«Знакомство с прямоугольником»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП)
на тему «Знакомство с прямоугольником»
для детей средней группы комбинированной
направленности для детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pryamougolnik.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Знакомство с прямоугольником».
1. Цель занятия: познакомить детей с прямоугольником.
2. Задачи:
1. Способствовать формированию представлений о прямоугольнике и его свойствах;
2. Развивать умение детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем (самостоятельно определить сходства и отличия квадрата и прямоугольника);
3. Упражнять в умении правильно называть геометрические фигуры и слова, обозначающие их свойства: прямоугольник, квадрат, длина, ширина, шире, короче, равные по длине, ширине;
3. Развивать пространственные навыки, мышление, внимание, память, творческие способности;
4. Воспитывать сдержанность, внимательность, чувство сотрудничества, аккуратность;
5. Развивать положительные эмоции, способствовать двигательной активности детей на занятии.
3. Тип занятия: формирование новых знаний.
4. Форма занятия: фронтальная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.
5. Продолжительность: 20 минут.
6. Участники: дети средней группы.
7. Возраст обучающихся: 4-5 лет.
8. Оборудование и материалы:
Раздаточный материал: геометрические фигуры из цветного картона (1 квадрат, 1 прямоугольник на каждого ребенка), лист бумаги белого цвета с изображением контура прямоугольника на каждого ребенка, цветные карандаши.
9. Предварительная работа: на прогулке, в групповом помещении с детьми рассмотреть окружающие их предметы, найти те, которые по форме напоминают геометрические фигуры уже знакомые детям (круг, треугольник, квадрат); подготовить демонстрационный и раздаточный материал.
10. Методы и приемы работы с детьми: словесные, игровые, практические методы и приемы (подвижная игра, сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, игровые приемы, элементарный анализ, сравнение, рассказывание сказки с разыгрыванием сюжета на фланелеграфе).
11. Ход занятия:
1. Организационный момент.
В: Ребята, сегодня не простое занятие! Для того, чтобы войти в группу я дам вам билетики, а вы должны назвать какую форму имеет ваш билетик.
Дети берут билетик и называют геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник) показываю прямоугольник, дети затрудняются с ответом.
2. Организационно-ориентировочный этап.
В: Давайте рассмотрим эту фигуру. Это прямоугольник.
В: Давайте все вместе повторим – прямоугольник.
(Дети громко и четко проговаривают название – прямоугольник. Можно выборочно попросить проговорить отдельных детей.)
Поисковый этап.
В: А на какую геометрическую фигуру похож прямоугольник?
Д: на квадрат.
В: всё правильно
В: посмотрите на квадрат, обведите его пальчиком, скажите, у него есть стороны?
Д: да, есть.
В: Сколько их? Давайте посчитаем
Дети считают
В: А у квадрата есть углы?
Дети: да, есть.
В: Сколько их? Посчитаем
В: А теперь посмотрите на прямоугольник и обведите его пальчиком. Скажите, у него есть стороны? Посчитайте сколько их?
Д: четыре.
В: А у прямоугольника есть углы? Посчитайте сколько их?
Д: да, четыре.
В: посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата?
Д: (ответы детей).
В: ребята, я вам расскажу сейчас одну историю
(Презентация)
Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?» Она забралась сначала на одну его сторону, но ничего не увидела из-за деревьев, потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть, я смогу помочь тебе?» - спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. «Давай, мы тебя проводим», - предложил Квадрат. Вдруг на их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку перебраться!» - попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но - плюх и упал в воду. Добрый Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома. «Спасибо, - сказала девочка геометрическим фигурам, - вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, - обратилась девочка к Прямоугольнику, - что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, - скромно ответил Прямоугольник, - просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие».
В: Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у прямоугольника?
Д: две длинные, а две короткие.
В: (Обобщая ответы детей) Можем сделать вывод, что верхняя и нижняя стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата, а левая и правая одинаковые по длине.
Динамическая пауза.
В: А теперь давайте немного поиграем! Игра называется «Найди свой домик». На полу два обруча. Внутри одного квадрат, а в другом - прямоугольник.
Дети делятся на две группы: у одних квадраты, у других прямоугольники.
Звучит музыка. Все разбегаются, музыка останавливается, каждый из детей должен найти свой домик: те, у кого квадрат - бежит к обручу, где лежит квадрат, а те, у кого прямоугольник - к обручу с прямоугольником.
Практический этап.
В: каждому я дала по одному листу. Какой он формы? (прямоугольной).
Посмотрите внимательно. Эта сторона находится сверху и называется – верхняя. Эта сторона находится внизу и называется – нижняя. Поднимите правую руку (воспитатель поправляет при необходимости) и положите ее на правую сторону листа. Сторона так и называется – правая. А теперь положите левую руку на левую сторону листа. Посередине находится центр листа. А теперь посмотрите: кроме сторон у листа есть углы. Сколько их?
Посмотрите в центре листа – домик, в котором живут геометрические фигуры. Пошли фигуры погулять. Слушайте внимательно задание. (дети раскладывают фигуры, каждый на своем листе). На нижней левом углу листа находится треугольник, а в верхнем левом круг. В нижнем правом углу квадрат, а в верхнем правом- прямоугольник.
(Дети выполняют задание.)
Рефлексивно-оценочный этап.
В: Ребята, давайте скажем еще раз, как называется эта геометрическая фигура.
Д: Прямоугольник.
В: чем отличается прямоугольник от квадрата?
Д: у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника две длинные, а две короткие.
Мне очень понравилось, как вы поработали сегодня. Молодцы! Все старались!
12. Литература:
Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 104 с.: илл.
Программа воспитания и обучения в детском саду/Отв. ред. М. А. Васильева. М., 2005.
Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическое развитие."Знакомство с прямоугольником"
"Знакомство с прямоугольником"....
Конспект по ФЭМП «Знакомство с прямоугольником»
Конспект по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР "Знакомство с прямоугольником"...
"Знакомство с прямоугольником"
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей в группе среднего возраста ...
ФЭМП "Знакомство с прямоугольником" средняя группа
Задачи: 1)Образовательные - Познакомить детей с прямоугольником и учить их различать прямоугольник и квадрат; - Формировать умение определять величину предметов в группе (большой &ndash...
Конспект занятия по математике - знакомство с прямоугольником (средняя группа)
Цель: Познакомить с геометрической фигурой «Прямоугольник».Задачи:Познавательное развитие:Познакомить с геометрической фигурой «прямоугольник»Упражнять различать прямоугольник,...
«Знакомство с прямоугольником.Счёт в пределах 5, соотношение цифры с количеством. Определение признаков различия и сходства предметов. Сравнение предметов по длине и ширине. »
Познакомить с прямоугольником и его свойствами, закреплять умение распознать геометрические фигуры; счет в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством. Развивать логическое мышление, творческие ...
"Счёт в пределах 3.Знакомство с порядковым значением числа. Знакомство с прямоугольником"
Тема. "Счёт в пределах 3.Знакомство с порядковым значением числа. Знакомство с прямоугольником"Задачи. Закреплять умение считать в пределах 3, познакомить с порядк...