Количество и счет: число 19. Величина: измерение линейкой. Геометрические фигуры: дорисовывание квадратов до знакомых предметов
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Солдатова Дарья Владимировна

Количество и счет: число 19. Величина: измерение линейкой. Геометрические фигуры: дорисовывание квадратов до знакомых предметов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolichestvo_i_schet_19.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

ООД: формирование элементарных математических представлений у детей старшего возраста.

Возрастная группа: подготовительная группа.

Тема:  «Количество и счет: число 19. Величина: измерение линейкой. Геометрические фигуры: дорисовывание квадратов до знакомых предметов»

УМК (программа): Колесникова Е.В. «Математика для детей 6-7 лет: Метод. Пособие рабочей тетради «Я считаю до двадцати». – 4-е изд. Раб. и доп. – М.:  ТЦ Сфера, 2019 – 96 с. (Математические ступеньки)

Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Физическое развитие».

Форма совместной деятельности: занятие-путешествие.

Форма организации:  групповая, индивидуальная.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструктивная, двигательная. 

Цель: знакомство детей седьмого года жизни с образованием числа 19, измерением линейкой, дорисовыванием квадратов до знакомых предметов

Образовательные:

  1. Обучать навыкам написания цифры 19;
  2. Закрепить умение записывать способ образования числа 19;
  3. Учить дорисовывать квадраты до знакомых предметов;
  4. Продолжать учить решать логическую задачу на анализ и синтез

Развивающие:

  1. Развивать смекалку, зрительную память, воображение
  2. Способствовать формированию мыслительных операций

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, наблюдательность, интерес к математическим заданиям;

Технологии и методы  работы: здоровьесберегающие, игровые, словесные, наглядные, практические, личностно – ориентированные.

Приемы:  Проблемная ситуация, беседы, поощрения.

Материал:

Демонстрационный:  геометрические фигуры

Раздаточный: геометрические фигуры, наклейки, пропись

Этапы, последовательность

Организация совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый езультат

Психологический настрой

Цель:

Создание благоприятной психологической атмосферы, эмоциональная поддержка ребёнка.

Методы организации работы:

-игровые моменты,

- сюрпризный момент.

- Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее.

Скоро вы все пойдете в школу. А для того, чтобы хорошо учиться, надо много знать и уметь. Сегодня я вас приглашаю отправиться путешествовать по стране «Математики», где вы встретитесь с разными интересными заданиями. Каждый из вас может себя проверить – чему вы уже научились. Надеюсь, что вы справитесь с заданиями быстро и легко. Мы будем путешествовать от станции до станции. А на чем мы поедем вы скажете, угадав загадку: 

Братцы в гости снарядились,

Друг за другом уцепились.

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд)

Сейчас мы с вами отправимся на первую станцую, встаем друг за другом и имитируем движение поезда (ПОД МУЗЫКУ)

Создание эмоционального настроя на работу.

Приветствует детей, организует размещение детей в группе (полукругом), предлагает отправится в путешествие по стране «Математике», загадывает загадку.

Установление зрительного, слухового контакта.

Приветствуют воспитателя, встают в круг, отгадывают загадку.

Психологическая готовность к предстоящей деятельности.

Умеет управлять своим поведением; соблюдает общепринятые нормы поведения; проявляет готовность к действию.

Мотивационно побудительный

Цель :

Установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии, мотивация познавательной деятельности.

Методы организации работы:

- занимательные примы,

- игровые моменты,

- наглядный показ,

- прослушивание отрывка музыкального произведения,

- сюрпризный момент,

- чтение четверостишья.

Станция «Знайка». «Знакомимся с образованием числа 19»

Ребята, у меня есть для вас стихотворение В.Гудимова.  Слушайте очень внимательно.

«Прилетели девятнадцать

К нам детей – американцев,

Надо счет, ребята, знать,

Чтобы их пересчитать.»

- Ребята, как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (посчитать детей в верхнем и нижнем ряду, написать их количество)

- Напишите в первом прямоугольнике, сколько детей в нижнем ряду? (10)

- Напишите сколько всего детей прилетело, и прочитайте запись. (Десять плюс девять равняется девятнадцати)

Число 19 изображается с помощью двух цифр - 1 и 9.

1 десяток обозначается цифрой 1, число единиц 9 обозначается цифрой 9.

-Сколько нужно клеточек для написания цифры 19? Почему две клеточки? Мы пишем их вместе, не отделяя клеточкой, потому что это одно число. Какая первая цифра?

Посмотрите, как правильно писать цифру 18. Поставим руку на локоток. Сначала пишем цифру 1. А сейчас пишет цифру 9.

-  Чему мы научились на этой станции?

Формирование представлений о предстоящей деятельности. Читает стихотворение В.Гудимова. Знакомит с образованием числом 19.

Организационный и эмоциональный настрой на работу

Внимательно слушают воспитателя. Знакомятся с образованием числа 19, пишут число 19

Умеет слушать, отвечать на вопросы; проявляет любознательность, задает вопросы; пытается самостоятельно предложить объяснение проблемы, способен к принятию собственного решения.

Организационно - поисковый

Актуализация имеющихся знаний.

Цель для воспитанников:

- развивать  мыслительную деятельность в ходе путешествия в страну математики.

Цель для педагога:

В процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность через использование различных педагогических методов и приемов:

Отправляемся на следующую станцию. (МУЗЫКА)

Станция «Дорисуй квадраты»

- Посмотрите внимательно. Что нужно сделать в этом задании? (дорисовать квадраты так, чтобы получились разные предметы)

«Волшебные очки»

- Ребята, у меня в руках коробка, посмотрите на нее, она не простая, а волшебная. В ней находятся волшебные предметы. Сейчас мы узнаем, что за предметы в ней лежат (волшебные очки, волшебную палочку и волшебную шляпу)

- Я хочу показать вам волшебные очки.  Тот кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек прячет от других. (Звучит спокойная музыка)

-  «Вот сейчас я примерю очки….Ой, какие вы у меня красивые, добрые, веселые!»

- А теперь мне хочется, чтоб каждый из вас примерил те очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть они помогут вам рассмотреть те качества, которые вы раньше не замечали. Под музыку мы будем передавать очки, когда она закончиться, тот у кого оказались очки их одевает.

Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием от жителей страны Математики?

Воспитатель настраивает воспитанников на активную познавательную деятельность. Читает стихотворение.

Организует игру

«Волшебные очки»

Дети включаются в работу воспитателя по ходу комментируя увиденное.

Внимательно

слушают воспитателя, отгадывают загадки, отвечают на вопросы воспитателя

Принимают участие в игре «Волшебные очки»

Проявляет инициативу и самостоятельность; открыт внешнему миру, взаимодействует со сверстниками, воспитателем; имеет развитое воображение; творчески решает проблему; проявил готовность к совместной деятельности.

Динамическая пауза.

Цель:

Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости.

«Теремок»

Стоит в поле теремок,

На двери висит замок,

Отрывает его волк:

Дерг-дерг, дерг-дерг.

Пришёл Петя – петушок

И ключом открыл замок

Предлагает детям отдохнуть, читает текст и демонстрирует движения.

Произносят текст и выполняют движение согласно тексту.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Получение нового игрового опыта.

Объяснение нового материала

Цель для воспитанников:

Развивать умение самостоятельно составлять и решать небольшие задачи.

Цель для педагога:

Создание ситуации, в которых дети используют новое знание, совместно с освоенными ранее способами, формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

Методы организации работы

использование проблемных вопросов и заданий,

занимательные приёмы, наглядный показ.

Молодцы, а сейчас мы отправляемся на следующую станцию.

Станция «Куда зайчик придет скорее»

-Ребята, для выполнения задания на этой станции нам понадобится линейка.

- Измерьте дорожку от зайчика до дома и запишите её в длину в квадрат. (6см.)

- Измерьте дорожку от зайчика до елки и запишите её в квадрат. (5см.)

- Куда зайчик может дойти быстрее и почему? (К елочке, потому что до неё дорога короче, чем до домика)

Молодцы, ребята, все верно сделали.

-Посмотрите, что это?

«Рисуем лошадку»

- Что надо сделать в этом задании?

- Из каких геометрических фигур нарисовали лошадку?

- Сколько в нарисованной лошадке треугольников? (5.)

Молодцы, ребята.  А сейчас мы с вами поиграем:

«Кто какой предмет выкладывал?»

- Назовите предметы, составленные мишкой и зайчиком. (светофор, цыпленок)

- Из каких геометрических фигур составлен светофор? (из 1 треугольника, 2 прямоугольников и 3 кругов)

- Из каких геометрических фигур составлен цыпленок? (из 1 овала, 2 кругов, 4 треугольников)

- Закрасьте предмет, который выкладывал зайка, желтым карандашом.

- Какой предмет закрасили и почему? (Цыпленка, потому что он состоит из тех же геометрических фигур, которые лежат перед зайкой)

- Какой предмет выкладывал мишка? (Светофор)

Молодцы, ребята, справились с заданием. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру:

«У меня зазвонил телефон»

 Цель: закреплять приобретенные детьми знания о правилах телефонного разговора.

 Ход: к ребятам приходит Незнайка и просит детей научить его правилам разговора по телефону, а то никто из друзей Незнайки не хочет с ним разговаривать. Далее дети помогают Незнайке ответить на вопросы:

 Принято ли звонить другу ночью?

 Что говорят, когда снимают трубку?

  Что должен сказать тот, кто звонит, когда на другом конце провода взяли трубку?

  Кто первый заканчивает разговор?

 Можно ли перебивать говорящего?

Ребята, какие вы молодцы, знаете о правилах телефонного разговора.

Предлагает детям отправиться на следующую станцию, измерить дорожку

Предлагает детям нарисовать лошадку

Организует игру «У  меня зазвонил телефон»

Внимательно слушают воспитателя, отгадывают загадки, раскрашивают квадрат в правом нижнем углу.

-Нарисовать лошадку справа, начиная от точки, как показано на рисунке

-Из прямоугольников и треугольников

Принимают участие в игре «У меня зазвонил телефон»

Проявляют инициативу и самостоятельность, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; способен договариваться; учитывает интересы и чувства других; проявляет творческие способности 

Рефлексивно - коррегирующий

Цель:

Подведение итогов ООД, обобщение полученного ребёнком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки.

Давайте вспомним, где мы сегодня побывали, что делали? С какой цифрой мы сегодня познакомились? Чем  мы измеряли дорожку для зайчика?

- Ребята, кому было легко и интересно выполнять задания – покажите зеленый кружок, а кому сложно – красный кружок.

Чем мы с вами сегодня занимались?

Что понравилось, запомнилось больше всего?

Кто испытывал трудности? В каком задании? Мне было очень интересно с вами путешествовать.  Я хочу подарить вам наклейки. На следующем занятии мы с вами отправимся в страну Геометрии.

Предлагаю проанализировать свою работу с помощью наводящих вопросов и весёлых человечков.

Оценка педагогом, все вы хорошо поработали.

Высказываются по поводу полученной информации,

своего эмоционального состояния.

Способен оценить свою деятельность, свой вклад в решение проблемы; выделить трудности которые были в ходе решения проблемы; определить свое настроение во время НОД. Умеют планировать и продолжать свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Тема: Счет до 5. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе.Тема: Счет до 5. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник....

Количество и счет. Закрепить знания о цифре 2. Величина. Короткий, длинный, геометрические фигуры. Овал (находить среди множества фигур).

·         Закрепить знания о цифре 2:·         Учить соотносить цифру с количеством предметов.;·...

Количество и счет. Число и цифра 4. Состав числа 4.

Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов.Учить решать математические задачи, записывая решение с помощью знаков и цифр. Познакомить детей с приемами мнемотехники.Развивать память...

Конспект по ФЭМП в средней группе по теме: «Упражнение и закрепление счета до пяти. Соотношение формы предмета с геометрическими фигурами: шаром и кубом. Сравнение предметов по величине, форме и цвету».

Цель занятия: Продолжать формировать навыки счета по порядку. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.Задачи:Упражнять в счете и отсчете на слух, на ощупь (в пределах 5); учить ...

Тема:Количество и счет: числа и цифры 1, 2, 3; соотнесение количества предметов с цифрой. Геометрические фигуры: квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Величина: большой, поменьше, самый маленький.

Количество и счет: числа и цифры 1, 2, З; соотнесение количества предметов с цифрой.Геометрические фигуры: квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку.Величина: большо...