Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Знатоки финансовой грамотности»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Алексеева Елена Михайловна

Актуальность  заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста. Это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. 

        С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и в финансовой, это поможет им в будущем никогда запускать свою финансовую ситуацию: не брать деньги в долг, когда знаешь, что не сможешь их вернуть. Кроме того, они научатся аккуратно вести свой бюджет, не выходя за определенные рамки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Вишенка»

Е-mail: ds-18-vishenka@mail.ru

Сайт д/с :http: // 18 rezh.tvoysadik.ru

Конструкт непосредственно образовательной деятельности

«Знатоки финансовой грамотности»

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-7 лет

(познавательное развитие)

                                                                         Воспитатель  ВКК:

                                                                                                         Алексеева Елена  Михайловна

Режевской городской округ

2020 год

Актуальность

            Актуальность  заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста. Это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.  

        С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и в финансовой, это поможет им в будущем никогда запускать свою финансовую ситуацию: не брать деньги в долг, когда знаешь, что не сможешь их вернуть. Кроме того, они научатся аккуратно вести свой бюджет, не выходя за определенные рамки.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы.

     

Воспитатель: Алексеева Елена Михайловна ВКК.

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Вид НОД: формирование элементарных математических представлений.

Тема: «Знатоки финансовой грамотности».

Виды деятельности: познавательная, социально -  коммуникативная, игровая.

Формы организации: групповая. подгрупповая, индивидуальная.

Цель: развитие у детей знаний о финансовой грамотности, обобщение знаний о потребностях человека, знакомство с новыми понятиями.

Задачи: 

  • Образовательные: повторить понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и всего к ним относящегося, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, а также активизировать их словарь.
  • Развивающие: способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативной компетентности, социальной компетентности, умению работать в команде.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию морально – нравственных    и волевых качеств.

Методы и приёмы:  игровой; наглядный; практическая деятельность; вопросно –ответный диалог с педагогом; дидактическая игра; сюрпризный момент (лэпбук)

Средства: мультимедийное оборудование, мольберт, раздаточный материал, игрушки, «условная валюта», цветная бумага для оригами, бейджи для детей, эмблемы, наглядный материал,  лэпбук (сюрпризный момент).  

Примечание: данный мультимедийный материал, который представлен в виде презентации, был апробирован на занятиях пол года назад на группе старшего возраста. Группа, занятие с которой проводится в рамках конкурса, занимается техникой сложения бумаги оригами в течение 2-х лет.

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Подготовительный этап.

Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдете в школу, где вам придется самостоятельно решать множество жизненных вопросов, в том числе и финансовых. И наша сегодняшняя встреча поможет вам в развитии данных навыков. Для этого я приглашаю вас поучаствовать в деловой игре, которая даст нам возможность посетить страну финансовой грамотности. Эта игра поможет вам сделать первые шаги на пути к большому бизнесу. А чтобы благополучно справиться с заданиями, вы должны проявить смекалку, трудолюбие, взаимопомощь. Готовы? (ответы детей)

Воспитатель: Правила игры  таковы: вам нужно пройти 6 этапов  (раундов), после прохождения каждого из них вы будете получать карточки, из которых должно получиться финальное слово сегодняшней игры. Мы предварительно разделились с вами на три команды   по цветам: красную, жёлтую, зелёную.

Воспитатель: Команды, пройдите к столам, на которых стоят карточки с кружками вашего цвета.

Мотивация на совместную деятельность;

 постановка проблемного вопроса

Дети активно участвуют в обсуждении возникшей ситуации.

Готовность детей

к общению

с педагогом,

 к совместной деятельности.

Первый раунд. «Наши потребности». 

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на экран. Как вы думаете, что такое потребности?

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы!  Значение слова потребность происходит от слова «требуется». Потребности - это то, без чего человек не может жить и очень нуждается в этом.

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат карточки.

На столах представлены карточки с изображениями«потребностей» .

(работа по подгруппам)

1 команда КРАСНЫЕ. Задание: соотнести потребности для девочек (кукла, мяч, заколка, машинка, молоток, еда, общение, воздух, вода, дом, кровать, ошейник).

2 команда ЖЕЛТЫЕ. Задание: соотнести потребности для мальчиков (кукла, мяч, заколка, машинка, молоток, еда, общение, воздух, вода, дом, кровать, ошейник).

3 команда ЗЕЛЕНЫЕ. Задание: соотнести потребности для  домашних питомцев. (кукла, мяч, заколка, машинка, молоток, еда, общение, воздух, вода, дом, кровать, ошейник).

(ответы детей, после работы с карточками)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам ответить на следующие вопросы для закрепления:

- Что такое потребности?

- От чего зависят потребности человека?

- Все ли потребности можно купить за деньги?

Воспитатель: Делаем  вывод: мы видим с вами, что существуют универсальные потребности, без которых не могут прожить ни мальчики, ни девочки, ни домашние животные: тепло, вода, пища, воздух? Но, вы заметили, что потребности у мальчиков, девочек и домашних питомцев немного отличаются. Умницы!

(детям вручается карточка с цифрой 1)

Обобщаю ответы детей.

Подведение детей к планированию собственной деятельности.

Дети предлагают варианты решения проблемной ситуации.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, выдвигают гипотезы, участвуют в непосредственной деятельности,

доказывают свою точку зрения.

Обозначение цели.

Работают по подгруппам, умеют договариваться.

Подведение детей к практической значимости их совместной деятельности

 

Развитие логического мышления

Второй раунд. «Бартерный» (решение ситуации).

Воспитатель: Ребята, смотрите, нас кто-то вызывает по скайпу.

(Дети проходят ближе к телевизору)

На экране появляются сказочные персонажи: Медведь и Заяц, они рассказывают о своей ссоре.

Медведь: Мы с моим соседом Зайцем поссорились, я на своем огороде выращиваю малину.

Заяц: А я на своей даче выращиваю овощи, вот смотрите...

Медведь: Я сырые овощи не очень люблю, а вот пирожки с капустой, морковную запеканку или тыквенный суп обожаю.

Заяц: А я люблю малиновое варенье, особенно зимой.

Воспитатель: Простите нас, Зайка и Миша, но мы не очень понимаем, зачем вы нам позвонили.

Медведь: Как зачем? Ведь Заяц свои овощи продает.

Заяц: Так и ты варенье продаешь.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как должны поступить звери в данной ситуации?

Дети: Купить друг у друга товар!

Звери: Так у нас в лесу нет денег!!!

Воспитатель: Я знаю, чем помочь нашим героям. Ребята, есть в экономике такое понятие, как «бартер» – это обмен товара на другой товар без  наличия денег. Как вы думаете, такой вид сделки подойдет нашим друзьям?

Дети: Подойдет.

Звери мирятся друг с другом, эмоционально благодарят ребят и прощаются.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, почему этот раунд назывался «Бартерный»?

(дети проговаривают и закрепляют понятие «Бартер», придумывают подобные ситуации, получают карточку с цифрой 2)

Подведение детей к решению ситуации

Дети отвечают на вопросы воспитателя, выдвигают гипотезы, участвуют в непосредственной деятельности, решают проблему

Готовность детей к работе, их заинтересованность

Умение думать, решать и найти выход из проблемной ситуации.

Третий раунд «Валютный». 

(на телефон приходит СМС с музыкальным уведомлением)

Воспитатель: Ребята, нам пришло СМС, читаю.

«Здравствуйте, ребята! Мне очень нужна ваша помощь! Уже наступила осень, а мои сапоги прохудились. Помогите купить новые. Мой друг из сказки «Кот Котофеевич» прислал мне в подарок 100 рублей, а продавец в магазине сапоги не продает почему-то. Помогите разобраться. Ваш Кот в сапогах»

Воспитатель: Ребята, поможем коту? Но это дело непростое... давайте вспоминать...

(воспитатель обращает внимание детей на презентацию)

Воспитатель: Кто помнит, из какой страны наш сказочный герой?

Дети: Из Франции.

Воспитатель: Правильно, а почему вы так решили? Кто написал эту сказку?

Дети: Шарль Перро.

Воспитатель: Молодцы! Перейдем к делу! Может ли Кот купить сапоги во Франции за рубли?

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А кто из вас знает, как называются деньги нашей страны?

(ответы детей)

Воспитатель: Рубли, верно! Но в мире существует много стран, в каждой стране деньги разные. В Америке они называются доллары, во многих европейских странах - евро. Существует очень много разных названий денег, поэтому деньги других стран мы называем - валюта. Валютой мы можем расплачиваться только в других странах, а в нашей стране мы получаем и тратим только рубли. Деньги можно обменять в банке.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам занять свои места и поиграть в игру «Банкноты стран». Для этого вам нужно взять карточку и с помощью карандаша соединить денежные знаки с флагом страны.

Рубль – флаг России;

Доллар – флаг США;

Евро – флаг Франции.

(проверка работ, исправление ошибок при наличии)

Воспитатель: Вы большие молодцы! Ребята, скажите, как Коту в сапогах сделать так , чтобы его рубли превратились в евро? Давайте все вместе запишем ему коту видео-сообщение с вашими ответами..

(ведется запись на телефон)

Дети:

- Нужно обратиться в банк. 

- В обменном пункте обменять рубль по курсу.

- Купить сапоги.

Воспитатель: Надеюсь, Кот в сапогах прислушается к нашим советам и купит себе новые сапожки!

(дети получают карточку с цифрой 3)

Задание проблемно – поискового характера.

Подведение детей к планированию собственной деятельности.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, выдвигают гипотезы, участвуют в непосредственной деятельности.

Умение решать простейшие экономические ситуации.

Готовность детей к работе, их заинтересованность.

Развитие наблюдательности, логического мышления

Развитие связной речи, логического мышления

Дети анализируют и делают выводы.

4 раунд (Практический этап).

Воспитатель: Воспитатель: У каждой монеты есть дом, в котором они живут. Давайте и мы с вами сделаем кошелек из бумаги для себя, чтобы вы  смогли  положить в него свои монеты.

(Изготовление детьми кошелечка с использованием схемы, а также закрепление пройденного материала)

Воспитатель: Замечательные кошельки  у вас получились, молодцы! А вы за свою работу получаете еще одну карточку с цифрой 4.

(дети получают карточку с цифрой 4)

Помощь детям в организации практической деятельности.

Продуктивный вид деятельности. Дети подходят к столам и делают кошельки (техника оригами)

Готовность детей к работе, их заинтересованность.

Проявление эмоционального отношения к результатам своей работы

Физкультминутка.

 (дети приглашаются на ковер)

Воспитатель:

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок.

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри.

Здорово!

Размялись немного и снова за дело.

Снятие эмоционального напряжения

5 раунд. «Доходно-расходная».

(дети приглашаются на ковер)

 (на экране появляется схема семейного бюджета)

Воспитатель: В каждой семье есть и доходы, и расходы. Доход семьи состоит из зарплаты, премии родителей и пенсии бабушки. Мы не только получаем деньги, но мы их расходуем, тратим.  Ходим  в магазин, платим  за коммунальные услуги т .д. Это называется – расходом.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Доход - расход». Ее правила просты: если вы относите данное утверждение к доходу, то хлопайте, если к расходу, то топайте.

Суждения:

- получили родители зарплату;

- купили продукты;

- вам подарили деньги на день рождения;

- бабушка продала пирожки;

- вы потеряли кошелек;

- родители купили вам новую игрушку;

- вы нашли на улице 100 рублей;

- купили маме новые сапоги;

- заплатили за квартиру;

- папе купили запаску на машину;

- мама получила премию.

Воспитатель: Вы справились! Получите свою очередную карточку с цифрой 5!

(дети получают карточку с цифрой 5)

Подведение детей к планированию собственной деятельности.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, выдвигают гипотезы, участвуют в непосредственной деятельности.

Дети проявляют инициативу и самостоятельность, имеют чёткое представление о доходах и расходах.

6 раунд. «Вопрос - ответ».

(дети присаживаются на ковер)

Воспитатель: Ребята, подведём итог нашей деловой игры.

- Что такое потребности?

(ответы детей)

- Обмен товара без денег?

(ответы детей)

- Валюта нашей страны?

(ответы детей)

- Где хранятся деньги?

(ответы детей)

- Из чего состоит доход семьи?

(ответы детей)

- А из чего состоит расход семьи?

(ответы детей)

Воспитатель: Это правильные ответы! Получите карточку с цифрой 6.

(дети получают карточку с цифрой 6)

Подведение итогов через игру.

Дети отвечают на вопросы воспитателя,

участвуют в непосредственной деятельности.

Развитие связной речи

Проявление эмоционального отношения к результатам своей работы

Заключительный этап.

Воспитатель: Ребята, сколько у вас карточек?

(ответы детей)

Воспитатель: Вы же знали, что эти карточки непростые, за каждой цифрой скрывается буква, переверните их, пожалуйста. Какое слово мы с вами получили?

Дети читают полученное слово – ЗНАТОК.

Воспитатель: …финансовой грамотности.

Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя игра?

Каждый пусть выскажет свое мнение о встрече, продолжив фразы:

- Я узнал…

- Мне понравилось…

(Дети отвечают на вопрос и аргументируют, почему понравился тот или иной раунд)

(сюрпризный момент)

Воспитатель: Я рада нашей сегодняшней встрече и хочу вам подарить памятный лэпбук «Экономград», чтобы вы и дальше продолжали работать по теме финансовой грамотности!

Анализ результативности

Дети отвечают на вопросы, рассказывают  о том, чем они сегодня занимались, активно участвуют в подведении итогов.

Дети проявляют инициативу и самостоятельность, способны договариваться, адекватно проявляют свои чувства, могут выражать свои мысли.

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                           

Приложение 1

  Алгоритм поделки кошелька техникой оригами.

  • Сложим лист пополам по длине и по ширине. Таким образом отмечаем линии сгибов.
  • Согнем с обеих сторон уголки к середине горизонтального сгиба.
  • Получившиеся уголки согнем к основанию получившихся треугольников.
  • Края согнем к середине вертикального сгиба.
  • Перевернем получившееся изделие на обратную сторону.
  • Согнем края к середине вертикального сгиба.
  • Повернем получившееся изделие на обратную сторону и согнем пополам.
  • Получился кошелек с двумя отделениями.
  • Вытащим из кармашка уголок.

Литература:

  1. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»
  2.  "Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. ФГОС ДО"/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»  (стр.20)
  3. Сборник игр для организациизанятийпофинансовойграмотностивдошкольныхучреждениях«Играем вместе» /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»  (стр.12)
  4. Советы родителям: говорите с детьми о финансах /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»  (стр.12)
  5. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»  (стр.34)

Интернет-ресурсы:

http://www.helpeducation.ru

www.danilova.ru

www.smartkids.ru

www.u-mama.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности по теме: «РЕКЛАМА».

Занятие направлено на формирование основ фининсовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. На занятии дети будут обсуждать правила поведения в реальных жизненных ситуациях, носящих экономиче...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по финансовой грамотности "Музей денег"

Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег....

Конструкт совместной образовательной деятельности по финансовой грамотности "Деньги. Монета. Пластиковая карта".

В данном конструкте показано  формирование у детей старшей группы  основ экономических знаний о деньгах....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности "Семейный бюджет" в старшей группе

Данное занятие поможет воспитателю познакомить детей с источниками доходов и расходов семьи, дать представление о планировании семейного бюджета, способствовать воспитанию разумного поведения в жизнен...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей старшего возраста Тема: «Зачем людям нужны деньги»

Данный материал поможет дошкольнику понять как принимается семейный бюджет, кто и как может распоряжаться разумно деньгами, не тратить их зря....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей 6-7 лет по тема: «Считаем, выбираем, покупаем»

Содержание конспекта непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы по теме: «Считаем, выбираем, покупаем» включает интеграцию нескольких предметных областе...