Тьториал «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера»
методическая разработка
Формирование у тьюторантов представлений об использовании в работе с детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutorial_po_blokam_denesha.docx | 42.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тьториал «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера»
Цель: Формирование у тьюторантов представлений об использовании в работе с детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Задачи:
- Формировать умение педагогов применять в практической деятельности современные образовательные технологии (Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера).
- Развивать тьюторские компетенции: информационно-аналитическая деятельность, исследовательская деятельность, проектировочная деятельность, организационно-управленческая деятельность, педагогическая деятельность. Развивать умение рефлексировать.
- Развить умение работать в группе.
Оборудование: в зале развешать по 4 углам таблички: «Знаю. Применяю», «Знаю. Не применяю», «Хочу узнать», «Прочее». На листе ватмана – изображение дерева с листьями, маркеры, листья жёлтого и зелёного цвета (на двустороннем скотче). Большой лист бумаги для кластера – 2 шт. Наборы блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
- Вступительное слово. Организационные вопросы.
- Вхождение в деятельность. Приветствие «Давайте поздороваемся».
Цель: снятие напряжения у участников, переключение внимания.
Те педагоги, о которых идёт речь в тексте, встают.
Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения.
Здравствуйте те, кто плотно утром позавтракал.
Здравствуйте те, кто рад повышению оклада.
Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.
Здравствуйте те, кто готов активно участвовать в нашем тьютореиле.
- Выявление опасений и ожиданий участников. Методика «Четыре угла».
Цель: Уточнение ожиданий, введение в содержательную сторону работы.
Тьютор объясняет условия игры: четыре угла помещения соответствуют четырём вариантам:
1-ый угол – «Знаю. Применяю» (В этот угол встают педагоги, которые знакомы с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера и применяют их в своей практической деятельности с детьми).
2-ой угол – «Знаю, но не применяю» (Педагоги, знакомые с данной темой, посещающие мероприятия по теме, но на практике по каким-то причинам не используют).
3-ий угол – «Хочу узнать» (Педагоги-новички в данном вопросе).
4-ый угол – «Прочее» («Меня заставило начальство прийти на семинар»).
Каждый участник встаёт в угол, соответствующий тому ответу, который, по его мнению, является самым верным для его ситуации.
После того, как педагоги распределились на 4 угла, тьютор задаёт вопрос каждой группе: что вы ждёте от занятия? Чему хотели бы научиться? Чего опасаетесь?
Метод «Лето – осень»
Цель: Выяснить ожидания, опасения участников.
Материалы: лист ватмана, маркеры, самоклеющиеся листы. Время работы: 15 мин. Структура работы: На листе ватмана схематично рисуется дерево, в листки которого вписывается, что участники ждут от занятия, чему хотели бы научиться, чего опасаются. В конце занятия участники заклеивают свои ожидания и опасения цветными листиками: - сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения - зелеными - несбывшиеся ожидания и подтвержденные опасения – желтыми.
Оценка результата: Зеленое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Желтое дерево – выросло не то, что ожидали.
- Включение в тему семинара. Приём «Составление кластера».
Цель: Попытаться систематизировать имеющиеся знания по понятиям «блоки Дьенеша» и «палочки Кюизенера». Стимулирование мыслительной деятельности.
Вопрос: Какие ассоциации вызывает у Вас понятие «блоки Дьенеша» («палочки Кюзинера»)? (факты, мнения, имена, проблемы, понятия).
Тьютор записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
- Работа в группах.
Тьютор предлагает педагогам разделиться на 2 группы по случайному выбору.
Задание: 1 группа: Опираясь на предложенные вами ассоциации, попробуйте сформулировать понятие «Блоки Дьенеша».
2 группа: Опираясь на предложенные вами ассоциации, попробуйте сформулировать понятие «палочки Кьюизенера».
Каждая группа предлагает свои варианты формулировок. Идеи групп вывешиваются на доске.
Сравните ваши формулировки с общеизвестными фактами.
Слайд 1. Портрет Золтана Дьенеша с подписью: «Золтан Дьенеш - всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика».
Слайд 2. Изображение блоков с подписью: «Учебно-методическое пособие блоки Дьенеша представляет собой набор из 48 предметов. Каждая деталь конструктора обладает набором свойств и отличается от других по четырём признакам:
- по размеру (большие и маленькие);
- по цвету (красные, синие, жёлтые);
- по геометрической форме (треугольники, круги, квадраты, прямоугольники);
- по толщине (узкие и широкие).
Слайд 3. «Зачем? В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Слайд 4. Портрет Джорджа Кюизенера с подписью: «Джордж Кюизенер – бельгийский учитель начальной школы, автор книги «Числа и цвета».
Слайд 5. Изображение палочек с подписью: «Данный материал представляет собой набор счетных палочек (другое название -“числа в цвете”, “цветные палочки”) 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см. Комплектация набора не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством.
Слайд 6. Использование палочек Кюизенера способствует:
• Формированию понятия числовой последовательности, состава числа.
• Подводят к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.
• Учат детей делить целое на части и измерять объекты условными мерками.
• Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
Обработка высказанных идей, каждый слайд обсуждается.
- Выполнение задания «Создай игру».
Педагогам даётся задание придумать свою игру и сформулировать задачи к игре (можно опираться на имеющийся опыт): 1 группа – игра с блоками Дьенеша, 2 группа – игра с палочками Кюизенера.
Педагогам выдаётся набор блоков и набор палочек.
- Пленарное обсуждение.
Каждая команда презентует свою игру, играет в неё с членами другой группы.
- Кофе-пауза
- Презентация игр тьюторами (Игры с педагогами).
Блоки Дьенеша:
- Игра «Цепочка». Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы. Цель: построить цепочку как можно длиннее.
- Игра «Посадим красивую клумбу»
Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.
Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада.
На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина, Педагоги берут по одному блоку и «сажают» в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока, если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей.
Палочки Кюизенера.
- Игра: «Цветные коврики»
Цель: Углублять знания о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.
Педагоги берут одну какую-либо палочку (например, желтую) и составляют ее из нескольких других, в сумме равных длине первой. Каждый «коврик» заканчивается палочкой, состоящей из белых палочек, которая носит название «бахрома». Педагоги описывают коврик:
- Цветом: «Желтый - это белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый, и белый, белый, белый, белый, белый».
- Числами: «Пять - это один и четыре, четыре и один, два и три, три и два, и один, один, один, один, один».
- Цифрами (дети выкладывают карточки с цифрами): 1 и 4,4 и 1,2 и 3,3 и 2, и 1, 1, 1, 1, 1. Можно использовать знаки +, -, =.
2. Игра «Назови число - найди палочку».
Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.
Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая - один, розовая - два, голубая - три, красная - четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
Обсуждение. Вопросы: - Как и когда Вы сможете это использовать?
- При каких условиях это принесёт Вам нужный результат?
- Что от этого будете иметь лично Вы?
- Рефлексия. Метод «Лето-осень».
Педагоги соотносят прогноз с полученным результатом: заклеивают свои ожидания и опасения цветными листиками.
Оценка результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий в социальном развитии дошкольников
Описание опыта работы МАДОУ МО г.Нягань "Детский сад №1 "Солнышко" по использованиию современных образовательных технологий в социальном развитии дошкольников....
"Использование современных образовательных технологий для речевого развития дошкольников"
Автором представлен материал по использованию современных образовательных технологий в речевом развитии дошкольников....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша»
Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и бло...
Использование интерактивных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников
Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании...
Индивидуальный план по самообразованию на тему: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша»
Тема: «Использование современных образовательных технологий впознавательном развитии дошкольников.БлокиДьенеша» Год разработки программы: 2019 проблема:По результатам мониторинга...
Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование игровой педагогической технологии в познавательном развитии дошкольников логические блоки Дьенеша»
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одно из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены ...
План работы «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша»
Проблема:По результатам мониторинга логическое мышление детей имеет низкий и средний уровень развития и для решения этой проблемы, я решила использовать блоки Дьенеша.Методическая тема:«Использо...