Конспект ООД по ФЭМП Тема: «Состав числа 5»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Попова Ирина Александровна

содействовать формированию элементарных математических представлений и развитию познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_chisla_5_femp_podgotovitelnaya_gruppa.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП

Тема: «Состав числа 5»

Вид занятия: Тематическое занятие.

Формы образовательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Цель: содействовать формированию элементарных математических представлений и развитию познавательной активности.

Задачи: Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное расположение предметов словами: вверху, внизу, слева, справа.

Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, память.

Воспитывать отзывчивость, самостоятельность, активность.

Развивать восприятие, способность анализировать, сравнивать, обогащать словарь.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа: пучок, «дцать».

Предварительная работа: счет в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.

Оборудование: Демонстрационный материал. Конверт с письмом, 15 баночек «с молоком», магнитная доска, 10 счетных палочек в пучке, 5 морковок, 5 помидор, магнитная доска, картинки с изображением овощей (свекла, морковь, капуста, картофель, лук).

Раздаточный материал. Счетные палочки  (для каждого ребенка), резинки, карточки с цифрами от 0 до 9, листы бумаги, наборы геометрических фигур (красный, желтый и зеленый круги, треугольник, квадрат).

Планируемые результаты: активизация познавательного интереса, обогащение словарного запаса, умеют считать в пределах 10, знают состав числа 5.

Ход занятия

Организационный момент

Поздоровалось с людьми

Солнце на рассвете.

«С добрым утром!» -

Говорит и большим, и детям.

Утро добрым быть должно,

И хорошим тоже.

Лишь хороший человек

Всё на свете сможет.

  1. Актуализация знаний.
  1. Ребята, я сегодня пришла на работу, а на столе лежит конверт. Кому же он адресован? А вот и адрес: Нижегородская область, р.п. Воскресенское ул. Пролетарская д.1г детский сад №7 «Сказка» Ребятам подготовительной группы «Непоседы». Так это же вам письмо! Давайте скорее откроем конверт и прочитаем письмо.

«Дорогие, ребята! У меня к вам большая просьба. Помогите мне, пожалуйста, решить задачу. С уважением Дядя Федор из Простоквашино.»

Так это письмо из Простоквашино! Ну что, ребята, надо помочь Дяде Федору решить задачу.

Вот эта задача:

Три цыпленка стоят 

На скорлупки глядят.

Два яичка в гнезде 

У наседки лежат.

Сосчитай поверней,

Отвечай поскорей: 

Сколько будет цыплят 

У наседки моей?

Ответ: 5.

Назовите число, предыдущее 5 (4), последующее (6).

Да, вы быстро и верно разгадали загадку. Молодцы! Но я предлагаю как можно больше узнать о числе 5.

Сегодня мы с вами узнаем, как составить число 5 из меньших чисел или, по-другому, состав числа 5. 

Сначала сделаем небольшую разминку.

  1. Дидактическая игра «Верно - неверно».

После субботы идет воскресенье. (верно)

За понедельником следует среда. (неверно, за понедельником следует вторник)

Пятый день недели – четверг. (неверно, пятый день недели – пятница)

Сейчас осень. (верно)

В неделе 5 дней. (неверно, в неделе 7 дней)

Яйцо похоже на круг. (неверно, яйцо похоже на овал)

Автобус похож на прямоугольник. (верно)

В году 10 месяцев. (неверно, в году 12 месяцев)

У трех котов 5 хвостов. (неверно, у трех котов три хвоста)

У светофора 4 глаза. (неверно, у светофора три глаза)

 Молодцы ребята! Садитесь на свои места.

  1. Основная часть

- Ребята, а вот и Кот Матроскин. Напомните, в какой сказке он живет? (выставляю иллюстрацию, в сказке «Простоквашино»)

Все вы знаете, что он любит молоко. Вот и сегодня он принес баночки с молоком, да только сосчитать их не может. Давайте ему в этом поможем.

Игровое упражнение «Поможем коту Матроскину сосчитать баночки с молоком».

Выкладываю на магнитную доску 10 баночек «с молоком».

Отсчитайте столько же счетных палочек и пересчитайте их. Перевяжите палочки резинкой. У вас получился пучок, из десяти палочек.

- Сколько пучков у вас получилось?

- Сколько палочек в пучке? Один пучок называется десятком.

- Очень давно его называли «дцать». Обозначьте один десяток цифрой и назовите число.

Отделить 10 баночек вертикальной полоской и рядом поставить еще одну баночку.

- Дальше Матроскин считать не умеет, и предлагает детям вместе с ним научиться считать дальше.

- Сколько еще баночек с молоком принес Матроскин? (Дети кладут на пучок еще одну палочку.) Сколько у нас десятков? (Один десяток.) Сколько единиц над десятком? (Одна единица.)

- Получилось новое число: «Один-на-дцать».

Дети обозначают число с помощью цифр и уточняют, сколько в нем десятков и единиц.

Выкладываю на доску еще одну баночку.

Дети добавляют еще одну палочку и отвечают на вопросы: «Сколько еще баночек с молоком принес Матроскин? Сколько у нас десятков? (Один десяток.) Сколько единиц над десятком? (Две единицы.) Какое число у нас получилось? Обозначьте его цифрами». (Две-на-дцать.).

Таким образом, дети считают до 15.

Физминутка «Живые цифры»

Раздать каждому ребенку цифру (по количеству детей). По сигналу воспитателя, дети должны выстроиться по порядку.

  1. Игровое упражнение

«Матроскин готовит салат»

- Матроскин хочет приготовить салат из 5 овощей.

Выкладываю на магнитной доске 4 моркови и 1 помидор. 

- Сколько всего овощей взял Матроскин? Сколько каких овощей он взял? Как вы думаете, как еще можно составить число пять?

Затем выкладываю 5 морковок и 5 помидор и предлагаю детям по-другому составить число 5.

Все варианты выкладываются на магнитной доске (4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4).

Игровое упражнение «Поможем Матроскину записать рецепт салата».

У детей наборы цифр.

- Запишите рецепт салата, используя для обозначения ингредиентов две цифры. Воспитатель обсуждает возможные варианты записи рецепта салата (4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4).

Гимнастика для глаз «Глазки»

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, вверх, вниз,

Повторять ты не ленись (закрыть глаза).

Укрепляем мышца глаза (зажмуриться).

Видеть лучше будем сразу (открыть, поморгать).

Игровое упражнение «Раскладываем продукты в погребе».

У детей альбомные листы и геометрические фигуры.

Прикрепляю на доску овощи.

- Ребята, Матроскин предлагает разложить овощи в погребе:

капуста посередине (дети кладут на листы бумаги зеленые круги),

в левом верхнем углу – морковь (дети выкладывают треугольники),

в правом верхнем углу – свекла (выкладывают красные круги),

в левом нижнем углу – лук (желтые круги),

в правом нижнем углу – картофель (квадраты).

Затем дети рассказывают, как разложены овощи.

  1. Итог занятия.

- Ребята, давайте вспомним, как можно получить число 5? (4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4).

- Кто скажет, как назвать одним словом десять предметов? (десяток)

- Кто доволен своей работой на занятии?

- Мы все молодцы! Я очень рада, что вы все сегодня были такими внимательными, самостоятельными и активными и помогли Дяде Федору и Коту Матроскину выполнить задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей 5-6 лет по познавательному развитию (фэмп) Тема: Состав числа три

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «физическое развитие», «художественно – эстетическое развитие».Тема: Состав числа три.Цель: Формировать операц...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей 5-6 лет по познавательному развитию (фэмп) Тема: Состав числа два

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «физическое развитие», «художественно – эстетическое развитие».Тема: Состав числа дваЦель: Формировать операци...

Конспект занятия по ФЭМП " Закрепление состав числа 8"

Конспект разработан в соответствии с программой " Радуга " по ФЭМП для детей 5-6 лет....

Конспект занятия по ФЭМП " Закрепление состав числа 9"

Конспект разработан в соответствии с программой " Радуга" для детей 5-6 лет...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП Тема: «Состав числа 5»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМПТема: «Состав числа 5»...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП Тема: «Состав числа 5».

Дать представление о составе числа 5 из двух меньших чисел. Развивать логическое мышление, ориентировку на листе бумаги, познавательный интерес, воспитывать интерес к математическим занятиям...

Познавательное развитие (ФЭМП) Тема: Состав числа 2 из двух меньших.

о детальноПлан-конспект урока по математике — это детальное отражение содержания предстоящего занятия педагогом, в котором даётся полное описание каждого этапа урокае отражение содержания п...