Перспективный план по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность с детьми 6-7 лет".
методическая разработка (подготовительная группа)

Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Дошкольники с развитыми математическими способностями быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Как известно, основное развитие познавательных процессов происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobr_podgotov_femp.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность с детьми 6-7 лет.

Актуальность темы: Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Дошкольники с развитыми математическими способностями быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Как известно, основное развитие познавательных процессов происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.  

      Цель: создание благоприятных условий для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

 Задачи:

  • определение и содержание методов, технологий для развития математических представлений дошкольника;
  • создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий для формирования элементарных математических представлений;
  • оптимизация работы с родителями по вопросу организации познавательной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.

Планируемые результаты:

  • повысится уровень знаний педагога по данной педагогической проблеме, усовершенствуется использование в работе с детьми новых форм и методов.
  • будет создан уголок математики: счетный материал, настольно-печатные игры, счетные палочки, наборы геометрических фигур, лэпбуки, тематические кейсы.
  • пополнится методическая копилка картотеками, сценариями спектаклей, консультациями для педагогов и родителей;
  • сформируется понимание родителей как развивать дома математические способности у детей.

Были намечены этапы самообразования:

1 этап –– теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы.

2 этап –практический. Составление картотек игр для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.

3 этап –– реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность.

Объекты в работе по самообразованию:

  - Дети 6-7 лет;

  - Семьи детей, посещающих детский сад;

 - Педагогический персонал детского сада;

Методы работы с детьми 6-7лет:

 -  Словесный метод  

 -  Наглядный метод  

  - Практический метод

   - Игровой метод

Приемы формирования элементарных математических представлений:

-Показ

-Инструкция

-Пояснения, разъяснения и указания

-Анализ, синтез, обобщение

-Вопросы

-Моделирование

Экспериментирование

-Контроль и оценка

Формы организации деятельности с детьми:  

- групповая;  

 - подгрупповая;  

- индивидуальная;

Формы работы с родителями:

- консультации,

- родительское собрание,

- беседы,

-совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Перспективный план по самообразованию на 2019- 2020 учебного года.

Название мероприятия

Сроки

Результат

Теоретический этап

1.

Подбор методической литературы для изучения

Сентябрь

Подобрать методическую литературу для изучения.

2.

 Познакомиться с интернет

ресурсами; изучение методической литературы;

изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч» и т.д.

Октябрь

1. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

2. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

3. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.

4. Игра «Пентамимо» https://www.liveinternet.ru/users/5212019/post393380902/ 

5. В. В. Васина, Праздник числа. М., 1991.

6. Л. В. Воронина, Н.Д. Суворова, Знакомим дошкольников с математикой;

7. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ СФЕРА, 2011.;

8. З. А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.;

9. Е.А. Носова, Логика и математика для дошкольников.

Практический этап

3.

Сбор материала для педагогической копилки.

в течение года

Создание папки-копилки (в эл варианте) или сайт педагога:

1) Счетный материал

2) Задания на сложение и вычитание, больше или меньше, состав числа

3) Веселые математические вопросы

4) Задачи, задачки –сказки

5) Картотека математических физминуток

6) Картотека дидактических игр

7) Лабиринты

8) Схемы для палочек Кьюзера

9) Цифры для оформления

10) Математический фольклор

11) логические упражнения

12) головоломки со счетными палочками

4.

Работа с детьми:

совместная и самостоятельная деятельность детей в группе.

Октябрь – Май

1) Диагностика

2) Настольно-печатные игры: «Больше или меньше», «Вычитание», «Снеговик», «Состав чисел до 10», «Сложи и вычти»

3) Лэпбуки: «Посчитаем-поиграем», «Математика со смешариками», «От 1 до 10»

4) Д/и «Спасатели приходят на помощь» и «Поиски затонувшего клада» с блоками Дьенеша

5) Игра «Пентамимо» своими руками

6) ЦОР: «Праздник числа», «Забавные фигуры», «Забавная арифметика» и «Конфетное вычитание»

7) Квест-игра «Спасатели»

8) Тематические комплекты: «Снежинка» и «Снеговик»

10) Показать мультфильмы на занятиях: https://www.youtube.com/watch?v=bxy8ArmXivA&list=PLrv4NGEATUhdUFhzYnEdokJaH5c8kDnoH

https://www.youtube.com/watch?v=AlQxZUWXiTk

https://www.youtube.com/watch?v=lDie1s9QDHU

https://www.youtube.com/watch?v=I5vSCY4-bR4&list=PL8k7vQjCRDvcrWZqCnrlqr0Uq8l5ICDw1

https://www.youtube.com/watch?v=SNelM47BYmA

https://www.youtube.com/watch?v=OJfiesQBE_8

https://www.youtube.com/watch?v=89n8UpiBE_g

https://www.youtube.com/watch?v=O8XP7VOJPtA

https://www.youtube.com/watch?v=XZkFigN9EKI

https://www.youtube.com/watch?v=hcZnzRPWTVg

https://www.youtube.com/watch?v=kdy_-Az3TP4

https://www.youtube.com/watch?v=ovFH5xtJzhI

https://www.youtube.com/watch?v=5JhGMJ7FlNM&list=PLq0UGNPT1IyOEZF2bWNDRnz7PQGSZ6PoU

https://www.youtube.com/watch?v=kJOXpIIhsRQ

https://www.youtube.com/watch?v=iqoFK_CvGmI 

5.

Работа с родителями:

1.Познакомить индивидуально родителей с проблемами фэмп  (по результатам диагностики)

2. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы

3.Повысить педагогическую грамотность родителей по данной проблеме, через консультации, род.собрание.

Октябрь – Май

1) Анкетирование

2) Консультации: «Математика для дошкольников»,

«Развитие математических способностей у дошкольников», «Учим математику дома», «Математика вокруг нас», «Знакомим детей со временем»

3) Буклет «развиваем память, учимся считать»

4) Буклет «Развитие ребенка в 6-7 лет»

5) Памятка «Что должен уметь ребенок в 6-7 лет»

6) Консультация «Развивающие игры Воскобовича»

7Нетрадиционное родительское собрание «Занимательная математика»

Рефлексия

6.

Самореализация:

посещение занятий у воспитателей своего детского сада и района;

посещение педсоветов, семинаров, конференций.

Самоанализ и самооценка занятия в своей группе;

проведение открытых мероприятий.

Публикация в журнале по обобщению опыта

Октябрь – Май.

1) Посещение открытых занятий на уровне своего детского сада, на уровне городского метод объединения.

2) Просмотр открытых занятий и семинаров в сети интернет

https://www.youtube.com/watch?v=LXkMJa1AZZY 

https://www.youtube.com/watch?v=ABAr76QSgRw 

https://www.youtube.com/watch?v=H6aR0H2b77c

https://www.youtube.com/watch?v=h8xQ55xGMqg

https://www.youtube.com/watch?v=0UxMuMsraoI

https://www.youtube.com/watch?v=TZ2hJa8vXeI

https://www.youtube.com/watch?v=GCHCBtocfaw

https://www.youtube.com/watch?v=zj-o8sg5hfg 

3) Участие в медианарах,  вебинарах, семинарах по проблеме формирования элементарных математических представлений.

4) Показ открытого занятия (по плану детского сада)

5) Разработка методического пособия по экономике для детей 5-7 лет

6) Мастер-класс «Играем в математику»

7) Отчет по теме самообразования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель:  Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...

Статья «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность ...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность

В.Л. Сухомлинский: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творч...

План по самообразованию по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Дошкольный возраст является недолгим по длительности в жизни человека, периодом, однако чрезвычайно важным и насыщенным, в том числе и с точки зрения познания и приобретения знаний о мире. Источником ...

план самообразования «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Дошкольный возраст – относительно недолгий период в жизни человека, но, бесспорно, самый важный и насыщенный с точки зрения познания и приобретения знаний об окружающем мире. Дети получают и обо...

План работы по самообразованию на Тему: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В дошкольном учреждении одной из главных задач является формирование и развитие математических способностей детей. Математическое развитие оказывает большое влияние на умственную деятельность детей, б...