Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность
консультация по математике

Математические игры влияют на развитие памяти, мышления, речи, а также творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Одним из наиболее значимых видов деятельности в дошкольном возрасте является игра. Причем ребенок начинает не только принимать участие в действиях, но и подчиняться определенным алгоритмам, правилам и т.д. Это позволяет со временем усложнять условия, добавляя все новые и новые практические задачи.

Обучение математике в игре

Игра для ребенка дошкольного возраста – это не просто развлечение. Это и трудовая, и творческая деятельность одновременно. Ее роль в становлении ребенка как формирующейся личности невозможно переоценить. Направляя и организуя игру, педагог также может включить ее в педагогический процесс, контролируя все аспекты социального развития ребенка. Правильно организованная игра отличается тем, что в ней всегда присутствует конкретная цель, а также средства, необходимые для ее достижения.

Освоение математических представлений должно осуществляться строго поэтапно. Переходить к изучению нового материала нужно только после того, как усвоенный ранее материал окончательно закрепился. Кроме того, развитие математических способностей и навыков у детей дошкольного возраста должны подчиняться строгому принципу природосообразности (каждому возрасту своя нагрузка).

Усвоение математических знаний невозможно без понимания ребёнком таких основ науки, как количество, число и т.д. Однако учитывая то, что для ребенка они в течение длительного времени остаются абстрактными, понимание даже самых простых, на первый взгляд категорий, может быть существенно затруднено. В этих случаях и можно осуществлять развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Простые дидактические игры дают ребенку возможность понять то, что такое «цифра» и «число», формируют адекватные пространственно-временные представления. Для того, чтобы игры имели максимальный эффект, необходимо строить их на основе следующих закономерностей.

Для эффективного усвоения ребенком навыков, приобретаемых в ходе игр, необходимо чтобы на занятиях применялся наглядный материал: яркие картинки, игрушки, кубики и т.д. Это объясняется тем, что произвольное внимание дошкольников развито еще недостаточно хорошо. И для его активизации необходимо, чтобы предмет отличали такие качества, как яркость, новизна и контрастность. Кроме того, любимые игрушки, используемые в процессе занятий, сделают их еще интереснее и увлекательнее. К примеру, если ребенок испытывает некоторые трудности при счете, можно положить перед ним несколько геометрических фигур, окрашенных в разные цвета и последовательно сосчитать предметы в каждом из них. Для того, чтобы ребенок не привязывался к конкретным вещам и мог переносить полученные знания на разные предметы, очень желательно использовать в процессе обучения новые игрушки, дополняя уже имеющийся запас новыми.

После того, как ребенок научиться считать, можно существенно расширить запас его бытовых знаний, объясняя назначение определенных предметов. Например, благодаря навыкам счета, ребёнку не составит труда объяснить, для чего человеку нужны часы или термометр. А впоследствии – понимать по часам, в любой момент, называя время или измерять температуру.

Для того, чтобы ребенок эффективно усваивал представление о количестве, а также «предыдущем» и «последующем» числе можно поиграть с ним в например, предложив ему угадать число, заключенное в определенных пределах и давая ему подсказки словами «больше» либо «меньше». Это позволит ребенку лучше ориентироваться в числах и составлять в уме целостные числовые ряды.

Вот лишь некоторые примеры дидактических игр:

1.    Разложить перед ребенком счетные палочки и предложить ему сначала выбрать любые две, а затем распределить их по двум сторонам. после этого ребенок должен сказать, сколько палочек находится с каждой стороны.

2.    Со временем условия игры можно немного усложнить, предложив ребенку разделить на две части уже четыре палочки. А затем – предложить еще способы разделить четыре палочки на две группы. Впоследствии количество палочек можно будет довести уже до 10. Увеличение числа палочек даст ребенку больший простор для воображения, предлагая все новые и новые способы деления.

3.    Из палочек можно составлять простейшие геометрические формы, тем самым объясняя ребенку, что такое «треугольник», «прямоугольник», «квадрат». После того, как у ребенка появится представление об углах, можно объяснять различия между фигурами более детально. А также предлагать ему самостоятельно складывать их из палочек.

4.    Со временем занятия по формированию простейших геометрических представлений можно усложнить, предлагая ребенку сложить, например, прямоугольник со стороной в 3 или 4 палочки. Либо составить из одинакового количества палочек разные фигуры.

5.    Полезно также предлагать ребенку фиксированное количество палочек, из которого он мог бы собрать две фигуры, либо фигуры, имеющие одну общую сторону.

  6. Счетные палочки отлично подходят также для составления простейших цифр и букв. Использование этого метода также хорошо готовит ребёнка к работе с разлинованной поверхностью тетради.

Несмотря на то, что далеко не каждый ребенок обладает математическим складом ума и изучение науки может представлять для него трудности даже на начальных этапах, специальные упражнения, проводимые в игровой форме, могут существенно облегчить его. А заодно – превратить его в интересную и увлекательную игру.

Занятия, проводимые в игровой форме, позволяют ребенку приучить себя к контролируемой деятельности, прививая ему интерес к обучению. Также математические игры благотворно влияют на развитие памяти, мышления, речи, а также творческих способностей. А затем помогают усвоить и более сложные категории, такие как цифры, числа, счет и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель:  Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...

Статья «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность ...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность

В.Л. Сухомлинский: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творч...

« Развития математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В данном материале рассказываю о важности ФЭМП по средствам игровой деятельности....

Перспективный план по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность с детьми 6-7 лет".

Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует раз...