Этапы становления исследовательской деятельности
консультация

Гололобова Анна Михайловна

Выделяются несколько этапов становления исследовательской деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выделяются следующие этапы становления исследовательской деятельности:

1. Ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования);

2. Проблематизация (определение способов и средств проведения исследования);

3. Планирование (формулировка последовательных задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска);

4. Эмпирия (сбор эмпирического материала, постановка и проведение исследования, первичная систематизация полученных данных);

5. Анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных);

6. Рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными выводами, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными).

Модель исследовательских технологий совпадает с моделью научного исследования.

Этапы исследования:

проблемная ситуация;

проблема, ее формулирование;

выдвижение гипотез;

подбор материала для проверки гипотез;

проверка гипотез;

 формулирование и оформление вывода.

Для осуществления исследовательской деятельности рекомендуется следующий алгоритм действий.

Шаг 1. Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (в переводе с древнегреческого слово problems означает «задача», «преграда», «трудность»).

Проблема - это затруднение, неопределенность, чтобы устранить ее, требуется исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Не стоит требовать от ребенка ясного осознания и формулирования проблемы, достаточно ее общей, приблизительной характеристики.

Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приемы:

1. подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;

2. изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

3. предложение детям рассмотреть явление с различных позиций;

4. побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;

5. постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения;

6. постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения и т.д.).

Шаг 2. Выбор темы исследования. Выбирая тему, следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование - процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний (человек стремится к знанию, часто не зная, что принесет ему сделанное открытие и как можно будет на практике использовать полученные сведения), а проект - это всегда решение какой-то практической

задачи (человек, реализующий проект, решает реальную проблему).

Предлагается соблюдать правила выбора темы:

- быть интересной ребенку;

- быть доступной для изучения;

- должна принести реальную пользу участникам исследования;

- быть оригинальной;

- в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

- чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Шаг 3. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов «выявить», «изучить», «определить». Примерные формулировки целей проектов обычно начинаются словами «разработать», «создать», «выполнить».

Шаг 4. Определение задач исследования (основных шагов направления исследования). Некоторые ученые убеждены, что формулировать цель и задачи собственного исследования до того, как оно завершено, не только бесполезно, но даже вредно и опасно. Ясная формулировка делает предсказуемым процесс и лишает его черт творческого поиска, а исследователя - права импровизировать.

Шаг 5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Гипотеза - это попытка предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «Чем больше, тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны).

Шаг 6. Составление предварительного плана исследования. Для того чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». Список возможных путей и методов исследования в данном случае: подумать самому; прочитать книги о том, что исследуешь; посмотреть видеофильмы по этой проблеме; обратиться к компьютеру; спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент.

Шаг 7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.

Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы - это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.

Алгоритм построения образовательной деятельности:

- интересное начало–точка удивления;

- постановка проблемы;

- актуализация знаний детей;

- выдвижение гипотез, предположений;

- проверка решения;

- введение в систему знаний.

И. Л. Паршукова предлагает определенную структуру занятия исследования для детей дошкольного возраста:

1. постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации;

2. тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия);

3. уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления

экспериментирования;

4. уточнение плана исследования;

5. выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования;

6. распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы),

помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группе;

7. анализ и обобщение полученных детьми результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательно-исследовательская деятельность детей в становлении ценностей здорового образа жизни»

Выступление из опыта работы.Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов...

Семинар-практикум «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

Семинар-практикум для педагогов МБДОУ №48 Г. Рязань  «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»....

Семинар-практикум «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии. Задачи:1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и неживо...

Семинар «Становление у дошкольников осознанного отношения к природе родного края на основе познавательно-исследовательской деятельности»

Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в реализации современных технологий в образовательном процессе ДОУ.- формирование у педагогов знаний о формах и методах работы по развитию...

Описание этапов работы исследовательской деятельности в рамках конкурса "Умное поколение"

В данной работе описаны этапы работы проведённогоисследования ребёнком в течении года по направлению ФЭМП "Чудеса симметрии". Работа проводилась совместно с воспитателем и родителями....

Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на начальном этапе образования

Период детства — это уникальный и неповторимый период становления личности, основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни. И от того какими вырастут наши дети, малень...

Статья:Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на начальном этапе образования.

Период детства — это уникальный и неповторимый период становления личности, основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни. И от того какими вырастут наши дети, малень...