Доклад: «Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках ДОУ»
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Гнездышко»
658210 г. Рубцовск ул. Красная, 60
тел.: 4-14-03, 4-01-40 факс: 8 (38557) 4-14-03
сайт: www.ds10.educrub.ru
Выступление на городском МО
Тема: «Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках ДОУ»
Выполнила:
Починкина Юлия Николаевна,
Воспитатель
Рубцовск,2018
СЛАЙД 1
Добрый день, уважаемые коллеги!
Моя педагогическая работа по развитию детской познавательно-исследовательской деятельности осуществляется на протяжении 2 лет.
Сегодня вашему вниманию я представляю свой проект на тему: «Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках ДОУ».
СЛАЙД 2
О простом и сложном,
Об истинном и ложном,
о камне и пушинке,
о ракете и травинке
Правдивые истории,
веселые, пытливые
Про опыты начальные
И про умы пытливые
Про важные события
Про главные открытия!
СЛАЙД 3
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
СЛАЙД 4
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к
результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребѐнок задаѐт вопросы, касающиеся близких и далѐких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ».
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
СЛАЙД 5.
Цель моей педагогической работы: - Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.
СЛАЙД 6
Для решения данной цели поставлены следующие задачи: которые вы видите на экране.
- Развивать познавательно- поисковую деятельность детей;
- Формировать у детей способность к исследовательскому типу мышления: умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать простые выводы;
- Приобретать опыт самостоятельного исследования, умение пользоваться материалом при проведении экспериментов;
- Развивать наблюдательность, инициативу, самостоятельность, коммуникативность.
СЛАЙД 7
Предполагаемые результаты:
- Расширение представлений о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания.
- Увеличение объёма памяти ребёнка, активизация его мыслительных процессов, сравнения и классификации.
- Увеличение познавательной и речевой активности воспитанников, любознательности.
СЛАЙД 8
В своей познавательно-исследовательской деятельности с детьми я использую следующие формы, методы и приемы. Они представлены на экране.
СЛАЙД 9
Содержание познавательно–исследовательской деятельности строится из четырех блоков педагогического процесса:
- Непосредственно-организованная деятельность с детьми
(плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного
развития у детей исследовательских способностей, разработан
перспективный план опытов и экспериментов.
- Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество).
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности .
- Самостоятельная деятельность детей ( работа в лаборатории).
- Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах)
СЛАЙД 10
Для пробуждения детей к исследовательской деятельности огромное значение имеет хорошо оборудованная предметно-пространственная среда в группе. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка, создаёт оптимальные условия для активизации хода самореализации.
СЛАЙД 11
Для реализации всего объема работы мной была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов воспитанниками группы. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности:
В нашей группе была создана и оборудована мини-лаборатория « В мире открытий»,
В нашей мини-лаборатории выделены следующие зоны:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
СЛАЙД 12
а также уголок экспериментирования, который постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
СЛАЙД 13
Разработаны различные картотеки: опытов, экспериментов, фокусов, бесед, наблюдений ит.д.
СЛАЙД 14
Мы провели с детьми и родителями очень большую работу по созданию коллекций.
СЛАЙД 15
В нашей группе находится уголок «Знайка», что позволяет нашим
воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях
СЛАЙД 16
дети могут самостоятельно рассмотреть интересующую их книгу, иллюстрации , фото окружающего мира.
СЛАЙД 17, 18
Разработаны правила поведения в лаборатории. Прежде, чем приступить к опыту или эксперименту мы повторяем правила.
СЛАЙД 19
Так же мы с ребятами используем карточки – помощники в исследовательской деятельности
СЛАЙД 20
Разработаны и оформлены :
Серия картинок «Расскажи – кА»
Схемы о временах года
Опорные схемы при проведении опытов
СЛАЙД 21
В своей работе я ориентируюсь на следующее распределение познавательно-исследовательской деятельности:
живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
СЛАЙД 22
неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
СЛАЙД 23
человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
СЛАЙД 24
Мы изучаем и исследуем
СЛАЙД 25
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты. Опыты проводятся как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
СЛАЙД 26
вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.;
СЛАЙД 27
воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
СЛАЙД 28, 29, 30, 31
бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и
СЛАЙД 32 (сначало видео)
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.
СЛАЙД 33,34
Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей.
СЛАЙД 35,36
Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов.
СЛАЙД 37,38
Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников
СЛАЙД 39
В своей деятельности с ребятами - Большое значение мы уделяем труду
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.
СЛАЙД 40
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днем все выше и выше, а день все длиннее и теплее. Пришло время посадок. «Огород на подоконнике» любимое наше занятие с ребятами и отличный способ развеять сезонную тоску.
СЛАЙД 41
На нашем огороде дети сами сажают и выращивают астения, ухаживают за ними.
СЛАЙД 42,
В процессе у детей происходит получение знаний о жизни растений, развивается познавательный интерес, любознательность, развивается умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями..
СЛАЙД 43
Наши старания не проходят даром, мы получаем хороший урожай. СЛАЙД 44
СЛАЙД 45
Ну, и конечно же, самый главный вид детской деятельности, который позволяет в непринужденной форме проводить детскую исследовательскую деятельность, это игра
.на прогулке, с помощью игры, появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей . Тематика опытов вязана с сезонными явлениями.
СЛАЙД 46
Для более прочного закрепления информации, я в соей работе применяю метод мнемотехники в следующих случаях:
- При проведении опытов
- При закреплении информации
- правила работы
- для фиксирования наблюдений в «огороде на окне»
- при работе со стихотворениями, поговорками, (худ. литер) составлении рассказа о временах года. СЛАЙД 47
СЛАЙД 48
В своей педагогичекой детельности я сочла необходимым, включить в данное направление метод проектов, т.к. он охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога – ребенка – родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели
- СЛАЙД 49
- В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов,
СЛАЙД 50,51.52
- Использование метода проекта позволяет
- развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.
- Работа с родителями при необходимости направляет действия воспитанника.
СЛАЙД 53
Каждый год мы участвуем в городском конкурсе «Почемучки в поиске»
СЛАЙД 54
Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации. Я обратила внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.
СЛАЙД 55
Для записи наблюдений мы используем такие формы, как:
- Дневник наблюдения за погодой.. Каждый день беседуем о погоде, фиксируем результат..
СЛАЙД 56
Дневник наблюдений за природой
СЛАЙД 57
- Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.
СЛАЙД 58
Перспективы работы.
Дальнейшее развитие условий для познавательно-исследовательской деятельности (развивающая среда):
- Пополнение уголка экспериментирования новыми материалами, приборами
- Пополнение картотеки опытов
Методическая, исследовательская работа:
- Развитие психических процессов детей в процессе детского экспериментирования в условиях детского сада
- Включение в занятия опытов и экспериментов с экологической направленностью
СЛАЙД 59
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
- Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
- Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
- Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
- Оформление наглядной информации в родительском уголке
- – Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
- – Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
- – Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
- Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» Практическая часть: Открытое занятие для родителей.
- Оформление папки «Мои открытия»
Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов.
СЛАЙД 60
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Сухомлинский В.А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Организация познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности дошкольников».
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Консультация для воспитателей на тему: "Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в рамках ФГОС ДО"
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....
Доклад «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Доклад к педсовету «Детское экспериментирование – как основа ...
«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, з...
Доклад: Методика организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников"
доклад для педагогов...
«Организация познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками в рамках тематической недели «Такой загадочный космос» (представление опыта работы в рамках ОМО )
Представила коллегам опыт работы , проведение различных мероприятий, посвященных Дню Космонавтики...