Проект "РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛОКОВ ДЬЕНЕША И ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА ".
проект по математике (старшая группа)

Вера Алексеевна Буянчикова

Развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

"РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛОКОВ ДЬЕНЕША

И ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА ".

Вид проекта: практико-ориентированный.

Сроки реализации: 2021-2022 учебный год

Участники проекта: дети старшей группы «Дружная семейка», воспитатели, родители.

Актуальность проекта: содержание дошкольного образования постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых методов обучения. Внедрение новых технологий позволяет разнообразить совместную деятельность с детьми.

      Еще в середине XVII века Ян Амос Коменский утверждал, что нужно принимать меры к тому, что постоянно детям было, что делать. «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».

      В современной педагогике приоритетной является вопрос о создании условий для интеллектуально-творческого, эмоционального развития ребенка и развития его личностных качеств. Наиболее эффективным способом в решении этого является использование проектной деятельности.

      Проектная деятельность позволяет воспитателю решать множество психолого-педагогических проблем, при этом учитываются и возрастные особенности, и интересы детей. Процесс совместной деятельности педагога и ребенка становится более увлекательным.

Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Задачи:

- развивать анализ и выявление приоритетных направлений в современной педагогике;

- изучать новые технологии и различные теоретические подходы к развитию интеллектуальных, эмоциональных и    личностных качеств ребенка дошкольного возраста;

- выявлять более эффективные методы совместной деятельности с детьми.

Формы организации образовательного процесса, виды деятельности.

1. Дидактические игры

2. Подвижные игры (ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);

3. Сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Автобус», «Почта», «Стройка»);

4. Творческие задания (индивидуальные и коллективные);

5. Конструирование и моделирование (с последующей зарисовкой).

6. Организация выставок, конкурсов.

Ожидаемый результат: ребенок, умеющий ориентироваться в новой нестандартной ситуации, решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, планировать этапы своей деятельности, устанавливать причинно-следственные связи, использовать способы преобразования, принимать решения и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях, ориентироваться в некоторых источниках информации, делать выводы из полученной информации, задавать вопросы на интересующую тему, понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем, вести простой диалог, выбирать способы действия из усвоенных ранее.

Этапы проекта:

1. Подготовительный (октябрь)

«Знакомство». Выявление проблемы, определение целей и задач работы, ознакомление с целями и задачами проекта детей и родителей.

Выявление уровня общих знаний и представлений о геометрических фигурах, их свойствах и признаках; знание счёта; умения сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.

2. Основной (ноябрь-апрель)

-«Обследование». Дети обследуют блоки.

-«Игровой». Словесные игры и упражнения.

-«Сравнение». Пользование сенсорными эталонами. Организация планирования совместной деятельности.

-«Поисковый». Находить блоки по словесному заданию.

3. Заключительный (май)

Выставка фотографий и рисунков по теме «Конструируем из блоков».

Организация выставки детского творчества по темам:

- «Загадочные животные»;

- «Такие разные дома»;

- «Транспорт вчера, сегодня, завтра».

Мастер – класс. Тема: «Развитие логико-математических представлений посредством развивающих игр».

План реализации проекта:

II этап проекта содержит два блока:  

 

                       

 1 блок – игры и упражнения с блоками Дьенеша;

                           2 блок – игры и упражнения с палочками Кюизенера.

1 блок - игры и упражнения с блоками Дьенеша.

Тема,

основные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьёй

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Какие бывают символы

Развивать умение выявлять

в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину; сравнивать  предметы по одному, двум и трем заданным свойствам.

Учить понимать символику, соотносить предмет с определенным значком, выделять признаки с опорой на символ.

Д.и. Найди клад»  

Д.и. «Домино»

Д.и. «Помоги Чебурашке»

П.и. «Дорожки»

С - р.и. «Магазин»

«Играем с цветом» «Запомни»

 Изготовление карточек символов родителями и детьми.

От символов к кодовому обозначению

Развивать представление о символическом изображении предметов. Учить читать кодовое изображение фигур и находить соответствующий блок.

Д.и. «Лабиринт»

Д.и. «Ступени успеха»

Д.и. «Угадай-ка»  

Д.и. «Помоги муравьишкам»  

П./и. «Где чей гараж?»

П/и. «Автотрасса»

С - р.и. «Магазин», «Автобус».

Подготовка и проведение совместного занятия

«Путешествие на необитаемый остров»

Свойства предметов в символическом изображении

Закреплять умения выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов, обозначать словом или символом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета.

Д.и. «Житейские истории»

Д.и. «Ступени успеха»

Д.и. «Угадай-ка»  

П.и. «Поймай пару»

П.и. «Две дорожки»

П.и. «Поймай тройку»

С - р.и.

«Морские путешествия», «Автобус».

Семинар-практикум «Развитие мыслительных умений с помощью логических блоков Дьенеша»

Кодирование и декодирование информации

Развивать умения кодировать информацию о наличии и отсутствии определенных свойств предметов с помощью знаков-символов и декодировать ее.

Д.и. «Волшебное дерево»

 «Помоги фигурам выбраться из леса»

«Транспорт к выезду готов»

«Восстанавливаем разрушенный город»

П.и. «Найди меня»

«Хитрые загадки» (авторская)

«Лепим нелепицы»

Круглый стол «Играем вместе».

Решаем проблемные ситуации

 Формировать умение детей активно действовать в условиях проблемной ситуации. Закреплять умения работать со схемой, развивать пространственное воображение, графические способности

Д. и. «Помоги фигурам выбраться из леса»,

«Транспорт к выезду готов».

 «Лабиринты»

С-р. и. «Доставка грузов»,

«Восстанавливаем разрушенный город»

Д. и. «Спеши на помощь»

С-р. и. «Стройка», «Почта».

Совместное

занятие   «Домик для друзей»

Фантазируем и конструируем

Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действия, конструктивных способностей, фантазии.

Учить испытывать положительные эмоции от правильного решения познавательных задач, от познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Загадки без слов»,

«Где спрятался Джерри», «Угадай, какая фигура?»

Придумывание загадок;

составление схем к загадкам.

«Построй дом», «Лабиринты»,

«Доставка грузов»,

«Спеши на помощь»

Подготовка к выставке фотографий и рисунков по теме «Конструируем из блоков»

2 блок – игры и упражнения с палочками Кюизенера

Тема,

основные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьёй

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Длина и цвет

Формировать представления о том, что одинаковые по цвету палочки равны по длине; Развивать зрительный глазомер, ориентировку в пространстве (понятия «над», «под», «верхняя», «нижняя» ).

«Разноцветные заборы»,

«Играем с цветом», «Запомни»,

 «Назови число – найди палочку»,

«Число и цвет»

«Путешествие на поезде»,

«Дом и мебель для матрешки»,

«Цветные числа»

«Разноцветные заборы»,

«Назови число – найди палочку»

Консультация «Как играть с палочками Кюизенера»

Палочки и число 

Учить раскладывать палочки в возрастающем и убывающем порядке, сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.

Учить детей устанавливать соответствие между цветом и числом; выбирать палочки по словесному указанию взрослого. Подвести детей к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число.

«Коврики  для кошки и собачки»

«Моделируем квадрат»

«Моделируем прямоугольник»,

«Подбираем к домику крышу»,

«Пирамидка и лесенка»

 «По порядку становись»,

«Найди пару»

«Найди дом для палочки»

День открытых дверей «Развитие математических способностей с помощью современных развивающих игр»

Палочки умеют считать

Учить детей определять числовое значение цветных палочек. Формировать умение строить числовой ряд из единиц. Закреплять знания о составе чисел из единиц. Учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу, называть  «соседей»  данного числа. Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой, цветные палочки с числом и цифрой.

«Конструирование плотов на реке»,

«О чем говорят числа?»,

«Состав числа из единиц»,

«Покажи, как растут числа»,

«Сломанная лесенка»,

«Кто где живет?»,

«Какие лесенки умеет строить Незнайка»,

«Как Белочка и Еж играли числами»

«Подбери цифру»,                  « Цветные числа»,

«Покажи, как растут числа?»,

«Как разговаривают числа?»

«По порядку становись»,

 «Больше – меньше»,

«Найди пару»

Совместно с родителями конструирование  и фотографирование «Что можно сконструировать из палочек?»

Измеряем палочками. Условная мерка.

Закреплять представление о длине, ширине, высоте предметов, умение сравнивать предметы по этим параметрам, измерять предметы с помощью условной мерки.

«Составление ковриков»,

 «Составь поезд»;

«Измерение с помощью палочки- марки»;

 «Узнай длину ленты»;

«Измеряем разными мерками»

«Измерение дорожки шагами»,

 «Составь поезд»

«Поезд», «Заборы высокие и низкие»; «Лесенка широкая и узкая»; «Мосты через

реку»

 «Конструируем и рисуем разные предметы » совместно с родителями

Состав числа из двух меньших .

«Цветные семейки». Формировать представление о составе числа из двух меньших в переделах 10.   Развивать представление о числе на основе счета и измерения.

Познакомить с принципом окраски палочек – «цветные семейки».

«Как еще растут дома из чисел?»;

«Кто в домике живет?»;

 «Палочки можно складывать»;

«Палочки можно вычитать»

«Как узнать номера домов на новой улице?» ;

«Построй многоэтажный дом»

«Такие разные дома» (авторская)

Открытое занятие «Домик для друзей»

Круглый стол  «Поиграем в кростики»

Складываем и вычитаем

 «Кростики» 

Учить находить палочки, по сумме равные двум данным, находить разность чисел. Развивать способность действовать в уме.

Закреплять навыки работы с палочками Кюизенера, моделировать с помощью палочек. Развивать комбинаторные, конструктивные способности.

Игра-конструирование «Собачка»;

«Кошечка»;

«Слуховой диктант»;

«Детская железная дорога»;

 «Конструирование цифр»

 « Слуховой диктант»

«Посудная лавка»

Конструирование на свободную тему;

«Посудная лавка»

Конструирова- ние с последующей зарисовкой  по темам:

 - транспорт

 - здания

 - животные и птицы

 - посуда

 - человек-робот

3 этап – заключительный.

Выставка фотографий и рисунков по теме «Конструируем из блоков».

Организация выставки детского творчества по темам:

- «Загадочные животные»;

- «Такие разные дома»;

- «Транспорт вчера, сегодня, завтра».

Мастер – класс. Тема: «Развитие логико-математических представлений посредством развивающих игр».

Методическое обеспечение

  1. .Носова Е.А., Непомнящая Р.П. «Логика и математика для дошкольников», СПб., «Акцидент», 1996г.
  2. Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?», М., 2006г.
  3. Финкельштейн Б.Б. Альбом  «Спасатели приходят на помощь», СПб, «Корвет», 2006г.
  4. Финкельштейн Б.Б. «На золотом крыльце». Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера. СПб., 2003г.
  5. Финкельштейн Б.Б. Альбом «Лепим нелепицы». СПб., «Корвет», 2008г.
  6. Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст)». Практическое пособие для воспитателей и      методистов ДОУ. Ворнеж, ТЦ «Учитель», 2006г.
  7. Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст)». Выпуск 2. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2007г.
  8. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей   у детей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста: использование ИКТ в НОД (в помощь воспитателю)

Использование мультимедийной презентации в НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать ее эмоционально окрашенной, интересной. Является прекрасным наглядным пособием и демостра...

Развитие детского технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством организации деятельности по созданию мультфильмов в условиях ДОУ

  Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы  детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться ...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)

Развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников в работе по фомированию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логических блоков Дь...

"Развитие детского речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста".

Перспективный план по использованию ТРИЗ - технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста....

Проект для детей старшей группы "Развитие детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста".

Развитие детского изобразительного творчестваи расширение диапазона творческих проявлений дошкольников"....