конспект логопедического занятия "Гуси - лебеди"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Задачи:
- Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- Развитие фонематического восприятия, слухового внимания;
- Обогащение словарного запаса – умение подобрать прилагательные к существительным;
- Формирование звуковой культуры речи;
- Развитие связной речи – ответ на вопрос полным предложением;
- Развитие речедвигательной координации.
Оборудование: ноутбук, проектор, фрагменты мультфильма «Гуси - лебеди», иллюстрации «Печка», «Яблоня», «Речка», музыкальные произведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gusi_lebedi.docx | 38.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового
логопедического занятия
«Гуси – лебеди»
по мотивам русской народной сказки
Составитель:
учитель – логопед
Якунина анна Алексеевна
2021
«ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
по мотивам русской народной сказки
Задачи:
- Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- Развитие фонематического восприятия, слухового внимания;
- Обогащение словарного запаса – умение подобрать прилагательные к существительным;
- Формирование звуковой культуры речи;
- Развитие связной речи – ответ на вопрос полным предложением;
- Развитие речедвигательной координации.
Оборудование: ноутбук, проектор, фрагменты мультфильма «Гуси - лебеди», иллюстрации «Печка», «Яблоня», «Речка», музыкальные произведения
Дети входят в зал под звучание русской народной мелодии в исполнении оркестра русских инструментов по выбору и садятся на места.
Логопед: В одной деревне жили маменька и папенька. И были у них дочка Аленушка да сынок Ванюшка. Ждали как-то они к себе гостей. Да принять-то их надо хорошо, вкусным угостить, разносолами удивить. Отправились маменька с папенькой в город. А Аленушке родители наказали дома прибраться да за Ванюшкой-малышом посмотреть. Сами лошадь в дрожки запрягли и поехали. А Аленушка дома прибирается, хлопочет. Все умеет девочка делать, умелые у нее руки.
Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки»
Наши руки умелые такие, Наши руки – руки золотые. | Дети вытягивают руки вперед, поворачивая ладони то вверх, то вниз. |
Они умеют вышивать, Шить и шарфик вязать, Подметать и стирать, Суп варить, пыль вытирать, Тарелки чисто мыть, | Выполняют движения в соответствии с текстом. |
За порядком следить. | Грозят пальцем. |
Вот они какие - Руки золотые. | Протягивают руки вперед. |
Логопед: Все по дому Аленушка сделала. Услыхала девочка голоса подружек на улице, посадила братца на крылечко, а сама побежала поиграть с девочками. Подружки первым делом поздоровались.
Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»
Зашагали ножки весело по кругу, Привели нас ножки по дороге к другу | Дети врассыпную маршируют по залу, к концу куплета встают в пары |
Раз, два, три, Здравствуй говори! | Хлопают в ладоши |
Раз, два, три Руку мне пожми | Пожимают друг другу руки |
Побежали ножки весело по кругу Привели нас ножки по дороге к другу | Бегут на носочках врассыпную по залу. К концу куплета находят себе другую пару |
Раз, два, три, Головкой поклонись | Хлопают в ладоши |
Раз, два, три, Мило улыбнись | Улыбаются |
Поскакали ножки весело по кругу, | Скачут врассыпную по залу. К концу куплета находят себе другую пару |
Раз, два, три хлопай веселей | Хлопают в ладоши |
Раз, два, три, Обнимись скорей! | Обнимаются |
Логопед: Девочкам весело играть вместе.
Дидактическая игра «Что изменилось?» (развитие зрительного внимания, речи)
Дидактическая игра «Музыканты» (развитие фонематического восприятия и внимания)
Логопед: Пока девочки играли, налетели гуси-лебеди, подхватили малыша, унесли его в темный лес к Бабе Яге. Отправилась Аленушка искать братца, идет по дороге, торопится.
Двигательные упражнения «Ты шагай»
Ты шагай, ты шагай, Ноги выше поднимай | Дети ходят, высоко понимая колени, руки разведены в стороны. |
И потопай по дорожке, Веселей стучите ножки. | Шагают на всей ступне, руки на поясе. |
Ты беги, ты беги, На носочках ты беги. | Бегут на носочках, руки согнуты перед грудью. |
И на пяточках пойдем, Топать громко мы начнем. | Ходят на пятках, руки за спиной. |
Ты скачи, ты скачи, На лошадке поскачи. | Скачут, руки на поясе. |
Маршируй ты веселее, Ножки топают дружнее. | Маршируют. |
Логопед: Дошла Аленушка до печки. Расскажите, какая печка? (большая, горячая, жаркая, пылающая, раскаленная, кирпичная, русская, старая и т.д.)
Просит печка девочку открыть заслонку, вынуть пирожки, пока они не сгорели. Некогда Аленушке, но пожалела она печку, вынула пирожки. А мы покажем, как пирожки в печку попали.
Логопедическая гимнастика
«Месим тесто» | Толкать язычком в одну щеку, затем в другую. |
«Раскатываем тесто» | С силой проталкивать язык через зубы и втягивать обратно в рот. |
«Блинчик» | Держать язык широкой лопаткой. |
«Кладем начинку» | Заворачивать края языка. |
«Печем пирожки» | Надувать щеки и медленно выпускать воздух через расслабленные губы, произнося «пух-х-х». |
«Вкусный пирожок» | Облизать губы языком |
Логопед: Печка в благодарность угостила ее румяным пирожком.
Речедвигательное упражнение «Пышка»
Пышка сметанная, Корочка румяная, | Дети «пекут пирожки» (то одна рука сверху, то другая). |
В печи она сидела, | Ставят руки «полочкой» перед грудью. |
На нас она глядела. | Округляют большой и указательные пальцы и приставляют их к глазам, делая «большие глаза». |
Пыхтела, пыхтела | Ставят руки на пояс, поднимают и опускают плечи. |
Да в рот захотела. | Касаются ладонями губ. |
Л. Яхнин |
Логопед: Пошла Аленушка дальше. Видит: у дороги яблоня стоит. Расскажите, какая яблоня? (высокая, тонкая, цветущая, молодая, красивая, спелая и т.д.)
Спелые яблоки наклонили ветви ее. Тяжело яблоньке. Попросила она девочку снять яблочки. Хотя и торопится Аленушка, но помогла яблоне, сняла яблочки, сложила их в кучку. А одно яблочко скатилось прямо девочке в руки. Это яблонька ее отблагодарила.
Музыкальная игра «Яблочко»
Дети стоят по кругу, под музыку передают друг другу яблоко. По окончанию музыки, ребенок у которого яблоко, выходит в середину круга и танцует.
Логопед: Подошла девочка к речке. Расскажите, какая речка? (длинная, широкая, быстрая, синяя, извилистая, глубокая, неглубокая, тихая, шумная, спокойная и т.д.)
А она-то едва течет, завалили русло ее камни тяжелые. Пожалела Аленушка реченьку, отодвинула камни. Опять побежала речка весело.
Чистоговорка «К — К'» с элементами Биоэнергопластики
Ка-ка-ка — бежит чистая река. | Дети делают волнообразные движения руками. |
Ки-ки-ки — берега высоки. | Поднимают и опускают руки, сжимая пальцы в кулаки и разжимая их. |
Ке-ке-ке — искупаемся в реке. | Вытягивают руки вперед и прижимают их к груди. |
Уки-уки-уки— в реке плавают щуки. | Прижимают ладони друг к другу и качают ими вправо-влево. |
Логопед: Довела дорога Аленушку до лесу. Идет она по лесной тропинке, прислушивается к лесным звукам. Боязно девочке.
Фонопедические упражнения «В лесу» по методу В. Емельянова
Скрипит старое дерево. | Дети произносят «а-а-а...» на голосовых связках |
Воет ветер в кроне деревьев. | Пропевают «у-у-у!..», снизу вверх от самого низкого до самого высокого регистра. |
Шелестят листья на ветру | Произносят «ш-ш-ш...» на продолжительном выдохе. |
Падают на землю острые иголки с елок | Произносят короткие «а, а, а...» в разных регистрах с показом высоты звука рукой. |
Квакают на лесном болоте лягушки | Произносят «ква-а-а...» в низком регистре. |
Зудят комары | Пропевают «з-з-з...» вверх-вниз. |
Страшным голосом ухает филин. | Произносят «у-ух!»: 1-й слог самым низким голосом, а 2-й — самым высоким. |
Подвижная игра «Филин»
В стороне сидит ребенок – «филин» | Дети бегают по залу, подражая движениям зайцев и белок, с окончанием музыки останавливаются и произносят текст. |
Сидит филин на суку И кричит: «Угу – угу!» | Дети ставят руки на пояс и двигают локтями вперед – назад. |
Нас попробуй ты догнать, | Грозят пальцем. |
В наших норках отыскать! | Приставляют ладонь к глазам. |
«Филин» ловит детей. | Дети убегают. |
Логопед: Зашла Аленушка в самую чащу. Там дом Бабы Яги стоит. Расскажите, какая Баба Яга? (старая, страшная, злая, сердитая, некрасивая, ужасная, голодная, хитрая, волшебная и т.д.)
Ванюшка у нее в избе сидит, плачет. Обрадовалась Баба Яга, что Аленушка к ней пришла. Пообещала старуха не трогать братца, коли девочка будет у нее служанкой. Делать нечего, осталась Аленушка у Бабы Яги, стала обед готовить. Чаем старую угощать.
Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять»
1,2,3,4,5 – Вышла чашка погулять. | Дети сжимают пальцы в кулаки и разжимают их. |
Мимо чайник пролетает – Чашку чаем наполняет: | Одну ладонь держат «чашечкой», кулачок второй руки - «чайник, наливающий чай». |
- Буль – буль! | Хлопают в ладоши. |
Ой – ой – ой! | Прижимают ладони к щекам и качают головой. |
Нужен сахар кусковой. | Хлопают ладонями по коленям. |
1,2,3,4,5 – Вышел сахар погулять. | Сжимают и разжимают пальцы. |
Мимо ложка пролетает, Сахар в чашке растворяет: | Водят указательным пальцем одной руки по ладони другой. |
Дзынь – дзынь!.. | Хлопают в ладоши. |
Ой – ой – ой! | Прижимают ладони к щекам и качают головой. |
Нужен пряник расписной! | Хлопают ладонями по коленям. |
1,2,3,4,5 – Вышел пряник погулять. | Сжимают и разжимают пальцы. |
Рядом зубки поджидают - | Прижимают ладони ко рту и вытягивают перед собой. |
В прятки с пряником играют Хруст – хруст! | Стучат кулачками друг об друга (2 раза). |
Ай – ай – ай! | Прижимают ладони к щекам и качают головой. |
По столу растекся чай! | Поглаживают колени ладонями. |
1,2,3,4,5, - Вышла тряпка погулять | Сжимают и разжимают пальцы. |
Тряпка в чае извозилась, Тряпка фыркала и злилась: | Потирают ладони друг об друга. |
1,2,3,4,5, - | Стучат кулачками по бедрам (5 раз). |
Не хочу с тобой играть! | Топают ногами. |
М. Яснов |
Логопед: Напилась старуха чаю, в ступу вскочила и полетела по белу свету пакости делать. Как только она скрылась, Аленушка взяла братца на руки и побежала домой.
А гуси-лебеди отправились в погоню. Но речка, яблонька и печка пришли сестрице на помощь, спрятали, укрыли детей от гусей-лебедей.
Игра на развитие слухового внимания «Спрячься от гусей-лебедей»
Дети под музыку бегут по кругу. Музыка стихает и дети слышат команду: | |
«Печка» | Дети закрывают голову руками. |
«Река» | Дети приседают. |
«Яблоня» | Встают прямо и поднимают руки. |
Логопед: Не догнали гуси-лебеди брата с сестрой, вернулись к Бабе Яге ни с чем. Как вы думаете, ребята, почему и речка, и яблоня, и печка спрятали Аленушку с братом? Дети отвечают.
Логопед: Молодцы, ребята! Надо быть добрыми и вежливыми, помогать друг другу. Расскажите, пожалуйста, :
- Кто унес Иванушку? (Иванушку унесли Гуси - лебеди)
- С кем играла Аленушка? (Аленушка играла с подружками)
- Кого сначала встретила Аленушка? (Сначала Аленушка встретила Печку)
- А затем кого встретила Аленушка? (Затем Аленушка встретила Яблоню)
- Кому помогала Аленушка в последнюю очередь? (В последнюю очередь Аленушка помогала Речке)
- У кого Аленушка нашла Иванушку? (Аленушка нашла Иванушку в избушке Бабы Яги)
- Кто помогал Аленушке и Иванушке сначала? (Сначала Аленушке и Иванушке помогала Речка)
- А потом кто оказал помощь брату и сестре? (Потом брату и сестре помогала Яблоня)
- Кто последний спрятал Аленушку и Иванушку? (Последней Аленушку и Иванушку спрятала Печка)
Логопед: Молодцы ребята, вы все сегодня занимались очень хорошо!
Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки»
Наши руки умелые такие, Наши руки – руки золотые. | Дети вытягивают руки вперед, поворачивая ладони то вверх, то вниз. |
Они умеют вышивать, Шить и шарфик вязать, Подметать и стирать, Суп варить, пыль вытирать, Тарелки чисто мыть, | Выполняют движения в соответствии с текстом. |
За порядком следить. | Грозят пальцем. |
Вот они какие - Руки золотые. | Протягивают руки вперед. |
Двигательные упражнения «Ты шагай»
Ты шагай, ты шагай, Ноги выше поднимай | Дети ходят, высоко понимая колени, руки разведены в стороны. |
И потопай по дорожке, Веселей стучите ножки. | Шагают на всей ступне, руки на поясе. |
Ты беги, ты беги, На носочках ты беги. | Бегут на носочках, руки согнуты перед грудью. |
И на пяточках пойдем, Топать громко мы начнем. | Ходят на пятках, руки за спиной. |
Ты скачи, ты скачи, На лошадке поскачи. | Скачут, руки на поясе. |
Маршируй ты веселее, Ножки топают дружнее. | Маршируют. |
Логопедическая гимнастика
«Месим тесто» | Толкать язычком в одну щеку, затем в другую. |
«Раскатываем тесто» | С силой проталкивать язык через зубы и втягивать обратно в рот. |
«Блинчик» | Держать язык широкой лопаткой. |
«Кладем начинку» | Заворачивать края языка. |
«Печем пирожки» | Надувать щеки и медленно выпускать воздух через расслабленные губы, произнося «пух-х-х». |
«Вкусный пирожок» | Облизать губы языком |
Речедвигательное упражнение «Поедалочка»
Пышка сметанная, Корочка румяная, | Дети «пекут пирожки» (то одна рука сверху, то другая). |
В печи она сидела, | Ставят руки «полочкой» перед грудью. |
На нас она глядела. | Округляют большой и указательные пальцы и приставляют их к глазам, делая «большие глаза». |
Пыхтела, пыхтела | Ставят руки на пояс, поднимают и опускают плечи. |
Да в рот захотела. | Касаются ладонями губ. |
Л. Яхнин |
Чистоговорка «К — К'» с элементами Биоэнергопластики
Ка-ка-ка — бежит чистая река. | Дети делают волнообразные движения руками. |
Ки-ки-ки — берега высоки. | Поднимают и опускают руки, сжимая пальцы в кулаки и разжимая их. |
Ке-ке-ке — искупаемся в реке. | Вытягивают руки вперед и прижимают их к груди. |
Уки-уки-уки— в реке плавают щуки. | Прижимают ладони друг к другу и качают ими вправо-влево. |
Подвижная игра «Филин»
В стороне сидит ребенок – «филин» | Дети бегают по залу, подражая движениям зайцев и белок, с окончанием музыки останавливаются и произносят текст. |
Сидит филин на суку И кричит: «Угу – угу!» | Дети ставят руки на пояс и двигают локтями вперед – назад. |
Нас попробуй ты догнать, | Грозят пальцем. |
В наших норках отыскать! | Приставляют ладонь к глазам. |
«Филин» ловит детей. | Дети убегают. |
Фонопедические упражнения «В лесу» по методу В. Емельянова
Скрипит старое дерево. | Дети произносят «а-а-а...» на голосовых связках |
Воет ветер в кроне деревьев. | Пропевают «у-у-у!..», снизу вверх от самого низкого до самого высокого регистра. |
Шелестят листья на ветру | Произносят «ш-ш-ш...» на продолжительном выдохе. |
Падают на землю острые иголки с елок | Произносят короткие «а, а, а...» в разных регистрах с показом высоты звука рукой. |
Квакают на лесном болоте лягушки | Произносят «ква-а-а...» в низком регистре. |
Зудят комары | Пропевают «з-з-з...» вверх-вниз. |
Страшным голосом ухает филин. | Произносят «у-ух!»: 1-й слог самым низким голосом, а 2-й — самым высоким. |
Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять»
1,2,3,4,5 – Вышла чашка погулять. | Дети сжимают пальцы в кулаки и разжимают их. |
Мимо чайник пролетает – Чашку чаем наполняет: | Одну ладонь держат «чашечкой», кулачок второй руки - «чайник, наливающий чай». |
- Буль – буль! | Хлопают в ладоши. |
Ой – ой – ой! | Прижимают ладони к щекам и качают головой. |
Нужен сахар кусковой. | Хлопают ладонями по коленям. |
1,2,3,4,5 – Вышел сахар погулять. | Сжимают и разжимают пальцы. |
Мимо ложка пролетает, Сахар в чашке растворяет: | Водят указательным пальцем одной руки по ладони другой. |
Дзынь – дзынь!.. | Хлопают в ладоши. |
Ой – ой – ой! | Прижимают ладони к щекам и качают головой. |
Нужен пряник расписной! | Хлопают ладонями по коленям. |
1,2,3,4,5 – Вышел пряник погулять. | Сжимают и разжимают пальцы. |
Рядом зубки поджидают - | Прижимают ладони ко рту и вытягивают перед собой. |
В прятки с пряником играют Хруст – хруст! | Стучат кулачками друг об друга (2 раза). |
Ай – ай – ай! | Прижимают ладони к щекам и качают головой. |
По столу растекся чай! | Поглаживают колени ладонями. |
1,2,3,4,5, - Вышла тряпка погулять | Сжимают и разжимают пальцы. |
Тряпка в чае извозилась, Тряпка фыркала и злилась: | Потирают ладони друг об друга. |
1,2,3,4,5, - | Стучат кулачками по бедрам (5 раз). |
Не хочу с тобой играть! | Топают ногами. |
М. Яснов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме"Образование относительных прилагательных" на материале русской народной сказки"Гуси -лебеди".
Приобщение к истокам русской народной культуры - важная задача педагога детского дошкольного учреждения. А если совместить логопедическую задачу -образование относительных прилагательных- со зна...
Конспект занятия "Гуси- лебеди"
Конспект открытого занятия для педагогов ДОУ (с презентацией)...
Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказку "Как лебедь остался один".
Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказку "Как лебедь остался один" по Нищевой по развитию речи с использованием музыкального сопровождения. Занятие интегрированное....
КОНСПЕКТ занятия: «Одинокий лебедь»
Развитие связной речи по теме "Перелетные птицы" у детей С ОНР в подготовительной логопедической группе....
Конспект НОД "Как лебедь остался один"
Конспект занятия отражает систему работы по развитию интегративных качеств дошкольников, развитию речи....
Конспект НОД "Гуси - лебеди"
конспект НОД по познавательному развитию...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме: "Путешествие в сказку. Как лебедь остался один".
После нашего путешествия в «Разноцветную сказку» наша знакомая девочка Оля приглашает нас в новое путешествие. Если вы хотите попасть в новую сказку, выполните задание Ольги....