Познавательное развитие (ФЭМП) "Мы строим зоопарк" с использованием занимательного материала (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера)
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Цель: развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников посредством логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД по ФЭМП "Мы строим зоопарк" | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции речи № 1 «Солнышко» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
694620, Сахалинская область тел.факс: 8(42433) 2-05-52
г. Холмск, ул. Победы 3 E-mail: khgombdoush.1@sakhalin.gov.ru
Познавательное развитие
НОД по ФЭМП с использованием занимательного материала (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера) «Мы строим зоопарк»
Составила: Ляпина М. А.
Цель: развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников в работе по формированию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Программное задачи: Образовательные. Закрепить навыки детей выкладывать задание по образцу из палочек Кюизенера; закреплять знания о составе чисел. Расширять пространственные и временные представления.
Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам, расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначением.
Развивающие. Развивать способности анализировать, сравнивать, обобщать, развивать умение рассуждать логически.
Воспитывающие. Воспитывать стремление оказывать помощь сверстнику, осуществлять контроль за своими действиями и действиями других детей.
Демонстрационный материал: Презентация к занятию; лабиринт – из карточек с кодами геометрических фигур (цвет, форма, толщина, размер), набор блоков; таблица-схема «Палочки Кюизнера»; схема «Заборчик»; 4 тарелочки, карточки схемы для игры «Приготовим угощения для зверят».
Раздаточный материал: Палочки Кюизенера на каждого ребенка; карточки с цифрами 5, 6, 7. 8, 9; карточки – схемы с изображением животных (жираф, лошадка, медведь, заяц); блоки Дьенеша; наборы блоков из семи фигур для игры «Неделька»; 2 обруча, наборы блоков; карточки-схемы «Цветы».
Организованная деятельность.
1 часть – завязка игрового сюжета.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в город Фигуриус. Жители этого города решили построить зоопарк. Строительство уже началось, завезли стройматериал, но работы еще очень много, и без вашей помощи фигурам не справиться. Они просят помочь построить им зоопарк. Вы согласны принять участие в строительстве зоопарка?
- Но чтобы попасть в город Фигуриус, нам необходимо пройти волшебный лабиринт. Для этого необходимо прочитать карточку-символ, выбрать ту фигуру, которая описана знаками. Из нескольких фигур выбирается одна.
(Дети находят и описывают блок, н-р, треугольный, желтый, маленький, тонкий)
2 часть – развитие игрового сюжета.
- Смотрите, нас встречают главные строители города – Квадратик и Прямоугольник (прикрепить картинки к магнитной доске).
- Ребята, фигуры говорят, что в их зоопарк скоро приедут первые жители – медведи, зайцы, жирафы и др., а домики и красивые заборчики для них не готовы.
- Я думаю, вы уже догадались, о чем Квадратик и Прямоугольник нас попросили. Тогда идем в зоопарк.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
По дорожке, по дорожке Поскоки на правой ноге, поскоки на левой ноге.
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинкам побежим Бегут в заданном направлении.
И до зоопарка добежим.
Дети садятся за столы.
- Мы пришли в зоопарк, вот строительный материал, из которого мы будем строить домики для животных и заборчики. Это палочки Кюизенера. Чем они отличаются друг от друга? Мы знаем, что каждая палочка соответствует определенному числу. Какому числу соответствует белая, розовая, голубая, желтая и т.д. палочка?
- Вам нужно построить домики разной высоты, а помогут вам в этом числа.
У каждого на столе лежит карточка с числом. При помощи палочек, вам надо показать из каких 2- х меньших чисел состоит ваше число, и рассказать нам об этом.
1 Задание. Дети раскладывают числа 5, 6, 7, 8 на 2 меньших числа.
- Из каких двух меньших чисел состоит число 5? 6? 7? 8? Молодцы!
- А теперь построим красивые заборчики. Посмотрите внимательно на таблицу, запомните расположение палочек, посчитайте, сколько и каких палочек надо взять? (таблицу убрать)
2 Задание. Дети по памяти выкладывают заборчик.
- Сколько всего палочек ушло на заборчик? Сколько желтых (белых, голубых, розовых) палочек?
- Молодцы, домики и заборчики построили. И теперь поможем Квадратику и Прямоугольнику заселить животных. Но каких? Фигуры не знают, у них только есть инструкции. Фигуры не могут их прочитать, они просят нас помочь им прочитать карточки-схемы, подобрать соответствующие блоки и составить изображение животного. Как вы думаете, с этой задачей мы сможем справиться?
3 Задание. Дети по карточкам – схемам выкладывают изображение животного (жираф, лошадка, медведь, заяц).
Дети проходят к другим столам, работают в паре и выкладывают из блоков Дьенеша изображения животных.
- Какого животного вы заселили в свои домики?
- Молодцы, инструкцию прочитали и всем животным нашли домики.
- Давайте немного отдохнем, а потом я расскажу, что предстоит нам еще сделать.
Физминутка. «Неделька»
Каждому ребенку дается название дня недели и соответствующий блок. Дети под музыку разбегаются, а затем собираются и выстраиваются в недельку.
- Сколько дней в неделе? Назовите все дни недели по порядку.
4 Задание. «Приготовим угощения для зверят»
- Ребята, давайте для зверят приготовим угощение.
Дети раскладывают блоки (корм) по тарелочкам на основании словесно обозначенных свойств блоков (3 свойства):
- в первую тарелочку – круглые красные большие блоки (корм);
- во вторую тарелочку желтые маленькие квадратные блоки;
- в третью тарелочку – красные большие не треугольные блоки;
- в четвертую тарелочку – все блоки, которые остались в коробке.
- Молодцы! Угощение по тарелочкам разложили.
- А в зоопарке есть небольшие пруды и фигуры решили выпустить туда золотых рыбок. Давайте поможем им в этом.
5 Задание. Игра с двумя обручами.
На полу 2 обруча (синий и красный) - определить каждую из областей (пруд) и область их пересечения:
а) в 1-ой области (в пруду) находятся все желтые фигуры;
б) во 2-ой - все круглые;
в) в 3-ей – только желтые круглые.
- В 1-ом пруду, какие рыбки плавают? (В первом пруду плавают рубки желтого цвета и разной формы).
- Во 2-ом пруду? А в з-ем? (Во 2-м пруду - рыбки красного, синего цвета и все круглые; в 3-ем – только желтые круглые рыбки).
(Дети садятся за столы)
- Молодцы, в пруду плещутся золотые рыбки, а на поверхности пруда плавают лебеди. Давайте при помощи палочек узнаем, сколько всего лебедей в пруду? Сколько белых лебедей? Если 5 белых лебедей, то какого цвета палочку мы возьмем? (желтую) Берем и выкладываем на столе. Сколько черных? Какую палочку мы возьмем? (белую) Выкладываем рядом справа от желтой. Решите пример: к 5 прибавить 1 получится 6. Какого цвета палочка обозначает число 6? (фиолетовая) Так сколько всего лебедей плавает в пруду? (В пруду плавает 6 лебедей)
6 Задание. Цветоводы
- А мы с Квадратиком и Прямоугольником подумали и решили предложить вам немножко поработать сегодня цветоводами. Жители города Фигуриус хотят, чтобы на всей территории зоопарка цвели красивые цветы. Вы согласны взяться за эту работу? Хорошо! Вот для вас карточки-схемы, при помощи которых, используя палочки Кюизенера, вы «посадите» цветы. (Самостоятельная работа детей – дети составляют изображения цветов при помощи палочек Кюизенера)
3 часть занятия – развязка игрового сюжета.
- Ребята, мы сегодня помогали жителям города строить зоопарк. Много работы выполнили. Пришло время возвращаться, давайте скажем «до свидания» и в обратный путь отправимся.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
По дорожке, по дорожке Поскоки на правой ноге, поскоки на левой ноге.
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинкам побежим Бегут в заданном направлении.
И до дома добежим.
- Вот мы и вернулись домой!
Рефлексия. Поделитесь своими впечатлениями от путешествия в город Фигуриус, какое задание жителей города было самым интересным, какое – самым трудным (легким). Научились ли вы чему-то новому, выполняя задания. Благодарю всех за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект математического досуга совместно с родителями «Путешествие в страну «Сообразилия» (с использованием электронных образовательных ресурсов, игровых, здоровье сберегающих технологий, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)
1. Знакомить родителей с игровыми способами формирования навыков счета, развития логического мышления, воображения.2. Учить взрослых и детей взаимодейст...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)
Развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников в работе по фомированию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логических блоков Дь...
Тьториал «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера»
Формирование у тьюторантов представлений об использовании в работе с детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера...
Методическая разработка. Познавательное конструирование с помощью развивающих игр блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, кубиков Никитина.
Основные цели: 1. Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию...
Мастер-класс для родителей «Использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера для развития детей дошкольного возраста»
Цель: Знакомство родителей с «Логическими блоками Дьенеша», «Палочками Кюизенера» и использование их как игрового материала в работе с детьми...
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «А» Тема: «Сказка оживает, в гости приглашает». (Использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)
Развитие математических способностей детей 4-5 лет, посредством использования блоков Дьенеша, как метода развития логико - математических представлений у дошкольников....
НОД по ФЭМП в средней группе "Сказка оживает в гости приглашает"( использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)
Развитие математических способностей у детей 4-5лет посредством использования блоков Дьенеша, как метода развития логико-математических представлений у дошкольников. Формировать представле...