Развитие детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа)

проект по изобразительной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_izo.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Развитие детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста».

Аннотация проекта: 

  Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих людей, действующих во благо развития общества. Необходимо уже в дошкольном возрасте приступить к формированию и развитию творчества. Н.К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни». Более того, игнорирование или формальный подход к творчеству в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Л. С. Выготский отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка. Именно воображение – одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности и единства «интеллекта и аффекта» (Л.С. Выготский). В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей,  в отношении к себе (т.е. творческое саморазвитие).  Система обучения детей изобразительному искусству предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие творческой активности.

     В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

    Цель проекта: развитие творческих способностей детей старшего  дошкольного возраста в ходе изобразительной деятельности.

В соответствии с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи:

  1. проанализировать исследования  по вопросу развития творческих способностей в изобразительной деятельности;
  2. осуществить подбор адекватных методов и форм для развития творческих способностей в дошкольном возрасте;
  3. разработать план по развитию творческих способностей в ходе проведения изобразительной деятельности.

Методическое обеспечение проекта:

ДОУ строит свою работу на Примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа нашего ДОУ  спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников.

Задачи образовательной деятельности  по художественно-эстетическому развитию:

1. Вызвать интерес и воспитывать желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно.

2. Развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов (в процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов быта, произведений искусства).

3. Формировать умения создавать (в совместной с педагогом деятельности и самостоятельно) несложные изображения в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, ассоциировать изображение с предметами окружающего мира, принимать замысел, предложенный взрослым, создавать изображение по принятому замыслу.

4. Активизировать освоение изобразительных материалов, инструментов (их возможностей и правил использования), поддерживать экспериментирование с ними, развивать технические умения, зрительно-моторную координацию, моторные характеристики и формообразующие умения.

Для выполнения поставленных задач, использую в работе парциальную программу Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа». Также для работы использую:

«Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». Под ред. Р. Г. Казаковой.

Наглядно-демонстрационный материал:

Репродукции картин известных художников

Портреты русских художников

Альбомы (городецкая, хохломская, жостовская роспись, дымковская игрушка, гжель,  матрешки, национальные костюмы народов мира и др.).

Материально- техническое обеспечение проекта

Краски  акварельные, краски гуашевые, бумага  А4, бумага цветная, наборы карандашей, фломастеры, восковые мелки, кисти беличьи  № 5, 10, 20, кисти щетина № 3, 10, 13, ёмкости для воды, стеки (набор), пластилин, клей, ножницы, гербарии, керамические изделия (вазы, кринки и др.), предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы ), игрушки.

Реализация учебного проекта

  • Первый этап: обзор литературы по данному вопросу;
  • Второй этап: Разработка и подбор методов и форм для развития творческих способностей в дошкольном возрасте;
  • Третий этап:  разработка плана и методических рекомендаций для воспитателей по развитию творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в ходе проведения изобразительной деятельности.

Перспективный план работы с детьми

Тема недели

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы

Эстетические наблюдения и обследования объектов окружающего мира

Совместная деятельность (игровая, восприятие произведений искусства, конструктивная, изобразительная)

Нерегламентированная непосредственно-образовательная деятельность

Взаимодействие с семьями воспитанников

Дары осени

Муляжи фруктов, овощей. Иллюстрации осенней природы.

Разместить осенние листья в уголок природы

Наблюдения на прогулке (деревья, листья, рябина,  осенний огород, клумбы).

Работа в уголке природы.

Наблюдения в календаре природы

Д/И «Лето или осень» Цель: закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости.

        Ход игры:

Воспитатель и дети стоят в кругу.

     Воспитатель. Если листики желтеют — это … (и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).

       Воспитатель. Если птицы улетают — это ….. И т. д.

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в огород».

Лепка Занятие 4.

«Грибы (овощи, фрукты) для игры в магазин"

Программное содержание. Закреплять умение детей передавать форму, пропорции знакомых предметов, используя усвоенные ранее приемы лепки. Учить добиваться большей точности в передаче формы (углубление изгиба шляпки, утолщение ножки). Закреплять умение создавать выразительную композицию (красиво размещать вылепленные предметы на подставке).

Рисование с натуры «Ветка рябины". Занятие 12. Программное содержание. Формировать умение передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании акварелью. Закреплять разные приемы рисования кистью (всем ворсом и концом). Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения.

Рисование Занятие 7. "Золотая осень"

Программное содержание. Учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит. Закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета для стволов (темно-коричневый, темно-серый, черный, зеленовато-серый) и приемы работы кистью (всем ворсом и концом). Учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее. Развивать творчество.

Сбор осенних листьев и создание коллективной работы-«Осеннее дерево»

Витаминная

корзина

Муляжи фруктов и овощей

Картины с изображением плодовых деревьев и огородных растений

Рассматривание репродукции «Труд в селе осенью»,

сбор овощ на огороде

обследование и сравнение овощей (по форме, цвету, размеру)

д/и «Что сажают в огороде?»

        Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления,  
слуховое внимание.

        Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «Нет». Кто ошибется, тот выходит из игры.

  • Морковь (да), огурец (да), слива (нет), свекла (да) и т. д.

Экспериментальная деятельность «Узнай на вкус» (овощи и фрукты)

Коллективная работа

«Осенний лес» (на ватмане, отпечатки листьев с помощью гуаши, оформление отпечатков в виде деревьев)

Аппликация Занятие 13. "Ваза с фруктами, ветками и цветами" (декоративная композиция)

Программное содержание. Закреплять умение детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображения по цвету. Воспитывать художественный вкус.

Рисование Занятие 19. Рисование. Занятие 19 "Поздняя осень"

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит (отсутствие ярких цветов в природе). Учить использовать для создания выразительного рисунка разные материалы: гуашь, цветные восковые мелки, простой графитный карандаш. Формировать представление о нейтральных цветах (черный, белый, темно-серый, светло-серый), учить использовать эти цвета при создании картины поздней осени. Развивать эстетические чувства.

Рисование Занятие 21. "Мы идем на праздник с флагами и цветами"

Программное содержание. Учить выражать впечатления от праздника, рисовать фигуры детей в движении (ребенок идет, поднял руку с флагом и т. п.). Закреплять умение передавать пропорции человеческой фигуры. Продолжать учить рисовать контур основных частей простым карандашом и красиво закрашивать цветными карандашами. Учить передавать в рисунке праздничный колорит. Направлять внимание на поиск удачного расположения фигур на листе. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции).

выставка поделок из овощей и фруктов, сделанных родителями со своими детьми дома

Как засыпает природа

Иллюстрации вечернего города, осенней природы, гербарий из облетевших листьев.

Наблюдение на прогулке за деревьями

Беседы о приметах осени

Рассматривание иллюстраций про природу осенью

П/и «Такой  листок лети ко мне» Цели: упражнять в нахождении листьев по сходству; активизировать словарь (названия деревьев: клен, тополь, береза); воспитывать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель с детьми рассматривает листья, упавшие с деревьев. Описывает их, говорит, с какого они дерева. Через некоторое время, воспитатель раздает детям листья от разных деревьев, находящихся на участке, и просит внимательно его послушать. Показывает лист от (тополя, березы,) и говорит: «У кого такой же листок, бегите

Д\И «Кто скорее соберет?»

        Цель: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

        Ход игры: Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

Лепка Занятие 14. "Девочка играет в мяч"

Программное содержание. Закреплять умение лепить фигуру человека в движении (поднятые, вытянутые вперед руки и т. д.), передавая форму и пропорции частей тела. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Закреплять умение располагать фигуру на подставке.

Рисование Занятие 17. "Город (село) вечером"

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке картину вечернего города, цветовой колорит: дома светлее ночного воздуха, в окнах горят разноцветные огни. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Учить оценивать выразительное решение темы.

Рисование Занятие 11. Рисование по желанию. "Нарисуй свою любимую игрушку". Программное содержание: Учить рисовать по памяти любимую игрушку, передавая отчетливо форму основных частей и характерные детали. Закреплять умение рисовать и закрашивать рисунок, красиво располагать изображение на листе. Учить оценивать свой рисунок в соответствии с замыслом. Развивать воображение, творчество.

Субботник на территории деского сада

От зернышка до булочки

Муляжи хлебо-булочных изделий, Иллюстрации по теме хлеб, пшеницы

Рассматривание и составление рассказа по картине Т.Н.Яблонская «Хлеб»,

Просмотр слайдов «От зернышка до булочки», познакомить с репродукцией картины И. Шишкина «Рожь»

Сюжетно-ролевая игра

«Поварята», чтение рассказа Пришвина «Лисичкин хлеб»,  Экспериментальная деятельность -  замешиваем тесто (вода и мука)

Аппликация Занятие 22. "Праздничный хоровод"

Программное содержание. Учить детей составлять из деталей аппликации изображение человека, находить место своей работе среди других. Учить при наклеивании фигур на общий лист подбирать удачно сочетающиеся по цвету изображения. Развивать чувство композиции, цвета.

Рисование "Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере, по улице"

Программное содержание: Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребенка и взрослого. Учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами.

Рисование по замыслу "Нарисуй, что было самым интересным в этом месяце" Занятие 20

Программное содержание. Учить детей отбирать из получаемых впечатлений наиболее интересные, развивать стремление отображать эти впечатления в рисунке. Закреплять умение рисовать карандашами, красками. Учить наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца. Развивать воображение.

Домашний фотоотчет «Маленькие помощники на кухне»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Использование нетрадиционной техники рисования как средства развития детского изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста с ОНР»

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохра...

Развитие детского технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством организации деятельности по созданию мультфильмов в условиях ДОУ

  Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы  детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться ...

"Развитие детского речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста".

Перспективный план по использованию ТРИЗ - технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста....

Проект для детей старшей группы "Развитие детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста".

Развитие детского изобразительного творчестваи расширение диапазона творческих проявлений дошкольников"....

Проект "РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛОКОВ ДЬЕНЕША И ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА ".

Развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Проект Развитие детского изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста

laquo;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше...

Учебный проект по ИЗО Тема проекта «Развитие детского изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста» .

чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. СухомлинскийНаличие развитого воображения в зрелые годы обуславливают успешность любого вида профессиональной деятельности человек...