Конспект открытого занятия "Гуси -лебеди"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Цель: Раскрыть понятие «добро – зло» на основе русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Задачи.

  1. Воспитательная:

 Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.

  1. Образовательная:

 Формировать образное представление произведения.

  1. Развивающая:

Развивать связную речь детей, расширять словарный запас.

Развивать чуткость к выразительным средствам речи.

Развивать творческое воображение детей.

Оборудование и материал: книги с русскими народными сказками и авторскими сказками, иллюстрации к русской народной сказке «Гуси-лебеди», картинки с изображение Бабы – Яги, альбомный лист, цветные карандаши.

Методы и приемы.

Наглядный, словесный, беседа.

Интеграция образовательных областей:

«Художественное эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативная», «Развитие речи».

Ход ООД.

  1. Организационный момент.

В.: Ребята, предлагаю отправиться в путешествие по неведомым дорожкам в удивительный мир. Вы согласны?

 Д.: Да.

В.: Посмотрите на нашу выставку. Что общего у этих книг?

Д.:  Это всё книги со сказками.

В.: А можно ли их разделить на группы?

Д.: Да. Сказки авторские и народные.

В.: Молодцы! А почему эти сказки называются авторскими и народными.

Д.: Потому, что сказки сочиняют авторы и народ.

В.: Молодцы! А теперь, мы с вами отправляемся… в сказку!!!

А вот в какую, вы узнаете, отгадав загадки. (По мере отгадывания загадок выставляются картинки с изображением отгадок).

 

  • Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси)
  • Круглое, румяное, с дерева достану я. (Яблоко)
  • Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей… (печки)
  • Я теку издалека,

Омываю берега,

Широка и глубока

Называюсь я.. (река)

  • Живёт в дремучем лесу в избушке недобрая старушка. (Баба-Яга)

 

В.: Из какой они сказки?

Д.: Из русской народной сказки «Гуси –лебеди».

В.: Правильный ответ, а теперь предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка

«Гуси».

             Гуси прилетели      (бегают по кругу, машут крыльями)

             Возле моря сели    (приседают)

             Искупаться в море синем гуси захотели   (плавательные       движения)

             Лапки обмывали   (ладонями поочерёдно потирают руки)

             Крылья полоскали  (махи внизу руками)

             А солёную водицу гуси пить не стали  (повороты головы в стороны)

             Полетим до дому, к берегу родному (бег по кругу, махи руками)

             Там напьёмся из криницы ключевой водицы.

В.: Отдохнули, а теперь  вспомните сказку и расположите иллюстрации по порядку.

(Дети по одному выходят к доске и расставляют иллюстрации по сказки)

Почему гуси – лебеди забрали братца?

Д.: Маша ушла, оставила брата одного.

В.: А можно ли детям одним уходить из дома?

Д.: Нет.

В.: Почему в начале печка, речка, яблонька не хотели помочь Машеньке?

Д.: Девочка отвечала грубо, не хотела помогать.

В.: Вспомните, чем угостила печка Машеньку?

Д.: Пирожками.

В.: Давайте пофантазируем, с чем могли быть пирожки?

Д.: С капустой, с ягодами, с яблоками.

В.: А в печке можно испечь не только пирожки , но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги?

Д.: Большие.

В.: Если пирог с вишней, то он?

Д.: Вишнёвый

В.: Если с капустой?

Д.: Капустный.

В.: Если с яблоками, то он?

Д.: Яблочный.

Упражнение на подбор синонимов.

-В сказке яблочки называют румяными да наливными. Как вы понимаете это выражение?

Д.: Яблоки красные, спелые, сочные, сладкие.

В.: А как вы понимаете сказочное выражение «молочная речка, кисельные берега»?

 Д.: В реке вместо воды течёт молоко, а берега сделаны из киселя.

В.: А чем обычно заканчиваются сказки?

Д.: Добро побеждает зло.

В.: А нашей сказке есть добрые персонажи?

Д.: Речка, яблонька, печка, Маша, Ваня.

В.: А злые?

Д.: «Баба- Яга, гуси-лебеди.

 

2. Основная часть.

Работа в паре.

-Давайте попробуем нарисовать дома злых и добрых персонажей нашей сказки. Если вы не против, работать вы будете в парах . Выберите себе партнёра. Каждой паре нужно будет нарисовать домик Бабы Яги и Маши и Вани. Договоритесь, кто и что будет рисовать.

(Дети рисуют домики).

В.: Посмотрите, какие дома у нас получились.

Какие цвета вы выбрали для рисования дома Бабы – Яги?

Д.: Черный, коричневый.

В.: Ребята, Баба-Яга в сказке добрая?

Д.: Баба Яга в сказке злая.

В.: А как вы думаете. Почему Баба Яга была злая?

Д.: Жила одна в лесу, у неё не было друзей, родственников.

В.: Давайте, ещё раз вспомним - чем заканчиваются сказки?

Д.: Добром.

В.: А как вы думаете, на свете больше добрых людей или злых?

Д.: Добрых.

В.: Вот и закончилось наше путешествие по сказке.

Итог. Ребята вам понравилось наше путешествие ?

Как вам показалось, оно было лёгкое или тяжёлое для вас?

А, что мы с вами делали?

(Ответы детей).

 

Рефлексивный момент.

Ребята наше путешествие было тяжелое, но вы справились, а также вы узнали,  что добро всегда побеждает зло. Вы все молодцы. 

Самоанализ.

Время проведения соответствует СанПиНу и гигиеническим требованием, длительность занятий 25 минут.

При планирование занятия я исходила из особенностей детей данного возраста. Был использован словесные методы - это беседа, объяснения.

Содержание непосредственно образовательной деятельности, основано требованиям основной программы «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Коморовой Н. Е.

С моей стороны были соблюдены все нормы педагогической этике и культуры общения. Мною поставленная цель была успешна, усвоена, детям было интересно и понятно в процессе занятия. 

Список литературы.

1.Русская народная сказка «Гуси - лебеди» 

  1. «От рождения до школы» под. ред. Вераксы Н.Е., Васильевой М.А.,       Коморовой  Н.Е.- стр.76,186.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatiya_dobra_i_zla_konspekt_2015g.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Раскрыть понятие «добро – зло» на основе русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Задачи.

  1. Воспитательная:

 Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.

  1. Образовательная:

 Формировать образное представление произведения.

  1. Развивающая:

Развивать связную речь детей, расширять словарный запас.

Развивать чуткость к выразительным средствам речи.

Развивать творческое воображение детей.

Оборудование и материал: книги с русскими народными сказками и авторскими сказками, иллюстрации к русской народной сказке «Гуси-лебеди», картинки с изображение Бабы – Яги, альбомный лист, цветные карандаши.

Методы и приемы.

Наглядный, словесный, беседа.

Интеграция образовательных областей:

«Художественное эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативная», «Развитие речи».

Ход ООД.

  1. Организационный момент.

В.: Ребята, предлагаю отправиться в путешествие по неведомым дорожкам в удивительный мир. Вы согласны?

 Д.: Да.

В.: Посмотрите на нашу выставку. Что общего у этих книг?

Д.:  Это всё книги со сказками.

В.: А можно ли их разделить на группы?

Д.: Да. Сказки авторские и народные.

В.: Молодцы! А почему эти сказки называются авторскими и народными.

Д.: Потому, что сказки сочиняют авторы и народ.

В.: Молодцы! А теперь, мы с вами отправляемся… в сказку!!!

А вот в какую, вы узнаете, отгадав загадки. (По мере отгадывания загадок выставляются картинки с изображением отгадок).

 

  • Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси)
  • Круглое, румяное, с дерева достану я. (Яблоко)
  • Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей… (печки)
  • Я теку издалека,

Омываю берега,

Широка и глубока

Называюсь я.. (река)

  • Живёт в дремучем лесу в избушке недобрая старушка. (Баба-Яга)

 

В.: Из какой они сказки?

Д.: Из русской народной сказки «Гуси –лебеди».

В.: Правильный ответ, а теперь предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка

«Гуси».

             Гуси прилетели      (бегают по кругу, машут крыльями)

             Возле моря сели    (приседают)

             Искупаться в море синем гуси захотели   (плавательные       движения)

             Лапки обмывали   (ладонями поочерёдно потирают руки)

             Крылья полоскали  (махи внизу руками)

             А солёную водицу гуси пить не стали  (повороты головы в стороны)

             Полетим до дому, к берегу родному (бег по кругу, махи руками)

             Там напьёмся из криницы ключевой водицы.

В.: Отдохнули, а теперь  вспомните сказку и расположите иллюстрации по порядку.

(Дети по одному выходят к доске и расставляют иллюстрации по сказки)

Почему гуси – лебеди забрали братца?

Д.: Маша ушла, оставила брата одного.

В.: А можно ли детям одним уходить из дома?

Д.: Нет.

В.: Почему в начале печка, речка, яблонька не хотели помочь Машеньке?

Д.: Девочка отвечала грубо, не хотела помогать.

В.: Вспомните, чем угостила печка Машеньку?

Д.: Пирожками.

В.: Давайте пофантазируем, с чем могли быть пирожки?

Д.: С капустой, с ягодами, с яблоками.

В.: А в печке можно испечь не только пирожки , но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги?

Д.: Большие.

В.: Если пирог с вишней, то он?

Д.: Вишнёвый

В.: Если с капустой?

Д.: Капустный.

В.: Если с яблоками, то он?

Д.: Яблочный.

Упражнение на подбор синонимов.

-В сказке яблочки называют румяными да наливными. Как вы понимаете это выражение?

Д.: Яблоки красные, спелые, сочные, сладкие.

В.: А как вы понимаете сказочное выражение «молочная речка, кисельные берега»?

 Д.: В реке вместо воды течёт молоко, а берега сделаны из киселя.

В.: А чем обычно заканчиваются сказки?

Д.: Добро побеждает зло.

В.: А нашей сказке есть добрые персонажи?

Д.: Речка, яблонька, печка, Маша, Ваня.

В.: А злые?

Д.: «Баба- Яга, гуси-лебеди.

2. Основная часть.

Работа в паре.

-Давайте попробуем нарисовать дома злых и добрых персонажей нашей сказки. Если вы не против, работать вы будете в парах . Выберите себе партнёра. Каждой паре нужно будет нарисовать домик Бабы Яги и Маши и Вани. Договоритесь, кто и что будет рисовать.

(Дети рисуют домики).

В.: Посмотрите, какие дома у нас получились.

Какие цвета вы выбрали для рисования дома Бабы – Яги?

Д.: Черный, коричневый.

В.: Ребята, Баба-Яга в сказке добрая?

Д.: Баба Яга в сказке злая.

В.: А как вы думаете. Почему Баба Яга была злая?

Д.: Жила одна в лесу, у неё не было друзей, родственников.

В.: Давайте, ещё раз вспомним - чем заканчиваются сказки?

Д.: Добром.

В.: А как вы думаете, на свете больше добрых людей или злых?

Д.: Добрых.

В.: Вот и закончилось наше путешествие по сказке.

Итог. Ребята вам понравилось наше путешествие ?

Как вам показалось, оно было лёгкое или тяжёлое для вас?

А, что мы с вами делали?

(Ответы детей).

Рефлексивный момент.

Ребята наше путешествие было тяжелое, но вы справились, а также вы узнали,  что добро всегда побеждает зло. Вы все молодцы.  

Самоанализ.

Время проведения соответствует СанПиНу и гигиеническим требованием, длительность занятий 25 минут.

При планирование занятия я исходила из особенностей детей данного возраста. Был использован словесные методы - это беседа, объяснения.

Содержание непосредственно образовательной деятельности, основано требованиям основной программы «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Коморовой Н. Е.

С моей стороны были соблюдены все нормы педагогической этике и культуры общения. Мною поставленная цель была успешна, усвоена, детям было интересно и понятно в процессе занятия.  

Список литературы.

  1. Русская народная сказка «Гуси - лебеди» Толстой А. Н.

  2. «От рождения до школы» под. ред. Вераксы Н.Е., Васильевой М.А.,       Коморовой  Н.Е.- стр.76,186.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности «Гуси- лебеди»

Интеграции  образовательных  областей: «Познание»  «Коммуникация»Виды  детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная...

Конспект открытой интегрированной непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП и конструированию на тему: "Путешествие по сказке "Гуси-лебеди"

В данном конспекте представленна совместная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя. Основной идеей занятия является путешествие в сказку. Подобные виды НОД очень любят дети и всегда с удовольс...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе. Рассказывание сказки "Гуси-лебеди" по иллюстрациям.

Итеграция образовательных областей - Коммуникация. Музыка. Социализация.Физическая культура.Виды детской деятельности - игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, театральная, чтение.Цели де...

конспект открытого занятия подвижная игра "Гуси-лебеди"

В игре ребёнок раскрепощается,игра помогает ребёнку преодолеть робкость....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Гуси-Лебеди"

Данный материал предназначен для воспитателей подготовительных групп...