Дополнительная общеразвивающая программа «Юный кадет» Направленность: социально – педагогическая
рабочая программа (подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа
«Юный кадет»
Направленность: социально – педагогическая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_kadet_2021-2022_u.g._plavinskaya.doc | 184.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики Нефтеюганского района
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательного
бюджетное учреждение «Детский сад «Солнышко»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Юный кадет»
Направленность: социально – педагогическая
Возраст детей 6-7 лет
срок реализации 1 год
Автор:
Воспитатель Плавинская Л.А.
п. Сентябрьский
2021 год
«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте,
и такой фундамент – патриотизм.
От того, как сегодня мы воспитываем молодежь,
зависит будущее России как современного,
эффективного государства».
В.В.Путин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня нравственно-патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Программа имеет социально-педагогическую направленность. Программа определяет содержание, основные пути развития духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Актуальность программы
Сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в детях такие качества, как патриотизм, гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, окружающей природе, семье - всё то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённых в Законе «Об образовании в РФ».
Дошкольное образовательное учреждение, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы нравственно-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
В последние годы в нашей стране стало значительно больше уделяться внимания работе по воспитанию патриотизма и гражданского самосознания у детей и подростков. Многими образовательными организациями ведется активная работа по приобщению детей к интересному и полезному делу, по воспитанию у ребят качеств гражданина и патриота. Одним из таких дел, на наш взгляд, является кадетское движение.
Кто такие кадеты сегодня объяснять не нужно… Дети в военной форме все чаще появляются на экранах телевизоров и в новостных лентах. Кадетские классы в школах уже стали привычными, а вот подобных групп в детских садах России не много.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Значимость системы патриотического воспитания детей заключается в том, что именно в дошкольном учреждении начинается воспитание патриота своей страны.
Таким образом, практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современного детского сада, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Программа «Юный кадет» является дополнительной общеразвивающей программой.
Занятия проводятся в специально оснащенном кабинете с воспитанниками подготовительной группы..
Возраст участников – 6-7 лет
Состав группы – постоянный
Наполняемость группы – 8 человек
Форма обучения – очная
Форма занятий – групповая, подгрупповая.
Срок реализации программы – 1 год.
Количество учебных часов в год – 36
Режим занятий - 1 раз в неделю
Принципы реализации Программы
- Принцип регионализации нравственно-патриотического воспитания
Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в практическую деятельность.
- Принцип личностно-ориентированного общения
Индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
- Принцип доступности
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Принцип системности
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Принцип наглядности
Принцип наглядности предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии достопримечательностей, памятников и т.д.
Методы и приемы организованной образовательной деятельности
- Игра.
- Наглядность (выставки репродукций картин, рассматривание фотоархива военных лет и т.д.).
- Традиционные методы народной педагогики.
- Интерактивные выставки.
- Творческая активность детей.
- Взаимодействие с социумом: ДК «Жемчужина Югры», библиотека, спортивный комплекс, школа.
- Совместная деятельность детей и родителей, сотворчество с педагогом и сверстниками, коллективная работа.
Цель программы: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
- совершенствование системы патриотического воспитания в НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»
- воспитание гражданско-патриотических чувств дошкольников через изучение государственной символики России;
- воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России;
- формирование представлений о России как о родной стране, как о великой державе;
- формирование чувства любви к своему родному краю, малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям;
- осуществление взаимодействия с кадетскими классами НРМОБУ «Сентябрьская СОШ»
Нормативные документы
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 №196)
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 06.06.2020 г. № ВБ-1164/04 «О направлении Календаря образовательных событий на 2020/21 учебный год».
Ожидаемые результаты реализации Программы
У детей развиты качества: любознательность, активность; они проявляют интерес к новым для них фактам, задают вопросы взрослому, проявляют самостоятельность в различных видах деятельности.
Воспитанники соблюдают нормы поведения, речевого этикета, соответствующие личности кадета в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения и вне его. Активно участвуют в делах группы, детского сада.
У детей развито положительное отношение к миру, другим людям и самому себе. Они обладают чувством собственного достоинства, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, участвуют в совместных играх.
Ребенок знает и любит свой родной край, город. Имеет сформированную гражданскую позицию.
Установлено тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников в вопросах патриотического воспитания.
Пополнена предметно-развивающая среда группы в соответствии с реализуемой программой «Юный кадет».
Программа «Юный кадет» разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании РФ», Национальной доктриной образования, Международной конвенцией «О правах ребенка», «Всеобщей декларацией прав человека».
Условия реализации программы:
Для успешной реализации данной программы необходимо:
- музыкально-спортивный зал, кабинет с комплектом необходимой мебели (столы, стулья, стеллаж, стенд).
Материально- техническое оснащение:
- Доска
- ноутбук
- принтер
- Интернет
Методическое обеспечение:
- Учебные пособия, методические материалы, обеспечивающие выполнение программы
- Разработки по темам программы
- Наглядно – иллюстративные материалы: картотеки, настольные игры, дидактические пособия
- Учебная литература
Кадровое обеспечение: воспитатель с высшим педагогическим образованием.
Учебно-тематический план (36 часов)
№ п/п | Разделы программы | периодичность НОД | Всего |
1 | Памятные даты российского календаря | 1 раз в месяц | 9 |
2 | Основы этикета | 1 раз в месяц Реализуется в режимных моментах и интеграцию образовательных областей | + |
3 | Моя Родина (Поселок, край, страна) | 1 раз в месяц Реализуется в режимных моментах и интеграцию образовательных областей | + |
4 | Есть такая профессия - Родину защищать | 1 раз в месяц Реализуется в режимных моментах и интеграцию образовательных областей | + |
5 | Строевая подготовка | 1 раз в неделю реализуется через интеграцию образовательной области «Физическое развитие» | 36 |
Всего: | 45 |
Основные разделы Программы
1. Памятные даты российского календаря
2. Основы этикета
3. Моя Родина (Поселок, край, страна)
4. Есть такая профессия - Родину защищать
Особенностью образовательного процесса юных кадетов являются:
- ежедневное утреннее построение;
- беседы в режимных моментах не реже 1 раза в неделю
- кружковая деятельность (1 раз в месяц)
- специализированные сюжетно - ролевые и военизированные игры в режимных моментах в течение дня;
- экскурсии в библиотеку, школу, ДК «Жемчужина Югры», спортивный комплекс;
- совместные праздники, способствующие развитию патриотических чувств: «Праздник посвящения в кадеты», «День защитников Отечества», «День Победы», «День защиты детей» и др.
- дополнительные занятия по основам строевой подготовки на занятиях по физической культуре (1 раз в неделю);
Деятельность группы «Юный кадет» предполагает особую кадетскую символику: единая парадная форма, отличительный значок, заветы кадета (Приложение 1). Особенно значим и памятен для воспитанников праздник «Посвящение в кадеты», который проводится в начале учебного года.
Оценка результатов
Для определения оценки эффективности Программы планируется изучить:
- Уровень сформированности представлений детей о России, государственных символах, родном крае.
- Уровень мастерства педагогических кадров:
- в организации различных видов деятельности и общения воспитанников;
- в осуществлении взаимодействия с родительской общественностью, социальными партнерами.
Для определения результатов патриотического воспитания используются методы:
- педагогическое наблюдение (прямое и косвенное);
- анализ результатов деятельности;
- анкетирование педагогов и родителей;
- беседа.
Организация контроля реализации Программы
- Мониторинг реализации Программы: различные виды контроля над деятельностью педагогов в рамках своей компетенции.
- Ежегодное подведение итогов выполнения Программы на заседании педагогического совета.
ГРАФИК РАБОТЫ КРУЖКА
«Юные кадеты»
День недели | Время |
Пятница | 15.45-16.15 (1 час) |
Календарный учебный график
Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
24.09.2021 | 31.05.2022 | 36 | 36 | 1 раза в неделю |
Календарно-тематический план работы
по реализации программы «Юный кадет»
на 2021-2022 учебный год
№ п/п | Месяц/число | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля | Кабинет № |
1. | 24.09.2021 | 15.45-16.15 | Беседа | 1 | «Мой поселок – Сентябрьский»знакомство. | Вопросы | группа |
2. | 1.10.2021 | 15.45-16.15 | Памятные даты российского календаря | 1 | Международный день учителя | Поздравление учителей | Школа |
3. | 8.10.2021 | 15.45-16.15 | Беседа | 1 | Кто такой кадет?» | Вопросы | Музыкальный/спортивный зал |
4. | 15.10.2021 | 15.45-16.15 | Беседа | 1 | «Правила поведения в общественных местах» | Вопросы | Музыкальный/спортивный зал |
5. | 22.10.2021 | 15.45-16.15 | Беседа Просмотр презентации | 1 | «Кадет – это звучит гордо | Вопросы | Музыкальный/спортивный зал |
6. | 29.10.2021 | 15.45-16.15 | Беседа этикет | 1 | «Обязанности и правила поведения кадет» | Вопросы | группа |
7. | 5.11.2021 | 15.45-16.15 | презентация | 1 | «Мой дом» «Человек и его жилище. Жилище коренных народов Севера» | Вопросы | Музыкальный/спортивный зал |
8. | 12.11.2021 | 15.45-16.15 | Беседа | 1 | «История кадетского движения в России» | Вопросы | Музыкальный/спортивный зал |
9. | 19.11.2021 | 15.45-16.15 | Памятные даты российского календаря | 1 | «Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды» | досуг | Музыкальный/спортивный зал |
10. | 26.11.2021 | 15.45-16.15 | Беседа | 1 | Ритуалы в жизни кадета. «Посвящение в кадеты» | Вопросы | Музыкальный/спортивный зал |
11. | 3.12.2021 | 15.45-16.15 | Памятные даты российского календаря | 1 | 3.12.21 День Неизвестного Солдата Ннеизвестные солдаты – кто они? 9.12.21 День героев Отечества. Ритуалы в жизни кадета. | Вопросы | Музыкальный/спортивный зал |
12. | 10.12.2021 | 15.45-16.15 | Беседа | 1 | Символика РФ. | Вопросы | Музыкальный/спортивный зал |
13. | 17.12.2021 | 15.45-16.15 | Беседа | 1 | Клятва кадета. | Вопросы | Музыкальный/спортивный зал |
14. | 24.12.2021 | 15.45-16.15 | Памятные даты российского календаря | 1 | 27 День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады | Презентация | группа |
15. | 31.12.2021 | 15.45-16.15 | Беседа | 1 | ХМАО - Югра на карте России | Вопросы | группа |
16. | 7.01.2022 | 15.45-16.15 | этикет | 1 | Доброта и толерантность - спутники кадета | Вопросы Работа с текстом | Музыкальный/спортивный зал |
17. | 14.01.2022 | 15.45-16.15 | Беседа | 1 | Разговор с младшим как разговор сильного со слабым | Вопросы | Музыкальный/спортивный зал |
18. | 21.01.2022 | 15.45-16.15 | Беседа | 1 | Вежливая просьба | Вопросы | группа |
19. | 28.01.2022 | 15.45-16.15 | Беседа | 1 | Наша страна - Россия | Вопросы | группа |
20. | 4.02.2022 | 15.45-16.15 | Игра | 1 | Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина России | Вопросы | группа |
21. | 11.02.2022 | 15.45-16.15 | Памятные даты российского календаря | 1 | 15.02. день памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества | Презентация | Музыкальный/спортивный зал |
22. | 18.02.2022 | 15.45-16.15 | этикет | 1 | Поведение за столом | Беседа | группа |
23. | 25.02.2022 | 15.45-16.15 | Рисование | 1 | Главный город нашей страны | Вопросы | группа |
24. | 4.03.2022 | 15.45-16.15 | Беседа | 1 | «Наша Армия» | Вопросы | группа |
25. | 11.03.2022 | 15.45-16.15 | Беседа | 1 | Обычаи и праздники народов Ханты и Манси | Вопросы | Музыкальный/спортивный зал |
26. | 18.03.2022 | 15.45-16.15 | этикет | 1 | Дал слово -держи | Вопросы | группа |
27. | 25.03.2022 | 15.45-16.15 | Памятные даты российского календаря | 1 | 26.03.20 Неделя детской и юношеской книги. | Вопросы | Библиотека |
28. | 1.04.2022 | 15.45-16.15 | Беседа | 1 | Богатыри Земли Русской | Вопросы | Музыкальный/спортивный зал |
29. | 8.04.2022 | 15.45-16.15 | Презентация | 1 | 12.04.20 День космонавтики. «Подвиг великого человека» | Вопросы | Музыкальный/спортивный зал |
30. | 15.04.2022 | 15.45-16.15 | этикет | 1 | Этикет взаимоотношений между мальчиками и девочками. | Вопросы | группа |
31. | 22.04.2022 | 15.45-16.15 | Презентация | 1 | Обычаи и праздники Русского народа | Наблюдение | Музыкальный/спортивный зал |
32. | 29.04.2022 | 15.45-16.15 | Беседа | 1 | Мы гордимся, что мы кадеты | Вопросы | группа |
33. | 6.05.2022 | 15.45-16.15 | Памятные даты российского кален | 1 | 9.05.20 «День победы» | Экскурсия к Вечному огню. | Сквер Победы |
34. | 13.05.2022 | 15.45-16.15 | Беседа | 1 | Города герои России | Вопросы | Музыкальный/спортивный зал |
35 | 20.05.2022 | 15.45-16.15 | этикет | 1 | Дисциплинированность кадета | Музыкальный/спортивный зал | |
36 | 27.05.22 | 15.45-16.15 | Итог | 1 | Юные герои Великой Отечественной войны | Вопросы | Музыкальный/спортивный зал |
Список литературы:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. детям о памятных датах и культурных ценностях России.- М.: АРКТИ, 2012.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2004.
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных умений ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2000.
- Ветохина А.Я., Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ОООИЗДАТЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 г.
- Дунаева А.С., Проектирование тематической недели «Дал присягу – назад не шагу!» в рамках работы по патриотическому воспитанию детей 5-7 лет. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016 г.
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Зеленова Н.Г. , Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа). - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2015
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…Практическое пособие для работников образовательных учреждений. -3-е изд., испр. доп. – АРКТИ, 2005 г.
- Кондрыкинская Л.А., С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию В ДОУ).-М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
- Нищева Н.В. Растим патриотов Рссии: сборник материалов по итогам конкурса.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016 г.
- Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников». Методические рекомендации.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 г.
- Моё Отечество - Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Богачева И.В. и др. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
- Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов.- М.: АРКТИ, 2003.
- Ривина Е.К. Российская символика: Методическое пособие к иллюстративно-раздаточному материалу для дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности "Юный эколог"
Кружковая деятельность для детей средней группы...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Данная программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Рабоч...
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)
Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» направленность: социально-педагогическая
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика»направленность: социально-педагогическая...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные кадеты - надежда России».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные кадеты - надежда России».Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Звуковая мозаика» Направленность: социально-педагогическая
Овладение родным языком и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста, обеспечение своевременного и полноценного речевого и психического развития.Формирование речевой готовности ...
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь» (естественнонаучной направленности) Возраст обучающихся 6 – 7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа«Юный исследователь»...