Конспект НОД по теме "Число и цифра 9"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Наумова Виолета Николаевна

1. Познакомить с составом числа 9.

2. Познакомить с цифрой 9.

3. Совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке, и от любого  

    числа.

4. Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур.

5. Развивать глазомер

6. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять его стороны и углы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifra_9.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  «Число и цифра 9».

Занятие по математике для детей старшей группы детского сада.

Программное содержание:

1. Познакомить с составом числа 9.

2. Познакомить с цифрой 9.

3. Совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке, и от любого  

    числа.

4. Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур.

5. Развивать глазомер

6. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять его стороны и углы.

Демонстрационный материал: мяч, магнитная доска, магнитная мозаика, маркеры, игрушки животных (волк, лиса, заяц, медведь, лось, кабан, еж, белка, рысь, кошка, собака, кролик), цифры от 1 до 9.

Раздаточный материал: листы бумаги, цветные фишки, карандаши, рабочая тетрадь, фасоль, палочки Кюизенера.

ХОД ЗАНЯТИЯ: 

Организационный момент /психологический настрой/:

«Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас, математика сейчас».

Игра «Считай дальше».

Дети стоят в кругу и ведут счёт /передавая мяч друг другу/: по порядку от 1 до 10, обратный счёт, счёт с заданием /от 3 до 7, от 9 до 4/.

Задание на магнитной доске / на доске выложен числовой ряд/.

- Соедини цифру и количество предметов.

- Назови соседей цифры.

- Назови последующую (за) цифрой 7, 5.

- Назови предыдущую (перед) цифру 4, 7.

- Назови число больше 6, 3, меньше 8, 5.

- Какая цифра стоит слева от 3, справа от 7.

Следующее задание дети выполняют за столами.

«Вот задание. Слушайте внимательно /повторение образования чисел 7 и 8/.

• Шесть грибов нашел Вадим,

  А потом еще один.

  Вы ответьте на вопрос,

  Сколько он грибов принес? (7)

  Покажите с помощью красных фишек, сколько грибов нашел Вадим сначала? (6)

- Сколько он нашел потом? (1) (положите синюю фишку)

-Сколько грибов он нашел всего? Докажите (6+1= 7)

            • Семь малюсеньких котят

              Что дают им – все едят,

              А один сметаны просит

              Сколько всех котят? (8)

      А как вы получили число 8? Покажите с помощью синих и красных фишек? (7+1=8)

• У наседки моей

  Восемь славных детей

  Восемь милых, послушных цыплят

  Кто уметь считать?

  Кто мне может сказать?

  Сколько птиц поспешило гулять? (9)

  Как получилось число 9? (8+1=9)

«Ребята, посмотрите на цифру 9 /используется монитор ноутбука, цифра 9 разными способами написания.

Обведите цифру 9 в воздухе пальчиком. Запомните написание цифры 9.

• На какой предмет цифра 9 похожа? /крючок/

• На какую цифру похожа цифра девять? (находят цифру 6 и ставят рядом с цифрой 9.)

• Чем отличаются цифры девять и шесть?

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет»:

«Цифра «девять», иль девятка - Цирковая Акробатка,

Если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет».

/Предложить детям посмотреть видеоролик «Девятка-акробатка»/

Где мы встречаем цифру 9? (Номер на доме и на дверях квартиры, на часах,  День Победы? /9 мая/. А бывает 9-ый день недели? Почему? В неделе только 7 дней. Как можно показать цифру 9? Написать, нарисовать, выложить из палочек, вылепить из пластилина) А мы выложим цифру 9 из фасоли.

/Дети выкладывают за столами цифру 9 из фасоли/.

Физ. Минутка «Как живёшь?» (повторяется 2 раза).

«На каждый вопрос нужно отвечать «Вот так!» и жестом показывать нужные действия.

Как живешь?.. А идёшь?.. Как бежишь?.. А плывёшь?

Ждёшь обед?.. Машешь вслед?.. Утром спишь?.. Как шалишь?..»

«Пошалили мы сейчас, но занятие у нас.

Успокоиться охота и приняться за работу!».

  Игровое упражнение «Зоопарк».

На столе игрушки  животных: волка, лисы, зайца, медведя, лося, кабана, ежа, белки, рыси, кошки, собаки, кролика.

Воспитатель предлагает детям: «Рассмотрите животных. На какие две группы можно разделить животных? /дикие и домашние/. Давайте диких животных поселим в наш «Зоопарк».

Дети игрушки  диких животных помещают в «Зоопарк». Затем воспитатель уточняет:

• «Сколько всего животных в нашем зоопарке? /9/

• Какой цифрой можно обозначить число девять? /9/

Ребята для того, чтобы посетители в зоопарке знали куда идти, где посмотреть животных рисуют план зоопарка. Мы с вами так же нарисуем план нашего зоопарка. Мы будем его рисовать из геометрических фигур. Сначала вспомним какие фигуры вы знаете.

/Предложить детям видеоролик «Геометрические фигуры»/

Игровое упражнение «План зоопарка» /на листе нарисовать геометрические фигуры/

 Воспитатель просит детей разместить геометрические фигуры на территории «зоопарка» (на листах бумаги):

—   круг в центре листа;

—  ромб в левом верхнем углу;  

-— овал в нижнем правом углу;

—  2 квадрата в левом нижнем углу;

—  прямоугольник вверху листа;

—  2 треугольника внизу листа.

Сколько животных мы отметили на плане /8/. А сколько у нас животных в зоопарке? /9/. Сколько животных не хватает? /1/ Необходимо его отметить на плане. Сами отметьте любую геометрическую фигуру в свободном углу, а какой у нас угол на листе бумаги  свободный? /дети отвечают - правый верхний/.

Воспитатель подводит итог: сколько геометрических фигур вы нарисовали? /9/

Следующее задание /выполняется с помощью «Цветных палочек Кюизенера»/.

«Нужно взять палочку 9 и выложить её с помощью двух других палочек» /4и5,1и8,6и3…/

Следующее задание – работа в тетради/задание «Цифра 9»/

- Посчитать предметы /штриховка определённых предметов/

- Обвести цифру 9.

- Заштриховать «соседей» цифры 9.

В процессе выполнения заданий выполняется пальчиковая гимнастика:

«Стоит в поле теремок /пальцы двух ладоней встречаются друг с другом/

  На двери весит замок /ладони встречаются в общем кулаке/

  Кто его открыть бы смог? /крутим кулак в разные стороны/

  1 2 3 4 5 – замок будем открывать!/пальцы вновь встречаются друг с другом/»

Занятие заканчивается опросом:

- С какой цифрой мы познакомились?

- Сколько предметов обозначается этой цифрой?

- Как получить число 9?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект совместной деятельности "Такие важные цифры"

конспект совместной деятельности "Такие важные цифры"...

Конспект занятия "Путешествие в страну цифр и геометрических фигур"

Увлекательное занятие по формированию математических представлений у детей старшего дошокльного возраста. На этом занятии дети выполняют задания математического содержания, помогая Лунтику и царице Ма...

Конспект урока тема"Число .Письмо цифры "5"

Тип урока : Изучение нового материалаЦель:  Познакомить с числом и цифрой 5, образованием и составом числа 5. Упражнять детей в умении решать задачи в пределах 5-ти. Формировать навык письма...

Конспект по ФЭМП "Число и цифра 10"

НОД на тему "Число и цифра 10"Цель: Создать условия для формирования представлений о составе числа 10....

Конспект занятия "Образование числа 5, цифра 5"

Дети в увлекательной форме знакомятся с цифрой 5 и  образованием числа 5...