«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Предлагаемая программа математического развития дошкольников имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «Раз- ступенька, два – ступенька », предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холина для дошкольной подготовки.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» | 73.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №149 ГОРОДА ТЮМЕНИ (МАДОУ Д/С №149)
РАССМОТРЕНО: на заседании педагогического совета МАДОУ д/с №149 «___»__________ Протокол №___ | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ д/с №149 ________________/Клецова Т. Л. Приказ№_____от «__»________ |
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Программа ориентирована на детей от 5 до 7 лет.
Срок реализации: 2 года
Составитель: Велижанина
Наталья Владимировна.
Тюмень 2021
Содержание
- Комплекс основных характеристик программ
- Пояснительная записка (характеристика)…………………..3
- Цель, задачи программы…………………………………….6
- Содержание программы
- Учебный план……………………………………………...8
- Содержание учебного материала……………………….12
- Планируемые результаты………………………………….14
- Тематическое содержание…………………………………...20
- Методика проведения обследования уровня развития математических представлений детей……………………….23
- Условия реализации программы
- Организационные условия…………………………………..27
- Кадровое условие…………………………………………….27
- Кадровое обеспечение ……………………………………….27
- Материально - техническое обеспечение…………………….27
- Календарный учебный график………………………………28
Список литературы…………………………………………………….29
Список литературы рекомендуемый для детей и родителей по
данной программе……………………………………………………...31
1.Комплекс основных характеристик программы
1.1Пояснительная записка (характеристика)
Актуальность. Предлагаемая программа математического развития дошкольников имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «Раз- ступенька, два – ступенька », предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холина для дошкольной подготовки.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. С каждым годом прогресс
окружающей жизни, развитие науки и техники продвигается вперед. На детей постоянно выливается большой поток информации.
Такой быстрый темп прогресса, ставит перед детьми более высокий уровень
познаний, чем тот, что стоял перед нами в детстве.
Особую ценность сегодня приобретает развитие у детей способности логически и творчески мыслить, умение планировать свою деятельность, доказывать свою точку зрения, быть самостоятельными и активными. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Учебные умения и навыки ребят развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким- либо видам мыслительной деятельности.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка
играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей, не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как «открытие» закономерных связей и отношений этого мира. Поэтому обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.
Образовательная программа по дополнительному образованию «Весёлый счёт» имеет познавательную направленность. Программа рассчитана на 2 года. Возраст учащихся с 5 до 7 лет. Ведущей формой организации образовательного процесса являются групповые занятия. Форма обучения очная, по группам во второй половине дня (в соответствии с расписанием). Группа 7 - 10 человек.
Год обучения | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год | Продолжительность занятия |
5-6 лет | 2 | 8 | 64 | 20-25 мин |
6-7 лет | 2 | 8 | 64 | 25-30 мин |
Групповые занятия имеют следующую структуру:
Вводная часть:
-приветствие, организационный момент;
Основная часть:
-физкультминутки.
Заключительная часть:
-закрепление пройденного материала в виде игр, диалогов, речевых ситуаций; ориентировка на следующее занятие.
1.2.Цель, задачи и результаты программы
Цели программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил ребенка, качеств его личности.
Основные задачи программы формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста:
1) Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2) Увеличить объем внимания и памяти.
3) Формировать мыслительные операции (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
4) Развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
5) Развивать речь, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6) Формировать умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7) Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.
Формирование основных групп предметных умений для данной возрастной группы детей:
Общие понятия
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на ... -меньше на ...).
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Работа с таблицами. Знакомство с символами.
Числа и операции над ними
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ...) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Число 0 и его свойства.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Пространственно-временные представления
Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее -короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.
Геометрические фигуры и величины
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.
Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.
Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.
Строить цепочки рассуждений.
2.Формирование мотивации учения, интереса к математике и процессу обучения в целом.
3.Развитие внимания и памяти.
4.Развитие креативности и вариативности мышления.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план
Первый год обучения - 32 занятия
№ занятия | Тема | Количество занятий |
1-5 | Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству | 5 |
6-8 | Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства | 3 |
9 | Отношение: часть –целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале) | 1 |
10 | Пространственные отношения: на, над, под. | 1 |
11-12 | Пространственные отношения: справа, слева. | 2 |
13 | Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале). | 1 |
14 | Пространственные отношения: между, посередине. | 1 |
15 | Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. | 1 |
16 | Число 1 и цифра 1. | 1 |
17 | Пространственные отношения: внутри, снаружи. | 1 |
18 | Число 2 и цифра 2. Пара. | 1 |
19 | Представление о точке и линии. | 1 |
20 | Представление об отрезке и луче. | 1 |
21 | Число 3 и цифра 3. | 1 |
22 | Представление о замкнутой и незамкнутой линиях. | 1 |
23 | Представления о ломаной линии и многоугольнике | 1 |
24 | Число 4 и цифра 4. | 1 |
25 | Представление об углах и видах углов. | 1 |
26 | Представление о числовом отрезке. | 1 |
27 | Число 5 и цифра 5. | 1 |
28 | Пространственные отношения: впереди, сзади. | 1 |
29-30 | Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше. | 2 |
31 | Временные отношения: раньше, позже. | 1 |
32 | Упражнения по выбору детей. | 1 |
Второй год обучения - 32 занятия
№ занятия | Тема | Количество занятий |
1-2 | Выявление математических представлений детей. Работа с программным материалом 1-го года обучения. | 2 |
3-4 | Число 6 и цифра 6. | 2 |
5-8 | Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).Зависимость результата сравнения от величины мерки | 4 |
9-11 | Число 7 и цифра 7. | 3 |
12-14 | Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки | 3 |
15-17 | Число 8 и цифра 8. | 3 |
18-19 | Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 2 |
20-22 | Число 9 и цифра 9. | 3 |
23-24 | Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка - маленькая клетка). | 2 |
25-26 | Число 0 и цифра 0. | 2 |
27 | Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. | 1 |
28 | Знакомство с пространственными фигурами - шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. | 1 |
29 | Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. | 1 |
30 | Работа с таблицами. | 1 |
31-32 | Упражнения по выбору детей. | 2 |
1.3.2. Содержание учебного материала.
Первый год обучения
Тема; «Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству»
1. «Свойства предметов». Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы.
2. «Свойства предметов». Закрепить представление детей о свойствах предметов(цвет, форма, размер, материал и тд.)
3. «Свойства предметов». Формировать представление о признаках сходства и различия между предметами.
4. «Свойства предметов». Закрепить знания о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия, объединить предметы в группы по общему признаку.
5. «Свойства предметов». Закрепить представление о различных свойствах предметов.
Тема; « Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства».
6. «Сравнение групп предметов». Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар.
7. «Сравнение групп предметов». Закрепить понятие «равенство» - «неравенство» и умение правильно использовать знаки = и =/.
8. «Сравнение групп предметов». Закрепить понятие «равенство» - «неравенство» и умение правильно использовать знаки = и =/. Закрепить знания свойств предметов, умение ориентироваться в таблице.
Тема; «Отношение: часть –целое». Представление о действии сложения (на наглядном материале)
9. «Сложение». Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком +.
Тема; «Пространственные отношения: на, над, под».
10. «Уточнить пространственные отношения: на, над, под».
Тема; «Пространственные отношения: справа, слева».
11. «Пространственные отношения: справа, слева». Развивать пространственные отношения, уточнить отношения; справа, слева.
12. «Пространственные отношения: справа, слева». Развивать пространственные отношения, уточнить отношения; справа, слева. Закрепить смысл сложения, взаимосвязь целого и частей.
Тема; «Удаление части из целого (вычитание)». Представление о действии вычитания (на наглядном материале).
13. «Вычитание». Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Познакомить со знаком « - ».
Тема; «Пространственные отношения: между, посередине».
14. «Пространственные отношения: между, посередине». Уточнить пространственные отношения: между, посередине. Закрепить понятие смысла действий вычитания.
Тема; «Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много».
15. «Один – Много». Сформировать представление о понятии один – много.
Тема; «Число 1- Цифра 1».
16. «Число1. Цифра1». Познакомить детей с числом1 и графическим рисунком цифры 1.
Тема; «Пространственные отношения: внутри, снаружи».
17. «Внутри, снаружи». Уточнить пространственные отношения; внутри, снаружи.
Тема; «Число 2- Цифра 2».
18. «Число 2- Цифра 2».
-Познакомить с образованием и составом числа2, цифрой 2.
Тема; «Представление о точке и линии».
19. « Точка, Линия. Прямая и кривая линия».
-Формировать представление о точке, линии, прямой и кривой линиях.
Тема; «Представление об отрезке и луче».
20. «Отрезок, луч».
-Сформировать представление об отрезке и луче.
-Учить соотносить цифры 1 и 2 с количеством, составлять рассказы-задачи, в которых надо выполнить сложение и вычитание в пределах 2.
Тема; «Число 3. Цифра 3».
21. «Число 3. Цифра 3».
-Познакомить с образованием и составом числа 3.
-Закрепить представления о сложении и вычитании, умение сравнивать предметы по свойствам.
Тема; « Представление о замкнутой и незамкнутой линиях».
22. «Замкнутые и незамкнутые линии».
-Формировать представления о замкнутой и незамкнутой линии.
- Закрепить умение соотносить цифры 1-3 с количеством предметов, навыки счета в пределах трех, взаимосвязь целого и частей.
Тема ; «Представление о ломаной линии и многоугольнике».
23. «Ломаная линия, многоугольник».
-Познакомить с понятием ломаная линия, многоугольник.
-Продолжить формирование представлений о свойствах предметов, взаимосвязи целого и частей, составе числа 3.
Тема; «Число 4. Цифра 4».
24. «Число 4. Цифра 4».
-Познакомить с образованием числа 4, составом числа4, цифрой 4.
- Сформировать умение соотносить цифру4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками.
- Закрепить умение разбивать группу фигур на части по различным признакам.
Тема; «Представление об углах и видах углов».
25. «Угол».
- Сформировать представление о различных видах углов – прямом, остром, тупом».
- Закрепить значение цифр 1-4, счет до 4, значение состава числа 4, смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между частью и целым, понятие многоугольник.
Тема; «Представление о числовом отрезке».
26. «Числовой отрезок».
-Сформировать представление о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка.
-Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, счетные умения и состав чисел в пределах 4.
Тема; «Число 5. Цифра 5».
27. «Число 5. Цифра 5».
- Познакомить с образованием и составом числа5,с цифрой 5.
- Закрепить знание цифр 1-4, понятия многоугольника.
Тема; «Пространственные отношения: впереди, сзади».
28. « Впереди, сзади».
-Уточнить пространственные отношения: впереди, сзади.
-Закрепить взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц по числовому отрезку, количественный и порядковый счет в пределах 5, сформировать представления о составе числа 5.
Тема; «Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше».
29. «Столько же».
- Формировать представления о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар.
30. «Больше. Меньше. Знаки > и < ».
-Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составление пар.
-Познакомить со знаками > и < .
Тема; « Временные отношения; раньше, позже».
31. «Раньше, позже».
- Расширить временные представления детей, уточнить отношения раньше- позже.
Тема; «Повторение».
32. Для повторения дается ряд заданий и математических игр по всему материалу, пройденному за год.
Второй год обучения 6-7 лет.
Тема «Повторить числа 1-5».
1. «Числа 1-5»:
-Образование, написание, состав.
2. «Числа 1-5».
-Повторить сравнение групп предметов по количеству с помощью
составления пар, знаки =, <. >
Тема; «Число 6. Цифра 6».
3. «Число 6. Цифра 6.»
-Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6.
4. « Число 6. Цифра 6.»
-Закрепить геометрические представления и познакомить с новым
видом многоугольников – шестиугольником.
Тема; «Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).Зависимость результата сравнения от величины мерки».
5. « Длиннее, короче».
-Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с
помощью непосредственного наложения.
6. « Измерение длины».
-Формировать представление об измерении длины с помощью мерки. Познакомить с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень.
7. « Измерение длины».
-Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой.
8. « Измерение длины».
-Закрепить умение практически измерять длину отрезков с помощью линейки.
« Длиннее, короче».
-Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения.
Тема; « Число 7 и цифра 7».
9. «Число 7. Цифра 7».
- Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7
10. «Число 7. Цифра 7».
- Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7, знание состава числа 7.
11. «Число 7. Цифра 7».
- Закрепить представление о составе числа 7, взаимосвязи целого и частей, умение изображать эти взаимосвязи с помощью отрезка.
Тема; «Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки».
12. «Тяжелее, легче. Сравните по массе».
- Формировать представление о понятиях тяжелее – легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе.
13. «Измерение массы».
-Формировать представление о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг.
14. «Измерение массы».
-Закрепить представления об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов.
Тема; «Число 8 и цифра 8».
15. «Число 8. Цифра 8».
-Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8.
16. «Число 8. Цифра 8».
- Формировать счетные умения в пределах 8.
17. «Число 8. Цифра 8».
- Повторить прием сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар.
Тема; «Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки».
18. « Объем. Сравнение по объему».
- Сформировать представления об объеме (вместимости), сравнении сосудов по объему с помощью переливания.
19. « Измерение объема».
- Сформировать представления об измерении объемов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки.
Тема; «Число 9.Цифра 9».
20. « Число 9.Цифра 9».
- Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9.
21. « Число 9. Цифра 9».
- Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам.
22. « Число 9.Цифра 9».
- Закрепить представления о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка.
Тема; «Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка - маленькая клетка)».
23. « Площадь. Измерение площади».
- Сформировать представления о площади фигур, сравнении фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки.
24. « Измерение площади».
- Закрепить прием сравнения фигур по площади с помощью мерки, познакомить с общепринятой единицей измерения площади – квадратным сантиметром.
Тема; «Число 0. Цифра 0».
25. « Число 0. Цифра 0».
-Сформировать представления о числе 0 и его свойствах.
26. « Число 0. Цифра 0».
- Закрепить представления о числе 0 и цифре 0, о составе чисел 8 и 9.
Тема; «Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе».
27. « Число 10».
- Сформировать представления о числе 10: его образовании, составе, записи.
Тема; «Знакомство с пространственными фигурами - шар, куб, параллелепипед. Их распознавание».
28. « Шар. Куб. параллелепипед».
- Формировать умение находить в окружающей предметы формы
шара, куба, параллелепипеда (коробки, кирпичика).
Тема; «Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание».
29. «Пирамида. Конус. Цилиндр».
- Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра.
Тема; «Работа с таблицами».
30. « Символы».
- Познакомить детей с использованием символов для обозначения
свойств предметов (цвет, форма, размер).
Тема; «Повторение».
31. « Повторение. Игра – Путешествие в страну математики».
- Закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления.
32. « Повторение. Игра - Скоро в школу ».
- Повторить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 10.
1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «РАЗ -СТУПЕНЬКА» (5 -7 лет)
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
К шести годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
По окончанию четвертого года обучения дети овладевают знаниями и умениями:
- Уметь продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности;
- Уметь сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Уметь использовать для записи сравнения знаки больше, меньше, поровну;
- Уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;
- Уметь записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =;
- Уметь использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;
- Уметь непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему (вместимости), площади;
- Уметь наряду с квадратом, кругом и треугольником узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
- Уметь по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.
1.5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
На этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную активность. Это означает, что началу занятий должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре.
1. Затруднение в игровой ситуации.
Организуется актуализация знаний и предметная деятельность детей, возникшая в мотивированной ситуации. Завершение этапа связано с фиксированием затруднения в предметной деятельности и установлением его причины.
2.«Открытие» нового способа действий.
Детям предлагается и после согласования с ними , принимается новый способ действий.
3. Воспроизведение нового способа действий в типовой ситуации.
На этом этапе осуществляется выход из затруднения с помощью построенного способа действий и его использование в аналогичных ситуациях.
4. Повторение и развивающие задания.
Если позволяет время, в заключительную часть занятия возможно включение игры, направленной на развитие ранее сформированных способностей.
5. Итог занятия.
В завершение совместно с детьми организуется осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Во что играли?», «Что понравилось?» и т.д.
Построение занятий в соответствии с перечисленными этапами обеспечивает поэтапную непрерывность учебного процесса между ступенями дошкольной подготовки и начальной школы.
Игровые технологии формируют воображение и символическую функцию сознания, у ребенка возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет дошкольнику включится в коллективную деятельность и общение. Благодаря использованию игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения.
Целевые ориентации.
Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
Гуманно-личностный подход к ребенку.
Единство обучения и воспитания.
Суть данной технологии в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.
Практические методы.
К практическим методам относятся упражнения, игры и моделирование. Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительные, конструктивные, творческие.
При обучении детей часто используются различные виды конструирования и моделирования. Например, дети конструируют цифры из элементов, одну большую фигуру из более мелких частей и т.д. Моделирование – это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объекта, об отношениях и связях между элементами этих объектов. При обучении математике часто применяется знаково- символическое моделирование. Например, при решении задач используются графические изображения условии задачи. Использование модели предполагает определенный уровень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами.
Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).Например: игра в «магазин», «теремок» и др. дети распределяют роли и с помощью масок, деталей одежды, речевых и неречевых действий создают образы людей или животных, в соответствии с ролью вступают в определенные взаимоотношения в игре.
В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей.
Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.
Использование игровых упражнений на занятии (имитация действий: медведи едят кашу, летит самолет, прыгает воробей) вызывает эмоционально-положительный настрой детей, снимает у них напряжение.
Использование речевых упражнений предполагает проговаривание вслух алгоритма действий, повторение речевок для физкультминуток и т.д.
Выполнение любых упражнений и методов способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:
осознание ребенком цели. Это зависит от четкости постановки задачи, использования
правильного показа, способов выполнения, расчлененности показа сложных
упражнений с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка;
систематичность, которая реализуется в многократном повторении (на занятиях, во
внеклассное время, в различных жизненных ситуациях);
постепенное усложнение условий с учетом возрастных и индивидуально- психологических особенностей ребенка;
осознанное выполнение практических и речевых действий;
самостоятельное выполнение на заключительном этапе работы.
Наглядные методы.
К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание (картин, макетов), просмотр диафильмов, кинофильмов, мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.
Использование пособия облегчает усвоение материалов, способствует формированию разнообразных умений и навыков. Опора на образы делает усвоение материала более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность работы педагога.
Использование наглядных пособий способствует уточнению и расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон для проведения работы по обучению детей.
Наглядные средства должны:
быть хорошо видны всем;
подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей
работы; соответствовать задачам работы учителя на данном этапе обучения;
сопровождаться точной и конкретной речью;
словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.
Словесные методы
Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.
Рассказ - форма обучения, при которой изложение материала педагогом носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной, выразительной речи, подготовке детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря и закрепления грамматических форм речи. Рассказ предполагает воздействие на мышление ребенка, его воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями.
Беседы в зависимости от дидактических целей могут быть предварительными, итоговыми, обобщающими.
В ходе предварительной беседы педагог выявляет знание детей, создает установку на усвоение новой темы.
Итоговая беседа проводится для закрепления и дифференциации приобретенных в ходе занятий умений и навыков. При индуктивной форме беседы сначала воспроизводятся факты, анализируются, сравниваются, а затем обобщаются (от частного к общему). При дедуктивной форме сначала дается обобщение, а затем отыскиваются конкретные факты для его подтверждения.
Использование беседы должно соответствовать следующим условиям:
опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;
соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;
активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;
вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;
характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам работы.
Словесные приемы
В процессе обучения используются словесные приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы. Например, при записи примера на сложение наряду с показом написания на доске, учитель комментирует написание, объясняет его, обращает внимание на грамотное и четкое произношение.
Большое значение в работе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и характера его выполнения. Она способствует совершенствованию качества учебного процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.
При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать возрастные и индивидуально- психологические особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих детей следует чаще поощрять, проявлять педагогический такт при оценке их работы.
1.6.Методика проведения обследования уровня развития математических представлений детей
1. Умение пересчитывать предметы.
Цель: выявить уровень овладения счетными навыками (фиксируется способ, который ребенок использует при пересчете: глазами, дотрагивается рукой, используется движение головой, переставляет матрешки в ряд). Перед ребенком по кругу расставлены 8 матрешек. Сколько матрешек? Сосчитай.
2. Сравнение двух групп предметов. Цель: выявить способ сравнения двух групп предметов (множеств). Перед ребенком 9 уточек и 9 уточек в виде числовой фигуры буквы «Т». Сравни, где уточек больше, меньше. Почему ты так думаешь? Докажи. Ребенок может пересчитать уточки. Как еще можно определить, что их поровну? Ребенок может продемонстрировать способ наложения или приложения.
3. Отсчитывание предметов. Цель: выявить технику счета и умение отсчитывать по заданному числу. Перед ребенком на столе 5 матрешек и 10 кружков. 5 Отсчитай на 1 кружок меньше, чем здесь матрешек и т. д.
4. Сложение и вычитание.
Найди ошибку и исправь ее. 7+2=9 8-2=10 14-1=13 6-1=7 6+2=7 20+1=19 7-2=5 10-1=9 17+1=18 8+1=10 4-4=1 13+1=14. Дети производят вычислительные действия, найди ошибку, исправляют ее. В установке детям отмечается, что ошибки можно исправлять разными способами.
5. Представления о цифрах.
Цель: выявить представления о цифрах. Перед ребенком цифры от 0 до 10 в случайном порядке.
Разложи цифры по порядку. Назови цифры, которые тебе показываю. Покажи цифры: 2,7,4,9,3.
6. Умение оперировать представлениями о записи двузначных чисел.
Перед ребенком на листе изображено число 12 – синим цветом, а число 22 – красным. Здесь записаны два числа. Найди в них различие и сходство.
7. Умение определять соседей числа ….. 1….; ….. 5…..; ……17…..; 7 …. ….;….. ….. 10; …..19…… Детям предлагается определить соседей числа и вписать цифры.
8.Умение сравнивать пары чисел и записывать с помощью знаков: больше , меньше, равно. 5….7; 6…2; 3…4; 5…8; 15…15; 17…18; 19…10; 0…6; 28…27; … 99..100; 52…25; 10 100.
9. Умение ориентироваться в математической задаче.
Цель: выявить сложившиеся умения ориентироваться в арифметической задаче и решать ее.
Рабочие красили забор. Сначала они израсходовали две банки краски, а потом еще одна. Сколько банок краски потребовалось на покраску забора? (фиксируется ответ и рассуждения ребенка).
10. Умение решать логические задачи.
Цель: выявить умение решать логические задачи.
По столбу ползла божья коровка. Проползла два метра и остановилась отдохнуть
как раз в середине столба. Сколько еще метров осталось проползти божьей коровке до самого верха?
11. Установление последовательности: событий, времен года, месяцев, дней недели.
Разложи согласно последовательности событий и т д. (ребенку предлагается набор картинок).
12. Умение соотносить полоски по величине.
Цель: выявить умения детей использовать способ соизмерения при построении ряда, знание терминов при словесном определении сравнительной величины элементов ряда. Перед ребенком в случайном порядке 5 полосок, отличающихся на 0,5 см ( 15, 15,5; 16; 16,5; 17 см ). Разложи полоски по порядку от самой длинной. (фиксируется способ соизмерения: приложение, наложение, глазомер, измерительные навыки).
13. Умение классифицировать геометрические фигуры.
Цель: выявить умение классифицировать геометрические фигуры по заданному признаку.
На листе бумаги наклеены или нарисованы геометрические фигуры разные по размеру, цвету, конфигурации: большой и маленький круг; прямоугольный, равнобедренный, равносторонний треугольник; два квадрата; два прямоугольника, ромб, трапеция, пятиугольник.Рассмотри фигуры. Сколько их всего? Сколько разных цветов? Сколько разных типов фигур? (наивысший уровень, если ребенок объединяет в одну группу многоугольники или четырехугольники; низкий уровень, если перечисляет все фигуры.)
14. Представления о геометрических формах.
Цель: выявить представления ребенка о геометрических фигурах и умение определять признаки геометрических фигур ( наличие углов).
Перед ребенком на карточке в ряд изображены шестиугольник, пятиугольник, четырехугольник. Художник, рисуя эти фигуры, загадал одну хитрость. Разгадай ее и скажи, какую фигуру здесь надо нарисовать? Если ребенок не смог ответить на этот вопрос, тогда ему предлагается несколько карточек с разными фигурами, среди которых есть треугольник. Попробуй из этих фигур выбрать ту, которую надо нарисовать ( треугольник). Попросить ребенка объяснить свой выбор.
15. Представление об условной мерке. Измерение длины. Перед ребенком картонная мерка длиной 2см. Предлагается с помощью мерки сравнить две линии по длине и результат записать цифрами и сравнить. Фиксируется способ сравнения, измерительные навыки.
Оценка уровня освоения ребенком программного материала
2 балла - ребенок имеет высокий уровень математических представлений, способность мыслить, рассуждать, понимать причинно-следственные связи. Ребенок отвечает правильно и полно, аргументирует свой ответ, заметив ошибку или неточность, исправляет ее сам, объясняет, почему именно так надо ответить.
1 балл - ребенок имеет математические представления, репродуктивно владеет ими, не умеет аргументировано обосновать их использование. Ребенок отвечает верно, но односложно, пытается объяснить ответ, используя формальное или поверхностное объяснение, самостоятельно и уверенно исправляет ошибки.
0 баллов - ребенок имеет «размытые», поверхностные представления, применяет их наугад, не объясняет их использование. Ребенок отвечает наугад или с ошибками, объяснить свой ответ затрудняется, ошибки исправляет неуверенно, отказывается от ответа.
В качестве форм организации образовательного процесса применяются:
Дидактическая игра
Игры-задания
Создание игровых ситуаций
Сюрпризные моменты
Использование аудио техники
Творческая работа (рисование, лепка)
Итоговые занятия
Открытые занятия для родителей
2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1.Организационные условия:
Программа оказывается в соответствии с лицензией Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №149 города Тюмени на право осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам, указанным в приложениях к лицензии, с Уставом, с тарификацией, приказами по образовательному учреждению.
2.2.Кадровые условия:
Программа может быть реализована педагогами дополнительного образования, владеющими технологией «Школа 2000».
2.3. Кадровое обеспечение;
Услуга оказывается педагогом дополнительного образования Велижаниной Натальей Владимировной самостоятельно, без привлечения дополнительных специалистов.
2.4.Материально-технические условия:
• кабинет для занятий
• раздаточный материал по темам
• демонстрационный материал к изучаемым темам • касса цифр
• карточки с изображением цифр • магнитные цифры и знаки
• счётные палочки • «волшебный мешочек»
• простые и цветные карандаши • палочки Кьюзенера • танграм
• блоки Дьенеша.
• мозаика
• игрушки • мячики • Картотека литературного материала
• Картотека загадок
• Картотека динамических пауз
• Касса цифр на магнитах – 1
• Магнитные объемные цифры и знаки – 1
• Наборы магнитных карточек: • «Знаки действий» -2
• «Для устного счета» - 5
• «Числовая горка» - 1
• «Цифры» - 1
• «Числа от 1 до 20» - 1
• Наборы тематических картинок
Подключение к интернету • Не требуется
Наглядные пособия:
Настольные игры:
• «Фигуры» • Лото «Цифры» • «Счет до 5» • «Цветное лото» (от 4-х лет) • «Цвета» • «Цветные паровозики» (от 3-х лет) • «Учимся сравнивать» • «Где мышонок» • «Фигуры и формы» (от 3-х лет) • «Часть и целое» • «Формы»
2.5. Календарный учебный график.
Продолжительность учебного года по дополнительному образованию детей:
Начало учебных занятий по дополнительному образованию детей– 01 октября 2021
Окончание учебных занятий – 30 мая 2022
«Раз-ступенька» для детей от 5 до 7 лет.
Реализуется по Программе дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Раз-ступенька», на основе Программы «Школа 2100», раздел «Игралочка», автор Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е., для детей младшего дошкольного возраста и Программы «Школа 2100», раздел «Раз- ступенька, два- ступенька», автор Петерсон Л.Г., Холина Н.П. для детей старшего дошкольного возраста
Комплектование групп дополнительного образования детей:
01 сентября 2020 по 30 сентября 2020
Каникулы зимние:
01 января 2021 по 10 января 2020
Регламент образовательного процесса дополнительного образования детей:
Понедельник - пятница: с 15.55 по 17.00
Продолжительность учебной недели:
Пятидневная учебная неделя
Режим занятий:
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному заведующим МАДОУ детский сад №149 города Тюмени.
Количество часов, отведённых на освоение обучающимися учебного плана в неделю
составляет:
Год обучения | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год | Продолжительность занятия |
5-6 лет | 2 | 8 | 64 | 20-25 мин |
6-7 лет | 2 | 8 | 64 | 25-30 мин |
Перерыв для отдыха между каждым занятием 10-15 минут.
Консультации для родителей по дополнительному образованию детей проводятся согласно утвержденного графика
ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. - М., 2002.
2. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М., 1987. 1.
3. Асмолов А.Г. "Психология личности".- М. : Просвещение 1990г.
4. Батурина Л. Я начинаю учиться. Пособие для детей дошкольного возраста.Вып.1.М., 1995.
5. Безруких М.М., Ефимова СП. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. - Тула, 1997.
6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. Пед. учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.
7. Бочек Е.А. Игра-соревнование “Если вместе, если дружно” //Начальная школа, 1999, №1.
8. Венгер Л. А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
9. Власова Г.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. Пособие для учителя. Изд. 2- е, перераб.- М., 1996.
10. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. - М., 1993.
11. Волина В.В. Учимся играя. - М., 1994.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
13. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. Под ред. А.А.Столяра. - М., 1991.
14. Дорофеева Г.В.– «Школа 2000…», Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы (под ред. М., УМЦ «Школа 2000…», 2000.
15. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. Изд. 2-е. - М., 1978.
16. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
17. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. - М., 1997.
18. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М., 1985.
19. Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. С-Пб., 2001.
20. Карпенко М. Т. Сборник загадок. - М., 1988.
21. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 1997.
22. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1995
23. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000
24. Колесникова Е.В. «Диагностика математических способностей» рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет. М., «ТЦ Сфера», 2002г.
25. Колесникова Е.В. «Тесты для детей 4 - 5 лет»
26. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. -М., 1995.
27. Маршак С.Я. От одного до десяти. Веселый счет. - М., 1959.
28. Мерзон А.Е., Чекин А.Л. Азбука математики. - М., 1994. 8. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.
29. Новикова В.П. «Математика в детском саду» 6лет. М., «Мозаика-синтез», 2005г.
30. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М., 1999.
31. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 1996.
32. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка», 1, 2 часть, М., «Ювента», 2010г.
33. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Методические рекомендации для учителя «Игралочка», 1, 2 часть, М., «Ювента», 2010г.
34. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Методический комплект «Игралочка», 1, 2 часть, М.,
«Ювента», 2010г.
35. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Практический курс математики для дошкольников.
«Игралочка», 1, 2 часть, методические рекомендации для учителя .М., «Ювента», 2010г.
36. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Рабочая тетрадь «Игралочка», 1, 2 часть, М., «Ювента», 2010г.
37. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.
38. Шевелев К.В. «Тесты по математике», М., «Ювента», 2010г.
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ.
1. «Буду говорить, читать, писать правильно» Автор Г.Глинка.
2. «Готов ли ребенок к школе» М.М.Безруких, М.,Вентана-Граф, 2001.
3. «Дети с небес. Искусство позитивного воспитания». Автор: Джон Грей»
4. «Знакомлюсь с математикой» Автор В.Серова
5. «Как помочь своему ребенку: справочник для неравнодушных родителей» Автор:Акимова Г.Е.
6. «Малыши и математика» Автор: Александр Звонкин
7. «Мальчики и девочки – два разных мира» М., Линка-Пресс, 1998.
8. «Общаться с ребенком. Как?» Автор: Ю. Б. Гиппенрейтер
9. «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность» Автор: В.С. Юркевич
10. «Перехитрим малыша» Автор: Билл Адлер
11. «Поверь в свое дитя» Автор: Лупан Сесиль
12. «Право ребенка на уважение» Автор: Януш Корчак
13. «Развиваем восприятие» А.Левина, М., Олма-Пресс, 2004г.
14. «Развиваем мышление» С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, М., Росмен, 2003.
15. «Развиваю внимание» Авторы Н.Гатанова, Е.Тунина
16. «Развиваю воображение» Автор Ю.Гатанов
17. «Развиваю логику и сообразительность» Автор Ю.Гатанов
18. «Развиваю мышление и речь» Автор Г.Глинка
19. «Развиваю память» Авторы Н.Гатанова, Е.Тунина
20. «Разговор с родителями» Автор: Д.В.Винникот
21. «Счастливый ребенок» Автор: Гаррисон Стивен
22. «Шахматы для самых маленьких» Автор: Игорь Георгиевич Сухин
23. Книги серии «Мой первый учебник», С.-П., Питер, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических поня...
Дополнительная общеразвивающая программа «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Дополнительная общеразвивающая программа«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»...
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»...
Дополнительная общеразвивающая программа "Занимательная математика"
Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом для формирования математических представлений у детей. Именно в это время ребенок наиболее чувствителен и восприимчив к новому.Математика ...
дополнительная общеразвивающая программа "Занимательная математика"
программа для кружка...
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» направленность: социально-педагогическая
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»направленность: социально-педагогическая...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика»
Программа «Занимательная математика» составлена на основе авторской парциальной программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-6 лет. Образовательная п...