развитие математических представлений у дошкольников
проект по математике (старшая группа)
Эффективные практики развития математических представлений у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vishnevskaya.docx | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Тема: Эффективные технологии формирования математических представлений у воспитанников дошкольной образовательной организации
ВЫПОЛНИЛА:
Вишневская Галина Владимировна,
воспитатель МБДОУ № 95 г. Мурманска
содержание:
Введение стр. 3
1. организация образовательной деятельности с воспитанниками по формированию математических представлений у воспитанников дошкольной образовательной организации стр. 5
2. взаимодействие с родителями по формированию математических представлений у воспитанников ДОО стр.10
Заключение стр.13
Список литературы стр.14
Приложение 1. стр.15
введение
Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением её в различные области знаний.
Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на электронно - вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направленно прежде всего на воспитание у детей полноценной логической аргументации окружающего.
Актуальность проекта обусловлена тем, что современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует развитие элементарных математических представлений. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математики в школе и детском саду.
Естественно, что основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений. На основе практических действий у детей формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Важной задачей является развитие мышления и речи (овладение математической терминологией). Следует значительно больше внимания уделять раскрытию начальных умений индуктивного и дедуктивного мышления, формированию у детей познавательных интересов и способностей. Необходимо отметить, что общие методы познания составляют основу любого научного мышления, в том числе и математического.
Цель проекта: Формирование математического мышления детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать у детей умений абстрагировать, выделять главное.
- Развивать высокую познавательную мотивацию;
- Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение;
- Формировать готовность детей к жизни и учебе в следующей “социальной ступени развития” - школе;
- Развивать у детей высокий уровень подготовки к школе;
- Формировать широкую любознательность;
- Воспитывать умение строить догадки, рассуждать, обдумывать и искать различные способы решения ситуаций, экспериментировать, радоваться и удивляться собственным “открытиям”;
- Развивать умения “добывать” знания из разных источников.
Для достижения поставленных задач нужна такая форма организации педагогического процесса, как дидактические игры в центре математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве
- организация образовательной деятельности с воспитанниками по формированию математических представлений у воспитанников дошкольной образовательной организации
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями.
Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.
Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.
С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.
Проект был реализован в три этапа. В ходе подготовительного этапа был оформлен интеллектуально – игрового центр «Фиолетовый лес»; оснащен развивающими играми, героями – персонажами. Изучена педагогическая литература по данной теме, проведено анкетирование родителей; составление перспективного плана мероприятий с детьми и родителями.
В ходе основного этапа детьми были ознакомлены с математические играми: «Цифроцирк»,«Буквоцирк»,Коврограф, «Двухцветный квадрат Воскобовича»,«Чудо-крестики2»,«Четырёхцветный квадрат Воскобовича», «Шнур Малыш», «Прозрачный квадрат»,«Геоконт»,«Лабиринты цифр».
Для закрепления полученных знаний проведены итоговые занятия:
- Логико – математическая игра «Как проходят занятия в школе волшебства»
Цель: развитие творческих способностей, операций логического мышления и самостоятельности; умений рисовать геометрические фигуры по заданным точкам, разделять изображение на части; составлять по силуэтной схеме фигурки из частей;
- Математическая игра «Как Малыш Гео шёл в гости к девочке Дольке»
Цель: развитие умений сравнивать геометрические фигуры по форме и размеру, группировать их по признакам; делить целое на части, сравнивать их между собой; воспринимать количество независимо от расположения и цвета; составлять целое из частей, делать фигуры по точкам координатной сетки; понимать пространственные отношения.
Логико – математическая игра «Как Малыш Гео гостил у девочки Дольки»
Цель: развитие умений ориентироваться на листе бумаги, рисовать изображения с помощью графического диктанта; решать логические задачи; делать силуэты из геометрических фигур по схеме; составлять слова; классифицировать предметы по видовому признаку.
Логико – математическая игра «Как Лопушок и Фифа украшали новогоднюю ёлку»
Цель: развивать умения сравнивать геометрические фигуры по форме и величине; определять смену направления движения, на ощупь находить путь в лабиринте; решать проблемные задачи, формулировать вопросы; составлять по замыслу предметные силуэты из частей.
Логико – математическая игра«Как Галчонок Каррчик помогал пчёлке Жуже»
Цель: развитие умений определять количественное и порядковое значение числа, складывать равные числа; понимать пространственные отношения; составлять целое из частей. Сравнивать результат своей деятельности с образцом, анализировать схему фигуры и находить ошибки при её конструировании; решать головоломки; смешивать краски.
Интегрированное игровое занятие «Как мы были на цирковом представлении»
Цель: развитие творческих способностей; умений ориентироваться в ряду цифр, понимать пространственные отношения; проводить буквенный анализ слов, составлять буквы из частей, а из букв – слова; договариваться между собой; следовать общей цели и решать общую задачу.
Логико – математическая игра «Как шуты развлекали короля»
Цель: развитие умений трансформировать геометрические фигуры; понимать количественное значение числа, состав числа шесть из единиц и меньших чисел; отражать пространственные отношения в речи; придумывать сюжетные картинки.
Интегрированное игровое занятие «Как Эник и Бэник читали письмо»
Цель: развитие умений составлять буквы и слова, читать слоги и слова, понимать пространственные отношения, вышивать буквы с помощью графического диктанта, договариваться друг с другом.
Отчётным мероприятием стала детская мультимедийная презентация : «В Фиолетовом лесу сказка не кончается, пока с нами Воскобович – игры продолжаются».
- взаимодействие с родителями по формированию математических представлений у воспитанников ДОО
С началом использования развивающих игр Воскобовича в нашей работе возникла необходимость во взаимодействии с родителями по вопросам образования ребёнка, а также непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. Для организации совместной деятельности был составлен перспективный план.
В сентябре была подготовлена консультация для родителей «Сюрпризы лабиринта». Цель: знакомство родителей с игровой технологией, особенностями развивающих игр. Воспитатели
В октябре воспитателями группы был организован семинар – практикум для детей и родителей «Квадратные истории». Цель: упражнять в практическом применении «Квадрата Воскобовича 4-х. цветного».
В ноябре проведён совместный с родителями игровой досуг «Приключения Волшебного квадрата». Цель: активизировать игровое взаимодействии детей и родителей.
Организована игротека для детей и родителей «Чудо – головоломки». Цель: расширить представление родителей об использовании плоскостных конструкторов.
В декабре подготовлена консультация для родителей в форме презентации «Через игру – к математике». Цель: показать родителям значимость развивающих игр Воскобовича в решении образовательных задач по развитию ЭМП. А также оформление выставки игр, способствующих развитию ЭМП: «Математические корзинки 5,10», «Счетовозик», «Волшебная 8», «Кораблик Брызг – Брызг», «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Логоформочки 5». Цель: показать родителям многообразие и многофункциональность развивающих игр Воскобовича. Оформлена папка – передвижка (консультация). «Счетовозик». Цель: представить родителям игру, помогающую детям легко освоить решение арифметических задач.
В январе проведена неделя игры «Путешествие по сказочным областям в Фиолетовом лесу». Цель: знакомство с областями и их персонажами; развитие игровых действий с использованием сказочного сюжета.
Конкурс «Умники и умницы», в котором в роли жюри выступали родители. Цель: выявить уровень освоения игр детьми.
В феврале проведён мастер – класс с участием детей и родителей «Играя – развиваем речь» с использованием игр: «Шнур – затейник», «Конструктор букв», «Снеговик», «Яблонька», «Игровизор», «Верёвочкины сказки». Цель: показать родителям, как процесс изучения букв из сложного обучения чтению детей превращается в занимательную игру.
Индивидуальные задания и упражнения в освоении игр дома. Цель: помочь родителям закрепить у детей игровые умения и навыки в составлении букв, слов; обратить внимание на развитие мелкой моторики руки. Учитель – логопед, воспитатели
В марте воспитатели группы оформили фотогазету «Умные игры», в которой осветили создание коллективной аппликации по сказке «Царевна–лягушка» с использованием чудо–конструкторов «Чудо – соты 1», «Чудо – крестики 2,3». Цель: развитие и поощрение совместного творчества педагогов, детей и родителей
В апреле провели родительское собрание «Умные игры». Цель: показать значимость развивающих игр для развития интеллектуальных способностей детей, развитие педагогической компетенции в использовании технологии у родителей воспитанников.
Для родителей составлена картотека развивающих игр для родителей «Играем дома» Цель: оказание помощи в выборе нужной, на их взгляд, игры для занятий с ребёнком дома.
Заключение
Реализация данного проекта позволила выделить следующие результаты: дети стали проявлять познавательную активность, творческую инициативу, стараются преодолевать трудности в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.
В результате проекта повысилась педагогическая грамотность и заинтересованность родителей в ФЭМП у детей. Кроме того, улучшилось взаимодействие родителей и сотрудников ДОУ.
Улучшилась предметно-развивающая среда. В ходе реализации проекта совместными усилиями педагогов и родителей оформили уголок занимательной математики. Расширился список математических игр. Были изготовлены дидактических игры по математике: «Найди нужный предмет», «Составь предмет из счетных палочек».
Детская мультимедийная презентация позволила родителям оценить полученные детьми знания.
список используемой литературы:
- Баженова, Т. А. Путешествие к звездам непосредственно - образовательная деятельность с элементами игровой технологии интеллектуально-творческого развития подготовительной группе / Т. А. Баженова // Детский сад. Все длявоспитателя! - 2015 - № 3 - С. 20-22.
- Гулевская Е. А. Конспект игры-занятия по математическому развитию в подготовительной к школе группе компенсирующего вида для детей с ТНР / Е. А. Гулевская // Дошкольная педагогика. – 2015. - № 3. - С. 57-58
- Логика и математика для дошкольников. Носова Е.А., Непомнящих Р.Л. СПб.:2015 – 124 с.
- Панова Е.Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ» Воронеж: ТЦ «Учитель», 2016 -237с.
- Развивающие игры Воскобовича : сб. метод. материалов / [под ред. В.В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко]. - Москва : ТЦ Сфера, 2015 - 127 с. : ил.,табл. - (Библиотека воспитателя).
- Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (для детей 4 – 5 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2016. – 304 с.
- Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (для детей 5 – 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2016. – 304
Приложение 1
Перспективный план работы с воспитанниками по формированию математических представлений.
Месяц | Используемые игры | Программное содержание | Итоговое занятие |
Сентябрь | «Цифроцирк» «Буквоцирк» Коврограф «Двухцветный квадрат Воскобовича» «Чудо-крестики2» «Четырёхцветный квадрат Воскобовича» «Шнур Малыш» «Прозрачный квадрат» «Геоконт» «Лабиринты цифр» | Знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счёта и отсчёта в пределах десяти. Развитие внимания, произвольной памяти, операций логического мышления, воображения, речи. Знакомство с гласными буквами, звуковым анализом слова. Развитие сенсорных способностей (цвет и форма), элементарных математических представлений. Развитие конструктивных способностей детей, воображения, мелкой моторики рук. Развитие воображения, творческих и сенсорных способностей. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, различать геометрические фигуры. | Логико – математическая игра «Как проходят занятия в школе волшебства» Цель: развитие творческих способностей, операций логического мышления и самостоятельности; умений рисовать геометрические фигуры по заданным точкам, разделять изображение на части; составлять по силуэтной схеме фигурки из частей. |
Октябрь | «Цифроцирк» «Буквоцирк» Коврограф «Двухцветный квадрат Воскобовича» «Чудо-крестики2» «Четырёхцветный квадрат Воскобовича» «Шнур Малыш» «Прозрачный квадрат» «Геоконт» «Лабиринты цифр» «Математические корзинки» | Знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счёта и отсчёта в пределах десяти. Развитие внимания, произвольной памяти, операций логического мышления, воображения, речи. Знакомство с гласными буквами, звуковым анализом слова. Развитие сенсорных способностей (цвет и форма), элементарных математических представлений. Развитие конструктивных способностей детей, воображения, мелкой моторики рук. Развитие воображения, творческих и сенсорных способностей. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, различать геометрические фигуры Освоение геометрических представлений, пространственных отношений. | математическая игра «Как Малыш Гео шёл в гости к девочке Дольке» Цель: развитие умений сравнивать геометрические фигуры по форме и размеру, группировать их по признакам; делить целое на части, сравнивать их между собой; воспринимать количество независимо от расположения и цвета; составлять целое из частей, делать фигуры по точкам координатной сетки; понимать пространственные отношения. |
Ноябрь | «Цифроцирк» «Буквоцирк» Коврограф «Двухцветный квадрат Воскобовича» «Чудо-крестики2» «Четырёхцветный квадрат Воскобовича» «Шнур Малыш» «Прозрачный квадрат» «Геоконт» «Математические корзинки» «Лепестки» «Чудо – Цветик» | Знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счёта и отсчёта в пределах десяти. Развитие внимания, произвольной памяти, операций логического мышления, воображения, речи. Знакомство с гласными буквами, звуковым анализом слова. Развитие сенсорных способностей (цвет и форма), элементарных математических представлений. Развитие конструктивных способностей детей, воображения, мелкой моторики рук. Развитие воображения, творческих и сенсорных способностей. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, различать геометрические фигуры Освоение геометрических представлений, пространственных отношений. | Логико – математическая игра. «Как Малыш Гео гостил у девочки Дольки» Цель: развитие умений ориентироваться на листе бумаги, рисовать изображения с помощью графического диктанта; решать логические задачи; делать силуэты из геометрических фигур по схеме; составлять слова; классифицировать предметы по видовому признаку. |
Декабрь | «Цифроцирк» Коврограф «Двухцветный квадрат Воскобовича» «Чудо-крестики2» «Четырёхцветный квадрат Воскобовича» «Шнур Малыш» «Прозрачный квадрат» «Геоконт» «Лабиринты цифр» «Математические корзинки» «Лепестки» «Чудо – Цветик» | Знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счёта и отсчёта в пределах десяти. Развитие внимания, произвольной памяти, операций логического мышления, воображения, речи. Знакомство с гласными буквами, звуковым анализом слова. Развитие сенсорных способностей (цвет и форма), элементарных математических представлений. Развитие конструктивных способностей детей, воображения, мелкой моторики рук. Развитие воображения, творческих и сенсорных способностей. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, различать геометрические фигуры Освоение геометрических представлений, пространственных отношений. | Логико – математическая игра«Как Лопушок и Фифа украшали новогоднюю ёлку» Цель: развивать умения сравнивать геометрические фигуры по форме и величине; определять смену направления движения, на ощупь находить путь в лабиринте; решать проблемные задачи, формулировать вопросы; составлять по замыслу предметные силуэты из частей. |
Январь | «Цифроцирк» «Буквоцирк» Коврограф «Двухцветный квадрат Воскобовича» «Чудо-крестики3» «Четырёхцветный квадрат Воскобовича» «Шнур Малыш» «Прозрачный квадрат» «Геоконт» «Лабиринты цифр» «Лепестки» «Чудо – Цветик» «Кораблик БРЫЗГ – БРЫЗГ» «Теремки» | Знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счёта и отсчёта в пределах десяти. Развитие внимания, произвольной памяти, операций логического мышления, воображения, речи. Знакомство с гласными буквами, звуковым анализом слова. Развитие сенсорных способностей (цвет и форма), элементарных математических представлений. Развитие конструктивных способностей детей, воображения, мелкой моторики рук. Развитие воображения, творческих и сенсорных способностей. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, различать геометрические фигуры Освоение геометрических представлений, пространственных отношений. | Логико – математическая игра«Как Галчонок Каррчик помогал пчёлке Жуже» Цель: развитие умений определять количественное и порядковое значение числа, складывать равные числа; понимать пространственные отношения; составлять целое из частей. Сравнивать результат своей деятельности с образцом, анализировать схему фигуры и находить ошибки при её конструировании; решать головоломки; смешивать краски. |
Февраль | Коврогаф Двухцветный квадрат Воскобовича Четырёхцветный квадрат Воскобовича «Прозрачный квадрат» «Чудо-крестики 3» «Геоконт» «Лепестки» «Фонарики» «Математические корзинки» «Чудо – Цветик» «Кораблик БРЫЗГ – БРЫЗГ» «Теремки» «Логоформочки» | Знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда в пределах 5. Развитие конструктивных способностей детей. Формирование знаний о геометрических фигурах. Освоение количественного счёта. Совершенствование интеллекта. Развитие воображения и творческих способностей. Тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов. Закрепление умения определять цвета. Развитие пространственного расположения. | Интегрированное игровое занятие «Как мы были на цирковом представлении» Цель: развитие творческих способностей; умений ориентироваться в ряду цифр, понимать пространственные отношения; проводить буквенный анализ слов, составлять буквы из частей, а из букв – слова; договариваться между собой; следовать общей цели и решать общую задачу. |
Март | Коврограф Двухцветный квадрат Воскобовича Четырёхцветный квадрат Воскобовича «Прозрачный квадрат» «Чудо-крестики 3» «Геоконт» «Лепестки» «Математические корзинки» «Теремки» «Кораблик БРЫЗГ – БРЫЗГ» «Теремки» «Логоформочки» «Чудо – Цветик» «Счетовозик» | Развитие конструктивных способностей детей. Формирование знаний о геометрических фигурах. Освоение количественного счёта. Совершенствование интеллекта. Развитие воображения и творческих способностей. Тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов. Знакомство детей с гласными звуками и буквами. | Логико – математическая игра «Как шуты развлекали короля» Цель: развитие умений трансформировать геометрические фигуры; понимать количественное значение числа, состав числа шесть из единиц и меньших чисел; отражать пространственные отношения в речи; придумывать сюжетные картинки. |
Апрель | Коврограф Двухцветный квадрат Воскобовича Четырёхцветный квадрат Воскобовича «Прозрачный квадрат» «Чудо-крестики 3» «Геоконт» «Лепестки» «Математические корзинки» «Теремки» «Кораблик БРЫЗГ – БРЫЗГ» «Теремки» «Логоформочки» «Чудо – Цветик» «Счетовозик» | Развитие конструктивных способностей детей. Формирование знаний о геометрических фигурах. Освоение количественного счёта. Совершенствование интеллекта. Развитие воображения и творческих способностей. Тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов. Продолжить знакомство детей с гласными звуками и буквами. Решение логико-математических задач. | Интегрированное игровое занятие «Как Эник и Бэник читали письмо» Цель: развитие умений составлять буквы и слова, читать слоги и слова, понимать пространственные отношения, вышивать буквы с помощью графического диктанта, договариваться друг с другом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие математических представлений младших дошкольников
Данная статья поможет педагогам групп раннего возраста понять "природу" формирования математических представлений в прцессе конструирования.Определить этапы построения работы при формировании элемента...
«Развитие математических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи»
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙРАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППОВОМ ПОМЕЩЕНИИ. ЦЕНТР МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.ПЛАН-ПР...
Развитие математических представлений у дошкольников на основе новых технологий – моделирование
Развитие математических представлений у дошкольников на основе новых технологий - моделирования...
Развитие математических представлений у дошкольников посредством игр и игровых упражнений
АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТААктуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд дос...
Консультация для воспитателей "Игра как средство развития математических представлений у дошкольников"
Автором представлены игры для дошкольников, направленные на развитие их элементарных математических представлений....
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников с ОВЗ (с задержкой психического развития)
Доктор биологических наук Б. М. Медников высказал интересную мысль: «Что бы ни говорили, математика – одна из самых простых наук. Сложен в математике лишь её язык. Но овладев им, каждый может уверенно...
Перспективное планирование по образовательной области познавательное развитие: Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР 4-5 лет (Н.В Нищева)
Перспективное планирование по образовательной области познавательное развитие: Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР 4-5 лет (Н.В Нищева)...