Формирование и развитие математических представлений у дошкольников с ОВЗ (с задержкой психического развития)
статья по коррекционной педагогике по теме
Доктор биологических наук Б. М. Медников высказал интересную мысль: «Что бы ни говорили, математика – одна из самых простых наук. Сложен в математике лишь её язык. Но овладев им, каждый может уверенно пользоваться математическим аппаратом. Для этого нужно только уметь логически мыслить.» (Медников, 1980)
Но именно это - "уметь логически мыслить" - для дошкольников с ОВЗ и вызывает трудности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Математическое развитие дошкольников
с ОВЗ (с задержкой психического развития).
«Человек разумный – это человек, кроме всего прочего, умеющий считать, даже если он считает достаточно примитивными способами.
Наш быт, вся наша жизнь в той или иной степени наполнена математическими знаниями» (Кондратьева С.Ю., Баряева Л.Б.)
Доктор биологических наук Б. М. Медников высказал интересную мысль: «Что бы ни говорили, математика – одна из самых простых наук. Основные её понятия человек получает из своей практической деятельности… Сложен в математике лишь её язык – набор символов и правил сочетания этих символов. Но овладев им, каждый может уверенно пользоваться математическим аппаратом. Для этого нужно только уметь логически мыслить.» (Медников, 1980)
ПОНЯТИЕ
«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
В содержание общественного опыта, которым должны овладевать подрастающие поколения, входят разные области знаний, умений и навыков. Но одним из самых сложных является овладение математическими представлениями. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.
Математическая деятельность дошкольников рассматривается как деятельность, направленная на формирование и преобразование их математического опыта путём активного, осознанного овладения детьми физической и социальной картиной мира. Математическая деятельность базируется на предметно-практической, игровой, трудовой, речевой деятельности, а также зарождающейся учебной деятельности.
В основе формирования математических понятий лежит выполнение целого ряда мыслительных операций. Некоторые специалисты (Талызина Н.Ф.) считают, что формирование понятий проходит следующий путь:
-слово.
–понятие
–представления
–восприятие
-предметы и связанные с ними ощущения–.
Таким образом, на начальной стадии формирования математических понятий чрезвычайно важная роль принадлежит восприятию.
«Уместно напомнить идею Л.С.Выготского о развитии житейских и научных понятий». Он обращал внимание на то, что житейское понятие формируется у ребёнка «снизу вверх», а становление научного понятия начинается с его словесного общего определения, которое лишь затем связывается с опытом ребёнка. Такое понятие формируется, по мысли Л.С.Выготского, «сверху вниз» и лишь тогда, когда развитие житейских понятий достигает определённого уровня. Поэтому математические понятия, являясь научными понятиями, формируются у разных детей в разное время.
Эффективность формирования математических представлений у дошкольников зависит от их индивидуально-типологических особенностей, которые влияют на процесс математического развития в дошкольном, а затем и в школьном возрасте. Они определяются как математические способности. К ним относятся особенности сенсорики, моторики и умственной деятельности, отвечающие её требованиям и влияющие на успешность её осуществления (Крутецкий В.А.) В дошкольном возрасте формируются предпосылки к развитию данных способностей. Это проявляется в воспитании готовности к математической деятельности и в овладении ею детьми по мере их обучения. Существует определённая зависимость между способностями, знаниями и умениями: для усвоения знаний необходимы соответствующие способности, а формирование способностей предполагает наличие определённых знаний и умений. Поэтому взрослые должны помнить, что важно не столько помочь ребёнку накопить различные математические знания, сколько развить его специфические познавательные способности, сформировать навыки познавательной, в том числе и математической, деятельности (Венгер Л.А., Белошистая А.В., Запорожец А.В., Леушина А.М., Михайлова З.А.)
ОВЛАДЕНИЕ
МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ
В повседневной жизни, в быту и в играх нормально развивающийся ребёнок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения элементарного математического решения: например, накрыть стол для кукол, рассадить игрушки по машинкам, раздать конфетки поровну, и т.п., требуют знания таких отношений как «много»-«мало», «больше»-«меньше», «поровну», умения определить количество предметов в множестве и т.д.
То есть постепенно у детей могут складываться представления о том, что:
- при пересчёте можно указывать на предметы и затем называть их количество,
- считать можно не только предметы, выстроенные в ряд, но и расположенные произвольно,
- последнее числительное говорит о том, сколько всего предметов в множестве,
- направление при пересчёте (слева направо или справа налево) не изменит количество предметов,
- при складывании количество предметов увеличивается, а при вычитании – уменьшается, и другие.
Психологи и нейропсихологи отмечают, что овладение даже элементарными математическими понятиями возможно лишь при условии достаточно высокого уровня сформированности многих психических функций: мышления, восприятия, памяти, представлений и других (Лалаева Р.И., Костюк Г.С., Лурия А.Р., Цветкова Л.С. и др.)
При усвоении такого абстрактного материала как счётные операции ребёнок сначала наглядно воспринимает предметы и действия. Если у ребёнка взаимодействие конкретного и абстрактного мышления нарушено, то это нередко приводит к определённым трудностям: в ряде случаев дети задерживаются на периоде оперирования с опорой на внешние действия (пересчёт пальцев, предметов), что мешает им перейти к обобщённым счётным операциям.
С другой стороны, овладевая элементарными математическими представлениями, ребёнок учится не только воспринимать предметы и совершать с ними определённые действия, но и абстрагировать, обобщать, то есть у него развивается вербально-логическое мышление.
Развитие понятия числа у ребёнка прежде всего связано с развитием логики и представлений о пространстве. Выделяются четыре фактора, которые обусловливают понятие числа: 1) непосредственное представление о количестве, 2) понимание места числа в общей системе числовых знаков, 3) осознание связи числа с другими числами, 4) понимание связи цифрового обозначения числа с его вербальным обозначением. Т.о. и формирование понятия числа осуществляется на основе высших форм анализа и синтеза.
Получается, что у детей с нарушением интеллектуального развития трудности с овладением математическим содержанием как бы запрограммированы.
Как показывают исследования многих олигофренопедагогов (ГаврилушкинаО.П., Баряева Л.Б., Морозова Н.Г. и другие), дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта часто не имеют первоначальных количественных представлений, то есть не умеют пересчитывать предметы, соотносить различные количества предметов, сравнивать их, решать наглядные арифметические задачи.
Другими словами, у детей с нарушением интеллекта овладение математическими знаниями, формирование математических умений и навыков чрезвычайно затруднено в связи со своеобразием развития мыслительной деятельности:
- узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия, а также несовершенство зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки могут создавать трудности в понимании отношений между предметами, так как эти отношения рождаются непосредственно в предметно-практической деятельности,
- бедность словаря, недопонимание значения слов и выражений могут создавать трудности в понимании условия задач,
- фрагментарность восприятия, несовершенство анализа и синтеза не позволяют связывать отдельные фрагменты в единое целое, устанавливать между ними связи и зависимости и выбирать правильный путь решения.
Кроме того, нарушения пространственного восприятия затрудняют выполнение математических заданий, связанных с развитием ручной моторики. Они влияют на выполнение практических действий, отвлекают ребёнка от основной цели деятельности и препятствуют её достижению, снижают темп и качество выполнения заданий.
Дети оказываются не готовы к овладению математикой. Нарушение, недоразвитие интеллектуальных функций оказывает отрицательное влияние на процесс обучения математике.
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.
Независимо от причин и степени выраженности затруднений, от перспектив дальнейшего развития особую роль в овладении знаниями играет специально организованное обучение. Его отсутствие может привести к тому, что дети не будут готовы к изучению математики в школе. Эту готовность обеспечивает в свою очередь определённый уровень математического развития, при котором дети могут усвоить программное содержание школьного курса. Под математическим развитием надо понимать количественные и качественные изменения в познавательных процессах ребёнка, которые обеспечивают овладение математическим содержанием, умение использовать его в различных ситуациях.
В работах многих педагогов-исследователей (Гавилушкиной О.П., Катаевой А.А., Соколовой Н.Д., Стребелевой Е.А.) обращается внимание на особую роль раннего воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в процессе психического развития в целом и различных видов деятельности в частности, в том числе – и математической.
Специально организованное математическое развитие дошкольников проводится:
- в повседневной жизни: создание ситуаций заинтересованности детей друг другом, необходимая помощь при этом, организация коллективной деятельности с математическим содержанием,
- в специальных играх и упражнениях, направленных на развитие представлений о себе, об окружающих взрослых и сверстниках,
- в обучении сюжетно-дидактическим и театрализованным играм, где выявление, осознание и воссоздание количественных, величинных, пространственно – временных отношений становится целью и средством деятельности,
- на специальных занятиях по математическому развитию,
- на комплексных игровых занятиях, где одновременно используются вербальные, графические и образно-двигательные знаки для выражения одного математического содержания,
- на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, хозяйственно-бытовым трудом за счёт усиления их элементарным математическим содержанием,
- в работе по развитию речи в процессе обучения составлению словесного отчёта о выполненных действиях, или составлению рассказов - текстов с математическим содержанием.
В процессе обучения детей дошкольного возраста основам математических знаний решаются следующие задачи:
- Формирование представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основе математического развития;
- Развитие у детей ориентировки в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
- Формирование счётных, вычислительных, измерительных навыков и умений;
- Обучение детей элементарной математической терминологии;
- Развитие познавательных интересов и способностей детей, их логического мышления
(БелошистаяА.В., ЛеушинаА.М., МихайловаЗ.А., ЩербаковаЕ.И. и др)
Необходимость решения такого широкого спектра задач определяется требованиями:
- Социального развития ребёнка, научения его жить в многообразном мире и в соответствии с ним строить своё поведение и деятельность;
- Познавательного, в том числе и математического, развития ребёнка;
- Подготовленности ребёнка к обучению математике в школе.
Но – первостепенной, наиглавнейшей и наисложнейшей задачей математической подготовки детей дошкольного возраста с проблемами в развитии является формирование интереса к математической деятельности, а также интереса к процессу и результату деятельности. Для этого необходимо создание условий, при которых у детей будут возникать увлечённость ходом действий, желание их совершать, понимание реальности и смысла результата действий, а также стремление добиться этого результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."
Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений средняя группа для детей с задержкой психического развития Тема: Число и цифра 3
Содержание работы:Образовательные:-Закреплять навык пересчета предметов, воспитание количества с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов.-Учить считать до трех, называть числи...
Занятие по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детей с задержкой психического развития "Зимушка - зима"
Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детей с задержкой психического развития "Зимушка-зима"...
Игры и упражнения, направленные на формирование количественных представлений у детей с ОВЗ (с задержкой психического развития).
Хочу предложить несколько вариантов игр и игровых упражнений по формированию и развитию количественных представлений, навыка порядкового счёта, которые помогают педагогу добиваться поставленных задач....
Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Формирование временных представлений у детейдошкольного возрастас задержкой психического развития...
Тема: «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
1. Актуальность рассмотрения вопроса об изучении состояния пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития обусловлена рядом причин психолого-педагогического ...
Игровые технологии в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Использование игровых технологий, в частности дидактических игр, в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с задержкой психического развития позволяют добиться лучшего усвоения учебного ...