Описание этапов работы исследовательской деятельности в рамках конкурса "Умное поколение"
опыты и эксперименты по математике (старшая группа)
В данной работе описаны этапы работы проведённогоисследования ребёнком в течении года по направлению ФЭМП "Чудеса симметрии". Работа проводилась совместно с воспитателем и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_etapov_raboty_golubevoy_taisii_dsad_no_29.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Информация о ребенке:
Голубева Таисия, 5 лет, детский сад №29 «Сибирячок», 2 старшая группа.
Взрослые, поддерживающие ребёнка в его познавательно-исследовательской деятельности: Голубева Татьяна Николаевна - бабушка, Куприянова Наталья Валерьевна - руководитель.
Описание взрослым детского наблюдения/исследования:
Мотивацией к детскому исследованию послужило занятие в группе, на котором с помощью пластилина дети моделировали звезду, размещенную на городском обелиске воинам ВОВ. Когда созданные звёзды разместили на общую выставку, Таисия обратила внимание, что лучи звёзд одинаковые. Оказалось, внимание ребёнка привлекло симметричное расположение лучей на звёздах, но выразить понятием «симметрия» и объяснить его значение было ещё не доступно для понимания 5-ти летнего дошкольника. На помощь к возникшему интересу ребенка пришла бабушка. Татьяна Николаевна ранее преподавала математику в КЭМТ. И вместе решили узнать о симметрии.
Возникли вопросы. Что такое симметрия? Какие её виды существуют? Чем они отличаются друг от друга? Какое место в нашей жизни занимает симметрия?
Исследование было направлено на выявление примеров симметрии в окружающем мире. Татьяна Николаевна обратила внимание девочки на то, что в окружающем пространстве мы часто встречаемся с симметрией, только надо уметь её увидеть. Что это значит? И пояснила на примере: на сложенном пополам квадрате нарисуем половину любой фигуры, вырежем фигуру по этой линии и развернём. Получилась симметричная фигура. Её правая и левая половинки одинаковы. Их разделяет линия сгиба. Её мы будем называть осью симметрии. Получили бабочку, «оживим» её. На одной из половинок наносим гуашью рисунок ватными палочками и складываем по линии сгиба. Развернули – красота!
Гипотеза: симметрия - это гармония и красота, равновесие и устойчивость.
Цель: на примерах найти и показать симметрию, как основу красоты в окружающем мире.
Задачи:
- Узнать, что такое симметрия.
- Научиться вырезать бабочку. Познакомить детей с симметричным вырезанием.
- Выделить из окружающего мира симметричные объекты.
- Познакомить ребят своей группы с результатами исследования.
Шаги для достижения результата:
1. Знакомство со способами построения симметричных фигур.
2. Поиск симметричных объектов в окружающем нас мире;
- Выяснить, существует ли симметрия у животных.
- Проанализировать, какие виды симметрии встречаются в мире растений.
- Симметрия в архитектуре и технике.
3. Анализ полученных данных.
4. Составление презентации.
Исследование и его результаты:
В моей работе понятие и виды симметрии определены на примерах животного и растительного мира. Симметрия – соразмерность (гармония, одинаковость) частей относительно точки или прямой. Точка – центр симметрии, прямая – ось симметрии.
Дата | Описание | Результат |
Август 2020 год | 1. Симметрия у животных. Виды симметрии у животных: 1. Центральная симметрия 2. Осевая симметрия. | Симметрию у животных я наблюдала при посещении зоопарков, дельфинария, аква. 1. Если части тела одинаково удалены от точки, то животные имеют центральную симметрию. Это круглые животные: например, морская звезда или медуза. У них есть центр симметрии. 2. Животные, которые могут двигаться в каком-то избранном направлении, имеют осевую симметрию. Тело таких животных состоит из двух одинаковых половинок. Это помогает им сохранять равновесие. Пример: крокодил, обезьянка, косули. У них есть ось симметрии. Симметрия в животном мире диктуется условиями жизни. |
Лето 2020 год | 2. Симметрия у растений. Виды симметрии растений: 1. Поворотная симметрия (лепесток цветка) 2. Осевая симметрия (лист растения) 3. Переносная симметрия (ветка растения) | В любом растении можно найти какую-то его часть, обладающую симметрией. 1. Цветок нарцисса. Здесь что не повернётся, таким же остаётся. Поворотную симметрию изучали на клумбах города. 2. На листьях представлена осевая симметрия. Ось симметрии – главный стебель листа. Если перегнуть по стеблю, то половинки совпадут. 3. На ветках акации - осевая на листьях и переносная. Переносная – повтор на одинаковом расстоянии. Осевую симметрию и переносную рассматривали в гербарии, собранном из листьев. |
Лето 2020 год | 3. Симметрия в архитектуре: 1. Осевая (здания) 2. Переносная (набережная) | На прогулках по городу обратили внимание на храм и жилой дом. Если мысленно провести вертикальную линию через шпиль на куполе храма, то увидим, что с двух сторон от линии одинаковые части сооружения. Здания симметричной формы устойчивы. Различные виды симметрии мы наблюдаем в оградах школ и набережных, при оформлении цветочных скульптур. |
Август 2020 год | 4.Симметрия в технике: 1. Осевая симметрия | Наблюдения в путешествии. В технике красота, соразмерность механизмов связана с их надежностью, устойчивостью в работе. Симметрия в технике – надёжность в работе. |
Перспективой данного исследования может быть задание с детьми в группе:
- создать коллекцию бабочек;
- найти ось симметрии у букв;
- дорисовать картинки, используя симметрию;
- изучить симметричное вырезание цветов, фруктов, листьев.
Анализ результатов: анализируя полученные результаты, мы подтвердили, что объекты окружающего мира: животные, растения, архитектурные сооружения, техника имеют симметрию.
Вывод: симметрия – это гармония и красота, равновесие и устойчивость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессионального саморазвития воспитателя “Использование поисково – исследовательской деятельности в рамках изучения свойств и значения воды с дошкольниками”
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...
Исследовательская деятельность в рамках проекта «Мыльная история»
Цель:Знакомство детей с созданием мыла в домашних условияхЗадачи:Социально-коммуникативное развитие· Формировать у детей чувство сплоченности, положительного ...
Семинар для педагогов «Семинар для педагогов «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта»»
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
Доклад: «Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках ДОУ»
Познавательно-исследовательская деятельность...
Конспект совместной деятельности познавательно-исследовательская деятельность в рамках проекта «Любимые места моего города»
Тема: «Путешествие по городу АбакануЦели: Создание условий для формирования патриотического сознания у детей дошкольного возраста.Задачи:расширять представления детей, о достопримечательнос...
Конспект совместной деятельности познавательно-исследовательская деятельность в рамках проекта «Есть такая профессия – родину защищать»
Тема: «Защитники Родины»...
Этапы становления исследовательской деятельности
Выделяются несколько этапов становления исследовательской деятельности....