Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей математики.
методическая разработка

Воробьева Лариса Владимировна

Из многообразия математических игр и развлечений детям в дошкольном возрасте доступны и интересны загадки и задачи-шутки.

В загадках математического содержания анализируется предмет  с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения. 

Математические загадки в стихах помогут научить счету. Ребенок учится воспринимать и запоминать на слух, мыслительные процессы ведут к развитию памяти. Дети легко обучаются в игровой форме, а применение веселых математических загадок позволяет заинтересовать малыша и вовлечь его в занятия.

Я беру карандаши.
Ты считай, но не спеши.
Вот смотри, не будь разиней:
Красный, черный,
Желтый, синий.
Отвечай - в руке моей
Сколько всех карандашей?
(4 карандаша)

 


 

Вот посмотрите,
Скажите, ребята,
Сколько углов
У любого квадрата?
(4 угла)

 

Упал орех у тропинки,
Разбился на две половинки.
Никак не поделят три ворона
Две половинки поровну.
Но тут - такая потеха!
Упало еще два ореха
И тоже на две половинки
Разбились у той же тропинки.
Теперь-то три черных ворона
Добычу поделят поровну!
Желаем им в этом успехов!
Но каждому ворону,
Ежели поровну,
Сколько досталось орехов?
(по одному ореху)

Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков.
Угостила двух внучат -
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
(ни одного)

Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите - у ведерка,
Появился хитрый кот...
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?
(ни одного)

По дороге два мальчика шли
И по два рубля нашли.
За ними еще четыре идут.
Сколько они найдут?
(ни одного)

 

Десять деревьев было в саду.
Восемь срубили в прошлом году.
Ответ я, ребята, никак не найду:
Сколько деревьев осталось в саду?
(Чтобы тут найти ответ,
И считать не надо.
Коль восьми деревьев нет,
Значит, нет и сада).

У Коли и Марины.
Четыре мандарина.
Из них у брата - три.
А сколько у сестры?
(1 мандарин)

 

Три голубя белых на крыше сидели.
Два голубя снялись и улетели.
Ну-ка, скажите мне поскорей,
Сколько осталось сидеть голубей?
(1 голубь)

 

Задали детям в школе урок:
Прыгает в поле десять сорок.
Девять взлетели, сели на ели,
Сколько осталось в поле сорок?
(1 сорока)

Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей?
(2 карандаша)

Три яблока.
Одно сорвать
Ручонка так и тянется.
Но прежде надо сосчитать -
А сколько же останется?
(2 яблока)

В хоре семь кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре пять кузнечиков
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько стало голосов?
(2 голоса)

 

Четыре сороки пришли на уроки.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно
Училось сорок?

(3 сороки)

В класс вошла Марина,
А за ней - Ирина,
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят?

(3)

На тарелочке семь слив,
Вид их очень красив.
Съел четыре сливы Павел.
Сколько мальчик слив оставил?

(3 сливы)

 

Три бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла.
Разделите на троих -
Сколько каждому из них?

(по три ореха)

Пять ребят в футбол играли
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?

(играет 4  ребят)

 

В кружку сорвала Марина
Девять ягодок малины.
Пять дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке?

(4 ягоды)

 

Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки.

(4 окна)

У пеструшки пять цыплят.

У крякушки пять утят.

- Пять плюс пять,-

Спросил Николка,-

Это ж вместе будет сколько?

(10 цыплят)

 


 

Два мяча у Ани,
Два мяча у Вани.
Два мяча да два. 
Малыш!
Сколько их? 
Сообразишь?

(4 мяча)

Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?

(4 кошечки)

 

К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей - сорок
Прилетело на урок?
(4 сороки)

 

Ежик по грибы пошел,
Десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзинку,
Остальные же - на спинку.
Сколько рыжиков везет
На своих иголках еж?

(2 гриба)
 

Хорошенько посмотри -

Есть две ручки на двери.

Двери можно посчитать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будь прилежен.

Не зевай.

Сколько ручек?

Отвечай!

(10 ручек)

Квочка решила

Цыплят посчитать.

Три петушка,

Да курочек пять.

А сколько их вместе?

Трудно узнать.

Она до пяти лишь

Умела считать.

(8 цыплят)

 

Начинаем отнимать.

Кренделечков было пять,

А теперь осталась пара.

Сколько съела их Тамара?

(3 кренделечка)

 

Шалунишка-карапуз
За пять груш продал арбуз.
Сколько стоят три арбуза
У того же карапуза?
(15 груш)

 

 

Съели утром Нелли с Ниной
По две груши с половиной.
Сколько Нина, вместе с Нелли,
Этих груш на завтрак съели?
(5 груш)

 

 

Мы на рынке были -
Обувь всем купили.
Для Анюты-лапочки
Мы купили тапочки.
Для Петра и Вовочки
Взяли мы кроссовочки.
Туфли - для Антошки.
Коле - босоножки.
Босоножки - папе тоже.
Маме - шлепанцы из кожи.
Добрый выбрали товар.
Посчитайте, сколько пар?
(7 пар)

Сколько нужно пар сапожек
Для семейства осьминожек,
Если нету у них дочек
И всего один сыночек?
(12 пар)

 

Едут с горки три сестрички,

На ручонках рукавички.

Подскажите, у сестричек

Сколько вместе рукавичек?

(6 рукавичек)

 

В сентябре на даче Ксюша
В день съедала по три груши.
Сколько груш, скажи скорей,
Съела Ксюша за семь дней?
(21 грушу)

 

И нужно ж было так случиться -

Пять дней Вадим лежал в больнице.

А это ведь совсем не шутки -

Его кололи трижды в сутки.

Зато веселый, не больной,

Вернулся он к себе домой.

Кто в математике силен?

Уколов сколько принял он?

(15 уколов)

Мы дали Лариске четыре ириски.

Еще три ириски мы дали Бориске.

Потом три ириски мы дали Лариске,

Четыре ириски мы дали Бориске.

Так сколько ирисок теперь у Лариски

И сколько ирисок всего У Бориски?

(Их нет у Лариски и нет у Бориски -

Давно уже съели они Все ириски)

 

Вот ребята вам задача.

На лесной опушке дача.

А на даче баба с дедом,

Папа с мамой, брат и я.

Посчитайте-ка, ребята,

Велика ль у нас семья,

Если есть еще сестренка

Несмышленая

В пеленках

И отсутствует один

Самый старший брат

Вадим.

(8 человек)

Собралась к обеду вся семья:

Папа, мама, бабушка и я,

И еще сестренка со щенком,

И с котенком маленький Пахом.

А теперь скажите мне, кто может,-

Сколько на столе должно быть ложек?

(6 ложек)

 

За неделю наш Марат

Съел четырнадцать гранат.

Посчитайте, коль не лень,

Сколько их съедал он в день?

(2 граната)

 

Есть у бабушки Маруси

Кот, коза, щенок и гуси.

Кот мурлычет на крылечке.

Шесть гусей плывут по речке.

Где коза лозу грызет,

Щиплет гусь траву осот.

Из тарелочки Трезорки

Два гуся щипают корки.

Посчитайте поскорей,

Сколько вместе всех гусей?

(9 гусей)

Папа, мама, братик, я -

Вот и вся у нас семья.

Все мы любим на обед

Съесть по парочке котлет.

Сколько маме, каждый раз,

Нужно жарить их для нас?

(8 котлет)

6-1

Шесть весёлых медвежат За малиной в лес спешат,

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

3 + 2 + 1 + 1        К нам весна давно пришла.

Всем зверькам вставать пора. Вот проснулись, потянулись Три пушистых медвежонка, Два малюсеньких ежонка, Толстячок бурундучок И весёлый барсучок. Посчитай-ка всех зверей Да при этом поскорей.

7-2        Семь гусей пустились в путь.

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети сами.

10 - 4        Под дубом двое малышей

Собрали десять желудей.

Один собрал четыре лишь.

А сколько штук Другой малыш?

 

К серой цапле на урок Прилетели семь сорок.

А из них лишь три сороки Приготовили уроки.

Сколько лодырей - сорок Прилетело на урок? (четыре)

Скоро 10 дет Серёже,

Диме нет ещё 6,

Дима всё никак не может До Серёжи дорасти.

А на сколько лёт моложе Мальчик Дима, чем Серёжа? Маша вышила ковёр,

Посмотри какой узор - Две большие клеточки,

В каждой по три веточки.

Села Маша на кровать,

Хочет веточки считать,

Да никак не может.

Кто же ей поможет(шесть)

Я, Серёжа, Коля, Ваня - Волейбольная команда. Женя с Игорем пока Запасных два игрока.

А когда подучатся Сколько нас получится?

 

Через лес шагает мишка И несёт в корзине шишки.

Восемь шишек взял сынишка И одна осталась шишка.

Ну-ка посчитай братишка,

Сколько раньше было шишек? (девять)

Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели - Пять румяных наливных,

Три с кислинкой. Сколько их? (восемь)

Как-то четверо ребят С горки покатились.

Двое в саночках сидят.

Сколько в снег свалились? (двое)

Три гуся летят над нами,

Три других над облаками,

Два спустились на ручей.

Сколько было всех гусей? (восемь)

Два кубика у Маши,

Четыре у Натащи.

Вы кубики все эти

Скорей считайте дети. (шесть)

Пять лодок было у причала.

Волна их весело качала.

Три лодки брали рыбаки,

Чтоб переплыть простор реки.

А сколько лодок у причала Волна

по-прежнему качала? (две)

 

3 + 1 + 2        Забежал щенок в курятник,

Разогнал всех петухов.

Три взлетели на насест.

А один в кадушку влез.

Два в раскрытое окно,

Сколько было их всего?

2 + 2 + 2 + 1 Наша Маша рано встала, Кукол всех пересчитала:

Де Маринки на окошке,

Две Аринки - на перинке, Две Феклуши - на подушке, А Петрушка в колпачке - На зелёном сундучке. Сколько игрушек у Маши?

1+3        Стоит гора крутая,

На ней тыква большая,

А пониже тоже Три тыквы помоложе.

Сколько тыкв всего у нас?

1 + 1 + 2        В садике гулял павлин,

Подлетел ещё один.

Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.

 

7-2 = 5        В хоре семь кузнечиков

Песни распевали.

Вскоре два кузнечика Голос потеряли.

Сосчитай без липших слов Сколько в хоре голосов?

1 + 2 + 1 + 1 + 1 + 2+ 1 = 9        У дороги за прудом

Галка выстроили дом.

Помогал ей воробей,

Пара белых голубей,

Грач, грачонок и ворона,

Два ежа и лягушонок.

2 + 2 + 3 = 7 Дружно муравьи живут И без дела не снуют.

Два несут травинку.

Два несут былинку,

Три несут иголки. Сколько их под ёлкой?

5 + 5 = 10        Две весёлые мартышки

Покупать ходили книжки.

И купили книг по пять,

Чтобы было что читать.

Только глупые мартышки Сосчитать не могут книжки.

Ты мартышкам помоги,

Сколько книг у них, скажи.

 

5-    5+1=6          Пять щенят в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет.

Пять щенят Плюс мама - лайка

5 +         Сколько будет, сосчитай-ка?

1 + 2 + 2 + 3 + 2 =5             Я вошёл в тенистый бор

И увидел мухомор,

Два опёнка, два сморчка, Три маслёнка, два строчка . У кого ответ готов:

Сколько я нашёл грибов?

+       5 + 2 = 7         Пять ворон на крышу сели,

Две ещё к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело.

Сколько всех их прилетело?

4 + 2+4=6        Рада Алёнка -

Нашла два маслёнка,

Да четыре в корзине.

Сколько грибов на картине?

2 +1        На поляне у дубка

Крот увидел два грибка.

А подальше, у осин,

Он нашёл ещё один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашёл грибов?

Загадки математического содержания:

У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).Много рук,  нога –  одна (дерево).
На одной ноге кружится, беззаботна, весела. В пестрой юбке танцовщица, музыкальная … (юла).На длинной ножке, застыв до поры, отдыхает палочка после игры (единица). Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.)

Есть у каждого лица два красивых озерца. Между ними есть гора. Назови их,  детвора. (глаза). Два глядят, да двое слушают (глаза и уши).У него два  колеса и седло на раме, две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед). Два коня у меня, два коня. По воде они возят меня, а вода тверда, словно каменная! (коньки).  две полоски на снегу оставляю на бегу.

 Я лечу от них стрелой, а они опять за мной (лыжи).Двое в  небе ходят кругом, но не видятся друг с другом (солнце и луна).Есть спина, а не лежит никогда. Есть четыре ноги,  а не ходят .
Сам всегда стоит, а всем сидеть велит (стул).

 Возле леса на опушке
трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).

У него глаза цветные, не глаза, а три огня, он по очереди  ими сверху смотрит на меня (светофор). Четыре  ноги, а ходить не может. (Стол.)Четыре  братца под одной крышей стоят (стол).Под крышей  четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол).На четыре  ноги надевали сапоги. Перед тем как надевать, четыре стали обувь надувать (шины). Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка). Кто в году четыре раза переодевается? (Земля) В году у дедушки четыре  имени (зима, весна, лето, осень). Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет (времена года).У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем (пальцы).

Пять братцев в одном домике живут. (варежка.) И жужжит, и летит, есть шесть ног, но без копыт. (жук) Пять щенят, да мама-лайка. Ты попробуй, сосчитай-ка! (шесть) Есть семь братьев: годами равные, именами разные (дни недели).  Цифру восемь ,цифру восемь  на носу всегда мы носим,  цифра восемь плюс крючки –получаются …   (очки)12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)Сто одёжек, а все без застёжек  (капуста).Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы.) Овальная лягушка, но вовсе не зверушка, а овощ-молодец –зелёный … (Огурец.) Небо, будто синий дом, есть одно      оконце в нём: словно круглое оконце в небесах сверкает …(Солнце.) 

Задачи-шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу.

Задачи-шутки:

  1. Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ль всех? (Три.)
  2. Шел один, нашел пять рублей; трое пойдут, много ли найдут? (пять рублей.)
  3. Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)
  4. У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него ног?
  5. Сколько орехов в пустом стакане? (Ни сколько)
  6. В вазе стояло 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе? (В вазе было 3 тюльпана)
  7. По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько плавало акул? (9 акул , только они нырнули )
  8. На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)
  9. 7 мальчиков расчистили по 1 дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики?( 7 дорожек)
  10. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
  11. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей.
  12. Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2.)
  13. Летела стая гусей. Один гусь впереди, два – сзади. Один гусь между двумя и три гуся рядом. Сколько гусей в стае? (3)
  14. Сестра старше брата на 5 лет. На сколько лет она будет старше брата через 7 лет?
  15. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин)
  16. Когда козе исполнится 6 лет, что будет? (Ей пойдет седьмой год)
  17. На столе стоят три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни и поставил пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось? (3 стакана) 

Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.

При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки.

 

– Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши.)
– Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры.)
– Если правая рука справа, то левая… (слева.)
– Если стол выше стула, то стул… (ниже стола.) и др.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки,задачи - шутки, занимательные вопросы в обучении детей

Формирование у детей логического мышления через задачи, загадки, шутки....

Консультация по математике на тему: «Роль игровых занимательных задач при обучении детей математике».

     Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у детей большой интерес.  Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, переклады...

«Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей»

Из многообразия математических игр и развлечений детям в дошкольном возрасте доступны, интересны загадки и задачи-шутки....

Загадки, задачи - шутки, занимательные вопросы в обучении детей элементарной математике.

Из многообразия математических игр и равлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачки -шутки. Назначение загадок, занимательных вопросов, задач-шуток состо...

Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей 5-6 летнего возраста.

Цель использования занимательного материала (загадок, задач-шуток, занимательных вопросов): способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к м...