-Традиционные
-Комбинированные
-Практические
-Игры, конкурсы
Методы:
-Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
-Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
-Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
-Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)
-Показ мультимедийных материалов
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.1. Календарный учебный график
Раздел | Наименование контрольных процедур | ||
Сроки | Количество занятий | ||
Количество и счёт | сентябрь | 4 | |
Величина | Октябрь | 4 | Диагностика |
Величина | Ноябрь | 4 | Педагогическое наблюдение, результаты продуктивной деятельности |
Ориентировка в пространстве | Декабрь | 4 | |
Ориентировка во времени | Январь | 4 | |
Геометрические фигуры | Февраль | 4 | |
Логические занятия | Март | 4 | |
Повторение | Апрель | 4 | |
Повторение | Май | 4 | Диагностика |
Итого: | 36 |
1)Даты начала и окончания учебных периодов/этапов;
-с 05.09.2022г по 31.05.2023г
2)Количество учебных недель и (или) количество учебных дней;
-38 недель
3)Продолжительность каникул;
-2 недели
4)Сроки контрольных процедур;
-c 12.05.2023г по 29.05.2023г
7.2.Материально-техническое обеспечение программы
Материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса для осуществления образовательной деятельности: демонстрационный материал и раздаточный материал по темам, счётные палочки, «Волшебный мешочек», простые и цветные карандаши, палочки «Кьюзенера, «Танграм», Блоки Дьенеша, касса цифр и «знаков действий»;
средства обучения: ноутбук – 1 шт; интерактивная доска – 1 шт; стол детский – 4 шт; стульчик детский – 8 шт.;
обучающие компьютерные игры: «Мерсибо плюс», «Носики-курносики учатся считать».
7.3.Кадровое обеспечение реализации Программы.
Реализацию Программы осуществляет воспитатель, имеющий педагогическое профессиональное образование.
8.Список литературы
- Венгер Л. А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, СПб: «Детство – Пресс», 2001г.
- Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012.
- Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М: Просвещение. – 1990
- Носова Е.А. «Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». -Л. : 1990.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.
- Рихтерман Т.Д. Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение,1982.
- Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение,1987.
- Стасова Л.П. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ, Воронеж,2008г.
Приложение №1
Протокол обследования, сформированный математических представлений
Ф.И обучающегося
№ п/п | Критерии | 1 | 2 | 3 | 4 |
Количество и счёт | |||||
Находит одинаковые предметы | |||||
Разъединяет множества | |||||
Объединяет предметы в единое множество. | |||||
Различает множества («один», «много», «мало», «пусто») | |||||
Сравнивает множества (без пересчета, с пересчетом) | |||||
Пересчитывает предметы по единице | |||||
Узнает цифры | |||||
Соотносит количество предметов с числом | |||||
Определяет место числа (от 0 до 5) в числовом ряду | |||||
Считает в прямой (обратной) последовательности | |||||
Представления о величине | |||||
Сравнивает два предмета по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения | |||||
Сравнивает предметы по длине | |||||
Различает однородные (разнородные) предметы по ширине | |||||
Сравнивает предметы по ширине | |||||
Различает предметы по высоте | |||||
Сравнивает предметы по высоте | |||||
Различает предметы по толщине | |||||
Сравнивает предметы по толщине | |||||
Узнает линейку (шкалу деления) ее назначение | |||||
Измеряет длину (высоту) предметов линейкой | |||||
Представление о форме. | |||||
Узнает (различает) геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок | |||||
Соотносит формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) | |||||
Собирает геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей | |||||
Составляет геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек | |||||
Выполняет штриховку геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) | |||||
Выполняет обводку геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, отрезок) по шаблону (трафарету) | |||||
Выполняет построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам | |||||
Рисует геометрические фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), круг, отрезок) | |||||
Рисует круг произвольной (заданной) величины | |||||
Измеряет отрезок | |||||
Пространственные представления. | |||||
Ориентируется в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела) | |||||
Определяет месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре | |||||
Перемещает в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево | |||||
Ориентируется на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) верхняя (нижняя, правая, левая) верхний (нижний) правый (левый) угол | |||||
Составляет предметы (изображения) из нескольких частей | |||||
Составляет ряд из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз | |||||
Определяет отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между | |||||
Определяет месторасположения предметов в ряду | |||||
Временные представления. | |||||
Узнает (различает) части суток. | |||||
Знает порядок следования частей суток | |||||
Узнает (различает) дни недели | |||||
Знает последовательность дней недели | |||||
Знает смены дней: вчера, сегодня, завтра | |||||
Соотносит деятельность с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно | |||||
Различает времена года | |||||
Знает порядок следования сезонов в году | |||||
Узнает (различает) месяцы | |||||
Знает последовательность месяцев в году | |||||
Сравнивает людей по возрасту | |||||
Определяет время по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут) | |||||
Соотносит время с началом и концом деятельности |
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических поня...
Дополнительная общеразвивающая программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Дополнительная общеразвивающая программа«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»...
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»...
Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательная математика"
Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом для формирования математических представлений у детей. Именно в это время ребенок наиболее чувствителен и восприимчив к новому.Математика ...
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный кадет» Направленность: социально – педагогическая
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный кадет»Направленность: социально – педагогическая...
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Предлагаемая программа математического развития дошкольников имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «...
дополнительная общеразвивающая программа "Занимательная математика"
программа для кружка...