Доклад: «Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках ДОУ»
проект (старшая группа) на тему

Починкина Юлия Николаевна

Познавательно-исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 «Гнездышко»

658210 г. Рубцовск ул. Красная, 60

тел.: 4-14-03, 4-01-40 факс: 8 (38557) 4-14-03

ds10rubtsovsk@yandex.ru

сайт: www.ds10.educrub.ru

Выступление на городском МО

Тема: «Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках ДОУ»

   

                                                        Выполнила:

Починкина Юлия Николаевна,

                                                          Воспитатель

Рубцовск,2018

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Моя педагогическая работа по развитию   детской познавательно-исследовательской  деятельности осуществляется на протяжении 2 лет.

Сегодня вашему вниманию я представляю свой проект на тему: «Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках ДОУ».

СЛАЙД 2

О простом и сложном,
Об истинном и ложном,
о камне и пушинке,
о ракете и травинке
Правдивые истории,
веселые, пытливые
Про опыты начальные
И про умы пытливые
Про важные события
Про главные открытия!

СЛАЙД 3

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

СЛАЙД 4

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к

результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребѐнок задаѐт вопросы, касающиеся близких и далѐких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно

придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ».

Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое   главное  самовыражаться.

СЛАЙД 5.

Цель моей педагогической работы:  - Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.

СЛАЙД 6

Для решения данной цели  поставлены следующие задачи: которые вы видите на экране.

  • Развивать познавательно- поисковую деятельность детей;
  • Формировать у детей способность к исследовательскому типу мышления: умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать простые выводы;
  •  Приобретать опыт самостоятельного исследования, умение пользоваться материалом при проведении экспериментов;
  •  Развивать наблюдательность, инициативу, самостоятельность, коммуникативность.

СЛАЙД 7

Предполагаемые результаты:

  • Расширение представлений о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания.
  • Увеличение объёма памяти ребёнка, активизация его мыслительных  процессов, сравнения и классификации.
  • Увеличение познавательной  и речевой активности воспитанников, любознательности.

СЛАЙД 8

В своей   познавательно-исследовательской деятельности с детьми  я использую  следующие  формы, методы и приемы. Они представлены на экране.

СЛАЙД 9

Содержание  познавательно–исследовательской  деятельности строится из четырех блоков  педагогического процесса:

  • Непосредственно-организованная деятельность с детьми

(плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного

развития у детей исследовательских способностей, разработан

перспективный план опытов и экспериментов.

  • Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество).

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности .

  • Самостоятельная деятельность детей  ( работа в лаборатории).
  • Совместная работа с родителями  (участие в различных исследовательских проектах)

СЛАЙД 10

Для пробуждения детей к исследовательской  деятельности огромное значение имеет хорошо оборудованная предметно-пространственная среда в группе.  Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка, создаёт оптимальные условия для активизации хода самореализации.

СЛАЙД 11

Для реализации всего объема работы мной была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов  воспитанниками группы. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности:

В  нашей  группе  была создана и оборудована   мини-лаборатория  « В мире открытий»,

В нашей  мини-лаборатории   выделены следующие зоны:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.

СЛАЙД 12

 а также уголок  экспериментирования, который  постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

СЛАЙД 13

Разработаны различные картотеки: опытов, экспериментов, фокусов, бесед, наблюдений ит.д.

СЛАЙД 14

Мы провели  с детьми и родителями очень большую работу по созданию коллекций.

СЛАЙД 15

 В нашей группе находится уголок «Знайка»,  что позволяет нашим

воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях

СЛАЙД 16

  дети могут самостоятельно рассмотреть интересующую их книгу, иллюстрации , фото окружающего  мира.

СЛАЙД 17, 18

Разработаны правила поведения в лаборатории. Прежде, чем приступить к  опыту или эксперименту мы повторяем правила.

СЛАЙД 19

Так же мы с ребятами используем карточки – помощники в исследовательской деятельности

СЛАЙД 20

Разработаны и оформлены :

Серия картинок «Расскажи – кА»

Схемы о временах года

Опорные схемы при проведении опытов

СЛАЙД 21

В своей работе я ориентируюсь на следующее распределение познавательно-исследовательской  деятельности:

живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

СЛАЙД  22

неживая природа:  воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

СЛАЙД 23

человек:  функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

СЛАЙД 24

 Мы изучаем и исследуем

СЛАЙД 25

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты. Опыты проводятся  как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

СЛАЙД 26

вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.;

СЛАЙД 27

 воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

СЛАЙД 28, 29, 30, 31

бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и

СЛАЙД 32 (сначало видео)

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.

СЛАЙД 33,34

Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей.

СЛАЙД  35,36

Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов.

СЛАЙД  37,38

 Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников

СЛАЙД 39

В своей деятельности с ребятами  - Большое значение мы уделяем труду

Труд в природе предусматривает участие детей  в уходе за растениями, животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение  этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

СЛАЙД  40

Заканчивается зима. Солнышко с каждым днем все выше и выше, а день все длиннее и теплее. Пришло время посадок. «Огород на подоконнике» любимое наше занятие с ребятами и отличный способ развеять сезонную тоску.

 

СЛАЙД  41

На нашем огороде дети сами сажают и выращивают астения, ухаживают за ними.

СЛАЙД  42,

В процессе у детей происходит получение знаний о жизни растений, развивается познавательный интерес, любознательность,  развивается умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями..

СЛАЙД 43

Наши старания не проходят даром, мы получаем хороший урожай. СЛАЙД  44

СЛАЙД  45

Ну, и конечно же, самый главный вид детской деятельности, который позволяет в непринужденной форме проводить детскую исследовательскую деятельность, это игра

.на прогулке, с помощью игры,  появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей . Тематика опытов вязана с сезонными явлениями.

СЛАЙД 46

Для более прочного закрепления информации, я в соей работе применяю метод мнемотехники в следующих случаях:

-    При проведении опытов

-    При закреплении информации

-     правила работы

-     для фиксирования наблюдений в «огороде на окне»

-     при работе со стихотворениями, поговорками, (худ. литер) составлении   рассказа о временах года. СЛАЙД  47

СЛАЙД 48

В своей педагогичекой детельности   я сочла  необходимым, включить в данное направление метод проектов, т.к. он охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога – ребенка – родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели

  • СЛАЙД  49
  • В достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов,

СЛАЙД 50,51.52

  •  Использование метода проекта позволяет
  • развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.
  • Работа с родителями при необходимости направляет действия воспитанника.

СЛАЙД 53

Каждый год мы участвуем в  городском конкурсе «Почемучки в поиске»

СЛАЙД 54

Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации.  Я   обратила  внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.

СЛАЙД 55

Для записи наблюдений  мы  используем  такие формы, как:

  • Дневник наблюдения за погодой.. Каждый день беседуем о погоде, фиксируем результат..

СЛАЙД  56

Дневник наблюдений за природой

СЛАЙД  57

  • Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.

СЛАЙД 58

Перспективы работы.

Дальнейшее развитие условий для познавательно-исследовательской деятельности (развивающая среда):

  •  Пополнение уголка экспериментирования новыми материалами, приборами
  • Пополнение картотеки опытов

Методическая, исследовательская работа:

  •  Развитие психических процессов детей в процессе детского экспериментирования в условиях детского сада  
  • Включение в занятия опытов и экспериментов с экологической направленностью

СЛАЙД  59

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

  • Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
  • Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
  • Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
  • Оформление наглядной информации в родительском уголке
  • – Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
  • – Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
  • – Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
  • Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» Практическая часть: Открытое занятие для родителей.
  • Оформление папки «Мои открытия»

Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов.

СЛАЙД  60

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Сухомлинский В.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Организация познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности дошкольников».

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Доклад «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

                                    Доклад  к педсовету «Детское экспериментирование – как основа ...

«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, з...