Конспект занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Звягинцева Марина Валерьевна

Конспект занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) в старшей группе

 

«Состав числа три и четыре. Знакомство с цифрой 9»

 

Тема

 

«Состав числа 3 и 4. Знакомство с цифрой 9»

 

Программные задачи

 

Цель: выявить уровень освоения программного материала по образовательной области познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)

 

 

Образовательные:

 

- познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц;

 

- познакомить с цифрой 9;

 

- продолжать  учить  ориентироваться  на  листе  бумаги,  определять  и  называть;

 

стороны и углы листа;

 

- закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра;

 

- уметь согласовывать слова с движениями, ритмично выполнять движения руками и пальцами рук.

 

 

Развивающие:

 

- развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие.

 

 

Воспитательные:

 

- воспитывать сосредоточенность, доброжелательность, взаимовыручку, аккуратность.

 

Интеграция образовательных областей

 

«познавательное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие»

 

Материал

 

Демонстрационный  материал.  Предметы  посуды  (10  предметов),  карточка  с

 

изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и

 

по углам карточки), карточки с цифрами от 1 до 9.

 

 

 

Раздаточный  материал.  Наборы  цветных  карандашей,  листы  бумаги,  числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 1 до 9.

 

Методы и приемы

 

словесный, наглядный

 

Индивидуальная работа

 

Соня, Денис, Леша – закрепить счет до 9

 

Этапы деятельности

 

Ход НОД

 

Вводный этап

 

Игровое упражнение «Составим число».

 

- Давайте составить число 3 с помощью разных  предметов посуды.

 

- Сколько всего предметов посуды?

 

- Сколько каких предметов посуды вы взяли?

 

- Как вы составили  число  три? 

 

- Сколько предметов посуды каждого вида?»

 

Воспитатель  добавляет  еще  один  предмет  посуды 

 

- Сколько  теперь стало  предметов  посуды? 

 

- Сколько  каких  предметов  посуды? 

 

- Какое  теперь  число  мы составили?

 

- Как мы составили число четыре?»

 

 

Пальчиковая гимнастика

 

Дружат в нашей группе

 

Девочки и мальчики.

 

Мы с тобой подружим

 

Маленькие пальчики

 

Раз, два, три, четыре, пять

 

Начинаем мы считать.

 

Раз, два, три, четыре, пять

 

Вот и кончили считать.

 

 

 

Показываем поочередно левую и правую руку с растопыренными пальцами.

 

Сжимаем пальцы обеих рук в замок.

 

 

 

Соединяем поочередно пальцы левой и правой рук (с большого пальца).

 

Соединяем пальцы левой и правой рук (с мизинца).

 

Трясем кистями обеих рук с растопыренными пальцами.

 

Основной этап

 

Работа с раздаточным материалом.

 

- Давайте  составим число  4  с  помощью  карандашей  разного цвета. (Вопросы аналогичны предыдущим.)

 

 

Зрительная гимнастика

 

Вот стоит большая елка,

 

Вот такой высоты.

 

У нее большие ветки,

 

Вот такой ширины.

 

Есть на елке даже шишки,

 

А в низу - берлога мишки.

 

Выполняют движения глазами снизу вверх,

 

 

 

Слева направо,  вверх, вниз.

Зиму спит там косолапый

 

И сосет в берлоге лапу.

 

 

 

Закрывают глаза.

 

 

Игровое упражнение «Поможем Федоре собрать посуду».

 

Воспитатель  читает  четверостишие  и  просит  детей  определить,  из  какого

 

произведения эти строки (К. Чуковский «Федорино горе»).

 

А за ними вдоль забора 

 

Скачет бабушка Федора:

 

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

 

Воротитеся домой!»

 

 

Дети вспоминают, что произошло с Федорой и почему посуда убежала от нее.

 

Воспитатель предлагает детям собрать Федорину посуду и показывает цифру 8. Он уточняет  название  цифры  и  выясняет,  сколько  предметов  посуды  надо  собрать.

 

Вызванный ребенок выполняет задание на доске.

 

 

- Какие  предметы  посуды  вы  собрали? 

 

- Сколько всего предметов собрали?

 

- Какой цифрой обозначили восемь предметов посуды?»

 

Дети находят цифру 8 и кладут перед собой.

 

Воспитатель  добавляет  еще  1  предмет  посуды  и  предлагает  сосчитать,  сколько их стало  всего.  Он  выясняет,  какой  цифрой  можно  обозначить  число  9.  Затем  показывает цифру 9.

 

Воспитатель предлагает детям найти карточку с цифрой 9, обвести ее и определить, на что похожа цифра.

 

Вызванный  ребенок  выстраивает  цифровой  ряд  от  1  до  9.  Воспитатель  вместе  с детьми называет цифры по порядку.

 

Воспитатель еще раз обращает внимание детей на цифру 9 и предлагает подумать, на какую цифру она похожа. Дети находят цифру 6, ставят рядом с цифрой 9 и определяют, чем похожи цифры и чем отличаются

 

Воспитатель  уточняет:  «Сколько предметов  посуды вы помогли собрать Федоре?» — и читает отрывок:

 

Уж не буду, уж не буду 

 

Я посуду обижать.

 

Буду, буду я посуду 

 

И любить и уважать!

 

Динамическая пауза

 

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

 

Раз, два – скорей вставай.

 

Три, четыре – приседай.

 

Пять, шесть – повернись,

 

Семь, восемь – улыбнись,

 

Девять, десять – не зевай,

 

Свое место занимай.

 

 

Дидактическая игра «Запомни и повтори».

 

Воспитатель  показывает  детям  карточку  с  изображением  геометрических  фигур,

 

уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры,

 

и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2—3 раза.

 

 

Игровое упражнение «Назови день недели».

 

Воспитатель  вместе  с  детьми  вспоминает  названия  дней  недели,  их

 

последовательность, определяет, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет

 

завтра.

 

 

Игра «Живая неделя».

 

У  детей  карточки  с  кругами  (от  1  до  7).  По  заданию  ведущего  дел  под  музыку

 

выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с

 

количеством  кругов  на  карточке,  обозначающих  дни  недели.  Проверка  задания

 

осуществляется перекличкой.

 

Игра повторяется 2—3 раза со сменой карточек.

 

Заключительный этап

 

Анализ занятия. Поощрение детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznakomit_s_tsifroy_9.docx14.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) в старшей группе

«Состав числа три и четыре. Знакомство с цифрой 9»

Тема

«Состав числа 3 и 4. Знакомство с цифрой 9»

Программные задачи

Цель: выявить уровень освоения программного материала по образовательной области познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)

Образовательные:

- познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц;

- познакомить с цифрой 9;

- продолжать  учить  ориентироваться  на  листе  бумаги,  определять  и  называть;

стороны и углы листа;

- закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра;

- уметь согласовывать слова с движениями, ритмично выполнять движения руками и пальцами рук.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать сосредоточенность, доброжелательность, взаимовыручку, аккуратность.

Интеграция образовательных областей

«познавательное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие»

Материал

Демонстрационный  материал.  Предметы  посуды  (10  предметов),  карточка  с

изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и

по углам карточки), карточки с цифрами от 1 до 9.

 

Раздаточный  материал.  Наборы  цветных  карандашей,  листы  бумаги,  числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 1 до 9.

Методы и приемы

словесный, наглядный

Индивидуальная работа

Соня, Денис, Леша – закрепить счет до 9

Этапы деятельности

Ход НОД

Вводный этап

Игровое упражнение «Составим число».

- Давайте составить число 3 с помощью разных  предметов посуды.

- Сколько всего предметов посуды?

- Сколько каких предметов посуды вы взяли?

- Как вы составили  число  три?  

- Сколько предметов посуды каждого вида?»

Воспитатель  добавляет  еще  один  предмет  посуды  

- Сколько  теперь стало  предметов  посуды?  

- Сколько  каких  предметов  посуды?  

- Какое  теперь  число  мы составили?

- Как мы составили число четыре?»

Пальчиковая гимнастика

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять

Вот и кончили считать.

 

Показываем поочередно левую и правую руку с растопыренными пальцами.

Сжимаем пальцы обеих рук в замок.

 

Соединяем поочередно пальцы левой и правой рук (с большого пальца).

Соединяем пальцы левой и правой рук (с мизинца).

Трясем кистями обеих рук с растопыренными пальцами.

Основной этап

Работа с раздаточным материалом.

- Давайте  составим число  4  с  помощью  карандашей  разного цвета. (Вопросы аналогичны предыдущим.)

Зрительная гимнастика

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки,

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А в низу - берлога мишки.

Выполняют движения глазами снизу вверх,

 

Слева направо,  вверх, вниз.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

 

Закрывают глаза.

Игровое упражнение «Поможем Федоре собрать посуду».

Воспитатель  читает  четверостишие  и  просит  детей  определить,  из  какого

произведения эти строки (К. Чуковский «Федорино горе»).

А за ними вдоль забора  

Скачет бабушка Федора:

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!»

Дети вспоминают, что произошло с Федорой и почему посуда убежала от нее.

Воспитатель предлагает детям собрать Федорину посуду и показывает цифру 8. Он уточняет  название  цифры  и  выясняет,  сколько  предметов  посуды  надо  собрать.

Вызванный ребенок выполняет задание на доске.

- Какие  предметы  посуды  вы  собрали?  

- Сколько всего предметов собрали?

- Какой цифрой обозначили восемь предметов посуды?»

Дети находят цифру 8 и кладут перед собой.

Воспитатель  добавляет  еще  1  предмет  посуды  и  предлагает  сосчитать,  сколько их стало  всего.  Он  выясняет,  какой  цифрой  можно  обозначить  число  9.  Затем  показывает цифру 9.

Воспитатель предлагает детям найти карточку с цифрой 9, обвести ее и определить, на что похожа цифра.

Вызванный  ребенок  выстраивает  цифровой  ряд  от  1  до  9.  Воспитатель  вместе  с детьми называет цифры по порядку.

Воспитатель еще раз обращает внимание детей на цифру 9 и предлагает подумать, на какую цифру она похожа. Дети находят цифру 6, ставят рядом с цифрой 9 и определяют, чем похожи цифры и чем отличаются

Воспитатель  уточняет:  «Сколько предметов  посуды вы помогли собрать Федоре?» — и читает отрывок:

Уж не буду, уж не буду  

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду  

И любить и уважать!

Динамическая пауза

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Раз, два – скорей вставай.

Три, четыре – приседай.

Пять, шесть – повернись,

Семь, восемь – улыбнись,

Девять, десять – не зевай,

Свое место занимай.

Дидактическая игра «Запомни и повтори».

Воспитатель  показывает  детям  карточку  с  изображением  геометрических  фигур,

уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры,

и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2—3 раза.

Игровое упражнение «Назови день недели».

Воспитатель  вместе  с  детьми  вспоминает  названия  дней  недели,  их

последовательность, определяет, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет

завтра.

Игра «Живая неделя».

У  детей  карточки  с  кругами  (от  1  до  7).  По  заданию  ведущего  дел  под  музыку

выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с

количеством  кругов  на  карточке,  обозначающих  дни  недели.  Проверка  задания

осуществляется перекличкой.

Игра повторяется 2—3 раза со сменой карточек.

Заключительный этап

Анализ занятия. Поощрение детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну математики» с использованием ИКТ

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и счет до 10. Задачи:Образовательные:- совершенствовать навык счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке;- учить понимать отношения между чис...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: "Путешествие по сказке»

Цель:закрепления  математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия.Задачи:Образовательные:·         Продолжать формирование мы...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: "Путешествие по сказке»

Цель:закрепления  математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия. Задачи:Образовательные:·         Продолжать формирова...

План-конспект Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений в старшей группе.

Программное содержание:Обучающие  задачи:-  Продолжать знакомить с целым и частями, учить делить предмет на две, четыре части;-уточнить знания о прямом и обратном счете;- знания о геометриче...

Конспект занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) в старшей группе. «Состав числа три и четыре из единиц. Ориентировка на листе бумаги».

Цель: выявить уровень освоения программного материала по образовательной области познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений). Познакомить с количественным сос...

Конспект занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) в старшей группе

Конспект занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) в старшей группе «Состав числа три и четыре. Знакомство с цифрой 9» Тема...

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей логопедической группе «Собираем урожай овощей»

Задачи занятия:- продолжать учить считать в пределах 6; знакомить с порядковым значением числа 6;- закреплять в речи количественные и порядковые числительные, отвечать на вопросы: «сколько?&raqu...