Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Селиванова Светлана Алексеевна

Развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников в работе по фомированию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_konspekt_2018_engels.docx392.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

НОД по формированию

элементарных математических представлений

Картинки по запросу блоки дьенеша в обручах

Разработала

воспитатель

МДОУ № 79

Селиванова С. А.

Энгельс, 2018

Цель: развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников в работе по фомированию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Задачи:

Образовательные:

- упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию со знаком отрицания; выявлять и абстрагировать свойства, читать схему;

- закреплять навыки порядкового счета и вычислительной деятельности;

- формировать представление о соотношении цифры и числа.

Развивающие:

- развивать количественные представления, умение синтезировать и комбинировать;

- развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память;

- развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию на слух;

- упражнять детей в умении конструировать из палочек Кюизенера и определять их числовое значение.

Воспитательные:

- воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, уважение друг к другу, желание помогать товарищам;

- поощрять стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи.

Предварительная работа:

- дидактические игры с блоками Дьенеша, индивидуальная работа с детьми по использованию кодовых карточек; дидактические игры и логические задачи с палочками Кюизенера, индивидуальная работа по выкладыванию различных фигур по схеме числовой, цветовой и силуэтной.

Оборудование:

Демонстрационный: блоки Дьенеша, нарисованные закодированные замки, изображение волшебной двери, блоки с буквами слова «М О Л О Д Ц Ы», сундук; палочки Кюизенера, схемы-силуэты домов с числовым обозначением палочек.

Раздаточный материал: наборы блоков Дьенеша, кодовые карточки, разноцветные обручи; наборы палочек Кюизенера (на каждого ребенка), карточки «Бланки заказов» (числовые силуэтные схемы-рисунки домов) к игре «Строим дом».

Ход занятия

Воспитатель: - Дети, мы с вами помогали Золушке, она помнит нас и в благодарность прислала волшебный сундучок. Но только я не могу его открыть, так как он закрыт на замки. А как их открыть я не знаю. Я думаю, что это опять проделки злой Абрыкадабры.

Абракадабра: - Кто это меня вспомнил?

Воспитатель: - Абракадабра, это ты закрыла сундучок?

Абракадабра: - Ну, я, а дальше что?

Воспитатель: - Абракадабра, открой, пожалуйста.

Абракадабра: - Открою, если вы справитесь с заданиями. Но они очень трудные. Я сундук закрыла на пять замков и вам нужно заработать пять ключей.

Воспитатель: - Ребята, мы обязательно справимся! А чтобы всё получилось, мы скажем волшебные слова.

Психогимнастика

У нас все получится,

У нас все в порядке.

Настроение, каково – Во! (Дети выставляют большой палец)

У всех без исключения? – Да!

И вы такого мнения? – Да!

Ну, вы ребята молодцы!

Воспитатель: - Всё, Абракадабра, мы готовы.

Абракадабра: - Ой, готовы, я сейчас посмотрю. Вот первое задание. Чтобы заработать первый ключ, надо пройти через волшебную дверь.

Игра «Волшебная дверь»

Задачи: упражнять в умении классифицировать предмет по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию, определять изменяющийся признак объекта.

Абракадабра: - Проходя через волшебную дверь, свойства блока изменяются. Может измениться одно свойство, а может и сразу несколько. Нужно определить, какие именно свойства блоков изменились при проходе через волшебную дверь.

Дети: - Сначала был квадрат, тонкий, красный, маленький, а стал квадрат толстый, синий, большой. Поменялся размер, цвет и толщина, а форма осталась такой же.

(Перед детьми лежит блок, а за дверью другой блок. Дети определяют, что поменялось.)

Абракадабра: - Так правильно.

Дети: - Сначала было два круга больших, тонких, красных, а стало четыре треугольника маленьких толстых синих. Поменялись фигуры, их цвет, толщина, размер и количество и т.д.

Абракадабра: - Ну, хорошо справились.

Воспитатель: Раз мы справились, ты должна нам отдать заработанный ключ.

Абракадабра: - Да, придется отдать вам первый ключ.

Воспитатель: - Сколько еще ключей нам надо заработать? (Спрашивает у детей).

Дети: - Четыре.

Абракадабра: - Вот вам следующее задание. Я рассыпала все бусы Золушки, а вы их соберите. Только правильно. Я проверю.

Игра «Собери бусы»

Задачи:

- развивать умения выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему»;

- закреплять навыки порядкового счета.

Воспитатель: - Ребята, вот вам карточки со схемами и карточки, на которых вы будете выкладывать бусины. Закрашенный кружок показывает вам место бусины на ниточке. Бусины нужно выкладывать слева направо.

(Дети выполняют.)

Воспитатель: - Никита, какая бусина у тебя на первом месте?

Никита: - Прямоугольник толстый, маленький, красный.

Воспитатель: - Данил, а какая бусина у тебя на третьем месте?

Данил: - На третьем месте круг большой, тонкий, синий.

Воспитатель: - Ну что, Абракадабра, справились мы с этим заданием?

Абракадабра: - Да, придется вам отдать еще один ключ.

Воспитатель: - Ребята сколько у нас ключей?

Дети: - Два.

Воспитатель: - Сколько еще нам надо ключей?

Дети: - Три.

Абракадабра: - А вот вам и следующее задание. Надо помочь Золушке разобрать смесь гороха и чечевицы. Разложить их по разным коробкам. Но смотрите ничего не напутайте.

Воспитатель: - Дети, а чтобы ручки нас слушались, давайте сделаем гимнастику для рук.

Гимнастика для рук «Метель»

Зиму всю мели метели                        Вращение кистями рук

Клены, липы поседели                        Ладошки смотрят друг на друга,

соединить все пальчики,

начиная с мизинчика

А весной повеселели                        Пальчики соединены между собой,

выгнуть их, как будто надули шар

Зацвели, зазеленели                        Запястья соеденены пальцы

                                                растопырены (деревья, кусты)

Птицы с юга прилетели                Кисти рук перекрещены, и движения,

как будто летят птицы

Ветки лапками согрели                        Погладить правой рукой - левую руку,

затем левой рукой - правую руку

Игра «Помоги Золушке»

Задачи:

- развивать логическое мышление, аналитические способности;

- формировать навыки, необходимые для решения логических задач: абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства;

- формировать умения обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам;

- способствовать развитию речи.

Воспитатель: - Возьмите карточки-схемы. Будьте внимательны. Амина, Дима, вам надо разложить блоки в два обруча по двум признакам. А Данил, Филат и Ангелина разложат блоки в три обруча по трем признакам.

(Дети выполняют задания.)

Воспитатель: - Амина, расскажи, как вы разложили блоки.

Амина: - В зеленом обруче все желтые блоки, а в синем все круги. В пересечении желтые круги, так как они относятся и к желтым и к кругам.

Воспитатель: - Молодец Амина, правильно разложила.

- Данил, расскажи, а как вы разложили.

Данил: - В синем обруче все квадраты, в зеленом все толстые блоки. А в красном все большие. В пересечении синего и зеленого - толстые квадраты, так как они относятся и к толстым, и к квадратам. В пересечении зеленого и красного - все толстые и большие, так как они относятся и к толстым, и к большим. А в пересечении синего и красного - квадраты большие, так как они относятся и к квадратам, и большим. В общем пересечении - квадраты большие, толстые, так как они относятся и к толстым, и к квадратам, и к большим.

Воспитатель: - Абракадабра, дети и с этим заданием справились.

Абракадабра: - Да. Я вручаю вам еще один ключ.

Воспитатель: - Дети, давайте посчитаем, сколько ключей мы с вами заработали.

Дети: - Три.

Воспитатель: - А сколько еще осталось?

Дети: - Два.

Абракадабра: - Ну, сейчас вам надо будет очень постараться, чтобы заработать следующий ключ. Вы должны будете выполнить очередное задание.

Воспитатель: - Ребята, чтобы мы с ним справились, чтобы наши глазки всё видели хорошо, давайте сделаем гимнастику для глаз.

Перед началом упражнения

Прими исходное положение:

Прямо встань, расслабь все тело

И вперед смотри уверенно и смело.

Все тело неподвижное у нас

Движенья будут исключительно для глаз.

Гимнастика для глаз «Маляры»

Нет забавнее игры:

Наши глазки – маляры.

Мы заборы красим ,

Вверх – вниз – раз

Вверх – вниз – два (и так до четырех раз)

Влево – вправо – раз

Влево – вправо – два (и так до четырех раз)

Наши глазки молодцы,

работают в согласии.

Воспитатель: - Абракадабра, мы готовы к выполнению задания.

Абракадабра: - Я хочу, чтобы вы стали строителями и построили мне чудо-город. Для этого получите «Бланки заказов» (выложить рисунок при помощи палочек Кюизенера).

Игра « Строим дом» (палочки Кюизенера)

Задачи:

- формировать представление о соотношении цифры и числа;

- развивать количественные представления, логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память;

- воспитывать желание помочь друг другу.

Воспитатель: - Абракадабра, смотри, какой чудо-город построили дети. Мы заработали ключ?

Абракадабра: - Да, город замечательный, никто даже не ошибся. Вот досада! Придется отдать вам ключ.

Воспитатель: - Дети, сколько у нас уже ключей?

Дети: - Четыре.

Воспитатель: - А еще, сколько нам надо заработать?

Дети: - Один.

Абракадабра: - Попробуете заработать. Я спрятала буквы под блоками, если вы их найдете, и составите из них слово, то я отдам вам пятый ключ.

Воспитатель: Мы с этим заданием справимся. Правда, ребята.

Дети: - Да.

Абракадабра: Буква спряталась под большим, тонким, красным кругом (буква М).

Круг желтый, маленький, толстый (буква Д).

Треугольник синий, большой, тонкий (буква Ы).

Прямоугольник синий, маленький, тонкий (буква О).

 Прямоугольник красный, большой, тонкий (буква Ц).

Квадрат желтый, маленький, тонкий (буква Л).

Треугольник синий, большой, толстый (буква О).

(Дети выкладывают слово и читают его.)

Абракадабра: - Ну, признаюсь, вы и правда молодцы, со всеми заданиями справились. И заработали последний ключ. Но сможете ли вы найти, какой из этих ключей, к какому замку подойдет?

Игра «Подбери ключ к замку»

Задачи: развивать способность декодировать информацию, изображенную на карточке, уметь выбирать блоки по заданным свойствам, закреплять навыки вычислительной деятельности.

Воспитатель: - Ребята, подумайте, к какому замку вы будете подбирать ключ. На замках коды:

1 код - треугольник, красный, маленький тонкий.

2 код – круг, не красный, не синий, не тонкий, большой. (Круг, желтый, толстый, большой.)

3 код – не круг, не треугольник, не квадрат, не толстый, не маленький, синий. (Прямоугольник, синий, тонкий, большой.)

4 код – решить:

1-й пример: 1+0, найти в первом ряду цифру 1. (Прямоугольник.)

2-й пример: 6-2, найти во втором ряду цифру 4. (Желтый.)

3-й пример: 8+1, найти в третьем ряду цифру 9. (Не толстый.)

4-й пример: 6+4, найти в четвертом ряду цифру 10. (Не большой.)

(Прямоугольник, желтый, тонкий, маленький.)

5 код – решить:

1-й пример: 7-1, найти в первом ряду цифру 6. (Круг.)

2-й пример: 3+1, найти во втором ряду цифру 4. (Красный.)

3-й пример: 5-3, найти в третьем ряду цифру 2. (Толстый.)

4-й пример: 2-2, найти в четвертом ряду цифру 0. (Не большой.)

(Круг, красный, толстый, маленький.)

Воспитатель: - Вот мы и открыли все замки. Давайте посмотрим, что в волшебном сундуке.

(Открывают сундук, а там дидактическая игра по математике и DVD диск с интерактивной игрой «В гостях у чисел».)

Абракадабра: - Опять вы справились со всеми заданиями, но ничего, в следующий раз я придумаю для вас очень трудные задания. (Прощается и уходит.)

Воспитатель: - Ребята, у нас с вами все получилось. Мы хорошо справились со всеми заданиями. Какие задания вам показались самыми интересными? (Ответы детей.)

Воспитатель: - А сейчас я приглашаю вас в круг, вытянем руки перед собой и соединим их в центре круга. Тихо так постоим и попытаемся почувствовать себя теплыми солнечными лучиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша.

Занятие 1.Программное содержание.- Формирование умения различать предметы по форме и называть их: круг, квадрат, кирпичик.- Совершенствование предметных действий.Дидактический наглядный материал.Чудес...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с использованием блоков Дьенеша и палочки Кюизенера в старшей группе

Конспект НОД с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера  в старшей группеТип занятия: интегрированное (развивающая игра-развлечение).Цель: формирование элементарных математических представлений и ин...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша для детей 5-6 лет Тема: «Праздничная гирлянда»

Конспект  занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша для детей 5-6 лет...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша. ( младшая группа) Тема: «Игрушки в гостях у детей»

Цель: Познакомить детей с образованием числа 4.Программное содержаниеОбразовательные задачи:1.Учить детей считать до 4.2. Упражнять в умении устанавливать равенство между предметами.3.Продолжать учить...