Формирование и развитие математических представлений у дошкольников с ОВЗ (с задержкой психического развития)
статья по коррекционной педагогике по теме

Алексеева Светлана Юрьевна

Доктор биологических наук Б. М. Медников высказал интересную мысль: «Что бы ни говорили, математика – одна из самых простых наук. Сложен в математике лишь её язык. Но овладев им, каждый может уверенно пользоваться математическим аппаратом. Для этого нужно только уметь логически мыслить.» (Медников, 1980)

Но именно это - "уметь логически мыслить" - для дошкольников с ОВЗ  и вызывает трудности.

   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математическое развитие дошкольников

с ОВЗ (с задержкой психического развития).

«Человек разумный – это человек, кроме всего прочего, умеющий считать, даже если он считает достаточно примитивными способами.

Наш быт, вся наша жизнь в той или иной степени наполнена математическими знаниями» (Кондратьева С.Ю., Баряева Л.Б.)

Доктор биологических наук Б. М. Медников высказал интересную мысль: «Что бы ни говорили, математика – одна из самых простых наук. Основные её понятия человек получает из своей практической деятельности… Сложен в математике лишь её язык – набор символов и правил сочетания этих символов. Но овладев им, каждый может уверенно пользоваться математическим аппаратом. Для этого нужно только уметь логически мыслить.» (Медников, 1980)


ПОНЯТИЕ

 «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

В содержание общественного опыта, которым должны овладевать подрастающие поколения, входят разные области знаний, умений и навыков. Но одним из самых сложных является овладение математическими представлениями. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.

        Математическая деятельность дошкольников рассматривается  как деятельность, направленная на формирование и преобразование их математического опыта путём активного, осознанного овладения детьми физической и социальной картиной мира. Математическая деятельность базируется на предметно-практической, игровой, трудовой, речевой деятельности, а также зарождающейся учебной деятельности.

        В основе формирования математических понятий лежит выполнение целого ряда мыслительных операций. Некоторые специалисты  (Талызина Н.Ф.) считают, что формирование понятий проходит следующий путь:

 -слово.

       –понятие

  –представления

   –восприятие

 -предметы и связанные с ними ощущения–.

Таким образом, на начальной стадии формирования математических понятий чрезвычайно важная роль принадлежит восприятию.

«Уместно напомнить идею Л.С.Выготского о развитии житейских и научных понятий».  Он обращал внимание на то, что житейское понятие формируется у ребёнка «снизу вверх», а становление научного понятия начинается с его словесного общего определения, которое лишь затем связывается с опытом ребёнка. Такое понятие формируется, по мысли  Л.С.Выготского, «сверху вниз» и лишь тогда, когда развитие житейских понятий достигает определённого уровня. Поэтому математические понятия, являясь научными понятиями, формируются у разных детей в разное время.

Эффективность  формирования математических представлений у дошкольников зависит от их индивидуально-типологических особенностей,    которые влияют на процесс  математического развития  в дошкольном, а затем и в школьном возрасте. Они определяются как математические способности.  К ним относятся особенности сенсорики, моторики и умственной деятельности, отвечающие её требованиям и влияющие на успешность её осуществления  (Крутецкий В.А.)  В дошкольном  возрасте  формируются предпосылки к развитию данных способностей. Это проявляется в воспитании готовности к математической деятельности и в овладении ею детьми по мере их обучения. Существует определённая зависимость между способностями, знаниями и умениями: для усвоения знаний необходимы соответствующие способности, а формирование способностей предполагает наличие определённых знаний и умений. Поэтому взрослые должны помнить, что важно не столько помочь ребёнку накопить различные математические знания, сколько развить его специфические познавательные способности, сформировать навыки познавательной, в том числе и математической, деятельности  (Венгер Л.А., Белошистая А.В., Запорожец А.В., Леушина А.М., Михайлова З.А.)


ОВЛАДЕНИЕ

МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ

В повседневной жизни, в быту и в играх нормально развивающийся ребёнок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения элементарного математического решения: например, накрыть стол для кукол, рассадить игрушки по машинкам, раздать конфетки поровну, и т.п., требуют знания таких отношений как «много»-«мало», «больше»-«меньше», «поровну», умения определить количество предметов в множестве и т.д.

То есть постепенно у детей могут складываться  представления о том, что:

  •  при пересчёте можно указывать на предметы и затем называть их количество,
  •  считать можно не только предметы, выстроенные в ряд, но и расположенные произвольно,
  •  последнее числительное говорит о том, сколько всего предметов в множестве,
  •  направление при пересчёте (слева направо или справа налево) не изменит количество предметов,
  •  при складывании количество предметов увеличивается, а при вычитании – уменьшается, и другие.

        

Психологи и нейропсихологи отмечают, что овладение даже элементарными математическими понятиями возможно лишь при условии достаточно высокого уровня сформированности многих психических функций: мышления, восприятия, памяти, представлений и других (Лалаева Р.И., Костюк Г.С., Лурия А.Р., Цветкова Л.С. и др.)

При усвоении такого абстрактного материала как счётные операции ребёнок сначала наглядно воспринимает предметы и действия. Если у ребёнка взаимодействие конкретного и абстрактного мышления нарушено, то это нередко приводит к определённым трудностям: в ряде случаев дети задерживаются на периоде оперирования с опорой на внешние действия (пересчёт пальцев, предметов), что мешает им перейти к обобщённым счётным операциям.

С другой стороны, овладевая элементарными математическими представлениями, ребёнок учится не только воспринимать предметы и совершать с ними определённые действия, но и абстрагировать, обобщать, то есть у него развивается вербально-логическое мышление.

Развитие понятия числа у ребёнка прежде всего связано с развитием логики и представлений о пространстве. Выделяются четыре фактора, которые обусловливают понятие числа: 1) непосредственное представление о количестве, 2) понимание места числа в общей системе числовых знаков, 3) осознание  связи числа с другими числами, 4) понимание связи цифрового обозначения числа с его вербальным обозначением. Т.о.  и формирование понятия числа осуществляется на основе высших форм анализа и синтеза.

Получается, что у детей с нарушением интеллектуального развития трудности с овладением математическим содержанием как бы запрограммированы.

Как показывают исследования многих олигофренопедагогов  (ГаврилушкинаО.П.,  Баряева Л.Б.,  Морозова Н.Г. и другие), дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта часто не имеют первоначальных количественных представлений, то есть не умеют пересчитывать предметы, соотносить различные количества предметов, сравнивать их, решать наглядные арифметические задачи.

Другими словами, у детей с нарушением интеллекта овладение математическими знаниями, формирование математических умений и навыков чрезвычайно затруднено в связи со своеобразием развития мыслительной деятельности:

  • узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия, а также несовершенство зрительно-двигательной координации,  пространственной ориентировки  могут создавать трудности в понимании отношений между предметами, так как эти отношения рождаются непосредственно в предметно-практической деятельности,
  • бедность словаря, недопонимание значения слов и выражений могут создавать трудности в понимании условия задач,
  •  фрагментарность восприятия, несовершенство анализа и синтеза не позволяют связывать отдельные фрагменты в единое целое, устанавливать между ними связи и зависимости и выбирать правильный путь решения.

Кроме того, нарушения пространственного восприятия затрудняют выполнение математических заданий, связанных с развитием ручной моторики.  Они влияют на выполнение практических действий, отвлекают ребёнка от основной цели деятельности и препятствуют её достижению, снижают темп и качество выполнения  заданий.

Дети оказываются не готовы к овладению математикой. Нарушение, недоразвитие интеллектуальных функций  оказывает отрицательное влияние на процесс обучения математике.


ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ  МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

Независимо от причин и степени выраженности затруднений, от перспектив дальнейшего развития особую роль в овладении знаниями играет специально организованное обучение. Его отсутствие может привести к тому, что дети не будут готовы к изучению математики в школе. Эту готовность обеспечивает в свою очередь определённый уровень математического развития, при котором дети могут усвоить программное содержание школьного курса. Под математическим развитием надо понимать количественные и качественные изменения в познавательных процессах ребёнка, которые обеспечивают овладение математическим содержанием, умение использовать его в различных ситуациях.

В работах многих педагогов-исследователей (Гавилушкиной О.П., Катаевой А.А., Соколовой Н.Д., Стребелевой Е.А.) обращается внимание на особую роль раннего воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в процессе психического развития в целом и различных видов деятельности в частности, в том числе – и математической.

 Специально организованное математическое развитие дошкольников проводится:

  • в повседневной жизни:  создание ситуаций заинтересованности детей друг другом, необходимая помощь при этом, организация коллективной деятельности с математическим содержанием,
  • в специальных играх и упражнениях,  направленных на развитие представлений о себе, об окружающих взрослых и сверстниках,
  • в обучении сюжетно-дидактическим и театрализованным играм,  где  выявление, осознание и воссоздание количественных, величинных,  пространственно – временных отношений становится целью и средством деятельности,

  • на специальных занятиях по математическому развитию,
  • на комплексных игровых занятиях,  где одновременно используются вербальные, графические и образно-двигательные знаки для выражения одного математического содержания,
  • на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, хозяйственно-бытовым трудом  за счёт усиления их элементарным математическим содержанием,
  • в  работе  по  развитию речи в процессе обучения составлению словесного отчёта о выполненных действиях, или составлению  рассказов - текстов с математическим содержанием.

 В процессе обучения детей дошкольного возраста основам  математических знаний решаются следующие задачи:

  1. Формирование представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основе математического развития;

  1. Развитие у детей ориентировки в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

  1. Формирование счётных, вычислительных, измерительных  навыков и умений;

  1. Обучение детей элементарной математической терминологии;

  1. Развитие познавательных интересов и способностей детей, их логического мышления

(БелошистаяА.В., ЛеушинаА.М., МихайловаЗ.А., ЩербаковаЕ.И. и др)


Необходимость решения такого широкого спектра задач определяется требованиями:

  • Социального развития ребёнка, научения его жить в многообразном мире и в соответствии с ним строить своё поведение и деятельность;
  • Познавательного, в том числе и математического, развития ребёнка;
  • Подготовленности ребёнка к обучению математике в школе.

Но – первостепенной, наиглавнейшей и наисложнейшей задачей математической подготовки детей дошкольного возраста с проблемами в развитии является формирование интереса к математической деятельности, а также интереса к процессу и результату деятельности. Для этого необходимо создание условий, при которых у детей будут возникать увлечённость ходом действий, желание их совершать, понимание реальности и смысла результата действий, а также стремление добиться этого результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."

Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений средняя группа для детей с задержкой психического развития Тема: Число и цифра 3

Содержание работы:Образовательные:-Закреплять навык пересчета предметов, воспитание количества с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов.-Учить считать до трех, называть числи...

Занятие по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детей с задержкой психического развития "Зимушка - зима"

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детей с задержкой психического развития "Зимушка-зима"...

Игры и упражнения, направленные на формирование количественных представлений у детей с ОВЗ (с задержкой психического развития).

Хочу предложить несколько вариантов игр и игровых упражнений по формированию и развитию количественных представлений, навыка порядкового счёта, которые помогают педагогу добиваться поставленных задач....

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование временных представлений у детейдошкольного возрастас задержкой психического развития...

Тема: «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

1.   Актуальность рассмотрения вопроса об изучении состояния пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития обусловлена рядом причин психолого-педагогического ...

Игровые технологии в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Использование игровых технологий, в частности дидактических игр, в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с задержкой психического развития позволяют добиться лучшего усвоения учебного ...