Дополнительная общеразвивающая программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
рабочая программа по математике (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение
«Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области
Принято на заседании УТВЕРЖДЕНА
педагогического совета приказом МАДОУ
Протокол № «Верхнекетский детский сад»
от от №
директор МАДОУ «Верхнекетский
детский сад________МЛ.Березкина
Дополнительная общеразвивающая программа
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
естественнонаучной направленности
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Чиркова Е.Ю., воспитатель
Белый Яр – 2019г.
- Пояснительная записка.
Важнейшей задачей воспитания ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных способностей и умений, которые позволят легко осваивать новое. Огромную роль в умственном воспитании и развитии детей, совершенствовании их интеллекта, играет математика. Она обладает уникальным развивающим эффектом. Ребенок «математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, обосновывает свою позицию. Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и форме, величине, размерах, отношениях.
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» реализуется в рамках познавательного развития дошкольников и направлена на формирование у детей мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Актуальность программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей будет более эффективен при использовании на занятиях игровых методов и приемов.
В программе использованы материалы программно-дидактического комплекса «Мате: плюс» Математика в детском саду, разработанного совместно с основной образовательной программой «Вдохновение»,
которые включают в себя все элементы содержания современной математики, представленные на начальном уровне и необходимые для дальнейшего математического образования.
Программа разработана в соответствии
со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПин 2.4.1.3049-13);
- Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.
2. Цель программы «Занимательная математика»: развитие у
детей элементарных математических представлений с помощью комплекта «МАТЕ+».
3.Задачи:
- Развивать мыслительные операции, внимание, умение классифицировать предметы по цвету и величине.
- Продолжать формировать у детей умение соотносить количество предметов с числом.
- Формировать умение взаимодействовать друг с другом, оказывать помощь.
- Развивать у детей навыки самооценки.
- Формировать навык действовать по инструкции в заданном времени.
- Формировать умение соотносить свои действия с действиями партнера для достижения общей цели.
- Развивать математическое мышление через речевую коммуникацию с
другими детьми и взрослыми.
- Развивать логическое мышление.
- Развивать мелкую моторику рук.
Возраст детей, участвующих в дополнительной образовательной деятельности 3-4 года. Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятия в группе младшего дошкольного возраста 15 минут.
| 2 мин. |
| 3 мин. |
| 8 мин. |
| 2 мин. |
4.Ожидаемые результаты:
- Развитие познавательной активности.
- Стимулирование памяти, творческих способностей.
- Развитие мыслительных операций, внимания, умения классифицировать предметы по различным признакам.
- Повышение стремлений детей к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.
- Формирование умения соотносить количество предметов с числом.
- Развитие у детей навыка самооценки.
- Формирование навыка действовать по инструкции в заданном времени.
- Развитие математического мышления через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизирование позиции родителей как участников педагогического процесса группы.
5.Календарный учебный график.
№ | Наименование оказываемой услуги | Группа | Форма органи зации | Учебный год | Учеб- ных недель | Коли- чест- во часов | |
в неделю | всего | ||||||
1. | «Занимательная математика» | младшая группа | подгрупповая | Начало учебного года окончание учебного года | 28 | 1 | 28 |
6.Учебно-тематический план
(младшая группа)
Месяц | Тема | Количество часов | Дата | |
Октябрь | Знакомство с комплектом «МАТЕ+» | 1 | ||
«Посели много мишек в большой дом, одного – в маленький», «Рассортируй карточки с домами по размеру», «Определи наощупь что это». | 1 | |||
«Посади мишку относительно предмета», «Посели мишек в домики по цвету», «Разложи фишки по корзиночкам». | 1 | |||
«Сравни мишек по росту», «Найди наощупь шар, кубик», «Где сидит мишка?». | 1 | |||
Ноябрь | «Покажи где живет желтый мишка и т. д.», «Раздели мишкам ягоды-фишки по одной», «Выбери всех больших мишек, маленьких». | 1 | ||
«Найди предмет такой же формы», «Построй лесенку методом наложения», «Рассади мишек по стульчикам по цвету». | 1 | |||
«Найди мишку такого же размера», «На что похоже?», «Мишка шагает по лесенке вверх, вниз». | 1 | |||
«Наложи изображение из фигур, цветных кубиков, фишек», «Определи наощупь каком мешочке много фигур», «Посели мишек в домики». | 1 | |||
Декабрь | «Соотнеси картинки», «Как мышка доберется до сыра?», «Яблоки на яблоне». | 1 | ||
«Выложи бусы, гусеницу только синего или красного цветов», «Где сидит кот?», «Каких мишек больше, меньше и т. д». | 1 | |||
«Найди наощупь большого, маленького мишку», «Нарисуй такой же рисунок», «Выбери что катится т. д.». | 1 | |||
«Найди тень», «Продолжи ряд меняя цвет», «Зачеркни все фигуры, которые выглядят так | 1 | |||
Январь | «Посели много мишек в большой дом, одного – в маленький», «Построй дом, паровозик, башенку», «Как мышка доберется до сыра?». | 1 | ||
«Выложи узор по образцу», «Нарисуй такой же рисунок», «Найди на ощупь». | 1 | |||
«Выложи из фигур рыбку, куда она плывет?», «Какая картинка выглядит точно также, как левая?», «Что изменилось?». | 1 | |||
«Назови цвет», «Расставь медведей по памяти», «Соедини изображение и его часть». | 1 | |||
Февраль | «Найди на ощупь две фигуры одинаковой формы», «Зачеркни все фигуры, которые выглядят так », «Выложить фигуру по образцу». | 1 | ||
«Продолжить узор», «Рассортируй карточки», «Что изменилось?». | 1 | |||
«Соедини изображение и его часть», «Выложи мозаику по образцу», «Построй башню из кубиков под диктовку». | 1 | |||
«Измени цвет мозаики», «Пес бежит домой. Нарисуй его путь», «Нарисуй с помощью трафарета произвольный рисунок». | 1 | |||
Март | «Найди закономерность», «Выложи узор», «Определи форму на ощупь». | 1 | ||
«Рассортируй карточки с домами по размеру», «Пес бежит домой. Нарисуй его путь», «Зачеркни все фигуры, которые выглядят так ». | 1 | |||
«Случайный эксперимент», «Обведи самое большое синим, а самое маленькое –красным», «Построй башню из кубиков под диктовку». | 1 | |||
«Нарисуй столько палочек, сколько медведей», «Какого квадрата не хватает?», «Что изменилось?». | 1 | |||
Апрель | «Выложи мозаику по образцу», «Раскрась все круги красного цвета», «Нарисуй с помощью трафарета произвольный рисунок». | 1 | ||
«Найди предмет такой же формы», «Нарисуй столько палочек, сколько медведей», «Построй башню из кубиков под диктовку». | 1 | |||
«Определи форму на ощупь», «Расставь медведей под диктовку», «Раскрась только одну фигуру». | 1 | |||
Итоговая ООД «Путешествие в город математиков» | 1 |
7.Методическое обеспечение
№ п/п | Тема | Форма проведения | Программные задачи | Методы и приемы организации | Материал |
1 | Знакомство с комплектом «МАТЕ+» | Игровые упражнения | Познакомить с комплектом «МАТЕ+», формировать интерес к математическим играм. | Беседа, наглядный, показ, наблюдение. | программно-дидактичес-кий комплекс «Мате: плюс» Математика в детском саду |
2 | «Посели много мишек в большой дом, одного – в маленький», «Рассортируй карточки с домами по размеру», «Определи наощупь что это». | Игра-занятие | Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало. Продолжать знакомить детей с величиной «большой-маленький». Учить находить предметы различные по величине. Развивать сенсорные способности, мелкую моторику рук. | Словесное объяснение показ, наблюде- ние | п/д комплекс «Мате: плюс» карточки с домами, «волшебный мешочек» |
3 | «Посади мишку относительно предмета», «Посели мишек в домики по цвету», «Разложи фишки по корзиночкам». | Игра-занятие | Развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, умение соотносить предметы по цвету и размеру. | Словесное объяснение показ, наблюде- ние | п/д комплекс «Мате: плюс» карточки с домами, фишки. |
4 | «Сравни мишек по росту», «Найди наощупь шар, кубик», «Где сидит мишка?». | Дидактичес- кие упражнения | Познакомить с приёмами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий – низкий, выше – ниже. Развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, умение соотносить предметы. | Наглядный, словесный | п/д комплекс «Мате: плюс» мишки, «волшебный мешочек» |
5 | «Покажи где живет желтый мишка и т. д.», «Раздели мишкам ягоды-фишки по одной», «Выбери всех больших мишек, маленьких». | Познаватель- ные игры | Развивать умение соотносить предметы по цвету и размеру. Продолжать знакомить детей с величиной «большой-маленький». Учить детей находить предметы различные по величине. | Практический словесное объяснение показ, наблюде- ние | п/д комплекс «Мате: плюс» мишки, фишки. |
6 | «Найди предмет такой же формы», «Построй лесенку методом наложения», «Рассади мишек по стульчикам по цвету». | Игра-занятие | Формировать умение сравнивать предметы разной формы. Формировать умение строить конструкции способом наложения. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. | Словесное объяснение показ, наблюде- ние | п/д комплекс «Мате: плюс» мишки, карточки, рабочая тетрадь. |
7 | «Найди мишку такого же размера», «На что похоже?», «Мишка шагает по лесенке вверх, вниз». | Игра-занятие | Формировать умение сравнивать предметы разного размера. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать воображение, мелкую моторику рук. | Словесные, наглядные, игровые. | п/д комплекс «Мате: плюс» мишки, карточки, рабочая тетрадь. |
8 | «Наложи изображение из фигур, цветных кубиков, фишек», «Определи наощупь каком мешочке много фигур», «Посели мишек в домики». | Игра - занятие | Формировать умение строить конструкции способом наложения. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук. | Словесные, наглядные, игровые. | п/д комплекс «Мате: плюс» «волшебный мешочек» мишки, карточки, рабочая тетрадь. |
9 | «Соотнеси картинки», «Как мышка доберется до сыра?», «Яблоки на яблоне». | Дидактичес-кие упражнения | Формировать у младших дошкольников внимание, развивать устойчивость, используя дидактические игры. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук. | Словесные, наглядные, игровые. | п/д комплекс «Мате: плюс» карточки, рабочая тетрадь. |
10 | «Выложи бусы, гусеницу только синего или красного цветов», «Где сидит кот?», «Каких мишек больше, меньше и т. д». | Занятие-поиск | Развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, умение соотносить предметы. Продолжать знакомить детей с понятиями «больше-меньше». | Практические и игровые. | п/д комплекс «Мате: плюс» карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши |
11 | «Найди наощупь большого, маленького мишку», «Нарисуй такой же рисунок», «Выбери что катится т. д.». | Игра - занятие | Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук. Развитие | Словесные, наглядные, игровые | п/д комплекс «Мате: плюс» карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши |
12 | «Найди тень», «Продолжи ряд меняя цвет», «Зачеркни все фигуры, которые выглядят так | Игра - занятие | Формировать умение сравнивать предметы разной формы. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук. | Словесные, наглядные, игровые | п/д комплекс «Мате: плюс» карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши |
13 | «Посели много мишек в большой дом, одного – в маленький», «Построй дом, паровозик, башенку», «Как мышка доберется до сыра?». | Игра - занятие | Продолжать знакомить детей с величиной «большой-маленький». Формировать умение строить конструкции по схеме. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук. | Словесные, наглядные, игровые | п/д комплекс «Мате: плюс» карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши |
14 | «Выложи узор по образцу», «Нарисуй такой же рисунок», «Найди на ощупь». | Дидактичес-кие упражнения | Формировать у младших дошкольников внимание, развивать устойчивость, используя дидактические игры. Учить детей находить предмет по заданному признаку. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук. | Словесные, наглядные, игровые | п/д комплекс «Мате: плюс» «волшебный мешочек» карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши |
15 | «Выложи из фигур рыбку, куда она плывет?», «Какая картинка выглядит точно также, как левая?», «Что изменилось?». | Игра - занятие | Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук, умение сравнивать предметы, внимание. | Словесные, наглядные, игровые | п/д комплекс «Мате: плюс» карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши |
16 | «Назови цвет», «Расставь медведей по памяти», «Соедини изображение и его часть». | Игровые упражнения. | Развивать внимание, память. Учить сравнивать, анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь. | Словесные, наглядные, игровые | п/д комплекс «Мате: плюс» мишки, карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши |
17 | «Найди на ощупь две фигуры одинаковой формы», «Зачеркни все фигуры, которые выглядят так », «Выложить фигуру по образцу». | Игра - занятие | Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук. Продолжать знакомить детей с геометрической фигурой (треугольник). | Словесные, наглядные, игровые | п/д комплекс «Мате: плюс» карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши |
18 | «Продолжить узор», «Рассортируй карточки», «Что изменилось?». | Игра - занятие | Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук, умение сравнивать предметы, внимание. | Словесные, наглядные, игровые | п/д комплекс «Мате: плюс» карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши |
19 | «Соедини изображение и его часть», «Выложи мозаику по образцу», «Построй башню из кубиков под диктовку». | Дидактичес-кие упражнения | Формировать у младших дошкольников внимание, развивать устойчивость, используя дидактические игры. Продолжать формировать умение строить конструкции по схеме. | Словесные, наглядные, игровые | п/д комплекс «Мате: плюс» карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши |
20 | «Измени цвет мозаики», «Пес бежит домой. Нарисуй его путь», «Нарисуй с помощью трафарета произвольный рисунок». | Игра - занятие | Развивать внимание, память. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук, воображение. | Словесные, наглядные, игровые | п/д комплекс «Мате: плюс» карточки, трафареты, рабочая тетрадь. Цветные карандаши |
21 | «Найди закономерность», «Выложи узор», «Определи форму на ощупь». | Игра - занятие | Учить сравнивать, анализировать и делать выводы, объяснять. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук. | Словесные, наглядные, игровые | п/д комплекс «Мате: плюс» «волшебный мешочек» карточки, рабочая тетрадь. |
22 | «Рассортируй карточки с домами по размеру», «Пес бежит домой. Нарисуй его путь», «Зачеркни все фигуры, которые выглядят так » | Игра - занятие | Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук, умение сравнивать предметы, внимание. Продолжать знакомить детей с геометрической фигурой (круг). | Словесные, наглядные, игровые | п/д комплекс «Мате: плюс» карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши |
23 | «Случайный эксперимент», «Обведи самое большое синим, а самое маленькое –красным», «Построй башню из кубиков под диктовку». | Игровые упражнения. | Продолжать формировать умение строить конструкции по схеме. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук. | Словесные, наглядные, игровые | п/д комплекс «Мате: плюс» карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши |
24 | «Нарисуй столько палочек, сколько медведей», «Какого квадрата не хватает?», «Что изменилось?». | Игра - занятие | Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук, воображение, память. | Словесные, наглядные, игровые | п/д комплекс «Мате: плюс» «волшебный мешочек» карточки, рабочая тетрадь. |
25 | «Выложи мозаику по образцу», «Раскрась все круги красного цвета», «Нарисуй с помощью трафарета произвольный рисунок». | Игра - занятие
| Развивать внимание, память. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать мелкую моторику рук, воображение. | Словесные, наглядные, игровые | п/д комплекс «Мате: плюс» карточки, трафареты, рабочая тетрадь. Цветные карандаши |
26 | «Найди предмет такой же формы», «Нарисуй столько палочек, сколько медведей», «Построй башню из кубиков под диктовку». | Игра - занятие | Развивать внимание, память. Учить сравнивать, анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь. Продолжать формировать умение строить конструкции по схеме. | Словесные, наглядные, игровые | п/д комплекс «Мате: плюс» карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши |
27 | «Определи форму на ощупь», «Расставь медведей под диктовку», «Раскрась только одну фигуру». | Игра - занятие | Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук. Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. | Словесные, наглядные, игровые | п/д комплекс «Мате: плюс» «волшебный мешочек» карточки, рабочая тетрадь. Цветные карандаши |
28 | Итоговая ООД «Путешествие в город математиков» | Игра - путешествие | Развивать внимание, память. Учить сравнивать, анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь. Продолжать формировать умение строить конструкции по схеме. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук. | Словесные, наглядные, игровые | п/д комплекс «Мате: плюс» карточки, кубики, мишки Цветные карандаши |
Список литературы:
- А. Бостельман «Математика в любое время! Изд.: Национальное образование, 2016г.
- Кауфман C., Лоренц Д., «Мате: плюс™. Математика в детском саду — математический комплекс. (Коробка). Изд.: Национальное образование, 2016г
- Лоренц Д., Математическая тетрадь для детей 3-4-5 лет
Изд.: Национальное образование, 2016г.
- Программа развития математического образования МАТЕ: плюс.
Изд.: Национальное образование,2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических поня...
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»...

Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательная математика"
Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом для формирования математических представлений у детей. Именно в это время ребенок наиболее чувствителен и восприимчив к новому.Математика ...
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Предлагаемая программа математического развития дошкольников имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» направленность: социально-педагогическая
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»направленность: социально-педагогическая...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика»
Программа «Занимательная математика» составлена на основе авторской парциальной программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-6 лет. Образовательная п...