Работа с арифметической задачей
статья по математике (подготовительная группа)
В статье даются примеры задач и анти-примеры задач, т.е. неправильно составленные задачи. Материал поможет начинающему воспитателю организовать беседы с детьми и подобрать на основе примеров наглядный материал при ознакомлении старших дошкольников с задачей. Дети часто не понимают смысл задачи, ее структуру, но могутбыстро вычислить ответ. Это нарушает принцип системности. ПОка материал легок, дети с ним справляются и кажутся успешними. С усложнением учебного материала дети начнут испытывать настоящие трудности. Кроме того, основная ошибка будущих первоклассников - неумение внимательно читать задачу. Это неумение возникает при поверхностном знакомстве с задачей еще в дошкольные годы. Статья поможет глубже вникнуть в суть вопроса, примеры станут подлспорьем в подборе содержания бесед и игр.Также в статье представлены примеры игровых приемов арифметических вычислений с помощью числового ряда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ Озеро-Карачинский детский сад
«Методика ознакомления с арифметической задачей»
Голикова А.Н.,
воспитатель
Кп Озеро Карачи
2023 г.
Методика А.М. Леушиной.
- Примеры простых задач каждой группы
первая группа: | вторая группа: | третья группа: |
на усвоение конкретного смысла каждого арифметического действия | на нахождение неизвестных компонентов – установление связей между компонентами и результатами арифметических действий | на усвоение понятия разностного отношения |
На понимание действия сложения: | На нахождение неизвестного слагаемого: | На уменьшение числа на несколько единиц: |
У Маши 3 красных карандаша 2 синих. Сколько всего карандашей у Маши? | У Маши есть красные карандаши и еще 2 синих. Всего у Маши 5 карандашей. Сколько красных карандашей у маши. | У Маши 3 красных карандаша, а синих на 1 меньше. Сколько синих карандашей у Маши? |
На понимание действия сложения: | На нахождение неизвестного уменьшаемого: | На увеличение числа на несколько единиц: |
В гараже стояли 3 грузовые машины. Приехали еще 4 легковые машины. Сколько всего машин стало в гараже? | Из гаража стояло несколько грузовых машин и 4 легковые. Всего в гараже стояло 7 машин. Сколько грузовых машин было в гараже? | В гараже 3 грузовые машины, а легковых машин на 1 больше. Сколько всего легковых машин в гараже? |
На понимание действия вычитания: | На нахождение неизвестного вычитаемого: | На разностное сравнение чисел: |
Мама купила 6 коробочек сока. Дети выпили 2 коробочки сока. Сколько коробочек сока осталось? | Мама купила 6 коробочек сока. Дети выпили несколько коробочек. Осталось 4 коробочки сока. Сколько коробочек сока выпили дети? | Мама купила 6 коробочек вишневого сока и 4 коробочки виноградного сока. На сколько коробочек вишневого сока больше, чем виноградного? |
2. Примеры задач – драматизаций и задач – иллюстраций.
задачи-драматизации | Задачи-иллюстрации |
Дети принесли на праздник в группу 4 красных шарика и 5 желтых. Сколько всего шариков принесли дети в группу? | В пруду плавало 6 уток и 2 гуся. Сколько всего домашних птиц плавало в пруду? |
На прогулке дети смастерили из песка 8 куличиков. Но 3 куличика рассыпались. Сколько куличиков осталось? | На клумбе утром расцвело 3 тюльпана. Вечером расцвели еще 2 тюльпана. Сколько всего тюльпанов расцвело на клумбе? |
Для игры в автобус дети поставили 4 стульчика слева и 3 стульчика справа. Сколько стульчиков взяли дети для игры? |
|
3. Примеры на:
-отличие задачи от рассказа;
рассказ | задача |
На детской площадке было 2 качели. Не все дети могли покачаться. Приехали строители и установили еще 4 качели. Дети были очень рады! | На детской площадке было 2 качели. Не все дети могли покачаться. Приехали строители и установили еще 4 качели. Сколько теперь стало качелей на детской площадке? |
Наступила поздняя осень. На ветке осеннего дерева висело 7 листочков. Подул сильный ветер и 3 листочка улетели с ветки. | На ветке осеннего дерева висело 7 листочков. Подул сильный ветер и 3 листочка улетели с ветки. Сколько листочков осталось на этой ветке. |
-отличие задачи от загадки;
загадка | задача |
У него два колеса И седло на раме, Две педали есть внизу, Крутят их ногами. Что это? (велосипед). | Папа подарил сыну велосипед с 3 колесами. После того, как сын упал с велосипеда, он увидел, что целыми остались всего 2 колеса. Сколько колес сломалось у велосипеда? |
5 мешочков шерстяных – греются братишки в них Что это? (перчатки). | У перчатки 5 вязаных пальчиков. После прогулки мама заметила, что 1 из пальчиков порвался. Сколько пальчиков на перчатке осталось целыми? |
-усвоение значения и характера вопроса;
Неправильный вариант | Правильный (исправленный) вариант |
В буфете стояло 9 чашек. Дети разбили 2 чашки. Правильно ли поступили дети? | В буфете стояло 9 чашек. Дети разбили 2 чашки. Сколько чашек осталось в буфете? |
На участке детского сада в песочнице играли 2 мальчика и 3 девочки. В какую группу ходят эти дети? | На участке детского сада в песочнице играли 2 мальчика и 3 девочки. Сколько детей играло в песочнице? |
-необходимость числовых данных;
Неправильный вариант | Правильный (исправленный) вариант |
В аквариуме плавали красные и золотые рыбки. Сколько рыбок плавало в аквариуме? | В аквариуме плавало 5 красных и 2 золотые рыбки. Сколько рыбок плавало в аквариуме? |
В автобусе ехали пассажиры. На остановке из автобуса вышло несколько человек. Сколько пассажиров осталось в автобусе? | В автобусе ехало10 пассажиров. На остановке из автобуса вышло 3 человека. Сколько пассажиров осталось в автобусе? |
-необходимость наличия не менее двух числовых значений.
Неправильный вариант | Правильный (исправленный) вариант |
У детей было 7 глиняных поделок. На занятии дети не успели раскрасить часть поделок. Сколько поделок раскрасили дети на занятии? | У детей было 7 глиняных поделок. На занятии дети не спели раскрасить 2 поделки. Сколько поделок раскрасили дети на занятии? |
У стола 1 ножка сломалась. Сколько ножек у стола остались целыми? [обратить внимание: дети могут ошибочно сказать, что в задаче необязательно указывать число ножек - у стола всегда 4 ножки. Но у столов бывает всего и 4 ножки, и 3ножки (журнальный), и даже 1 ножка (декоративный)] | У обеденного стола 4 ножки. При перевозке стола на дачу 1 ножка сломалась. Сколько ножек у стола остались целыми? |
4. Примеры задач, внешне похожих, но требующие применения разных арифметических действий
сложение: | вычитание: |
В вазе лежало 5 конфет. После праздника дети положили в вазу еще 3 конфеты. Сколько конфет стало в вазе? | В вазе лежало 5 конфет. После праздника дети съели из вазы 3 конфеты. Сколько конфет осталось в вазе? |
- Примеры на обучение детей приёмам вычисления - присчитывание и отсчитывание
присчитывание: | действие | ||||
У мальчика было 4 динозаврика. Мама купила ему еще 2 динозаврика. Сколько динозавриков стало у мальчика? | 4 | + | 2 | = | ? |
Где была мышка? Помещаем мышку в домик с числом 4 | Определяем: число должно увеличиться потому, что «плюс». Значит, мышка бежит направо | Сколько шагов делает мышка? 2 шага |
| Узнаем домик, куда прибежит мышка |
отсчитывание: | действие | ||||
У девочки было 7 наклеек. Во время игры она отдала подружкам 2 наклейки. Сколько наклеек осталось у девочки? | 7 | - | 2 | = | ? |
Где была мышка? Помещаем мышку в домик с числом 7 | Определяем: число должно уменьшиться потому, что «минус». Значит, мышка бежит налево | Сколько шагов сделает мышка? 2 шага |
| Узнаем домик, куда прибежит мышка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение обучения дошкольников решению арифметических задач
В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач....
Особенности восприятия арифметической задачи и ее решения дошкольниками
Арифметическая задача – это простейшая, сугубо математическая форма отображения реальных ситуаций, которые одновременно близки и понятны детям и ...
Учебно-методическое пособие "Обучение детей решению арифметических задач в подготовительной к школе группе""
Представлено учебное пособие: схемы составления арифметических задач (условие, вопрос, решение, ответ). Данное пособие облегчает понимание детьми что такое задача и как ее составить....
Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач
Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач...
Решение арифметических задач. Работа со счетными палочками.
Цель: Знакомство с арифметическими задачами с использованием счетных палочек.Задачи:Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10....
Занятие по работе с арифметической задачей на втором этапе.
Занятие по работе с арифметической задачей на втором этапе...
Тема: «Логическая задача. Решение арифметической задачи, решение примеров, величина»
Тема: «Логическая задача. Решение арифметической задачи, решение примеров, величина»Возрастная группа: подготовительнаяКлассификация занятия: закрепление ранее полученных знанийФорма орган...