Конспект математического занятия «Гуси – лебеди»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Содержание занятия «Гуси – лебеди» ориентировано на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста. В конспекте занятия в увлекательной форме затрагиваются все разделы методики формирования математических представлений у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorodnova_s._v.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 12 «Ладушки» города Салаира»

С. В. Городнова

«Гуси – лебеди»

Конспект математического занятия

Салаир
2022


Автор – составитель Городнова Светлана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 12 «Ладушки» города Салаира»

Городнова, С. В. «Гуси – лебеди» [Текст]: конспект математического занятия / С.В. Городнова. – Салаир: МАДОУ «Детский сад № 12 «Ладушки» города Салаира», 2022.- 7 с.

Содержание занятия «Гуси – лебеди» ориентировано на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста. В конспекте занятия в увлекательной форме затрагиваются все разделы методики формирования математических представлений у детей.

Данное занятие интересно для воспитателей старших групп, педагогов дополнительного образования, работающих с детьми данного возраста, родителей.

Образовательные задачи: Познакомить с происхождением названий дней недели.

Уточнить знания о геометрических фигурах круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Совершенствовать умение находить треугольники среди множества многоугольников.

Закрепить умение располагать геометрические фигуры в определенной последовательности.

Закрепить счет в пределах десяти.

Продолжать формировать представления о величине предметов и их пространственном расположении.

Упражнять в нахождении сходства предметов.

Закрепить умение решать задачи.

Упражнять в умении сравнивать числа в пределах десяти.

Продолжать формировать навык измерения предмета с помощью условной мерки.

Развивающие задачи: Развивать произвольное внимание, логическое мышление, операции анализа и синтеза.

Развить сообразительность, смекалку, творческую инициативу.

Воспитательные задачи: Воспитывать чувство сострадания, желание прийти на помощь попавшему в беду.

Демонстрационный материал.

Конверт с письмом, на котором изображена девочка и гуси – лебеди; шесть пронумерованных дорог; ёлки; конверты с заданиями (2 шт.); печка; 10 пирожков в форме геометрических фигур (1-овал, 2-круга, 2-прямоугольника, 2-квадрата, 3-треугольника); бусы из геометрических фигур (прямоугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, круг, квадрат); геометрические фигуры каждая с двумя отверстиями; рисунок с изображением гусей – лебедей, на нем задание; яблоня,  большие яблоки (6 шт.) и маленькие (5 шт.); речка; таблица чисел для сравнения; избушка; замок и ключи; костюм почтальона Печкина; костюм Аленушки.

Раздаточный материал.

Карандаши красного цвета по одному на каждого ребенка; карточки с изображением треугольников среди многоугольников;.

Предварительная работа.

Разучивание с детьми стихов про цифры; поговорок: «Слезами горю не поможешь. Несчастья бояться - счастья не видать. Нам жизнь дана на добрые дела».

Ход занятия. Дети сидят за столами. 

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку. Есть семь братьев:

                                                                       Годами равные,

                                                                       Именами разные. (Дни недели.)

Молодцы! Быстро справились с загадкой, а сейчас я расскажу откуда появились названия дней недели.

Как вы уже знаете, в неделе семь дней. Это число не разделишь ни на два, ни на три, ни на четыре части без остатка. Оно делится только на само себя или на единицу. Вот его и назвали – неделя.

А понедельник – это значит день, который идет после недели. Вторник – второй, среда – третий, день по средине,  четверг – четвертый, пятница пятый. А суббота? Как это слово понять? Суббота – значит «шесть» на языке древних вавилонян, Народа уже нет, а слово осталось. А название последнего дня недели воскресение близко по значению к значению слова воскресать.

(Раздается стук в дверь).

Кто это к нам стучит?

(Входит почтальон Печкин, с письмом в руках ).

Почтальон Печкин.
- Здравствуйте! (
Все здороваются).
- Это детский сад «Ладушки»? (
Да).
- Это старшая группа? (
Да).
- Тогда это письмо вам. (
Спасибо).

Воспитатель. Дети, Печкин принес нам необычное письмо. Посмотрите, на конверте нарисованы гуси - лебеди и девочка. Странно, кто же это написал? Давайте прочитаем. (Читает письмо).

«Дорогие ребята, обращаюсь к вам за помощью. Помогите, пожалуйста, найти моего братца Иванушку, которого по приказу Бабы-Яги унесли гуси - лебеди».

Воспитатель. Ну что дети, поможем Аленушке найти братца? (Поможем).

Я думаю, что путешествие будет трудным. Поэтому возьмите с собой свою смелость, находчивость, сообразительность.

Ну что, вперед?

Детей встречает взволнованная Аленушка.
Аленушка
. Я так рада, что вы откликнулись на мое письмо и пришли помочь мне в беде моей.

Батюшка с матушкой уехали на базар, да наказали мне за братцем присматривать. А я Иванушку посадила около домика под окошечко, а сама с подружками побежала играть, да заигралась! А когда домой пришла. То возле домика только перо гусиное нашла. Унесли гуси-лебеди Иванушку к Бабе-яге.

Воспитатель. Не печалься Алёнушка, на то и друзья существуют, чтобы друг друга из беды выручать.

1 ребенок. Слезами горю не поможешь.

2 ребенок. А несчастья бояться - счастья не видать.

Воспитатель. Чтобы время зря не тратить, в путь пора отправляться.

Алёнушка. Ведь дремучий лес кругом. А дорог в нем видимо – невидимо. (На полу обозначено 6 пронумерованных дорог) Куда же мы пойдем.

Воспитатель. И, правда ребята как же из этого леса выбраться побыстрее. Ой, посмотрите около ёлочки конверт какой-то лежит, может он нам дорогу подскажет.

(В конверте задачи.)

Прилетели два чижа, один стриж и два ужа.

Сколько стало птиц всего возле дома моего. (Три. Ужи это не птицы.)

В вазе – 3 тюльпана и 7 нарциссов.

Сколько всего тюльпанов вазе? (В вазе три тюльпана.)
На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (Три Вова съел только ягоды.)

С задачами мы справились, а по какой дороге идти так инее узнали. Давайте подумаем. Сколько всего было задач? (Три.) Какое число было правильным ответом в каждой из задач? (Три.) Так вот нам и подсказка, какую дорогу выбрать. Дорогу под номером три.

Вот мы и вышли из леса.

Посмотрите дети, печка стоит!

Алёнушка. Как же мы её обойдем, ведь она посреди дороги стоит. Что будем делать? Печка - печка пропусти нас, мы Иванушку идем спасать.

Воспитатель. Давайте поближе подойдем к ней. Посмотрите, столько разных пирожков напекла печка! Какой они необычной формы. На какие геометрические фигуры они похожи? (Круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник). А теперь сосчитайте каждый про себя и скажите, сколько всего пирожков (10). А сколько пирожков овальной (1);квадратной (2); круглой (2); прямоугольной (2); треугольной формы (3)? Пирожков, какой формы больше? (Треугольной.)

Посмотрите, ребята, конверт на печке лежит, ждет, когда его откроют. (Берут читают). Нужно раскрасить карандашом красного цвета все треугольники. (Дети выполняют задание.) Что получилось? (Получаются цифры). Если печка приготовила для нас этот конверт с цифрами, значит, они могут ещё пригодиться нам в пути. Давайте возьмем их с собой.

Алёнушка. Что же это такое, печка не хочет нас пропускать. Да вот же послание от гусей-лебедей. (Рисунок, а на нем задание: «Продолжите бусы для печки»). (На нитке одеты геометрические фигуры: прямоугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, круг, квадрат.   Дети, продолжают бусы, одевая геометрические фигуры, соблюдая правильную последовательность. Когда все нужные фигуры одеты, концы нитки связываются, бусы одеваются на печь. Воспитатель отодвигает её с дороги).

Воспитатель. Вот и путь открыт. Куда же дорога нас еще приведет. (Подходят к яблоне).

Алёнушка. Яблоня – яблоня, пропусти нас, мы братца моего идем из беды выручать.

Яблоня. Справитесь с моими заданиями пропущу.

Воспитатель. Ребята, давайте постараемся.

Яблоня. Сосчитайте сколько на моих ветвях яблок? (10). А все ли мои  яблочки одинаковые? (Нет. Большие и маленькие). Сколько больших? (6). Сколько маленьких? (4). Сколько яблок находится на моей верхушке? (2). А на нижней ветке? (4). С правой стороны? (2). С левой стороны? (2). А ещё есть где–нибудь яблоки. (Под яблоней). Сколько их там? (1).

Вижу, считать вы умеете. А вот сможете ли вы найти два одинаковых моих яблочка. (Дети находят два одинаковых яблока.)

Алёнушка. Ах, какие вы молодцы!

Воспитатель. Нам пора в путь.

Алёнушка. Да куда же мы пойдем? Ведь на пути речка молочная, кисельные берега. Что же делать?

Воспитатель. Не волнуйся Аленушка, что-нибудь придумаем! Послушайте, речка что-то шепчет.

Речка. Отгадаете мои загадки, отгадаете – пройдете, я не буду вам мешать».

Все ребята точно знают:                         Скачет наш котенок ловко,

        Кошки очень громко…(лают?)                  Очень любит он…(морковку?)

У кота забрали рыбу,                                  Мы оттает узнать не прочь:

Должен он сказать…(«спасибо? »)                  После утра будет…(ночь?)

Воспитатель. Молодцы ребята, посмотрите как замедлила речка свое быстрое течение.
- Ой, что-то выплыло. (
Конверт в котором таблица с цифрами. Нужно расставить знаки: =, <, >).

5               6                        7                      8                                  

2               2                        4                      4

8               5                        5                      3

Алёнушка. Я так устала, давайте хоть немного отдохнем. (Дети исполняют танец: Вдоль по бережку.) Мальчики поют, девочки танцуют.

                                Вдоль по бережку лебедушка плывет,

                                Выше бережка головушку несет,

                                Белым крылышком помахивает,

                                Со крыла водичку стряхивает.

        Девочки поют мальчики танцуют.

                Вдоль по бережку молодчик идет,

                Выше бережка головушку несет,

                Сапожком своим пристукивает,

                Да по пяточкам постукивает.

Алёнушка. Посмотрите, речка совсем успокоилась. Но ведь нам-то надо на другую сторону. Как же мы перейдем?

Воспитатель. Может нам мосток перекинуть через нее. А помогут нам в этом цифры, которые мы захватили с собой.

Ну-ка цифры встаньте в ряд!
Я- командир вы мой отряд!

0. Могу назвать его мячом,
А хочешь дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким,
Но как его не назовем,
Он называется нулём.
1. Вот один, иль единица
Очень тонкая как спица.
2. А вот это цифра два.
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
3. А вот это, посмотри,
Выступает цифра три.
Тройка-третий из значков,
Состоит из двух крючков.

4. За тремя идет четыре,
Острый локоть оттопыря.
5. А вот и цифра пять!
До пяти легко считать.
Каждый пальчик подержи,
Цифру пальчику скажи.
6. Цифра шесть дверной замочек,
Сверху крюк, внизу кружочек.
7.Вот семерка кочерга
У нее одна нога.

8. Цифра восемь так вкусна:
Из двух бубликов она.
9. Девять, как и шесть,
Вглядись.
Только хвост не вверх,
А вниз.

10. Ноль встает за единицей.
Цифра десять на странице.

Воспитатель. Вот и готов наш мостик. Теперь можем переходить через речку.

Алёнушка. Так, ведь здесь две дорожки, по какой же мы пойдем. (Две извилистые дорожки одна короче другой).

Воспитатель. Так как мы торопимся, нам нужно выбрать дорожку, которая короче. (Выбирают). А вдруг она длиннее, как же нам проверить? (Измеряют пояском). Вот и выбрали можно дальше идти. (Подходят к избушке, она заперта на замок).

Алёнушка. Как же мы Иванушку спасем, как избушку откроем, она же на замок закрыта?

Воспитатель. Посмотрите, вот ключи, но только надо выбрать тот, который подойдет к этому замку. (Дети находят нужный ключ, открывают дверь и освобождают Иванушку. Алёнушка и Иванушка обнимаются.)

Алёнушка. Какие вы молодцы, справились со всеми препятствиями, преодолели все трудности. Вы и считать умеете, и разные задачи решать, и геометрические фигуры знаете, и разукрашивать можете, и знаки: больше, меньше, равно правильно ставить, умеете и находить одинаковые предметы можете. Все вы были внимательны, находчивы, смекалисты Спасибо, вам всем, что помогли мне братца спасти (поклон), я бы одна никогда не справилась. Добро ваше век не забудется.

Дети. Нам жизнь дона на добрые дела.

Алёнушка. Уже наверное наши батюшка с матушкой вернулись с базара домой, гостинцев привезли. И мы с Иванушкой приглашаем вас всех в гости. (Чаепитие с пряниками.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы по развитию элементарных математических представлений "Гуси-лебеди"

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы по развитию элементарных математических представлений «Гуси-лебеди» Цель:Упражнять в счете в пределах 5.Закрепить предста...

Конспект интегрированного занятия "Гуси-лебеди"

АннотацияНа примере  занятия «Гуси-лебеди» рассматривается совместный практический опыт интеграции деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога для детей  с ТНР (тяжелые на...

Конспект интегрированного занятия «Гуси – лебеди» (4 – 5 лет)

Задачи: Создавать условия для  продолжения ознакомления с русской народной сказкой; совершенствования словарного запаса, навыков словоизменения; развития артикуляционного аппарата, речевого дыхан...

Конспект коррекционного занятия "Гуси-лебеди"

Коррекционное занятие направлено на развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения....

Конспект открытого занятия "Гуси -лебеди"

Цель: Раскрыть понятие «добро – зло» на основе русской народной сказки «Гуси-лебеди»Задачи.Воспитательная: Воспитывать интерес и любовь к устному народному твор...

Физкультурно-математическое занятие «Гуси-Лебеди» в подготовительной к школе группе

Цель: закрепление математических представлений через интеграцию образовательных областей физическое и познавательное развитие; формирование у детей интереса к занятиям физической культурой.Задачи:- со...

конспект логопедического занятия "Гуси - лебеди"

Задачи:Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;Развитие фонематического восприятия, слухового внимания;Обогащение словарного запаса – умение подобрать прилагательные к существительным...