Познавательное развитие (ФЭМП) "Мы строим зоопарк" с использованием занимательного материала (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера)
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Ляпина Марина Анатольевна

Цель: развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников посредством логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД по ФЭМП "Мы строим зоопарк"22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции речи № 1 «Солнышко» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

694620, Сахалинская область                 тел.факс: 8(42433) 2-05-52

г. Холмск, ул. Победы 3                                                                             E-mail: khgombdoush.1@sakhalin.gov.ru               

Познавательное развитие

НОД по ФЭМП с использованием занимательного материала (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера) «Мы строим зоопарк»

Составила: Ляпина М. А.

Цель: развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников в работе по формированию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Программное задачи: Образовательные. Закрепить навыки детей выкладывать задание по образцу из палочек Кюизенера; закреплять знания о составе чисел. Расширять пространственные и временные представления.

Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам, расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначением.

Развивающие. Развивать способности анализировать, сравнивать, обобщать, развивать умение рассуждать логически.

Воспитывающие. Воспитывать стремление оказывать помощь сверстнику, осуществлять контроль за своими действиями и действиями других детей.

Демонстрационный материал: Презентация к занятию; лабиринт – из карточек с кодами геометрических фигур (цвет, форма, толщина, размер), набор блоков; таблица-схема «Палочки Кюизнера»; схема «Заборчик»; 4 тарелочки, карточки схемы для игры «Приготовим угощения для зверят».

Раздаточный материал: Палочки Кюизенера на каждого ребенка; карточки с цифрами 5, 6, 7. 8, 9; карточки – схемы с изображением животных (жираф, лошадка, медведь, заяц); блоки Дьенеша; наборы блоков из семи фигур для игры «Неделька»; 2 обруча, наборы блоков; карточки-схемы «Цветы».

Организованная деятельность.

1 часть – завязка игрового сюжета.

- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в город Фигуриус. Жители этого города решили построить зоопарк. Строительство уже началось, завезли стройматериал, но работы еще очень много, и без вашей помощи фигурам не справиться. Они просят помочь построить им зоопарк. Вы согласны принять участие в строительстве зоопарка?

- Но чтобы попасть в город Фигуриус, нам необходимо пройти волшебный лабиринт. Для этого необходимо прочитать карточку-символ, выбрать ту фигуру, которая описана знаками. Из нескольких фигур выбирается одна.

(Дети находят и описывают блок, н-р, треугольный, желтый, маленький, тонкий)

2 часть – развитие игрового сюжета.

- Смотрите, нас встречают главные строители города – Квадратик и Прямоугольник (прикрепить картинки к магнитной доске).

- Ребята, фигуры говорят, что в их зоопарк скоро приедут первые жители – медведи, зайцы, жирафы и др., а домики и красивые заборчики для них не готовы.

- Я думаю, вы уже догадались, о чем Квадратик и Прямоугольник нас попросили. Тогда идем в зоопарк.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

По дорожке, по дорожке        Поскоки на правой ноге, поскоки на левой ноге.

Скачем мы на правой ножке.                

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинкам побежим                Бегут в заданном направлении.

И до зоопарка добежим.

Дети садятся за столы.

 - Мы пришли в зоопарк, вот строительный материал, из которого мы будем строить домики для животных и заборчики. Это палочки Кюизенера. Чем они отличаются друг от друга? Мы знаем, что каждая палочка соответствует определенному числу. Какому числу соответствует белая, розовая, голубая, желтая и т.д. палочка?

- Вам нужно построить домики разной высоты, а помогут вам в этом числа.

У каждого на столе лежит карточка с числом. При помощи палочек, вам надо показать из каких 2- х меньших чисел состоит ваше число, и рассказать нам об этом.

1 Задание. Дети раскладывают числа 5, 6, 7, 8 на 2 меньших числа.

- Из каких двух меньших чисел состоит число 5? 6? 7? 8? Молодцы!

- А теперь построим красивые заборчики. Посмотрите внимательно на таблицу, запомните расположение палочек, посчитайте, сколько и каких палочек надо взять? (таблицу убрать)

2 Задание. Дети по памяти выкладывают заборчик.

- Сколько всего палочек ушло на заборчик? Сколько желтых (белых, голубых, розовых) палочек?

- Молодцы, домики и заборчики построили. И теперь поможем Квадратику и Прямоугольнику заселить животных. Но каких? Фигуры не знают, у них только есть инструкции. Фигуры не могут их прочитать, они просят нас помочь им прочитать карточки-схемы, подобрать соответствующие блоки и составить изображение животного. Как вы думаете, с этой задачей мы сможем справиться?

3 Задание. Дети по карточкам – схемам выкладывают изображение животного (жираф, лошадка, медведь, заяц).

Дети проходят к другим столам, работают в паре и выкладывают из блоков Дьенеша изображения животных.

- Какого животного вы заселили в свои домики?

- Молодцы, инструкцию прочитали и всем животным нашли домики.

- Давайте немного отдохнем, а потом я расскажу, что предстоит нам еще сделать.

Физминутка. «Неделька»

Каждому ребенку дается название дня недели и соответствующий блок. Дети под музыку разбегаются, а затем собираются и выстраиваются в недельку.

- Сколько дней в неделе? Назовите все дни недели по порядку.

4 Задание. «Приготовим угощения для зверят»

- Ребята, давайте для зверят приготовим угощение.

Дети раскладывают блоки (корм) по тарелочкам на основании словесно обозначенных свойств блоков (3 свойства):

- в первую тарелочку – круглые красные большие блоки (корм);

- во вторую тарелочку желтые маленькие квадратные блоки;

- в третью тарелочку – красные большие не треугольные блоки;

- в четвертую тарелочку – все блоки, которые остались в коробке.

- Молодцы! Угощение по тарелочкам разложили.

- А в зоопарке есть небольшие пруды и фигуры решили выпустить туда золотых рыбок. Давайте поможем им в этом.

5 Задание. Игра с двумя обручами.

На полу 2 обруча (синий и красный) - определить каждую из областей (пруд) и область их пересечения:

а) в 1-ой области (в пруду) находятся все желтые фигуры;

б) во 2-ой  - все круглые;

в) в 3-ей – только желтые круглые.

- В 1-ом пруду, какие рыбки плавают? (В первом пруду плавают рубки желтого цвета и разной формы).

- Во 2-ом пруду? А в з-ем? (Во 2-м пруду - рыбки красного, синего цвета и все круглые; в 3-ем – только желтые круглые рыбки).

(Дети садятся за столы)

- Молодцы, в пруду плещутся золотые рыбки, а на поверхности пруда плавают лебеди. Давайте при помощи палочек узнаем, сколько всего лебедей в пруду? Сколько белых лебедей? Если 5 белых лебедей, то какого цвета палочку мы возьмем? (желтую) Берем и выкладываем на столе. Сколько черных? Какую палочку мы возьмем? (белую) Выкладываем рядом справа от желтой. Решите пример: к 5 прибавить 1 получится 6. Какого цвета палочка обозначает число 6? (фиолетовая) Так сколько всего лебедей плавает в пруду? (В пруду плавает 6 лебедей)

6 Задание. Цветоводы

- А мы с Квадратиком и Прямоугольником подумали и решили предложить вам немножко поработать сегодня цветоводами. Жители города Фигуриус хотят, чтобы на всей территории зоопарка цвели красивые цветы. Вы согласны взяться за эту работу? Хорошо! Вот для вас карточки-схемы, при помощи которых, используя палочки Кюизенера, вы «посадите» цветы. (Самостоятельная работа детей – дети составляют изображения цветов при помощи палочек Кюизенера)

3 часть занятия – развязка игрового сюжета.

- Ребята, мы сегодня помогали жителям города строить зоопарк. Много работы выполнили. Пришло время возвращаться, давайте скажем «до свидания» и в обратный путь отправимся.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

По дорожке, по дорожке        Поскоки на правой ноге, поскоки на левой ноге.

Скачем мы на правой ножке.                

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинкам побежим        Бегут в заданном направлении.

И до дома добежим.

- Вот мы и вернулись домой!

Рефлексия. Поделитесь своими впечатлениями от путешествия в город Фигуриус, какое задание жителей города было самым интересным, какое – самым трудным (легким). Научились ли вы чему-то новому, выполняя задания. Благодарю всех за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект математического досуга совместно с родителями «Путешествие в страну «Сообразилия» (с использованием электронных образовательных ресурсов, игровых, здоровье сберегающих технологий, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)

1.     Знакомить родителей с игровыми способами формирования навыков счета, развития логического мышления, воображения.2.     Учить взрослых и детей взаимодейст...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)

Развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников в работе по фомированию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логических блоков Дь...

Тьториал «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера»

Формирование у тьюторантов представлений об использовании в работе с детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера...

Методическая разработка. Познавательное конструирование с помощью развивающих игр блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, кубиков Никитина.

Основные цели: 1. Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать,  классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и  декодировать информацию...

Мастер-класс для родителей «Использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера для развития детей дошкольного возраста»

Цель: Знакомство родителей с «Логическими блоками Дьенеша», «Палочками Кюизенера» и использование их как игрового материала в работе с детьми...

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «А» Тема: «Сказка оживает, в гости приглашает». (Использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)

Развитие математических способностей детей 4-5 лет, посредством использования  блоков Дьенеша, как метода развития логико - математических представлений у дошкольников....

НОД по ФЭМП в средней группе "Сказка оживает в гости приглашает"( использование блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)

Развитие математических способностей у детей 4-5лет посредством использования блоков Дьенеша, как метода  развития логико-математических представлений у дошкольников. Формировать представле...