ООД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие на остров сокровищ»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Бусолаева Елена Владимировна

Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД

по формированию элементарных математических представлений «Путешествие на остров сокровищ»

в старшей группе

Цель: 

Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.

Программные задачи:

  • Закреплять знания числового ряда, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, считать в пределах 10 и обратно.
  • Закреплять умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравное число предметов.
  • Закреплять умение сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) длины, высоты.
  • Закреплять знание геометрических фигур.
  • Закреплять умение выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
  • Закреплять умение называть дни недели, последовательность частей суток.
  • Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности.
  • Создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с другом.
  • Воспитывать отзывчивость, взаимопомощь.

Предварительная работа: дидактические игры: «Составление геометрических фигур», «Части суток», «Назови соседей», «Рисуем по точкам».

Материал к ООД:

  • послание капитана Весельчака;
  • задания на карточках геометрических форм;
  • пронумерованные «камни»;
  • карточки с двумя полосками;
  • набор геометрических фигур;
  • набор пальм;
  • листочки с заданием на каждого ребенка;
  • простые карандаши;
  • образец задания;
  • математические задания;
  • маркер;
  • игра «Смешные цифры»;
  • план;
  • сундук с сокровищами (шоколадные медальки);
  • игра «Соедини по клеточкам. Ключ»;
  • 2-е доски-мольберт.

Ход ООД:

I Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет немного необычное путешествие в страну математики. Мы с вами побываем на необитаемом острове, Острове сокровищ, где живёт Пират Джек и его команда. Наша задача найти сундук с золотыми монетами. Но путь к этим сокровищам долог и труден, и нам надо будет выполнить немало разных заданий.

Капитан Весельчак, которого Пират Джек захватил в плен, поможет нам в поисках. А как, мы узнаем только после того, когда прочитаем его послание.  

II Основная часть:

Задачки для ума:

Воспитатель: Чтобы прочитать его послание, ребята, вам нужно будет ответить на вопросы. Я буду задавать, а вы быстро отвечайте. Готовы?  

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Зима 

Воспитатель: Перечислите все зимние месяцы?

Дети: Декабрь, январь, февраль 

Воспитатель: А сколько всего зимних месяцев?

Дети: Три 

Воспитатель: А какой сегодня день недели?

Дети: Четверг 

Воспитатель: А какой был вчера?

Дети: Среда 

Воспитатель: Какой будет завтра?

Дети: Пятница 

Воспитатель: А сколько всего дней в неделе?

Дети: Семь 

Воспитатель: Как называется часть суток, когда мы просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку и идем в садик?

Дети: Утро

Воспитатель: Как называется часть суток, когда дети играют в садике, обедают?

Дети: День

Воспитатель: Как называется часть суток, когда дети идут домой из садика?

Дети: Вечер 

Воспитатель: Какое время суток наступает, когда мы ложимся спать?

Дети: Ночь

Воспитатель: Еще раз с вами повторим, что сутки состоят из четырех частей: утро, день, вечер и ночь 

Молодцы ребята, справились с заданием! Теперь мы можем прочитать послание капитана Весельчака. Слушайте внимательно, ребята. (Воспитатель читает послание) (см. приложение)

Карточка с заданием №1:

Воспитатель: Ребята, а какой формы у нас первая карточка?

Дети: Квадратная 

Воспитатель: На нашем пути к сокровищам много препятствий. Нам нужно будет сейчас ребята перебраться через болото по камням. Но камни эти необычные, а пронумерованные от 1 до 10. Перешагивая по камням по порядку, не путаясь, мы будем на один шаг ближе к сокровищам. (Воспитатель вызывает одного ребёнка)

Ребята, а нам ведь всё равно придётся возвращаться обратно, домой, давайте сразу проверим, знаете ли вы счет наоборот. (Воспитатель вызывает другого ребёнка для счёта наоборот)

Молодцы, дети, и тут справились!

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем.

Физкультминутка:

Раз – рука, два – рука, лепим мы снеговика.

Три, четыре, три, четыре – нарисуем рот пошире.

Пять – найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз.

Шесть – наденем шляпу косо,

Пусть смеется он у нас.

Воспитатель: Давайте прочитаем следующее задание капитана Весельчака.

Карточка с заданием №2:

Воспитатель: Ребята, а какой формы у нас вторая карточка?

Дети: Круглая 

Воспитатель: У вас на столах вы видите длинные карточки с двумя полосками. Сейчас мы с вами выполним еще одно задание, и окажемся еще на шаг ближе к сокровищам пирата Джека. Слушайте меня внимательно.  

На верхнюю полоску нужно положить 8 квадратов, а на нижнюю, на 1 круг больше. (Сколько получается нужно кругов выложить на нижнюю полоску)

Воспитатель: Где у нас больше фигур, на нижней или верхней полоске?

Дети: На нижней полоске фигур больше

Воспитатель: Что получается больше 8 или 9?

Дети: 9 больше

Воспитатель: 8 больше или меньше 9?  

Дети: 8 меньше 9

Воспитатель: 9 больше или меньше 8?

Дети: 9 больше 8

Воспитатель: А как сделать так, чтобы было поровну фигур на обеих полосках? Дети: Убрать 1 круг 

Воспитатель: А как еще можно сделать, чтобы было поровну?

Дети: Добавить 1 квадрат 

Воспитатель: Молодцы, всё правильно делаете! Справились с заданием!  

Динамическая пауза:

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счёт раз кулак сожмём,

На счёт два в локтях сожмём.

На счёт три прижмём к плечам,

На четыре – к небесам.

Хорошо прогнулись и друг другу улыбнулись.

Про пятёрку не забудем – добрыми всегда мы будем.

На счёт шесть прошу всех сесть.

Числа, я и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

Воспитатель: Ребята, какая цифра слышится в слове семья? 

Дети: Семь

Воспитатель: Правильно 7, вы очень внимательны, молодцы.

Карточка с заданием №3:

Воспитатель: Ребята, а какой формы у нас третья карточка?

Дети: Прямоугольная 

Воспитатель: Чтобы продвинуться дальше, нам нужно выполнить следующее задание. Поиграем в игру, которая называется «Посадим пальмы в ряд».

Давайте расставим пальмы в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой. (Предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов – слева на право)  

Воспитатель: Какая по высоте первая пальма?

Дети: Самая низкая 

Воспитатель: Какая по высоте последняя пальма?

Дети: Самая высокая 

Воспитатель: Давайте теперь расскажем про каждую пальму, какой она высоты?

Дети: Самая низкая, низкая, чуть выше, высокая, самая высокая 

Затем дети выстраивают пальмы в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой

Дети: Самая высокая, высокая, чуть ниже, низкая, самая низкая 

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились.

Карточка с заданием №4:

Воспитатель: Ребята, а какой формы у нас четвертая карточка?

Дети: Треугольная 

Воспитатель: Здесь задание на листочках. Задание на внимательность. Но сначала приготовим пальчики для работы.

Пальчиковая гимнастика:

В гости к пальчику большому, прибежали прямо к дому:

Указательный и средний, безымянный и последний -

Вот мизинчик - малышок, постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья. Друг без друга им нельзя!

Воспитатель: Ребята, сядьте ровно, спина прямая, ноги вместе.

Я сейчас раздам вам листочки с заданиями. А вам нужно будет выполнить его. Во все треугольники поставить точку, в квадраты – плюс, а в круги – минус. Сделайте каждый на своих местах, а потом мы все вместе проверим по образцу.

- Очень хорошо, справились.

Карточка с заданием №5:

Воспитатель: Ребята, а какой формы у нас пятая карточка?

Дети: Прямоугольная 

Задание висит на доске. Нужно посчитать фрукты, поставить нужное количество точек и провести линию (см. приложение). Воспитатель вызывает четыре человека для выполнения данного задания.

Воспитатель: Молодцы, и опять всё у вас отлично получилось!  

Ребята, а теперь мы с вами отвлечемся от заданий и немного пофантазируем.

Игра «Смешные цифры»: (см. приложение)

Воспитатель: На что похожи эти цифры? (ребята, отвечайте полными предложениями).

Карточка с заданием №6:

Воспитатель: Ребята, а какой формы у нас шестая карточка?

Дети: Круглая 

Воспитатель: Ну вот ребята, мы с вами выполнили практически все задания, мы совсем уже близко к сундуку с сокровищами. Но нам его ведь надо найти. Здесь есть план. Ребята, помогите мне. Давайте будем двигаться от доски прямо …… шагов, влево …… шагов, вправо …… шагов и возможно мы что-то найдём (находим сундук с сокровищами).

Посмотрите, сундук ведь закрыт, ребята. Давайте возьмем следующую последнюю седьмую карточку, чтобы узнать, что нам делать дальше, что же нужно сделать, чтобы открыть этот сундучок.

Карточка с заданием №7:

Воспитатель: Ребята, а какой формы у нас седьмая карточка?

Дети: Квадратная 

Воспитатель: Посмотрите на доску. Если мы правильно соединим точки (по порядку), то у нас получится ключ, которым мы сможем открыть этот сундучок с сокровищами пирата Джека. (Воспитатель вызывает несколько детей для выполнения данного задания)  

Правильно соединили, молодцы (открываем сундук, находим сокровища «шоколадки-медальки»).

III Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались, что мы делали, чтобы найти сокровища?  

Дети: Прыгали по камням, чтобы перебраться через болото, повторяя прямой и обратный счет; выстраивали пальмы в ряд; нашли ключ, чтобы открыть сундук, соединяя точки по порядку… и т. д.) 

Воспитатель: А сейчас закроем глаза и представим, что мы вернулись с необитаемого острова обратно к нам в группу.

А это - награда за ваши труды, за то, что вы хорошо отвечали и всегда справлялись с заданиями. Молодцы!

ПРИЛОЖЕНИЕhttp://www.maaam.ru/upload/blogs/604437f08ce708a7dd9d5d0bc8ac4913.jpg.jpg

        

http://www.maaam.ru/upload/blogs/340e2b35d3b290f227121d50cc9a0a3a.jpg.jpg

        

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: «Путешествие на остров сокровищ»

http://www.maaam.ru/upload/blogs/0006a394f95ef2db13282a4fa4cc593c.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений "Путешествие на остров геометрических фигур"

Формирование элементарных математических представлений "Путешествие на остров геометрических фигур"ЦЕЛИ:- Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;ЗАДАЧИ:Выявить полученные з...

Конспект образовательной деятельности в области "Познание". "Формирование элементарных математических представлений" Тема: "В поисках сокровищ".

Цель:   Продолжать формировать элементарные математические представления. Задачи: 1. Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 и обратно.2.Совершенствовать знания о геометрически...

«Формирование элементарных математических представлений». Тема: «В поисках сокровищ»

Программное содержание:Образовательные:-Учить в определении количества групп и количества предметов в группах.-Продолжать учить составлять и определять  группы по заданной мере.-Упражнять в...

Занятие по формированию элементарных математических представлений «Путешествие на остров знаний».

Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.Задачи:Обучающие: Закреплять знания о днях недели, закреплять названия и свойства геометрических фигур, умение ре...

Занятие: Познание. Формирование элементарных математических представлений. "Путешествие на остров геометрических фигур".

Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников о геометрических фигурах....

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений «Путешествие на остров»

Программное содержание:закреплять количественный счёт в пределах 7, знание геометрических фигур, умение определять пространственное отношение между предметами относительно себя, ориентироват...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений "Путешествие на остров Математики" для детей 6 лет

Материал отражает опыт моей работы по формированию  элементарных математических представлений у старших дошкольников. Форма работы - игра-путешествие....