Работа с арифметической задачей
статья по математике (подготовительная группа)

Голикова Алена Николаевна

В статье даются примеры задач и анти-примеры задач, т.е. неправильно составленные задачи. Материал поможет начинающему воспитателю организовать беседы с детьми и подобрать на основе примеров наглядный материал при ознакомлении старших дошкольников с задачей. Дети часто не понимают смысл задачи, ее структуру, но могутбыстро вычислить ответ. Это нарушает принцип системности. ПОка материал легок, дети с ним справляются и кажутся успешними. С усложнением учебного материала дети начнут испытывать настоящие трудности. Кроме того, основная ошибка будущих первоклассников - неумение внимательно читать задачу. Это неумение возникает при поверхностном знакомстве с задачей еще в дошкольные годы. Статья поможет глубже вникнуть в суть вопроса, примеры станут подлспорьем в подборе содержания бесед и игр.Также в статье представлены  примеры игровых приемов арифметических вычислений с помощью числового ряда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Озеро-Карачинский детский сад

«Методика ознакомления с арифметической задачей»

 

Голикова А.Н.,

воспитатель

Кп Озеро Карачи

2023 г.

Методика А.М. Леушиной.

  1. Примеры простых задач каждой группы 

первая группа:

вторая группа:

третья группа:

на усвоение конкретного смысла каждого арифметического действия

на нахождение неизвестных компонентов – установление связей между компонентами и результатами    арифметических действий

на усвоение понятия разностного отношения

На понимание  действия сложения:

На нахождение неизвестного слагаемого:

На уменьшение числа на несколько единиц:

       У Маши 3 красных карандаша  2 синих.

       Сколько всего карандашей у Маши?

         У Маши есть красные карандаши и еще 2 синих. Всего у Маши 5 карандашей.

         Сколько красных карандашей у маши.

        У Маши 3 красных карандаша, а синих на 1 меньше.

Сколько синих карандашей у Маши?

На понимание  действия сложения:

На нахождение неизвестного уменьшаемого:

На увеличение числа на несколько единиц:

        В гараже стояли 3 грузовые машины. Приехали еще 4 легковые машины.

         Сколько всего машин стало в гараже?

         Из гаража стояло несколько грузовых машин и 4 легковые. Всего в гараже стояло 7 машин.

         Сколько грузовых машин было в гараже?

         В гараже 3 грузовые машины, а легковых машин на 1 больше.

          Сколько всего легковых машин в гараже?

На понимание  действия вычитания:

На нахождение неизвестного вычитаемого:

На разностное сравнение чисел:

        Мама купила 6 коробочек сока. Дети выпили 2 коробочки сока.

          Сколько коробочек сока осталось?

        Мама купила 6 коробочек сока. Дети выпили несколько коробочек. Осталось 4 коробочки  сока.

          Сколько коробочек сока выпили дети?

        Мама купила 6 коробочек вишневого сока и 4 коробочки виноградного сока.

       На сколько коробочек вишневого сока больше, чем виноградного?

 

2. Примеры задач – драматизаций и задач – иллюстраций.

 

задачи-драматизации

Задачи-иллюстрации

       Дети принесли на праздник в группу 4 красных шарика и 5 желтых.

      Сколько всего шариков принесли дети в группу?

       В пруду плавало  6 уток и 2 гуся.

       Сколько всего домашних птиц плавало в пруду?

      На прогулке дети смастерили из песка 8 куличиков. Но 3 куличика рассыпались.

      Сколько куличиков осталось?

       На клумбе утром расцвело 3 тюльпана. Вечером расцвели еще 2 тюльпана.

        Сколько всего тюльпанов расцвело на клумбе?

      Для игры в автобус дети поставили 4 стульчика слева и 3 стульчика справа.

      Сколько стульчиков взяли дети для игры?

        

 

 

3. Примеры на:

 

-отличие задачи от рассказа;

 

рассказ

задача

     На детской площадке было 2 качели. Не все дети могли покачаться. Приехали строители и установили еще 4 качели. Дети были очень рады!  

     На детской площадке было 2 качели. Не все дети могли покачаться. Приехали строители и установили еще 4 качели.

   Сколько теперь стало качелей на детской площадке?  

      Наступила поздняя осень. На ветке осеннего дерева  висело 7 листочков. Подул сильный ветер и 3 листочка улетели с ветки.

     На ветке осеннего дерева  висело 7 листочков. Подул сильный ветер и 3 листочка улетели с ветки.

     Сколько листочков осталось на этой ветке.

 

-отличие задачи от загадки;

 

загадка

задача

У него два колеса

И седло на раме,

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами.          Что это? (велосипед).

    Папа подарил сыну велосипед с 3 колесами. После того, как сын упал с велосипеда, он увидел, что  целыми остались всего 2 колеса.

     Сколько колес сломалось у велосипеда?

5 мешочков шерстяных –

греются братишки в них

      Что это? (перчатки).

     У перчатки 5 вязаных пальчиков. После прогулки мама заметила, что 1 из пальчиков порвался.

    Сколько пальчиков на перчатке осталось целыми? 

 

-усвоение значения и характера вопроса;

 

Неправильный вариант

Правильный (исправленный) вариант

В буфете стояло 9 чашек. Дети разбили 2 чашки.

         Правильно ли поступили дети?

       В буфете стояло 9 чашек. Дети разбили 2 чашки.

        Сколько чашек осталось в буфете?

        На участке детского сада в песочнице играли 2 мальчика и 3 девочки.

        В какую группу ходят эти дети? 

         На участке детского сада в песочнице играли 2 мальчика и 3 девочки.

         Сколько детей играло в песочнице?

 

-необходимость числовых данных;

 

Неправильный вариант

Правильный (исправленный) вариант

В аквариуме плавали красные и золотые рыбки.

      Сколько  рыбок плавало в аквариуме?

 В аквариуме плавало 5 красных и 2 золотые рыбки.

         Сколько  рыбок плавало в аквариуме?

       В автобусе ехали пассажиры. На остановке из автобуса вышло несколько человек.

       Сколько пассажиров осталось в автобусе?

       В автобусе ехало10 пассажиров. На остановке из автобуса вышло 3 человека.  

       Сколько пассажиров осталось в автобусе?

 

-необходимость наличия не менее двух числовых значений.

 

Неправильный вариант

Правильный (исправленный) вариант

      У детей было 7 глиняных поделок. На занятии дети не успели раскрасить часть поделок.

 Сколько поделок раскрасили дети на занятии?

       У детей было 7 глиняных поделок. На занятии дети не спели раскрасить 2 поделки.

Сколько поделок раскрасили дети на занятии?

       У стола 1 ножка сломалась.

      Сколько  ножек у стола остались целыми?

[обратить внимание: дети могут ошибочно  сказать, что в задаче необязательно указывать число ножек - у стола всегда 4 ножки. Но у столов бывает всего и 4 ножки, и 3ножки (журнальный), и даже 1 ножка (декоративный)]

     У обеденного стола 4 ножки. При перевозке стола на дачу 1 ножка  сломалась.

        Сколько ножек у стола остались целыми?

4. Примеры задач, внешне похожих, но требующие применения разных арифметических действий

 

сложение:

вычитание:

       В вазе лежало 5 конфет. После праздника дети положили в вазу еще 3 конфеты.

       Сколько конфет стало в вазе?

       В вазе лежало 5 конфет. После праздника дети съели из вазы 3 конфеты.

       Сколько конфет осталось в вазе?

 

  1. Примеры на обучение детей приёмам вычисления -  присчитывание и отсчитывание

G:\ВОСП. ГОДА - 2024\матем\2024-10-20_21-28-14.png

 

присчитывание:

действие

        У мальчика было 4 динозаврика.

Мама купила ему еще 2 динозаврика.

       Сколько динозавриков стало у мальчика?

4

+

2

=

?

Где была мышка?

Помещаем мышку в домик с числом 4

Определяем: число должно увеличиться потому, что «плюс».

Значит, мышка бежит направо

Сколько шагов делает мышка?

2 шага

 

Узнаем домик, куда прибежит мышка

G:\ВОСП. ГОДА - 2024\матем\2024-10-20_21-33-39.pngG:\ВОСП. ГОДА - 2024\матем\2024-10-20_21-35-01.png

 

отсчитывание:

действие

        У девочки было наклеек. Во время игры она отдала подружкам наклейки.             Сколько наклеек осталось у девочки?

7

-

2

=

?

Где была

мышка?

Помещаем мышку в домик с числом 7

Определяем: число должно уменьшиться потому, что «минус».

Значит, мышка бежит налево

Сколько шагов сделает мышка?

2 шага

 

Узнаем домик, куда прибежит мышка

G:\ВОСП. ГОДА - 2024\матем\2024-10-20_21-37-21.png

G:\ВОСП. ГОДА - 2024\матем\2024-10-20_21-38-13.png 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение обучения дошкольников решению арифметических задач

В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач....

Особенности восприятия арифметической задачи и ее решения дошкольниками

Арифметическая задача – это простейшая, сугубо математическая форма отображения реальных ситуаций, которые одновременно близки и понятны детям и ...

Учебно-методическое пособие "Обучение детей решению арифметических задач в подготовительной к школе группе""

Представлено учебное пособие: схемы составления  арифметических задач (условие, вопрос, решение, ответ). Данное пособие облегчает понимание детьми что такое задача и как ее составить....

Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач

Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач...

Решение арифметических задач. Работа со счетными палочками.

Цель: Знакомство с арифметическими задачами с использованием счетных палочек.Задачи:Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10....

Занятие по работе с арифметической задачей на втором этапе.

Занятие по работе с арифметической задачей на втором этапе...

Тема: «Логическая задача. Решение арифметической задачи, решение примеров, величина»

Тема: «Логическая задача. Решение арифметической задачи, решение примеров, величина»Возрастная группа: подготовительнаяКлассификация занятия: закрепление ранее полученных знанийФорма орган...