Консультация для воспитателей "Игра как средство развития математических представлений у дошкольников"
методическая разработка по теме
Автором представлены игры для дошкольников, направленные на развитие их элементарных математических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
элементарных математических представлений
у детей дошкольного возраста.
В дошкольном образовании математика – это развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. В данном возрасте ведущий вид деятельности – игра, поэтому весь образовательный процесс в ДОУ строится на основе игр.
Характеристика игры как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве:
- Игра как ведущий вид деятельности вызывает качественные изменения у дошкольников.
- Дети в игре отражают окружающее их многообразие действительности и взаимоотношения людей в ней.
- Игровая деятельность дошкольников влияет на формирование произвольности психических процессов.
- Игровая ситуация и действие в ней оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности детей.
- Игра в дошкольном детстве влияет на развитие личности ребенка, его чувств и воли, формирует основные навыки общения.
- Игра решает такие задачи, как развитие мышления, памяти, внимания, воображения, наблюдательности.
Сюжетно-ролевая игра в математическом развитии дошкольников:
- Средство углубления интереса и потребности в математических знаниях.
- Средство зоны ближайшего развития ребенка.
- Выполнение действий в воображаемой ситуации.
- Способ побуждения к творчеству и самостоятельности.
- Сравнение предметов по различным признакам; сравнение групп предметов; навыки счета, сравнение смежных чисел.
- Средство формирования простейших геометрических представлений о геометрических фигурах; взаимном расположении предметов в пространстве, значении порядковых чисел.
Дидактическая игра имеет познавательную направленность:
- Развивает индивидуальные способности к математике.
- Воспитывает познавательную активность.
- Вызывает интерес у детей к математике.
- Способствует обогащению и закреплению математических представлений детей дошкольного возраста.
- Обеспечивает динамичность и продуктивность мышления.
- Развивает память, внимание, логику мышления.
Примеры игровых занятий для детей старшего дошкольного возраста.
Игровое занятие «Построй домик». Из приготовленных заранее цветных прямоугольников и треугольников дети строят домик, называя, где какая фигура находится.
Задачи: сравнивать геометрические формы, называть их отличительные признаки; развивать воображение.
Варианты: построй парусную лодку из геометрических фигур (данных); морской катер; вагон их фигур; поезд из фигур.
Игровое занятие «Бабочки».
Задачи: закреплять навыки счета, закреплять понятия «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», «над», «под», развивать внимание.
Каждому ребенку раздается по одной коробочке с бабочками желтого и красного цвета. Педагог показывает им карточки с разными цифрами и просит такое же количество бабочек достать из коробочки.
Игра сопровождается вопросами:
- каких бабочек больше, а каких меньше;
- что нужно сделать, чтобы их стало поровну?
Можно использовать такие понятия, как «рядом», «выше», «ниже» и др.
Игровое занятие «Хлопки».
Задачи: закреплять понятия «большой», «короткий», «маленький», «длинный».
Материалы: три карандаша разного цвета и размера, три книги разные по толщине, три картинки слон, зайчик и бабочка.
Игра сопровождается вопросами:
- какого цвета карандаш самый длинный;
- какой карандаш короткий;
- книга толстая;
- какие звери одинакового размера;
- какой зверь больше, а какой меньше и др.
Если фраза, произносимая воспитателем, неправильная – дети хлопают один раз, если же правильная – дети не хлопают.
Игровое занятие «Сравни и запомни».
Задачи: формировать умение осуществлять анализ способа расположения фигур на наглядной основе, закреплять представления о геометрических фигурах.
Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.
Старший воспитатель: Еськова С.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/04/picture-846034-1675521813.jpg)
Развивающая игра «Геоконт», как средство развития математических представлений старших дошкольников.
Педагогические условия внедрения развивающей игры "Геоконт" в образовательный процесс....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/26/picture-1166078-1572103542.jpg)
Статья на тему: «Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений старших дошкольников»
Аннотация. В статье рассмотрена нетрадиционная техника работы с бумагой Айрис - фолдинг как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Даны методические ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/26/picture-1166078-1572103542.jpg)
Картотека игр «Дидактические игры как средство развития математических представлений старших дошкольников»
Сборник дидактических игр по развитию элементарных математических представлений старших дошкольников...
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников». Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников маст...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-522644-1415632340.jpg)
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития м...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/18/picture-1304444-1610942585.jpg)
Картотека игр «Дидактические игры как средство развития математических представлений старших дошкольников»
Создание сборника дидактических игр по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, и правильно организованная игровая деятельность, будет пробуждать у дет...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/13/picture-1426626-1670936012.jpg)
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития м...