конспект логопедического занятия "Гуси - лебеди"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Якунина Анна Алексеевна

Задачи:

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • Развитие фонематического восприятия, слухового внимания;
  • Обогащение словарного запаса – умение подобрать прилагательные к существительным;
  • Формирование звуковой культуры речи;
  • Развитие связной речи – ответ на вопрос полным предложением;
  • Развитие речедвигательной координации.

 

 

Оборудование:  ноутбук, проектор, фрагменты мультфильма «Гуси - лебеди», иллюстрации «Печка», «Яблоня», «Речка», музыкальные произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gusi_lebedi.docx38.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового

логопедического занятия

«Гуси – лебеди»

по мотивам русской народной сказки

Составитель:

учитель – логопед

Якунина анна Алексеевна

2021

 «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
по мотивам русской народной сказки


Задачи:

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • Развитие фонематического восприятия, слухового внимания;
  • Обогащение словарного запаса – умение подобрать прилагательные к существительным;
  • Формирование звуковой культуры речи;
  • Развитие связной речи – ответ на вопрос полным предложением;
  • Развитие речедвигательной координации.

Оборудование:  ноутбук, проектор, фрагменты мультфильма «Гуси - лебеди», иллюстрации «Печка», «Яблоня», «Речка», музыкальные произведения


             Дети входят в зал под звучание русской народной мелодии в исполнении оркестра русских инструментов по выбору и садятся на места.

Логопед: В одной деревне жили маменька и папенька. И были у них дочка Аленушка да сынок Ванюшка. Ждали как-то они к себе гостей. Да принять-то их надо хорошо, вкусным угостить, разносолами удивить. Отправились маменька с папенькой в город. А Аленушке родители наказали дома прибраться да за Ванюшкой-малышом посмотреть. Сами лошадь в дрожки запрягли и поехали. А Аленушка дома прибирается, хлопочет. Все умеет девочка делать, умелые у нее руки.



 Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки»

Наши руки умелые такие,

Наши руки – руки золотые.

Дети вытягивают руки вперед, поворачивая ладони то вверх, то вниз.

Они умеют вышивать,

Шить и шарфик вязать,

Подметать и стирать,

Суп варить, пыль вытирать,

Тарелки чисто мыть,

Выполняют движения в соответствии с текстом.

За порядком следить.

Грозят пальцем.

Вот они какие  -

Руки золотые.

Протягивают руки вперед.

Логопед: Все по дому Аленушка сделала. Услыхала девочка голоса подружек на улице, посадила братца на крылечко, а сама побежала поиграть с девочками. Подружки первым делом поздоровались.

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»

Зашагали ножки весело по кругу,

 Привели нас ножки по дороге к другу

Дети врассыпную маршируют по залу, к концу куплета встают в пары

Раз, два, три,

Здравствуй говори!

Хлопают в ладоши

Раз, два, три

Руку мне пожми

Пожимают друг другу руки

Побежали ножки весело по кругу

Привели нас ножки по дороге к другу 

Бегут на носочках врассыпную по залу. К концу куплета находят себе другую пару

Раз, два, три,

Головкой поклонись 

Хлопают в ладоши

Раз, два, три,

Мило улыбнись 

Улыбаются

Поскакали ножки весело по кругу, 
Привели нас ножки по дороге к другу 

Скачут  врассыпную по залу. К концу куплета находят себе другую пару

Раз, два, три хлопай веселей 

Хлопают в ладоши

Раз, два, три, Обнимись скорей! 

Обнимаются

Логопед: Девочкам весело играть вместе.

Дидактическая игра «Что изменилось?» (развитие зрительного внимания, речи)

Дидактическая игра «Музыканты» (развитие фонематического восприятия и внимания)

Логопед: Пока девочки играли, налетели гуси-лебеди, подхватили малыша, унесли его в темный лес к Бабе Яге. Отправилась Аленушка искать братца, идет по дороге, торопится.


Двигательные упражнения «Ты шагай»

Ты шагай, ты шагай,

Ноги выше поднимай

Дети ходят, высоко понимая колени, руки разведены в стороны.

И потопай по дорожке,

Веселей стучите ножки.

Шагают на всей ступне, руки на поясе.

Ты беги, ты беги,

На носочках ты беги.

Бегут на носочках, руки согнуты перед грудью.

И на пяточках пойдем,

Топать громко мы начнем.

Ходят на пятках, руки за спиной.

Ты скачи, ты скачи,

На лошадке поскачи.

Скачут, руки на поясе.

Маршируй ты веселее,

Ножки топают дружнее.

Маршируют.

Логопед: Дошла Аленушка до печки. Расскажите, какая печка? (большая, горячая, жаркая, пылающая, раскаленная, кирпичная, русская, старая и т.д.)

Просит печка девочку открыть заслонку, вынуть пирожки, пока они не сгорели. Некогда Аленушке, но пожалела она печку, вынула пирожки. А мы покажем, как пирожки в печку попали.

Логопедическая гимнастика

«Месим тесто»

Толкать язычком в одну щеку, затем в другую.

«Раскатываем тесто»

С силой проталкивать язык через зубы и втягивать обратно в рот.

«Блинчик»

Держать язык широкой лопаткой.

«Кладем начинку»

Заворачивать края языка.

«Печем пирожки»

Надувать щеки и медленно выпускать воздух через расслабленные губы, произнося «пух-х-х».

«Вкусный пирожок»

Облизать губы языком

Логопед: Печка в благодарность угостила ее румяным пирожком.

Речедвигательное упражнение «Пышка»

Пышка сметанная,

Корочка румяная,

Дети «пекут пирожки» (то одна рука сверху, то другая). 

В печи она сидела, 

Ставят руки «полочкой» перед грудью.

На нас она глядела. 

Округляют большой и указательные пальцы и приставляют их к глазам, делая «большие глаза».

Пыхтела, пыхтела 

Ставят руки на пояс, поднимают и опускают плечи.

Да в рот захотела. 

Касаются ладонями губ.

Л. Яхнин


Логопед: Пошла Аленушка дальше. Видит: у дороги яблоня стоит. Расскажите, какая яблоня? (высокая, тонкая, цветущая, молодая, красивая, спелая и т.д.)

 Спелые яблоки наклонили ветви ее. Тяжело яблоньке. Попросила она девочку снять яблочки. Хотя и торопится Аленушка, но помогла яблоне, сняла яблочки, сложила их в кучку. А одно яблочко скатилось прямо девочке в руки. Это яблонька ее отблагодарила.


 Музыкальная игра «Яблочко» 

Дети стоят по кругу, под музыку передают друг другу яблоко. По окончанию музыки, ребенок у которого яблоко, выходит в середину круга и танцует.


Логопед: Подошла девочка к речке. Расскажите, какая речка? (длинная, широкая, быстрая, синяя, извилистая, глубокая, неглубокая, тихая, шумная, спокойная и т.д.)

А она-то едва течет, завалили русло ее камни тяжелые. Пожалела Аленушка реченьку, отодвинула камни. Опять побежала речка весело.



Чистоговорка «К — К'» с элементами Биоэнергопластики

Ка-ка-ка — бежит чистая река. 

Дети делают волнообразные движения руками.

Ки-ки-ки — берега высоки. 

Поднимают и опускают руки, сжимая пальцы в кулаки и разжимая их.

Ке-ке-ке — искупаемся в реке. 

Вытягивают руки вперед и прижимают их к груди.

Уки-уки-уки— в реке плавают щуки.

Прижимают ладони друг к другу и качают ими вправо-влево.

 
Логопед: Довела дорога Аленушку до лесу. Идет она по лесной тропинке, прислушивается к лесным звукам. Боязно девочке.

Фонопедические упражнения «В лесу» по методу В. Емельянова

Скрипит старое дерево. 

Дети произносят «а-а-а...»  на голосовых связках

Воет ветер в кроне деревьев. 

Пропевают «у-у-у!..», снизу вверх от самого низкого до самого высокого регистра.

Шелестят листья на ветру

Произносят «ш-ш-ш...» на продолжительном выдохе.

Падают на землю острые иголки с елок

Произносят короткие «а, а, а...» в разных регистрах с показом высоты звука рукой.

Квакают на лесном болоте лягушки

Произносят «ква-а-а...» в низком регистре.

Зудят комары

Пропевают «з-з-з...» вверх-вниз.

Страшным голосом ухает филин.

Произносят «у-ух!»: 1-й слог самым низким голосом, а 2-й — самым высоким.


Подвижная игра «Филин» 

В стороне сидит ребенок – «филин»

Дети бегают по залу, подражая движениям зайцев и белок, с окончанием музыки останавливаются и произносят текст.

Сидит филин на суку

И кричит: «Угу – угу!»

Дети ставят руки на пояс и двигают локтями вперед – назад.

Нас попробуй ты догнать,

Грозят пальцем.

 В наших норках отыскать!

Приставляют ладонь к глазам.

«Филин» ловит детей.

Дети убегают.


Логопед: Зашла Аленушка в самую чащу. Там дом Бабы Яги стоит. Расскажите, какая Баба Яга? (старая, страшная, злая, сердитая, некрасивая, ужасная, голодная, хитрая, волшебная и т.д.)

 Ванюшка у нее в избе сидит, плачет. Обрадовалась Баба Яга, что Аленушка к ней пришла. Пообещала старуха не трогать братца, коли девочка будет у нее служанкой. Делать нечего, осталась Аленушка у Бабы Яги, стала обед готовить. Чаем старую угощать.

Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять»

1,2,3,4,5 –

Вышла чашка погулять.

Дети сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.

Мимо чайник пролетает –

Чашку чаем наполняет:

Одну ладонь держат «чашечкой», кулачок второй руки  - «чайник, наливающий чай».

 - Буль – буль!

Хлопают в ладоши.

Ой – ой – ой!

Прижимают ладони к щекам и качают головой.

Нужен сахар кусковой.

Хлопают ладонями по коленям.

1,2,3,4,5 –

Вышел сахар погулять.

Сжимают и разжимают пальцы.

Мимо ложка пролетает,

 Сахар в чашке растворяет:

Водят указательным пальцем одной руки по ладони другой.

Дзынь – дзынь!..

Хлопают в ладоши.

Ой – ой – ой!

Прижимают ладони к щекам и качают головой.

Нужен пряник расписной!

Хлопают ладонями по коленям.

1,2,3,4,5 –

Вышел пряник погулять.

Сжимают и разжимают пальцы.

Рядом зубки поджидают -

Прижимают ладони ко рту и вытягивают перед собой.

В прятки с пряником играют

Хруст – хруст!

Стучат кулачками друг об друга (2 раза).

Ай – ай – ай!

Прижимают ладони к щекам и качают головой.

По столу растекся чай!

Поглаживают колени ладонями.

1,2,3,4,5, -

Вышла тряпка погулять

Сжимают и разжимают пальцы.

Тряпка в чае извозилась,

Тряпка фыркала и злилась:

Потирают ладони друг об друга.

1,2,3,4,5, -

Стучат кулачками по бедрам (5 раз).

Не хочу с тобой играть!

Топают ногами.

М. Яснов

Логопед: Напилась старуха чаю, в ступу вскочила и полетела по белу свету пакости делать. Как только она скрылась, Аленушка взяла братца на руки и побежала домой.
А гуси-лебеди отправились в погоню. Но речка, яблонька и печка пришли сестрице на помощь, спрятали, укрыли детей от гусей-лебедей.

Игра на развитие слухового внимания «Спрячься от гусей-лебедей»

Дети под музыку бегут по кругу. Музыка стихает  и дети слышат команду:

«Печка»

Дети закрывают голову руками.

«Река»

Дети приседают.

«Яблоня»

Встают прямо и поднимают руки.

Логопед: Не догнали гуси-лебеди брата с сестрой, вернулись к Бабе Яге ни с чем. Как вы думаете, ребята, почему и речка, и яблоня, и печка спрятали Аленушку с братом? Дети отвечают.

Логопед: Молодцы, ребята! Надо быть добрыми и вежливыми, помогать друг другу. Расскажите, пожалуйста, :

  • Кто унес Иванушку? (Иванушку унесли Гуси - лебеди)
  • С кем играла Аленушка? (Аленушка играла с подружками)
  • Кого сначала встретила Аленушка? (Сначала Аленушка встретила Печку)
  • А затем кого встретила Аленушка? (Затем Аленушка встретила Яблоню)
  • Кому помогала Аленушка в последнюю очередь? (В последнюю очередь Аленушка помогала Речке)
  • У кого Аленушка нашла Иванушку? (Аленушка нашла Иванушку в избушке Бабы Яги)
  • Кто помогал Аленушке и Иванушке сначала? (Сначала Аленушке и Иванушке помогала Речка)
  • А потом кто оказал помощь брату и сестре? (Потом брату и сестре помогала Яблоня)
  • Кто последний спрятал Аленушку и Иванушку? (Последней Аленушку и Иванушку спрятала Печка)

Логопед: Молодцы ребята, вы все сегодня занимались очень хорошо!


 Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки»

Наши руки умелые такие,

Наши руки – руки золотые.

Дети вытягивают руки вперед, поворачивая ладони то вверх, то вниз.

Они умеют вышивать,

Шить и шарфик вязать,

Подметать и стирать,

Суп варить, пыль вытирать,

Тарелки чисто мыть,

Выполняют движения в соответствии с текстом.

За порядком следить.

Грозят пальцем.

Вот они какие  -

Руки золотые.

Протягивают руки вперед.

Двигательные упражнения «Ты шагай»

Ты шагай, ты шагай,

Ноги выше поднимай

Дети ходят, высоко понимая колени, руки разведены в стороны.

И потопай по дорожке,

Веселей стучите ножки.

Шагают на всей ступне, руки на поясе.

Ты беги, ты беги,

На носочках ты беги.

Бегут на носочках, руки согнуты перед грудью.

И на пяточках пойдем,

Топать громко мы начнем.

Ходят на пятках, руки за спиной.

Ты скачи, ты скачи,

На лошадке поскачи.

Скачут, руки на поясе.

Маршируй ты веселее,

Ножки топают дружнее.

Маршируют.

                                                                   

Логопедическая гимнастика

«Месим тесто»

Толкать язычком в одну щеку, затем в другую.

«Раскатываем тесто»

С силой проталкивать язык через зубы и втягивать обратно в рот.

«Блинчик»

Держать язык широкой лопаткой.

«Кладем начинку»

Заворачивать края языка.

«Печем пирожки»

Надувать щеки и медленно выпускать воздух через расслабленные губы, произнося «пух-х-х».

«Вкусный пирожок»

Облизать губы языком

Речедвигательное упражнение «Поедалочка»

Пышка сметанная,

Корочка румяная,

Дети «пекут пирожки» (то одна рука сверху, то другая). 

В печи она сидела, 

Ставят руки «полочкой» перед грудью.

На нас она глядела. 

Округляют большой и указательные пальцы и приставляют их к глазам, делая «большие глаза».

Пыхтела, пыхтела 

Ставят руки на пояс, поднимают и опускают плечи.

Да в рот захотела. 

Касаются ладонями губ.

Л. Яхнин

Чистоговорка «К — К'» с элементами Биоэнергопластики

Ка-ка-ка — бежит чистая река. 

Дети делают волнообразные движения руками.

Ки-ки-ки — берега высоки. 

Поднимают и опускают руки, сжимая пальцы в кулаки и разжимая их.

Ке-ке-ке — искупаемся в реке. 

Вытягивают руки вперед и прижимают их к груди.

Уки-уки-уки— в реке плавают щуки.

Прижимают ладони друг к другу и качают ими вправо-влево.

Подвижная игра «Филин» 

В стороне сидит ребенок – «филин»

Дети бегают по залу, подражая движениям зайцев и белок, с окончанием музыки останавливаются и произносят текст.

Сидит филин на суку

И кричит: «Угу – угу!»

Дети ставят руки на пояс и двигают локтями вперед – назад.

Нас попробуй ты догнать,

Грозят пальцем.

 В наших норках отыскать!

Приставляют ладонь к глазам.

«Филин» ловит детей.

Дети убегают.

Фонопедические упражнения «В лесу» по методу В. Емельянова

Скрипит старое дерево. 

Дети произносят «а-а-а...»  на голосовых связках

Воет ветер в кроне деревьев. 

Пропевают «у-у-у!..», снизу вверх от самого низкого до самого высокого регистра.

Шелестят листья на ветру

Произносят «ш-ш-ш...» на продолжительном выдохе.

Падают на землю острые иголки с елок

Произносят короткие «а, а, а...» в разных регистрах с показом высоты звука рукой.

Квакают на лесном болоте лягушки

Произносят «ква-а-а...» в низком регистре.

Зудят комары

Пропевают «з-з-з...» вверх-вниз.

Страшным голосом ухает филин.

Произносят «у-ух!»: 1-й слог самым низким голосом, а 2-й — самым высоким.

Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять»

1,2,3,4,5 –

Вышла чашка погулять.

Дети сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.

Мимо чайник пролетает –

Чашку чаем наполняет:

Одну ладонь держат «чашечкой», кулачок второй руки  - «чайник, наливающий чай».

 - Буль – буль!

Хлопают в ладоши.

Ой – ой – ой!

Прижимают ладони к щекам и качают головой.

Нужен сахар кусковой.

Хлопают ладонями по коленям.

1,2,3,4,5 –

Вышел сахар погулять.

Сжимают и разжимают пальцы.

Мимо ложка пролетает,

 Сахар в чашке растворяет:

Водят указательным пальцем одной руки по ладони другой.

Дзынь – дзынь!..

Хлопают в ладоши.

Ой – ой – ой!

Прижимают ладони к щекам и качают головой.

Нужен пряник расписной!

Хлопают ладонями по коленям.

1,2,3,4,5 –

Вышел пряник погулять.

Сжимают и разжимают пальцы.

Рядом зубки поджидают -

Прижимают ладони ко рту и вытягивают перед собой.

В прятки с пряником играют

Хруст – хруст!

Стучат кулачками друг об друга (2 раза).

Ай – ай – ай!

Прижимают ладони к щекам и качают головой.

По столу растекся чай!

Поглаживают колени ладонями.

1,2,3,4,5, -

Вышла тряпка погулять

Сжимают и разжимают пальцы.

Тряпка в чае извозилась,

Тряпка фыркала и злилась:

Потирают ладони друг об друга.

1,2,3,4,5, -

Стучат кулачками по бедрам (5 раз).

Не хочу с тобой играть!

Топают ногами.

М. Яснов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме"Образование относительных прилагательных" на материале русской народной сказки"Гуси -лебеди".

Приобщение к истокам русской народной культуры - важная задача педагога детского дошкольного учреждения. А если совместить логопедическую  задачу -образование относительных прилагательных- со зна...

Конспект занятия "Гуси- лебеди"

Конспект открытого занятия для педагогов ДОУ (с презентацией)...

Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказку "Как лебедь остался один".

Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказку "Как лебедь остался один" по Нищевой по развитию речи с использованием музыкального сопровождения. Занятие интегрированное....

КОНСПЕКТ занятия: «Одинокий лебедь»

Развитие связной речи по теме "Перелетные птицы" у детей С ОНР в подготовительной логопедической группе....

Конспект НОД "Как лебедь остался один"

Конспект занятия отражает систему работы по развитию интегративных качеств дошкольников, развитию речи....

Конспект НОД "Гуси - лебеди"

конспект НОД по познавательному развитию...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме: "Путешествие в сказку. Как лебедь остался один".

После нашего путешествия в «Разноцветную сказку» наша знакомая девочка Оля приглашает нас в новое путешествие. Если  вы хотите попасть в новую сказку, выполните задание Ольги....