Проект "РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛОКОВ ДЬЕНЕША И ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА ".
проект по математике (старшая группа)
Развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект
"РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛОКОВ ДЬЕНЕША
И ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА ".
Вид проекта: практико-ориентированный.
Сроки реализации: 2021-2022 учебный год
Участники проекта: дети старшей группы «Дружная семейка», воспитатели, родители.
Актуальность проекта: содержание дошкольного образования постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых методов обучения. Внедрение новых технологий позволяет разнообразить совместную деятельность с детьми.
Еще в середине XVII века Ян Амос Коменский утверждал, что нужно принимать меры к тому, что постоянно детям было, что делать. «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».
В современной педагогике приоритетной является вопрос о создании условий для интеллектуально-творческого, эмоционального развития ребенка и развития его личностных качеств. Наиболее эффективным способом в решении этого является использование проектной деятельности.
Проектная деятельность позволяет воспитателю решать множество психолого-педагогических проблем, при этом учитываются и возрастные особенности, и интересы детей. Процесс совместной деятельности педагога и ребенка становится более увлекательным.
Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Задачи:
- развивать анализ и выявление приоритетных направлений в современной педагогике;
- изучать новые технологии и различные теоретические подходы к развитию интеллектуальных, эмоциональных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста;
- выявлять более эффективные методы совместной деятельности с детьми.
Формы организации образовательного процесса, виды деятельности.
1. Дидактические игры
2. Подвижные игры (ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
3. Сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Автобус», «Почта», «Стройка»);
4. Творческие задания (индивидуальные и коллективные);
5. Конструирование и моделирование (с последующей зарисовкой).
6. Организация выставок, конкурсов.
Ожидаемый результат: ребенок, умеющий ориентироваться в новой нестандартной ситуации, решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, планировать этапы своей деятельности, устанавливать причинно-следственные связи, использовать способы преобразования, принимать решения и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях, ориентироваться в некоторых источниках информации, делать выводы из полученной информации, задавать вопросы на интересующую тему, понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем, вести простой диалог, выбирать способы действия из усвоенных ранее.
Этапы проекта:
1. Подготовительный (октябрь)
«Знакомство». Выявление проблемы, определение целей и задач работы, ознакомление с целями и задачами проекта детей и родителей.
Выявление уровня общих знаний и представлений о геометрических фигурах, их свойствах и признаках; знание счёта; умения сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.
2. Основной (ноябрь-апрель)
-«Обследование». Дети обследуют блоки.
-«Игровой». Словесные игры и упражнения.
-«Сравнение». Пользование сенсорными эталонами. Организация планирования совместной деятельности.
-«Поисковый». Находить блоки по словесному заданию.
3. Заключительный (май)
Выставка фотографий и рисунков по теме «Конструируем из блоков».
Организация выставки детского творчества по темам:
- «Загадочные животные»;
- «Такие разные дома»;
- «Транспорт вчера, сегодня, завтра».
Мастер – класс. Тема: «Развитие логико-математических представлений посредством развивающих игр».
План реализации проекта:
II этап проекта содержит два блока:
1 блок – игры и упражнения с блоками Дьенеша;
2 блок – игры и упражнения с палочками Кюизенера.
1 блок - игры и упражнения с блоками Дьенеша.
Тема, основные задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьёй | |
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | |||
Какие бывают символы Развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину; сравнивать предметы по одному, двум и трем заданным свойствам. Учить понимать символику, соотносить предмет с определенным значком, выделять признаки с опорой на символ. | Д.и. Найди клад» Д.и. «Домино» Д.и. «Помоги Чебурашке» | П.и. «Дорожки» С - р.и. «Магазин» | «Играем с цветом» «Запомни» | Изготовление карточек символов родителями и детьми. |
От символов к кодовому обозначению Развивать представление о символическом изображении предметов. Учить читать кодовое изображение фигур и находить соответствующий блок. | Д.и. «Лабиринт» Д.и. «Ступени успеха» Д.и. «Угадай-ка» Д.и. «Помоги муравьишкам» | П./и. «Где чей гараж?» П/и. «Автотрасса» | С - р.и. «Магазин», «Автобус». | Подготовка и проведение совместного занятия «Путешествие на необитаемый остров» |
Свойства предметов в символическом изображении Закреплять умения выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов, обозначать словом или символом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета. | Д.и. «Житейские истории» Д.и. «Ступени успеха» Д.и. «Угадай-ка» | П.и. «Поймай пару» П.и. «Две дорожки» П.и. «Поймай тройку» | С - р.и. «Морские путешествия», «Автобус». | Семинар-практикум «Развитие мыслительных умений с помощью логических блоков Дьенеша» |
Кодирование и декодирование информации Развивать умения кодировать информацию о наличии и отсутствии определенных свойств предметов с помощью знаков-символов и декодировать ее. | Д.и. «Волшебное дерево» «Помоги фигурам выбраться из леса» «Транспорт к выезду готов» «Восстанавливаем разрушенный город» | П.и. «Найди меня» «Хитрые загадки» (авторская) | «Лепим нелепицы» | Круглый стол «Играем вместе». |
Решаем проблемные ситуации Формировать умение детей активно действовать в условиях проблемной ситуации. Закреплять умения работать со схемой, развивать пространственное воображение, графические способности | Д. и. «Помоги фигурам выбраться из леса», «Транспорт к выезду готов». «Лабиринты» | С-р. и. «Доставка грузов», «Восстанавливаем разрушенный город» | Д. и. «Спеши на помощь» С-р. и. «Стройка», «Почта». | Совместное занятие «Домик для друзей» |
Фантазируем и конструируем Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действия, конструктивных способностей, фантазии. Учить испытывать положительные эмоции от правильного решения познавательных задач, от познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. | Загадки без слов», «Где спрятался Джерри», «Угадай, какая фигура?» | Придумывание загадок; составление схем к загадкам. | «Построй дом», «Лабиринты», «Доставка грузов», «Спеши на помощь» | Подготовка к выставке фотографий и рисунков по теме «Конструируем из блоков» |
2 блок – игры и упражнения с палочками Кюизенера
Тема, основные задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьёй | |
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | |||
Длина и цвет Формировать представления о том, что одинаковые по цвету палочки равны по длине; Развивать зрительный глазомер, ориентировку в пространстве (понятия «над», «под», «верхняя», «нижняя» ). | «Разноцветные заборы», «Играем с цветом», «Запомни», «Назови число – найди палочку», «Число и цвет» | «Путешествие на поезде», «Дом и мебель для матрешки», «Цветные числа» | «Разноцветные заборы», «Назови число – найди палочку» | Консультация «Как играть с палочками Кюизенера» |
Палочки и число Учить раскладывать палочки в возрастающем и убывающем порядке, сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Учить детей устанавливать соответствие между цветом и числом; выбирать палочки по словесному указанию взрослого. Подвести детей к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число. | «Коврики для кошки и собачки» «Моделируем квадрат» «Моделируем прямоугольник», «Подбираем к домику крышу», «Пирамидка и лесенка» | «По порядку становись», «Найди пару» | «Найди дом для палочки» | День открытых дверей «Развитие математических способностей с помощью современных развивающих игр» |
Палочки умеют считать Учить детей определять числовое значение цветных палочек. Формировать умение строить числовой ряд из единиц. Закреплять знания о составе чисел из единиц. Учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу, называть «соседей» данного числа. Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой, цветные палочки с числом и цифрой. | «Конструирование плотов на реке», «О чем говорят числа?», «Состав числа из единиц», «Покажи, как растут числа», «Сломанная лесенка», «Кто где живет?», «Какие лесенки умеет строить Незнайка», «Как Белочка и Еж играли числами» | «Подбери цифру», « Цветные числа», «Покажи, как растут числа?», «Как разговаривают числа?» | «По порядку становись», «Больше – меньше», «Найди пару» | Совместно с родителями конструирование и фотографирование «Что можно сконструировать из палочек?» |
Измеряем палочками. Условная мерка. Закреплять представление о длине, ширине, высоте предметов, умение сравнивать предметы по этим параметрам, измерять предметы с помощью условной мерки. | «Составление ковриков», «Составь поезд»; «Измерение с помощью палочки- марки»; «Узнай длину ленты»; «Измеряем разными мерками» | «Измерение дорожки шагами», «Составь поезд» | «Поезд», «Заборы высокие и низкие»; «Лесенка широкая и узкая»; «Мосты через реку» | «Конструируем и рисуем разные предметы » совместно с родителями |
Состав числа из двух меньших . «Цветные семейки». Формировать представление о составе числа из двух меньших в переделах 10. Развивать представление о числе на основе счета и измерения. Познакомить с принципом окраски палочек – «цветные семейки». | «Как еще растут дома из чисел?»; «Кто в домике живет?»; «Палочки можно складывать»; «Палочки можно вычитать» | «Как узнать номера домов на новой улице?» ; «Построй многоэтажный дом» | «Такие разные дома» (авторская) | Открытое занятие «Домик для друзей» Круглый стол «Поиграем в кростики» |
Складываем и вычитаем «Кростики» Учить находить палочки, по сумме равные двум данным, находить разность чисел. Развивать способность действовать в уме. Закреплять навыки работы с палочками Кюизенера, моделировать с помощью палочек. Развивать комбинаторные, конструктивные способности. | Игра-конструирование «Собачка»; «Кошечка»; «Слуховой диктант»; «Детская железная дорога»; «Конструирование цифр» | « Слуховой диктант» «Посудная лавка» | Конструирование на свободную тему; «Посудная лавка» | Конструирова- ние с последующей зарисовкой по темам: - транспорт - здания - животные и птицы - посуда - человек-робот |
3 этап – заключительный.
Выставка фотографий и рисунков по теме «Конструируем из блоков».
Организация выставки детского творчества по темам:
- «Загадочные животные»;
- «Такие разные дома»;
- «Транспорт вчера, сегодня, завтра».
Мастер – класс. Тема: «Развитие логико-математических представлений посредством развивающих игр».
Методическое обеспечение
- .Носова Е.А., Непомнящая Р.П. «Логика и математика для дошкольников», СПб., «Акцидент», 1996г.
- Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?», М., 2006г.
- Финкельштейн Б.Б. Альбом «Спасатели приходят на помощь», СПб, «Корвет», 2006г.
- Финкельштейн Б.Б. «На золотом крыльце». Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера. СПб., 2003г.
- Финкельштейн Б.Б. Альбом «Лепим нелепицы». СПб., «Корвет», 2008г.
- Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст)». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Ворнеж, ТЦ «Учитель», 2006г.
- Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст)». Выпуск 2. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2007г.
- Венгер Л. А., Дьяченко О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 1989г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста: использование ИКТ в НОД (в помощь воспитателю)
Использование мультимедийной презентации в НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать ее эмоционально окрашенной, интересной. Является прекрасным наглядным пособием и демостра...
Развитие детского технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством организации деятельности по созданию мультфильмов в условиях ДОУ
Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться ...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)
Развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников в работе по фомированию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логических блоков Дь...
Развитие детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста
проект по изобразительной деятельности...
"Развитие детского речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста".
Перспективный план по использованию ТРИЗ - технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста....
Проект для детей старшей группы "Развитие детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста".
Развитие детского изобразительного творчестваи расширение диапазона творческих проявлений дошкольников"....