Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Знатоки финансовой грамотности»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста. Это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и в финансовой, это поможет им в будущем никогда запускать свою финансовую ситуацию: не брать деньги в долг, когда знаешь, что не сможешь их вернуть. Кроме того, они научатся аккуратно вести свой бюджет, не выходя за определенные рамки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Вишенка»
Е-mail: ds-18-vishenka@mail.ru
Сайт д/с :http: // 18 rezh.tvoysadik.ru
Конструкт непосредственно образовательной деятельности
«Знатоки финансовой грамотности»
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-7 лет
(познавательное развитие)
Воспитатель ВКК:
Алексеева Елена Михайловна
Режевской городской округ
2020 год
Актуальность
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста. Это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и в финансовой, это поможет им в будущем никогда запускать свою финансовую ситуацию: не брать деньги в долг, когда знаешь, что не сможешь их вернуть. Кроме того, они научатся аккуратно вести свой бюджет, не выходя за определенные рамки.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы.
Воспитатель: Алексеева Елена Михайловна ВКК.
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Вид НОД: формирование элементарных математических представлений.
Тема: «Знатоки финансовой грамотности».
Виды деятельности: познавательная, социально - коммуникативная, игровая.
Формы организации: групповая. подгрупповая, индивидуальная.
Цель: развитие у детей знаний о финансовой грамотности, обобщение знаний о потребностях человека, знакомство с новыми понятиями.
Задачи:
- Образовательные: повторить понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и всего к ним относящегося, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, а также активизировать их словарь.
- Развивающие: способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативной компетентности, социальной компетентности, умению работать в команде.
- Воспитательные: способствовать воспитанию морально – нравственных и волевых качеств.
Методы и приёмы: игровой; наглядный; практическая деятельность; вопросно –ответный диалог с педагогом; дидактическая игра; сюрпризный момент (лэпбук)
Средства: мультимедийное оборудование, мольберт, раздаточный материал, игрушки, «условная валюта», цветная бумага для оригами, бейджи для детей, эмблемы, наглядный материал, лэпбук (сюрпризный момент).
Примечание: данный мультимедийный материал, который представлен в виде презентации, был апробирован на занятиях пол года назад на группе старшего возраста. Группа, занятие с которой проводится в рамках конкурса, занимается техникой сложения бумаги оригами в течение 2-х лет.
Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Подготовительный этап. Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдете в школу, где вам придется самостоятельно решать множество жизненных вопросов, в том числе и финансовых. И наша сегодняшняя встреча поможет вам в развитии данных навыков. Для этого я приглашаю вас поучаствовать в деловой игре, которая даст нам возможность посетить страну финансовой грамотности. Эта игра поможет вам сделать первые шаги на пути к большому бизнесу. А чтобы благополучно справиться с заданиями, вы должны проявить смекалку, трудолюбие, взаимопомощь. Готовы? (ответы детей) Воспитатель: Правила игры таковы: вам нужно пройти 6 этапов (раундов), после прохождения каждого из них вы будете получать карточки, из которых должно получиться финальное слово сегодняшней игры. Мы предварительно разделились с вами на три команды по цветам: красную, жёлтую, зелёную. Воспитатель: Команды, пройдите к столам, на которых стоят карточки с кружками вашего цвета. | Мотивация на совместную деятельность; постановка проблемного вопроса | Дети активно участвуют в обсуждении возникшей ситуации. | Готовность детей к общению с педагогом, к совместной деятельности. |
Первый раунд. «Наши потребности». Воспитатель: Ребята, обратите внимание на экран. Как вы думаете, что такое потребности? (ответы детей) Воспитатель: Молодцы! Значение слова потребность происходит от слова «требуется». Потребности - это то, без чего человек не может жить и очень нуждается в этом. Воспитатель: Ребята, перед вами лежат карточки. На столах представлены карточки с изображениями«потребностей» . (работа по подгруппам) 1 команда КРАСНЫЕ. Задание: соотнести потребности для девочек (кукла, мяч, заколка, машинка, молоток, еда, общение, воздух, вода, дом, кровать, ошейник). 2 команда ЖЕЛТЫЕ. Задание: соотнести потребности для мальчиков (кукла, мяч, заколка, машинка, молоток, еда, общение, воздух, вода, дом, кровать, ошейник). 3 команда ЗЕЛЕНЫЕ. Задание: соотнести потребности для домашних питомцев. (кукла, мяч, заколка, машинка, молоток, еда, общение, воздух, вода, дом, кровать, ошейник). (ответы детей, после работы с карточками) Воспитатель: Ребята, предлагаю вам ответить на следующие вопросы для закрепления: - Что такое потребности? - От чего зависят потребности человека? - Все ли потребности можно купить за деньги? Воспитатель: Делаем вывод: мы видим с вами, что существуют универсальные потребности, без которых не могут прожить ни мальчики, ни девочки, ни домашние животные: тепло, вода, пища, воздух? Но, вы заметили, что потребности у мальчиков, девочек и домашних питомцев немного отличаются. Умницы! (детям вручается карточка с цифрой 1) | Обобщаю ответы детей. Подведение детей к планированию собственной деятельности. | Дети предлагают варианты решения проблемной ситуации. Дети отвечают на вопросы воспитателя, выдвигают гипотезы, участвуют в непосредственной деятельности, доказывают свою точку зрения. | Обозначение цели. Работают по подгруппам, умеют договариваться. Подведение детей к практической значимости их совместной деятельности
Развитие логического мышления |
Второй раунд. «Бартерный» (решение ситуации). Воспитатель: Ребята, смотрите, нас кто-то вызывает по скайпу. (Дети проходят ближе к телевизору) На экране появляются сказочные персонажи: Медведь и Заяц, они рассказывают о своей ссоре. Медведь: Мы с моим соседом Зайцем поссорились, я на своем огороде выращиваю малину. Заяц: А я на своей даче выращиваю овощи, вот смотрите... Медведь: Я сырые овощи не очень люблю, а вот пирожки с капустой, морковную запеканку или тыквенный суп обожаю. Заяц: А я люблю малиновое варенье, особенно зимой. Воспитатель: Простите нас, Зайка и Миша, но мы не очень понимаем, зачем вы нам позвонили. Медведь: Как зачем? Ведь Заяц свои овощи продает. Заяц: Так и ты варенье продаешь. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как должны поступить звери в данной ситуации? Дети: Купить друг у друга товар! Звери: Так у нас в лесу нет денег!!! Воспитатель: Я знаю, чем помочь нашим героям. Ребята, есть в экономике такое понятие, как «бартер» – это обмен товара на другой товар без наличия денег. Как вы думаете, такой вид сделки подойдет нашим друзьям? Дети: Подойдет. Звери мирятся друг с другом, эмоционально благодарят ребят и прощаются. Воспитатель: Скажите, пожалуйста, почему этот раунд назывался «Бартерный»? (дети проговаривают и закрепляют понятие «Бартер», придумывают подобные ситуации, получают карточку с цифрой 2) | Подведение детей к решению ситуации | Дети отвечают на вопросы воспитателя, выдвигают гипотезы, участвуют в непосредственной деятельности, решают проблему | Готовность детей к работе, их заинтересованность Умение думать, решать и найти выход из проблемной ситуации. |
Третий раунд «Валютный». (на телефон приходит СМС с музыкальным уведомлением) Воспитатель: Ребята, нам пришло СМС, читаю. «Здравствуйте, ребята! Мне очень нужна ваша помощь! Уже наступила осень, а мои сапоги прохудились. Помогите купить новые. Мой друг из сказки «Кот Котофеевич» прислал мне в подарок 100 рублей, а продавец в магазине сапоги не продает почему-то. Помогите разобраться. Ваш Кот в сапогах» Воспитатель: Ребята, поможем коту? Но это дело непростое... давайте вспоминать... (воспитатель обращает внимание детей на презентацию) Воспитатель: Кто помнит, из какой страны наш сказочный герой? Дети: Из Франции. Воспитатель: Правильно, а почему вы так решили? Кто написал эту сказку? Дети: Шарль Перро. Воспитатель: Молодцы! Перейдем к делу! Может ли Кот купить сапоги во Франции за рубли? (ответы детей) Воспитатель: Молодцы, ребята! А кто из вас знает, как называются деньги нашей страны? (ответы детей) Воспитатель: Рубли, верно! Но в мире существует много стран, в каждой стране деньги разные. В Америке они называются доллары, во многих европейских странах - евро. Существует очень много разных названий денег, поэтому деньги других стран мы называем - валюта. Валютой мы можем расплачиваться только в других странах, а в нашей стране мы получаем и тратим только рубли. Деньги можно обменять в банке. Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам занять свои места и поиграть в игру «Банкноты стран». Для этого вам нужно взять карточку и с помощью карандаша соединить денежные знаки с флагом страны. Рубль – флаг России; Доллар – флаг США; Евро – флаг Франции. (проверка работ, исправление ошибок при наличии) Воспитатель: Вы большие молодцы! Ребята, скажите, как Коту в сапогах сделать так , чтобы его рубли превратились в евро? Давайте все вместе запишем ему коту видео-сообщение с вашими ответами.. (ведется запись на телефон) Дети: - Нужно обратиться в банк. - В обменном пункте обменять рубль по курсу. - Купить сапоги. Воспитатель: Надеюсь, Кот в сапогах прислушается к нашим советам и купит себе новые сапожки! (дети получают карточку с цифрой 3) | Задание проблемно – поискового характера. Подведение детей к планированию собственной деятельности. | Дети отвечают на вопросы воспитателя, выдвигают гипотезы, участвуют в непосредственной деятельности. Умение решать простейшие экономические ситуации. | Готовность детей к работе, их заинтересованность. Развитие наблюдательности, логического мышления Развитие связной речи, логического мышления Дети анализируют и делают выводы. |
4 раунд (Практический этап). Воспитатель: Воспитатель: У каждой монеты есть дом, в котором они живут. Давайте и мы с вами сделаем кошелек из бумаги для себя, чтобы вы смогли положить в него свои монеты. (Изготовление детьми кошелечка с использованием схемы, а также закрепление пройденного материала) Воспитатель: Замечательные кошельки у вас получились, молодцы! А вы за свою работу получаете еще одну карточку с цифрой 4. (дети получают карточку с цифрой 4) | Помощь детям в организации практической деятельности. | Продуктивный вид деятельности. Дети подходят к столам и делают кошельки (техника оригами) | Готовность детей к работе, их заинтересованность. Проявление эмоционального отношения к результатам своей работы |
Физкультминутка. (дети приглашаются на ковер) Воспитатель: Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай, дружок. Прямо спину ты держи, На соседа посмотри. Здорово! Размялись немного и снова за дело. | Снятие эмоционального напряжения | ||
5 раунд. «Доходно-расходная». (дети приглашаются на ковер) (на экране появляется схема семейного бюджета) Воспитатель: В каждой семье есть и доходы, и расходы. Доход семьи состоит из зарплаты, премии родителей и пенсии бабушки. Мы не только получаем деньги, но мы их расходуем, тратим. Ходим в магазин, платим за коммунальные услуги т .д. Это называется – расходом. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Доход - расход». Ее правила просты: если вы относите данное утверждение к доходу, то хлопайте, если к расходу, то топайте. Суждения: - получили родители зарплату; - купили продукты; - вам подарили деньги на день рождения; - бабушка продала пирожки; - вы потеряли кошелек; - родители купили вам новую игрушку; - вы нашли на улице 100 рублей; - купили маме новые сапоги; - заплатили за квартиру; - папе купили запаску на машину; - мама получила премию. Воспитатель: Вы справились! Получите свою очередную карточку с цифрой 5! (дети получают карточку с цифрой 5) | Подведение детей к планированию собственной деятельности. | Дети отвечают на вопросы воспитателя, выдвигают гипотезы, участвуют в непосредственной деятельности. | Дети проявляют инициативу и самостоятельность, имеют чёткое представление о доходах и расходах. |
6 раунд. «Вопрос - ответ». (дети присаживаются на ковер) Воспитатель: Ребята, подведём итог нашей деловой игры. - Что такое потребности? (ответы детей) - Обмен товара без денег? (ответы детей) - Валюта нашей страны? (ответы детей) - Где хранятся деньги? (ответы детей) - Из чего состоит доход семьи? (ответы детей) - А из чего состоит расход семьи? (ответы детей) Воспитатель: Это правильные ответы! Получите карточку с цифрой 6. (дети получают карточку с цифрой 6) | Подведение итогов через игру. | Дети отвечают на вопросы воспитателя, участвуют в непосредственной деятельности. | Развитие связной речи Проявление эмоционального отношения к результатам своей работы |
Заключительный этап. Воспитатель: Ребята, сколько у вас карточек? (ответы детей) Воспитатель: Вы же знали, что эти карточки непростые, за каждой цифрой скрывается буква, переверните их, пожалуйста. Какое слово мы с вами получили? Дети читают полученное слово – ЗНАТОК. Воспитатель: …финансовой грамотности. Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя игра? Каждый пусть выскажет свое мнение о встрече, продолжив фразы: - Я узнал… - Мне понравилось… (Дети отвечают на вопрос и аргументируют, почему понравился тот или иной раунд) (сюрпризный момент) Воспитатель: Я рада нашей сегодняшней встрече и хочу вам подарить памятный лэпбук «Экономград», чтобы вы и дальше продолжали работать по теме финансовой грамотности! | Анализ результативности | Дети отвечают на вопросы, рассказывают о том, чем они сегодня занимались, активно участвуют в подведении итогов. | Дети проявляют инициативу и самостоятельность, способны договариваться, адекватно проявляют свои чувства, могут выражать свои мысли. |
Приложение 1
Алгоритм поделки кошелька техникой оригами.
- Сложим лист пополам по длине и по ширине. Таким образом отмечаем линии сгибов.
- Согнем с обеих сторон уголки к середине горизонтального сгиба.
- Получившиеся уголки согнем к основанию получившихся треугольников.
- Края согнем к середине вертикального сгиба.
- Перевернем получившееся изделие на обратную сторону.
- Согнем края к середине вертикального сгиба.
- Повернем получившееся изделие на обратную сторону и согнем пополам.
- Получился кошелек с двумя отделениями.
- Вытащим из кармашка уголок.
Литература:
- Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»
- "Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. ФГОС ДО"/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников» (стр.20)
- Сборник игр для организациизанятийпофинансовойграмотностивдошкольныхучреждениях«Играем вместе» /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников» (стр.12)
- Советы родителям: говорите с детьми о финансах /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников» (стр.12)
- Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников» (стр.34)
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности Тема: «Азбука финансовой грамотности».
Сформировать первичные понятия денег, какими бывают деньги...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности по теме: «РЕКЛАМА».
Занятие направлено на формирование основ фининсовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. На занятии дети будут обсуждать правила поведения в реальных жизненных ситуациях, носящих экономиче...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по финансовой грамотности "Музей денег"
Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег....
Конструкт совместной образовательной деятельности по финансовой грамотности "Деньги. Монета. Пластиковая карта".
В данном конструкте показано формирование у детей старшей группы основ экономических знаний о деньгах....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности "Семейный бюджет" в старшей группе
Данное занятие поможет воспитателю познакомить детей с источниками доходов и расходов семьи, дать представление о планировании семейного бюджета, способствовать воспитанию разумного поведения в жизнен...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей старшего возраста Тема: «Зачем людям нужны деньги»
Данный материал поможет дошкольнику понять как принимается семейный бюджет, кто и как может распоряжаться разумно деньгами, не тратить их зря....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей 6-7 лет по тема: «Считаем, выбираем, покупаем»
Содержание конспекта непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы по теме: «Считаем, выбираем, покупаем» включает интеграцию нескольких предметных областе...
- Мне нравится (1)