Занимательные вопросы по математике
статья по математике (старшая, подготовительная группа)
В ходе решения задач на смекалку, головоломок, ребусов, кроссвордов дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он ни трудился в далёком будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanim._voprosy_po_matematike.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательный математический материал для детей
старшего дошкольного возраста
Забадыкина Е.В. – воспитатель
высшей категории ГБДОУ №27 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Занимательный развивающий материал можно использовать в совместной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений, включать в индивидуальную деятельность для развития высших психических функций ребёнка (внимания, мышления, логики).
Загадки, задачи-шутки, логические концовки и задачи в стихах уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Несложные занимательные задачи можно использовать в качестве «умственной гимнастики».
В ходе решения задач на смекалку, головоломок, ребусов, кроссвордов дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он ни трудился в далёком будущем.
Задачи-шутки
1. Ты да я, да мы с тобой. Сколько всего? (ДВОЕ)
2. Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник?
(ПОЛОЖИТЬ ЕЕ НА УГОЛ СТОЛА)
3. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (ШЕСТЬ)
4. На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (ПЕРЕЛОЖИТЬ КРАЙНЮЮ)
5. Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (ПОЛОЖИТЬ ИХ НА УГОЛ СТОЛА)
6. Тройка лошадей пробежала 5км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (ПО 5 КМ)
7. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на 2 ногах? (2 кг)
8. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (ЧЕТВЕРО)
9. Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (ОДНА ДЕВОЧКА ДОЛЖНА ВЗЯТЬ ЯБЛОКО ВМЕСТЕ С КОРЗИНОЙ)
10. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего яблок? (НИ ОДНОГО - НА БЕРЕЗАХ ЯБЛОКИ НЕ РАСТУТ)
11. Может ли дождь идти два дня подряд? (НЕ МОЖЕТ - НОЧЬ РАЗДЕЛЯЕТ ДНИ)
12. Что будет с котёнком, когда ему исполнится один год? (ПОЙДЁТ ВТОРОЙ)
13. Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой: «У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра». (7)
14. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У КРУГА)
15. Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (НЕЛЬЗА, УЛЕТИТ)
16. Два числа 1 и 3, быстро их сложите и ответ скажите. (БЕРЁМ НУЖНЫЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ СОСТАВА ЧИСЛА)
17. На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные синицы. Сколько синиц? (2)
18. На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)
19. Купил на 1 копейку, заплатил 2 копейки. Сколько дадут сдачи? (1 КОПЕЙКУ)
20. Как можно одним мешком пшеницы наполнить два пустых мешка, таких же, как и мешок, в котором находится пшеница? (НАДО ОДИН ИЗ ПУСТЫХ МЕШКОВ ВЛОЖИТЬ В ДРУГОЙ, А ЗАТЕМ НАСЫПАТЬ СМОЛОТУЮ ПШЕНИЦУ).
21. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (ОДНА ВНУЧКА МАША).
22. Задумайте любое число до 5. Прибавьте к нему 2, я отгадаю, какое число вы задумали. Сколько у тебя получилось? (НА ВНИМАНИЕ)
- У стены стоит кадушка, а в кадушке той - лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (ВОЗМОЖНО, НИ ОДНОЙ)
- Горело 7 свечей. 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось? (2, ОСТАЛЬНЫЕ СГОРЕЛИ)
- Задумали число. Когда его увеличили на один, стало три. Какое число задумали? (2, БЕРЁМ НУЖНЫЕ ЧИСЛА ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ СОСТАВА ЧИСЛА)
26. Сколько грибов можно положить в пустую корзину? (1)
27. Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить 2 новых квадрата? (ПОПОЛАМ, НА 8 ЧАСТЕЙ)
28. На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (ПЕРЕЛОЖИТЬ ОДИН ИЗ ТЕХ, ЧТО КОРОЧЕ)
29. Первый Назар шел на базар, второй Назар - с базара. Какой Назар купил товар, какой - шел без товара? (ВТОРОЙ КУПИЛ)
30. Двое детей подошли к реке. У берега всего 1 лодка. Как им переправиться на другой берег, если лодка может взять только одного человека? (ДЕТИ ПОДОШЛИ К РЕКЕ С РАЗНЫХ СТОРОН)
31. Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он, увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, каждая кошка имела 3 котят. Сколько ног было на мельнице? (ДВЕ НОГИ - У КОШЕК - ЛАПЫ)
32. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (5)
33. Кто выше, отец или мать? Кто старше тебя? Кто выше тебя, но ниже мамы?
34. Сколько пальчиков у четырех мальчиков? (80)
35. Сколько ушей у пяти малышей? (10)
36. Сколько ушек у трех старушек? (6)
37. Сколько хвостов у четырех ослов? (4)
38. Сколько носов у двух псов? (2)
39. Сколько рогов у двух коров? (4)
Логические концовки
Если стол выше стула, то стул... (НИЖЕ СТОЛА).
Если 2 больше одного, то один... (МЕНЬШЕ 2).
Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа... (ВЫШЕЛ ПОЗЖЕ САШИ).
Если река глубже ручейка, то ручеек... (МЕЛЬЧЕ РЕКИ).
Если сестра старше брата, то брат… (МЛАДШЕ СЕСТРЫ).
Если правая рука справа, то левая… (СЛЕВА).
Если пень ниже дерева, то дерево… (ВЫШЕ ПНЯ).
Если слон больше мыши, то мышь… (МЕНЬШЕ СЛОНА).
Если перо легче камня, то камень… (ТЯЖЕЛЕЕ ПЕРА).
Если весна наступает после зимы, то зима наступает... (РАНЬШЕ ВЕСНЫ)
Загадки
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения:
- Два конца, два конца, а посередине гвоздик. (НОЖНИЦЫ)
- Четыре братца под одной крышей живут. (СТОЛ)
- Пять братцев в одном домике живут. (ВАРЕЖКА)
- Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце станет, туда он и глянет. (ПОДСОЛНУХ)
- Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (ЛУК)
- В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (АРБУЗ)
- Нас семь братьев, летами мы равные, а именем разные. Отгадай кто мы. (ДНИ НЕДЕЛИ)
- Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать, когда работу начинать. (ЧАСЫ)
- 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (МЕСЯЦЫ)
- Кто в году 4 раза переодевается? (ЗЕМЛЯ)
- Много рук, а нога одна. (ДЕРЕВО)
- Пять мальчиков, пять чуланчиков, разошлись мальчики в темные чуланчики. (ПАЛЬЦЫ В ПЕРЧАТКЕ)
- Чтоб не мерзнуть, 5 ребят в печке вязаной сидят. (РУКАВИЦА)
- Крылата, а не бабочка. Крыльями машет, а ни с места. Что это такое? (ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА)
- В году у дедушки 4 имени. Кто это? (ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА)
- Кто становится выше, когда садится? (СОБАКА).
17. Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (ВИЛКА)
18. Дом без окон и дверей. В нем 6 кругленьких детей, в темноте проводят дни… Угадайте, кто они? (ГОРОШИНЫ В СТРУЧКЕ)
19. Для 5 мальчиков пятеро чуланчиков, а выход один. Что это? (ПЕРЧАТКА)
20. Один ствол, много ветвей, а на веточках много гостей (ДЕРЕВО)
21. Что становится легче, когда его надувают? (РЕЗИНОВЫЙ ШАРИК)
22. Три брата по одной дорожке бегут. Один впереди, а два - позади: эти два бегут, но никак переднего догнать не могут. (КОЛЕСА ДЕТСКОГО ВЕЛОСИПЕДА)
23. Двое глядят, да двое слушают (ГЛАЗА)
24. Всегда шагаем мы вдвоем, похожие, как братья. Мы за обедом - под столом, а ночью - под кроватью. (БОТИНКИ)
25. У него 4 лапки, лапки - цап-царапки, пара чутких ушей, он - гроза для мышей. (КОТ)
26. На четырех ногах стою, ходить же вовсе не могу. (СТОЛ)
27. Возле елок из иголок летним днем построен дом. За травой не виден он, а
жильцов в нем миллион. (МУРАВЕЙНИК)
28. Этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса. Сядь верхом да мчись на нем, только лучше правь рулем! (ВЕЛОСИПЕД)
29. Один сторож, много веток: все по горнице гуляют, сор повсюду подбирают. (ВЕНИК)
30. На два пальца меня надевают и что нужно мною разрезают. (НОЖНИЦЫ)
31. Работать примется одна - другая ей тотчас поможет, и даже вымыться одна без помощи другой не может. (РУКИ)
32. Рядышком двое стоят, направо, налево глядят. Только друг друга совсем им не видно, это, должно быть, им очень обидно. (ГЛАЗА)
- Спинка, доска и четыре ноги - что я задумал, скорей назови! (СТУЛ)
- Как только с места тронусь я, так четверо начнут кружиться.
(ТЕЛЕГА)
35. Четыре брата по улицам бродят, один другого не обгоняет, один от другого не отстает. (КОЛЕСА АВТОМОБИЛЯ.)
36. Один льет, другой пьет, а третий зеленеет да растет. (ДОЖДЬ, ЗЕМЛЯ, ТРАВА)
37. Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло. (МОРКОВЬ)
38. Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк! (ПАУК).
39. Пять братьев, годами равные, ростом разные. (ПАЛЬЦЫ)
40. Пять братьев - всем одно имя. (ПАЛЬЦЫ)
41. Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (ДВОЕ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей» Консультация для педагогов.
Математика в жизни дошкольника....
Загадки,задачи - шутки, занимательные вопросы в обучении детей
Формирование у детей логического мышления через задачи, загадки, шутки....
Конспект проведения музыкального досуга в подготовительной к школе группе « Занимательные вопросы Маркизы Этикеты»
Конспект проведения музыкального досуга в подготовительной к школе группе « Занимательные вопросы Маркизы Этикеты»...
Консультация для воспитателей.«Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей математики»
Занимательная математика....
Загадки, задачи - шутки, занимательные вопросы в обучении детей элементарной математике.
Из многообразия математических игр и равлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачки -шутки. Назначение загадок, занимательных вопросов, задач-шуток состо...
Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей математики.
Из многообразия математических игр и развлечений детям в дошкольном возрасте доступны и интересны загадки и задачи-шутки.В загадках математического содержания анализируется предмет с количествен...
Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении математики для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)
Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, математические отношен...