Образовательная область | «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений» |
Возраст детей, группа | 3-4 года, Младшая группа «А» |
Тип Образовательной ситуации | Открытие нового знания |
Тема Образовательной ситуации | «Счёт до двух» |
Цель | - Формировать представление о числе два;
- Формировать опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»
- Закреплять представление о числе «один», умение использовать слова «один», «одна» и «одно» в речи, умение сравнивать и уравнивать численность групп предметов, сравнивать предметы по свойствам.
|
Задачи | Образовательная: развивать умение считать до двух, закреплять представление о числе «один», развивать умение использовать в речи слова «один», «одна» и «одно»; отсчитывать один предмет от большого количества предметов. Развивающая: развивать память, речь, мышление. Воспитательная: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире. Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. |
Материал | Демонстрационный: вырезанные из картона лодочки разного цвета и размера. Раздаточный: (на каждого ребёнка) - Вырезанные из картона 2 человечка в оранжевой и жёлтой одежде
- 2 ведёрка
- 2 рыбки
|
Предполагаемый результат | Научиться считать до двух. |
Этапы технологии «Ситуация» | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
I. Введение в игровую ситуацию | Мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире. | Воспитатель собирает детей около себя. - Бывали ли вы на море, на речке, на озере? - Видели ли вы там людей, которые сидят на берегу, ловят рыбу? - Как называют этих людей? Если дети не знают этого слова, воспитатель говорит, что люди, которые ловят рыбу, называются рыболовами. Воспитатель рассказывает, что их друзья – цветные человечки захотели пойти на рыбалку. - Куда человечки будут складывать пойманную рыбку? Выслушиваются все ответы детей, после чего решаем класть пойманную рыбу в ведро. - Но у человечков пока нет ведёрок. - Человечки просят нас сходить в магазин и вместе с ними купить им ведерки. -Хотите сходить в магазин? Сможете помочь купить ведёрки? | В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы. Получают сообщение | Интерес к познавательной деятельности
| Ответы детей |
II.Актуализация знаний | Закреплять представление о числе «Один», умение использовать в речи слова «один», «одна» и «одно»; отсчитывать один предмет от большого количества предметов. | Дети садятся за столы, на которых находятся вырезанные из картона человечки в оранжевой одежде. Количество человечков равно количеству детей. Воспитатель говорит детям, что на рыбалку собрался один человечек. - Подвинем к себе одного человечка. После выполнения задания всеми детьми воспитатель задаёт вопрос: - Сколько человечков собралось на рыбалку? (Один) Воспитатель предлагает детям купить для этого человечка ведро. Дети идут к другому столу – как будто бы магазину. На столе находятся вырезанные из картона ведёрки по количеству детей. - Давайте купим одно ведро. Дети отсчитывают одно ведро от общего количества, идут на свои места и кладут ведро рядом с человечком. - Сколько ведёрок? (Одно) - Сколько человечков? (Один) - Поровну ли человечков и ведёрок? (поровну) Воспитатель делает вывод, показывая на предметы: человечек один, ведёрко одно, один и одно – поровну. | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы. Выполняют игровые действия | Выбор вариантов деятельности из имеющегося личного опыта. | Выполнение заданий |
III. Затруднение в ситуации | Создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания Формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.
| Воспитатель кладёт на середину стола человечков в жёлтой одежде и говорит, что на рыбалку решил пойти ещё один человечек. Каждый ребёнок отсчитывает по одному человечку и кладёт рядом с человечком в оранжевой одежде. - Чем отличаются человечки? (Цветом) В это время «по мобильному телефону» звонит работник магазина, в котором продаются ведёрки, и спрашивает, сколько человечков собралось на рыбалку. Как правило, дети уже умеют считать и дают верный ответ. Работник магазина спрашивает, как дети узнали, что человечков два? (Сосчитали) - Как правильно считать? - Спрашивает работник магазина. - Смогли мы объяснить, как правильно считать? - Почему не смогли? (Потому что пока не знаем, как правильно делать) | Дети сталкиваются с затруднением. Пробными вариантами пытаются решить поставленную перед ними проблему. | Целеполагание, планирование, выбор способа деятельности, коммуникативные умения. | Наблюдение в процессе работы |
IV. Открытие нового знания или способа действий | Формировать представление о числе «два», умение считать до двух, сравнивать численность групп, состоящих из двух предметов Формировать опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает» | - Что можно сделать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает) Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего показывает и рассказывает детям, как правильно считать. После этого воспитатель предлагает детям показать работнику магазина, как надо считать. Дети вместе с воспитателем считают человечков, дотрагиваясь пальцем до каждого человечка, - один, два. Затем обводят пальцем двух человечков и говорят: всего два человечка. - Как получилось два человечка? (Сначала был один, потом пришёл ещё один, и человечков стало два). - Поровну ли человечков и ведёрок? (Нет) - Почему? (Потому что у одного человечка нет ведёрка). Воспитатель уточняет: человечков - два, а ведёрко – одно, человечков и ведёрок не поровну. - Как сделать так, чтобы человечков и ведёрок стало поровну? (Надо добавить еще одно ведёрко). - Куда пойдём за ведёрком? (В магазин). - Сколько ведёрок нам нужно купить? (Одно). - Каждый ребёнок «покупает в магазине» одно ведёрко и несёт на своё место. - Сколько теперь ведёрок? - Как получилось два ведёрка? (Было одно, купили ещё одно, и их стало два). - У каждого человечка есть ведёрко? - Что можно сказать о количестве человечков и ведёрок? (Их поровну, по два). Воспитатель делает вывод, показывая на предметы: человечков два, ведёрок два, два и два - поровну. Воспитатель кладёт на середину стола вырезанных из картона рыбок, (количество рыбок в два раза больше количества детей) и предлагает детям в каждое ведро положить по одной рыбке. Например, если за столом сидит четыре человека, то на стол можно положить четыре красные и четыре оранжевые рыбки. В этом случае можно предложить детям положить в каждое ведро по одной рыбке, но так, чтобы рыбки в вёдрах у одного рыболова были одинакового (разного) цвета. | Дети знакомятся с возможным вариантом преодоления затруднения. | Усвоение общего способа действий.
| Наблюдение за процессом деятельности. |
V. Введение новых знаний в систему знаний | Организовать активный отдых детей, развивать воображение. Закреплять умение считать до двух, сравнивать численность групп, состоящих из двух предметов, определять и называть цвет и размер предметов. Закреплять новые знания и способы их применения.
| ФИЗМИНУТКА: Воспитатель предлагает детям вместе с человечками поплавать в речке. Дети ложатся на ковер, на живот, прогибаются в пояснице, разводят руки, плывут.
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что человечки наловили рыбок, искупались и теперь хотят покататься на лодочках. - Хотите подобрать лодочки для человечков? - Сколько лодочек нужно, если каждый человечек будет кататься в своей лодочке? Дети подходят к столу, на котором находятся вырезанные из картона лодочки. Лодочки лежат вперемешку. Воспитатель предлагает детям выбрать две лодочки одного цвета (размера) или одного цвета и размера. Выполнение задания проверяется у каждого ребёнка. Дети с лодками садятся на свои места и ставят в лодку человечка. - Сколько человечков? (Два) - Сколько лодочек? (Две) Воспитатель еще раз делает вывод: два и два – поровну. | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы. | Выбор вариантов деятельности из полученного ранее опыта. |
|
VI Осмысление (итог) | Восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха. Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности |
| Воспитатель собирает детей около себя. - Где мы сегодня побывали? Что полезного мы сделали? Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли купить человечкам ведёрки и подобрать для них лодочки, потому что научились считать до двух. | Дети собираются около воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя. | Самооценка | Ответы детей. |