Занятие по работе с арифметической задачей на втором этапе.
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Занятие по работе с арифметической задачей на втором этапе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие по работе с арифметической задачей на втором этапе.
Цели образовательные:
Обучение детей умению составлять задачи на сложение и подведению к усвоению структуры задачи: «задача», и при разборе составленной задачи подчеркнуть необходимость числовых данных и вопросов: «Что известно?». «Что нужно узнать?»
- создание условия для формирования одного из основных понятий начального курса математики – «задача»: отличительные признаки задачи от загадки.
- Организовать деятельность для закрепления умения видеть геометрические фигуры в окружающих предметах; Совершенствовать навыки количественного счета в пределах 10
- организовать деятельность по формированию математических представлений и развитию познавательной активности.
- организовать рефлексивную деятельность
-Развивать внимание, память, логическое мышление.
Формирование коммуникативных навыков:
- Умение внимательно слушать собеседника.
- Умение в корректной форме доказывать свою точку зрения
Методы и приемы: Словесный, наглядный, практический
Здоровье- сберегающие технологии: Физминутка «Сколько».
Виды наглядного материала: демонстрационный материал. ваза, 4 флажка, 3 кубика, квадраты двух цветов, 5 треугольников одного цвета и раздаточный материал: треугольники двух цветов, карандаши.
Этапы | Деятельность педагога Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию действия педагога. | Деятельность детей
| Ожидаемые результаты (образовательные, развивающие, воспитательные) | Методы и приемы |
1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы) | Мотивационная технология. Ребята, сегодня я хотела с вами поиграть с цифрами, расставила их по порядку. Потом открыла окно, чтоб проветрить группу и ветер перемешал все цифры. Помогите мне пожалуйста навести порядок! (дети расставляют числовой ряд от 1 до 5.) | Дети слушают воспитателя, соглашаются. | Создание положительного эмоционального фона. | |
2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений | Вот спасибо, а сейчас мы с цифрами поиграем. Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть: -какая цифра стоит первая? -какая цифра стоит последней? -какая цифра стоит между 2 и 4? -какая цифра стоит после 1? -какая цифра стоит перед 4? -назовите соседей цифры 1 и 3? -кто знает эту цифру? (5) | Закрепление детьми знаний через игру. Ответы детей. | Актуализация имеющихся знаний и представлений у детей. Развитие артикуляционной речи. | Дидактическая игра Наглядный метод Средства наглядности -карточки с изображением математических символов — цифр, Словесный метод-вопросы к детям.и индивидуальные ответы детей |
3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы) | Проблемно – поисковая технология. Игровое упражнение «Готовимся к школе» Воспитатель приносит конверт с заданиями учителя- задачи. Сегодня на занятии мы познакомимся с задачами и научимся из решать. Что такое задача хотите узнать? - Ребята, когда вы в жизни встречали слово «задача»? Мы сегодня будем учиться составлять и решать задачи. Воспитатель вызывает к доске двух детей. Читает задание и просит одного ребенка поставить на стол 2 кубика на небольшом расстоянии друг от друга, а другого ребенка поставить еще 1 кубик сверху. – Что построили дети? -Сколько кубиков поставил Саша? (2) -Сколько кубиков поставил Коля? (1) 2. -Давайте составим задачу про то, что сделали мальчики: «Саша поставил на стол 2 кубика, а Коля-еще один кубик сверху. Сколько кубиков поставили дети? Обводящим движением руки воспитатель фиксирует внимание на всех кубиках) 3.Дети повторяют задачу. (Составленную задачу повторяют 2 или 3 человека). Что же такое задача? -это математический рассказ, в котором есть вопрос. (что нужно найти) 4.Для того чтобы ответить на вопрос задачи, надо ее решить. Воспитатель вызывает к доске еще двоих детей и просит на фланелеграфе расположить столько квадратов одного цвета, сколько кубиков поставил Саша, и столько квадратов другого цвета, сколько кубиков поставил Коля. 5.Дети пересчитывают квадраты и отвечают на вопрос задачи: Сколько кубиков поставили дети? («3 кубика поставили вместе Саша и Коля».) -Почему их стало 3? (к двум кубикам прибавили 1 кубик). Кубиков стало больше? (больше) -На сколько кубиков стало больше? (на 1 кубик стало больше). | Наблюдают за действиями детей. Отвечают на вопросы. . | Наглядный метод Средствами наглядности игрушки, геометрические фигуры, Словесный метод вопросы к детям.и индивидуальные ответы детей Практический метод-выполнение практических заданий по указаниям с наглядным материалом и выполнение задания - задачи-драматизации в структуре задачи дети с помощью воспитателя пока еще выделяют только две части: условие и вопрос. метод моделирования Прием-демонстрация | |
4. «Открытие» нового знания (способа действия) | Воспитатель читает следующее задание и просит одного ребенка поставить в вазу 3 флажка, а другого-1 флажок. Уточняет: - Сколько флажков поставила в вазу Катя? (3) -Сколько флажков поставила Лиза? (1) Дети рассказывают о действиях Кати и Лизы и называют количество поставленных флажков. Воспитатель поясняет задачу: Катя поставила в вазу 3 флажка, а Лиза-1 флажок. –это условие - то что известно. В задаче еще должен быть вопрос: то. что надо узнать в задаче. В нашей задаче надо узнать, сколько всего флажков дети поставили в вазу? – Дети повторяют вопрос задачи. Составленную полностью задачу проговаривают 2 или 3 человека) Воспитатель: -Из каких частей состоит задача? -Что такое «условие задачи»? (Это то. что известно) -Что такое «вопрос задачи»? (Это то, что нужно узнать) Дети повторяют задачу целиком. -Для того, чтобы ответить на вопрос задачи, ее надо решить. Воспитатель предлагает детям отсчитать столько треугольников одного цвета, сколько флажков поставила в вазу Катя, и сколько квадратов другого цвета, сколько флажков поставила в вазу Лиза. Дети считают квадраты и отвечают на вопрос задачи: (4 флажка Катя и Лиза поставили в вазу.) Почему их стало 4? (к 3 флажкам прибавили 1 флажок). Флажков стало больше? (больше) На сколько флажков стало больше? (на 1 флажок стало больше). Молодцы ребята, решили все задачи! | Наблюдают за действиями детей. Отвечают на вопросы. | Развитие артикуляционной речи, мышления. | Наглядный метод Средства наглядности-, игрушки, геометрические фигуры. Словесный метод вопросы к детям и индивидуальные ответы детей Практический метод выполнение практических заданий по указаниям с наглядным материалом метод моделирования Прием-демонстрация Средствами наглядности -игрушки, геометрические фигуры, Метод стимулирования в виде похвалы |
Физкультминутка «Сколько». Сколько точек в этом круге, | Выполняют физминутку | игровой прием, худ. слово, наглядный метод-использование иллюстрации | ||
5. Включение нового знания в систему знаний и умений | Далее воспитатель предлагает детям отгадать загадки: 1.Два березовых коня По снегам везут меня. Кони эти рыжи, А зовут их (лыжи) -Что это-задача или загадка? Чем задача отличается от загадки? (в загадке –сразу ответ, а в задаче-выполнение действий, а затем ответ) 2. «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик». - Это задача? -Это не задача, а загадка, в этой загадке описываются ножницы и решать ничего не надо, -говорят дети. 3. -«На детской площадке гуляли 5 девочек и 1мальчик».Как зовут этих детей? -это задача? Дети замечают, что задача не получилась. Затем можно предложить им самим поставить такой вопрос, чтобы было понятно, что это задача. Следует выслушать разные варианты вопросов и отметить, что все они начинаются со слова сколько. | Дети отвечают на вопросы. проявляют смекалку. | словесная наглядность — -загадка с числовыми данными Словесный метод вопросы к детям. и индивидуальные ответы детей игровой, наглядный метод- прием, худ. слово | |
Игровая технология. Практическая часть 1.Игровое упражнение «Дорисуй предмет» Работа в командах 2.Игровое упражнение «Закончи ряд» Молодцы ребята, справились со всеми заданиями. | проявляют смекалку. Играют, рисуют | Активизировать познавательную деятельность детей посредством игр. | Наглядный метод Словесный метод Практический метод выполнение практических заданий по указаниям с наглядным материалом. Прием-соревнование Игровой метод . Метод стимулирования в виде похвалы | |
6. Осмысление (итог, рефлексия) | Рефлексивная технология. Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались? Что для вас было трудно? Что больше всего понравилось? Что не понравилось? Оцените себя. Если вам понравилось занятие, и вы довольны своей работой, поднимите зеленый кружок. Если не понравилось, и вы чем-то не довольны, поднимите желтый кружок. | Индивидуальные высказывания детей. | Владеть устной речью, умение выражать свои мысли. |
Предварительный просмотр:
Занятие по работе с арифметической задачей на втором этапе.
Цели образовательные:
Обучение детей умению составлять задачи на сложение и подведению к усвоению структуры задачи: «задача», и при разборе составленной задачи подчеркнуть необходимость числовых данных и вопросов: «Что известно?». «Что нужно узнать?»
- создание условия для формирования одного из основных понятий начального курса математики – «задача»: отличительные признаки задачи от загадки.
- Организовать деятельность для закрепления умения видеть геометрические фигуры в окружающих предметах; Совершенствовать навыки количественного счета в пределах 10
- организовать деятельность по формированию математических представлений и развитию познавательной активности.
- организовать рефлексивную деятельность
-Развивать внимание, память, логическое мышление.
Формирование коммуникативных навыков:
- Умение внимательно слушать собеседника.
- Умение в корректной форме доказывать свою точку зрения
Методы и приемы: Словесный, наглядный, практический
Здоровье- сберегающие технологии: Физминутка «Сколько».
Виды наглядного материала: демонстрационный материал. ваза, 4 флажка, 3 кубика, квадраты двух цветов, 5 треугольников одного цвета и раздаточный материал: треугольники двух цветов, карандаши.
Этапы | Деятельность педагога Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию действия педагога. | Деятельность детей
| Ожидаемые результаты (образовательные, развивающие, воспитательные) | Методы и приемы |
1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы) | Мотивационная технология. Ребята, сегодня я хотела с вами поиграть с цифрами, расставила их по порядку. Потом открыла окно, чтоб проветрить группу и ветер перемешал все цифры. Помогите мне пожалуйста навести порядок! (дети расставляют числовой ряд от 1 до 5.) | Дети слушают воспитателя, соглашаются. | Создание положительного эмоционального фона. | |
2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений | Вот спасибо, а сейчас мы с цифрами поиграем. Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть: -какая цифра стоит первая? -какая цифра стоит последней? -какая цифра стоит между 2 и 4? -какая цифра стоит после 1? -какая цифра стоит перед 4? -назовите соседей цифры 1 и 3? -кто знает эту цифру? (5) | Закрепление детьми знаний через игру. Ответы детей. | Актуализация имеющихся знаний и представлений у детей. Развитие артикуляционной речи. | Дидактическая игра Наглядный метод Средства наглядности -карточки с изображением математических символов — цифр, Словесный метод-вопросы к детям.и индивидуальные ответы детей |
3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы) | Проблемно – поисковая технология. Игровое упражнение «Готовимся к школе» Воспитатель приносит конверт с заданиями учителя- задачи. Сегодня на занятии мы познакомимся с задачами и научимся из решать. Что такое задача хотите узнать? - Ребята, когда вы в жизни встречали слово «задача»? Мы сегодня будем учиться составлять и решать задачи. Воспитатель вызывает к доске двух детей. Читает задание и просит одного ребенка поставить на стол 2 кубика на небольшом расстоянии друг от друга, а другого ребенка поставить еще 1 кубик сверху. – Что построили дети? -Сколько кубиков поставил Саша? (2) -Сколько кубиков поставил Коля? (1) 2. -Давайте составим задачу про то, что сделали мальчики: «Саша поставил на стол 2 кубика, а Коля-еще один кубик сверху. Сколько кубиков поставили дети? Обводящим движением руки воспитатель фиксирует внимание на всех кубиках) 3.Дети повторяют задачу. (Составленную задачу повторяют 2 или 3 человека). Что же такое задача? -это математический рассказ, в котором есть вопрос. (что нужно найти) 4.Для того чтобы ответить на вопрос задачи, надо ее решить. Воспитатель вызывает к доске еще двоих детей и просит на фланелеграфе расположить столько квадратов одного цвета, сколько кубиков поставил Саша, и столько квадратов другого цвета, сколько кубиков поставил Коля. 5.Дети пересчитывают квадраты и отвечают на вопрос задачи: Сколько кубиков поставили дети? («3 кубика поставили вместе Саша и Коля».) -Почему их стало 3? (к двум кубикам прибавили 1 кубик). Кубиков стало больше? (больше) -На сколько кубиков стало больше? (на 1 кубик стало больше). | Наблюдают за действиями детей. Отвечают на вопросы. . | Наглядный метод Средствами наглядности игрушки, геометрические фигуры, Словесный метод вопросы к детям.и индивидуальные ответы детей Практический метод-выполнение практических заданий по указаниям с наглядным материалом и выполнение задания - задачи-драматизации в структуре задачи дети с помощью воспитателя пока еще выделяют только две части: условие и вопрос. метод моделирования Прием-демонстрация | |
4. «Открытие» нового знания (способа действия) | Воспитатель читает следующее задание и просит одного ребенка поставить в вазу 3 флажка, а другого-1 флажок. Уточняет: - Сколько флажков поставила в вазу Катя? (3) -Сколько флажков поставила Лиза? (1) Дети рассказывают о действиях Кати и Лизы и называют количество поставленных флажков. Воспитатель поясняет задачу: Катя поставила в вазу 3 флажка, а Лиза-1 флажок. –это условие - то что известно. В задаче еще должен быть вопрос: то. что надо узнать в задаче. В нашей задаче надо узнать, сколько всего флажков дети поставили в вазу? – Дети повторяют вопрос задачи. Составленную полностью задачу проговаривают 2 или 3 человека) Воспитатель: -Из каких частей состоит задача? -Что такое «условие задачи»? (Это то. что известно) -Что такое «вопрос задачи»? (Это то, что нужно узнать) Дети повторяют задачу целиком. -Для того, чтобы ответить на вопрос задачи, ее надо решить. Воспитатель предлагает детям отсчитать столько треугольников одного цвета, сколько флажков поставила в вазу Катя, и сколько квадратов другого цвета, сколько флажков поставила в вазу Лиза. Дети считают квадраты и отвечают на вопрос задачи: (4 флажка Катя и Лиза поставили в вазу.) Почему их стало 4? (к 3 флажкам прибавили 1 флажок). Флажков стало больше? (больше) На сколько флажков стало больше? (на 1 флажок стало больше). Молодцы ребята, решили все задачи! | Наблюдают за действиями детей. Отвечают на вопросы. | Развитие артикуляционной речи, мышления. | Наглядный метод Средства наглядности-, игрушки, геометрические фигуры. Словесный метод вопросы к детям и индивидуальные ответы детей Практический метод выполнение практических заданий по указаниям с наглядным материалом метод моделирования Прием-демонстрация Средствами наглядности -игрушки, геометрические фигуры, Метод стимулирования в виде похвалы |
Физкультминутка «Сколько». Сколько точек в этом круге, | Выполняют физминутку | игровой прием, худ. слово, наглядный метод-использование иллюстрации | ||
5. Включение нового знания в систему знаний и умений | Далее воспитатель предлагает детям отгадать загадки: 1.Два березовых коня По снегам везут меня. Кони эти рыжи, А зовут их (лыжи) -Что это-задача или загадка? Чем задача отличается от загадки? (в загадке –сразу ответ, а в задаче-выполнение действий, а затем ответ) 2. «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик». - Это задача? -Это не задача, а загадка, в этой загадке описываются ножницы и решать ничего не надо, -говорят дети. 3. -«На детской площадке гуляли 5 девочек и 1мальчик».Как зовут этих детей? -это задача? Дети замечают, что задача не получилась. Затем можно предложить им самим поставить такой вопрос, чтобы было понятно, что это задача. Следует выслушать разные варианты вопросов и отметить, что все они начинаются со слова сколько. | Дети отвечают на вопросы. проявляют смекалку. | словесная наглядность — -загадка с числовыми данными Словесный метод вопросы к детям. и индивидуальные ответы детей игровой, наглядный метод- прием, худ. слово | |
Игровая технология. Практическая часть 1.Игровое упражнение «Дорисуй предмет» Работа в командах 2.Игровое упражнение «Закончи ряд» Молодцы ребята, справились со всеми заданиями. | проявляют смекалку. Играют, рисуют | Активизировать познавательную деятельность детей посредством игр. | Наглядный метод Словесный метод Практический метод выполнение практических заданий по указаниям с наглядным материалом. Прием-соревнование Игровой метод . Метод стимулирования в виде похвалы | |
6. Осмысление (итог, рефлексия) | Рефлексивная технология. Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались? Что для вас было трудно? Что больше всего понравилось? Что не понравилось? Оцените себя. Если вам понравилось занятие, и вы довольны своей работой, поднимите зеленый кружок. Если не понравилось, и вы чем-то не довольны, поднимите желтый кружок. | Индивидуальные высказывания детей. | Владеть устной речью, умение выражать свои мысли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике. Тема:"Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров".
Конспект по математике в подготовительной группе....
открытое занятие по теме: "Простые арифметические задачи"
Цели:Учить детей решать и составлять простые арифметические задачи.Упражнять в счете от 1 до 10.Развивать логическое мышление, речь....
Конспект занятия по ФЭМП "Решение арифметических задач" для 6-7 лет
Конспект "Решение арифметическиз задач" для подготовительной группы...
Решение арифметических задач. Работа со счетными палочками.
Цель: Знакомство с арифметическими задачами с использованием счетных палочек.Задачи:Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10....
Конспект занятия по обучению решения арифметических задач в подготовительной к школе группе
Цель. Обучение составлению и решению арифметических задач по иллюстрации посредством показа приемов работыЗадачи:Обучающие: упражнять в составлении и решении арифметических задач на сложение и в...
Конспект занятия по ФЭМП «Решение арифметической задачи, решение примеров» в подготовительной группе
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе...
Конспект занятия по ФЭМП "Решение арифметических задач" подготовительная к школе группа.
Конспект занятия по ФЭМП "Решение арифметических задач" подготовительная к школе группа....