развитие математических представлений младших дошкольников
статья (конструирование, ручной труд, младшая группа) по теме
Данная статья поможет педагогам групп раннего возраста понять "природу" формирования математических представлений в прцессе конструирования.Определить этапы построения работы при формировании элементарных математических представлений младших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Темой данной статьи является развитие математических представлений у младших дошкольников в процессе конструирования.
Конструктивная деятельность важна в общем умственном развитии ребенка, т.к. способствует становлению наглядного моделирования, развивает способность воспринимать такие внешние свойства предметного мира, как форма, пространственные и размерные отношения, понимать некоторые существенные зависимости структуры предмета и его функции, т.е. позволяет выстраивать логическую цепочку, делать умозаключения, выводы, что важно для формирования математического развития и в целом умственного развития детей.
Конструирование наряду с другими видами деятельности, подготавливает почву для развития математических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Оно является практической деятельностью и отвечает интересам и потребностям дошкольников, поэтому при целенаправленной организации конструирование может носить подлинно развивающий характер и влиять на развитие детей младшего дошкольного возраста, в т.ч. и на развитие математических представлений.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка. Математическое содержание связано с различными разделами программы, среди которых логично выступает такой вид продуктивной деятельности, как конструирование. Оно представляет дошкольникам такой жизненный материал, в котором ребенок глубже осмысливает математические знания и понимает их практическую значимость.
Однако в практической работе детских образовательных учреждений педагогам не всегда удаётся полностью использовать конструирование для развития математических представлений. Если конструирование и используется ,то для решения узкого круга задач: для построек будущей игры(кроватка, домик, скамеечка). Потенциал конструирования как средства развития математических представлений используется недостаточно. Математическое развитие является одной из составляющих задач дошкольного образования. По мнению исследователей, конструирование способствует развитию познавательной активности младших дошкольников, учит выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.
Математические представления- представления об окружающем с точки зрения математики, включает в себя представления о таких свойствах и признаках как форма, величина пространственные и временные отношения и другие характеристики. В процессе освоения математических представлений формируются такие качества как любознательность, самостоятельность, умение ориентироваться в пространстве групповой комнаты и на плоскости (пола, стола).
По мнению авторов (З.В.Лиштван, А.Н. Давидчук) конструктивная деятельность важна тем, что способствует восприятию таких свойств внешнего мира, как форма, пространственные и размерные отношения, учит понимать некоторые функции предмета, что в целом важно для формирования математических представлений дошкольника.
Изучая развитие математических представлений младших дошкольников было выявлено, что у дошкольников наблюдается более высокий уровень развития представлений о форме и размере предметов (7,5 баллов из12),что соответствует среднему уровню, чем представлений об ориентировке в пространстве и во времени (в среднем от6,5 до7,3 баллов)что является показателем уровня ниже среднего. Детям младшего дошкольного возраста легче осуществлять деятельность на сенсорной основе, на основе восприятия (находить нужную фигуру по показу), чем на мыслительной основе. Об этом свидетельствуют и проблемы с вербализацией действий. Уровень по этому показателю варьируется от 1,3 до1,4 баллов из 3-х максимально возможных. В соответствии с выделенными особенностями освоения математических представлений в младшем дошкольном возрасте была определена цель формирующей части исследования. Конструирование из строительных материалов может стать средством развития математических представлений.
Исходя из подходов к формирующей работе, выделенных в констатирующем эксперименте, была спланирована последовательность формирования математических представлений с помощью конструирования. Можно выделить 3 основных блока:
- Игры и игровые задания, направленные на развитие представлений о форме и размере предмета сначала по показу, затем использованием вербальных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
- Игры и игровые задания, направленные на развитие умения располагать фигуры в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
- Игры и игровые задания, направленные на развитие умения соблюдать последовательность при строительстве задуманной постройки или по образцу у детей младшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников с ОВЗ (с задержкой психического развития)
Доктор биологических наук Б. М. Медников высказал интересную мысль: «Что бы ни говорили, математика – одна из самых простых наук. Сложен в математике лишь её язык. Но овладев им, каждый может уверенно...
Развитие математических представлений младших дошкольников
В материале представлена презентация и фотоматериал выступления на районном методическом объединении 19 февраля 2020 года....
Использование игровых технологий В.В. Воскобовича в развитии математических представлений младших дошкольников
Презентация: "Использование игровых технологий В.В. Воскобовича в развитии математических представлений младших дошкольников" Характеристика развивающих игр Воскобовича:1. Многофункцион...
Развитие математических представлений у дошкольников на примере парциальной программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой.
Презентация и текст к ней по теме: Развитие математических представлений у дошкольников на примере парциальной программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой....
Консультация для педагогов «Развитие математических представлений младших дошкольников в процессе конструирования»
Конструирование обладает рядом педагогических возможностей. Отмечается значение конструирования в развитии художественно – эстетических способностей, в развитии трудовой деятельности (Грубе Г. В., обо...
Консультация для педагогов «Развитие математических представлений младших дошкольников в процессе конструирования»
Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюр...