Конспект занятия по развитию математических представлений с использованием «цветных палочек» Х.Кюизенера «Что мы знаем о наших палочках?»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
продолжать формировать представление о связи между цветом, длиной палочек и числом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сравнить простые счетные палочки и «Цветные палочки Х.Кюизенера». | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию математических представлений с использованием «цветных палочек» Х.Кюизенера
«Что мы знаем о наших палочках?»
Цель: продолжать формировать представление о связи между цветом, длиной палочек и числом.
Материал: Цветные палочки Х.Кюизенера, карточки со схемами ковриков для образца, один комплект (у воспитателя) простых счетных палочек.
Ход образовательной деятельности:1 часть: Воспитатель напоминает детям о том, что теперь у каждого из них есть комплект «Цветные палочки Х.Кюизенера». И предлагает детям вспомнить всё, что они уже знают о цветных счётных палочках. Сравнить простые счетные палочки и «Цветные палочки Х.Кюизенера». Дети вспоминают, что простыми палочками они могли только считать и играть, что они одного-двух цветов, всегда одной длины. Воспитатель просит одного из детей напомнить, сколько и какого цвета семейств в комплекте. Ребёнок перечисляет цвета семейств и их количество (5 семейств: красное, синие, жёлтое, белое, чёрное).
2 часть: (работа с комплектом). Воспитатель говорит: «А теперь поиграем в игру «Что мы знаем о палочках?». Детям предлагается игра – викторина, задаются вопросы и задания на выявление знаний зависимости цвета и количества, представленного палочками:
- Найти розовою, (желтую, бордовую) палочку. Какое число она обозначает?
- Спрятана палочка длиннее жёлтой, но короче черной – найти её и показать.
- Показать 2 палочки одинакового количественного значения.
- Показать палочку, выражающую самое большое число и самое маленькое.
- Показать палочки, образующие «жёлтое семейство», («синее семейство»).
- Показать палочку соответствующую числу 6 (8, 9).
3 часть (игровое упражнение): «Составить ковёр из палочек», чтобы все палочки в нём были разного цвета. Младшим детям из трех рядов, средним из шести, старшим из девяти рядов. Рассматриваем все коврики. Какой самый красивый? Самый необычный?
Домик для матрешки
Цель. Закрепить у детей представления о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная), длине (самая длинная, короче, самая короткая), счете (в пределах 5, 10); в счете в обратном порядке; закреплять умение уравнивать группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы); поупражнять их в ориентировке в пространстве (левее, правее, внизу, вверху, посередине) и назывании цвета палочек (оранжевая, белая, фиолетовая и другие).
Материал. Набор цветных палочек и по одной матрешке на каждого ребенка.
Ход образовательной деятельности: Воспитатель предлагает детям построить для матрешек дома из цветных палочек: Возьмите четыре оранжевые палочки и составьте их так, чтобы получился квадрат. Стены готовы. А из двух синих палочек постройте крышу. Какой формы получится крыша у дома? (Ответы нескольких детей.) А что еще бывает у дома кроме стен и крыши? (Окно, дверь, труба.) Возьмите две розовые палочки и сделайте окно, из двух желтых палочек — дверь, из одной красной — трубу. Что идет из трубы? (Дым.) Из каких палочек вы сделаете дым? Сколько возьмете палочек для этого? Какой формы получилось окно, дверь, труба? (Ответы детей.) Можно пригласить матрешку в дом. Только как она войдет? Что нужно пристроить к дому, чтобы матрешка вошла в него? (Лестницу.) Сделайте лестницу из белой, розовой и голубой палочек. Какого цвета палочки внизу (вверху, посередине)? Поднимитесь с матрешкой по лестнице, называя цвет каждой ступеньки. А теперь спуститесь. А теперь давайте поднимемся, считая каждую ступеньку, а когда будем спускаться, будем считать в обратном порядке. Поставьте матрешку на самую длинную палочку-ступеньку (короче, самую короткую). Какого цвета палочка посередине? (Ответы детей.)
Возьмите три фиолетовых палочки и поставьте с левой стороны дома, а четыре палочки такого же цвета — справа. (Дети выполняют.) Вот и забор у дома есть. Какие по высоте палочки у забора? А какого они цвета? С какой стороны палочек больше? А с какой меньше? Что надо сделать, чтобы заборчик стал одинаковым с двух сторон?
А теперь посадим возле дома дерево. Ствол сделаем из одной синей палочки, а ветви — из голубых палочек. Сколько палочек понадобилось для ствола, а сколько для ветвей? (Спросить нескольких детей). Давайте, кто уже посадил одно дерево, рядом посадим еще деревья, каждый свое. И вы мне расскажите, какие палочки вы взяли для ствола, веточек, а про листики вы не забыли?
Как же матрешки будут ходить друг к другу в гости? Нужны дорожки. Соедините дома дорожками. Палочки для дорожек возьмите какие хотите, но чтобы дорожка получилась одного цвета. (Спросить у детей, из каких палочек по размеру и цвету они построили дорожки, сколько их потребовалось.)
Я думаю, все матрешки будут с удовольствием жить в своих красивых домах и ходить друг к другу в гости.
Поезд прибывает на перрон
Цель: Упражнять детей в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине, освоении состава числа из двух меньших, различении цвета; силуэтному вырезанию простых по форме предметов, развивать координацию движений руки, самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на них, развивать умение мыслить
Материал: набор цветных палочек для каждого ребенка, ножницы, клей, цветной картон, с нарисованными силуэтами паровозика, колес, окна
Ход образовательной деятельности: Начало занятия проходит со старшими детьми. Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос любят ли они путешествовать? (Ответы.) Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.. (Поезд)
Как вы догадались, что это поезд? (Ответы.) Ну что ж, давайте приготовим свои поезда — и в путь-дорогу…Пока наши малыши играют, мы сделаем для них чудесные паровозики. (Выполнение вырезных аппликаций «Паровозик» со старшими детьми) Ну вот теперь мы можем позвать младших, они помогут доделать наши паровозики. А после этого давайте поиграем. Угадайте, о чем эта загадка?
Эта лесенка лежит,
А паровоз по ней бежит. (железная дорога, рельсы)
Выложите железную дорогу из четырех черных палочек. Наш паровозик (воспитатель раздает изготовленные детьми паровозы) везет тяжелый состав из пяти желтых вагончиков, давайте поставим их на рельсы. Наши вагончики могут перевозить пассажиров и домашних животных, например собачек. Пассажиру надо одно место, собачке - два. Давайте посмотрим, сколько в одном вагоне может проехать пассажиров, а сколько собачек. Пассажир – это единичка, какая палочка? (Белая), а собачка – это двоечка. Какая палочка? (Розовая) Давайте проверим. (Дети выкладывают, дают ответы.) Молодцы, ребята. Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись.
Руками коленей коснулись.
Сели-встали, сели-встали.
И на месте побежали.
Ну вот, отлично наш паровозик подъезжает к зданию вокзала. А вы, знаете, почему вокзалы всегда очень красивые? (Это первое, что видят путешественники, приезжая в новый город ) Давайте построим самый красивый, самый нарядный вокзал. (Творческое задание) В конце обсуждение построек. Давайте посмотрим на наши постройки, выберем самый красивый вокзал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию математических представлений «В гостях у трех поросят»
Учить детей работать по схеме, ориентироваться на листе бумаги, используя сюжет знакомой сказки для повышения интереса к выполнению счетных измерительных действий....
КОНСПЕКТ занятия по развитию математических представлений и познавательных способностей «Путешествие в Цветочный город»
Занятие позволяет в игровой форме закреплять математические представления и навыки. Развивает логическое мышление, внимание, память....
КОНСПЕКТ занятия по развитию математических представлений и познавательных способностей в игре «Математический КВН»
Занятие позволяет в игровой форме закреплять полученные математические представления и навыки....
Конспект занятий по развитию математических представлений у детей 4 - 5 лет с недостатками в развитии
Конструктучителя-дефектологаЖуравлевой Марии Валентиновны Возрастная группа: СредняяТема: «Слушай, думай, сравнивай»Образовательная область:.Виды деятельности: познавательная, игровая...
Конспект занятия по развитию математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики» (математические игры с палочками Кюизенера)
развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и развитие любознательности....
Конспект занятия по развитию математических представлений с палочками Кюизенера в средней группе компенсирующей направленности «Построим зайке домики»
Программные задачи:Образовательные:- Закреплять представления детей о форме: треугольная, квадратная, прямоугольная;- Закреплять представления детей о длине: самая длинная, самая короткая, высокая, ни...
Конспект занятия по развитию математических представлений в группе раннего дошкольного возраста Тема: «Развитие умения формировать группы однородных предметов и различать их количество: много -мало»
Конспект занятия по развитию математических представлений в группе раннего дошкольного возраста Тема: «Развитие умения формировать группы однородных предметов и различать их коли...