ООД "Приключения Буратино в стране Математики"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Занятие по формированию элементарных математических представлений, расширению представлений детей о монетах, времени, песочных часах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_matematicheskomu_razvitiyu.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

Образовательная область: Познавательное развитие

Тема занятия: «Приключения Буратино в старане Математики»

ФИО составителя занятия: Штирбу Ольга Владимировна, воспитатель

г. Бийск, 2022 год

Цель: Создание условий для проведения детьми исследовательской деятельности. Расширение представлений детей о монетах, времени, песочных часах.

Задачи:

Образовательная:  

Уточнить представление о монетах достоинством 1, 2, 5 и 10 рублей, их наборе и размене. Упражнять в умении считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов. Расширение представления о времени, познакомить с песочными часами.

Развивающая:

Развивать внимание, память, логическое мышление. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Способствовать развитию любознательности.

Воспитательная: 

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать интерес к математическим занятиям. Воспитывать желание и способность работать в команде. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Тип занятия: закрепление ранее изученного материала.

Форма занятия: организованная образовательная деятельность.

Вид деятельности: формирование элементарных математических представлений.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Продолжительность: 30 минут.

Участники: воспитатель, воспитанники подготовительной группы.

Возраст обучающихся: подготовительная к школе группа, 6-7 лет.

Оборудование и материалы: 

1.        конверт с письмом;

2.        коробка;

3.        магнитная доска;

4.         конверт;

5.         карандаш, ластик, ручка, линейка, тетрадь;

6.         ценники (от 1 до 10 рублей);

7.         красные и синие круги (по 10 шт. каждого цвета);

8.        песочные часы с интервалами в 1, 2, 5 минут.

Раздаточный материал:

1. монеты достоинством 1, 2, 5, 10 рублей в целлофановых мешочках;

2.        красные и синие круги (по 10 шт. каждого цвета);

3.         квадраты одного цвета и размера (по 10 шт. для каждого ребенка);

4.        счетные палочки.

Предварительная подготовка: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия.

Методы и приемы работы с детьми: игровой (использование сюрпризных моментов), наглядный (использование иллюстрации), словесный (художественное слово, напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей), поощрение, анализ занятия. 

Ход занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Вводная часть

Организационный момент

Игра «Утренний круг»

Сюрпризный момент

Загадка

Рассказ

Проблемная ситуация

(Деятельность начинается в группе)

Воспитатель: - Добрый утро, ребята.

Я рада вас видеть.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

(Дети держаться за руки, поворачиваются друг к друг и дарят свои улыбки)

Воспитатель: - Молодцы! Садитесь на стульчики.

- Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. А прежде чем узнать от кого оно нужно отгадать загадку:

Мальчик с Азбукой под мышкой -

деревянный шалунишка.

Победил он Карабаса,

не подвёл друзей ни разу.

Кто не слушался Мальвину?

глупый, добрый…

Ответы детей: Буратино.

Воспитатель: - Хотите узнать, что в письме?

Ответы детей: да.

«Здравствуйте, ребята. Карабас Барабас, дал мне несколько монет. И я быстро побежал домой, чтобы порадовать папу Карло. Но по дороге встретил в лесу Кота Базилио и Лису Алису, они мне подсказали, что монеты нужно в поле закопать в землю в Стране Дураков, полить их и тогда у меня вырастит большое монетное дерево. Пока я ждал, когда вырастит монетное дерево, то уснул. К сожалению, деревце не выросло, а деньги исчезли. И теперь я не могу купить ни карандаша, ни ручки, ни тетради. Летучая мышь подсказала мне, где мошенники спрятали деньги, и даже нарисовала карту. Но налетел ветер и порвал карту. Чтобы отыскать сундук с монетами нужно пройти по карте от цифры 1 до цифры 4. Ребята, помогите мне собрать карту, найти сундук с монетами и купить школьные принадлежности.

Воспитатель: - Что же нам делать?

Ответы детей: дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: - Ребята, поможем Буратино?»

5 минут

Основная часть

Волшебное превращение (художественное слово)

Задание № 1 «Сосчитай круги»

Индивидуальная работа

Беседа

Задание № 2 «Считаем по-разному»

Индивидуальная работа

Беседа

Задание № 3 «Успей вовремя»

Загадка

Рассматривание иллюстраций

Индивидуальная работа

Беседа

Физкультминутка

(художественное слово, музыкальное сопровождение)

Беседа

Беседа «Купи школьные принадлежности Буратино»

(Дети становятся на ковер)

Воспитатель: -Хорошо, тогда нам пора отправляться в волшебную страну сказок.

- Теперь становитесь на ковёр и повторяйте волшебные слова:

Три раза хлопни,
Два раза топни,
Вокруг себя обернись,
И в сказочной стране очутись!

(Дети выполняют движения согласно тексту. Три раза хлопают. Два раза топают. Поворачиваются вокруг себя)

Воспитатель: - Вот мы и оказались в стране сказок.

- Ребята садитесь за столы, на свои места.

А что можно искать с помощью карты?

Ответы детей: клад.

Воспитатель: - Правильно, Буратино просит нас сегодня отправится на поиски клада. Для того чтобы нам найти клад нужно точно соблюдать маршрут на карте.

-Я открываю конверт с цифрой один.

(Воспитатель открывает конверт с заданием №1. Дети открывают конверты и определяют количество кругов. Воспитатель крепит к доске первый фрагмент карты)

Воспитатель: - У вас на столах есть конверты с геометрическими фигурами. Достаньте из конверта желтые круги и выложите в ряд. Посчитайте сколько кругов?

- Лера. Сколько желтых кругов?

Ответы детей: 10

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Выполнили задание.

- Вы получаете первый фрагмент карты.

Воспитатель: -Я открываю конверт с заданием № 2 «Считаем по-разному».

(Воспитатель открывает конверт с заданием №2. Дети открывают конверты и определяют количество кругов)

- Считая круги, вы пересчитывали все фигуры. За меру счета мы принимали один предмет.

В школе для быстроты счета учатся считать по-разному: по два, по три, по пять предметов».

- Под первым рядом кругов нужно положить 2 круга синего цвета «Теперь нашей мерой будет число два».

- Соня, размести на доске и посчитай синие круги?

- На некотором расстоянии нужно разместить еще 2 круга и посчитать: «Два, четыре».

- Пересчитывают круги: «Два, четыре, шесть, восемь, десять».

(Под первым рядом кругов дети кладут 2 круга другого цвета. Вызванный ребенок выкладывает на расстоянии еще 2 круга и вместе с детьми называет количество кругов: «Два, четыре, шесть». Таким образом дети считают до 10. Затем вместе с воспитателем они еще раз пересчитывают круги. Воспитатель крепит к доске второй фрагмент карты)

Воспитатель: -Ребята, мы выполнили задание.

-Вы получаете второй фрагмент карты.

- Нас ждет следующее третье задание «Успей вовремя».

(Воспитатель открывает конверт с заданием №3)

Воспитатель: - Ребята, чтобы выполнить задание нам нужно отгадать загадку:

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его.

Ответы детей: время.

Воспитатель: - Человек всегда хотел измерить время. Для этого он придумывал разные приборы. Посмотрите, что вы видите?

(Дети рассматривают изображенные на рисунке разные виды часов)

Ответы детей: часы.

(Воспитатель прикрепляет к доске иллюстрацию с часами. Демонстрирует разные виды часов)

Воспитатель: - У вас на столах у каждого лежат счетные палочки. Ваша задача по моей команде за 1 минуту выложить флажки. Каждый флажок должен состоять из 5 палочек.

(Воспитатель прикрепляет на доску образец флажка из счетных палочек)

(Дети выполняют задание. Дети считают и определяют. Кто сделал больше всего флажков)

Воспитатель: - А теперь сосчитайте у кого сколько флажков получилось.

- Молодцы! Вы выполнили задание.

-Вы получаете третий фрагмент карты.

Ребята, за второе задание вы получаете третью часть карты.

(Крепит к доске третий фрагмент карты)

Воспитатель: - Нужно выполнить четвертое задание. Нужно пойти на пруд к черепахе Тортиле.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся.

Три – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Посмотреть немного снизу,

Вот он ключик, я его вижу!

Молодцы!

(Дети выполняют движения согласно тексту. Руки вверх, вдох – потянулись. Наклоны – раз. Наклоны – два. Наклоны – три. Развели руки в стороны. Встали на носочки. Присесть и посмотреть по сторонам.

Воспитатель поднимает ключик с пола и показывает детям.

Воспитатель крепит четвертый фрагмент карты)

Воспитатель: -Ребята, мы собрали всю карту.

- На карте нарисован сундук, а рядом елка. А где же искать его, помогите мне ребята?

- Вот и сундук мы нашли возле елки.

- Ой а как же нам открыть замок? Что-то непонятно?

Ответы детей: Сундук стоит рядом с елкой.

Воспитатель: - Давайте откроем сундук и посмотрим, какой клад мы нашли.

Ответы детей: Нужно взять золотой ключик.

Воспитатель: - Что в нём?

- Какие виды денег бывают?

Ответы детей: рассуждают, высказываются.

(Воспитатель раздает детям монеты в мешочках.)

Воспитатель: -А как называют монеты?

Ответы детей: деньги. Бумажные (купюры) и металлические (монеты).

Воспитатель: -На что указывает цифра на монете?

-Ребята, посмотрите внимательно на деньги.

 

(Бумажные (купюры) и металлические (монеты))

Ответы детей: копейки и рубли.

Воспитатель: - А что нарисовано на монете?

Ответы детей: На монете нарисован герб.

Воспитатель: - Ребята, а для чего нужны деньги?

Ответы детей: Чтобы ходить в магазин и делать покупки.

Воспитатель: - Правильно.

(Воспитатель обращает внимание детей на товары, разложенные на столе.

Около каждого предмета воспитатель ставит ценник (от 1 до 10 рублей) и объясняет, что цена указывает на стоимость предмета. Предлагает детям купить школьные принадлежности и уточняет, как это сделать: посмотреть на ценник для определения стоимости предмета и подобрать соответствующие монеты)

Воспитатель: -Ребята, давайте поможем купить Буратино школьные принадлежности? 

- А как мы можем это сделать?

Ответы детей: рассуждают, высказываются.

Воспитатель: - А как вы думаете, в каком магазине мы можем купить школьные принадлежности?

Ответы детей: - В магазине «Канцелярские товары».

Воспитатель: - Посмотрите на витрину. Что вы там видите?

Ответы детей: дети перечисляют. Ручка, карандаш, линейка, ластик, клей, тетрадь, альбом, ножницы, точилка.

Воспитатель: - Молодцы. А как вы думаете, для чего нужны эти предметы?

Ответы детей: Для учёбы в школе.

Воспитатель: - Ребята, обратите внимания, что возле каждого предмета стоит ценник. Я буду продавцом, вы – покупателями.

-Только сначала давайте вспомним правила поведение в магазине.

Ответы детей: рассуждают, высказываются. Надо посмотреть на ценник для определение стоимости предмета и подобрать соответствующие монеты.

Воспитатель: - Правильно. Молодцы. Для того, чтобы купить школьные принадлежности надо посмотреть на ценник для определение стоимости предмета и подобрать соответствующие монеты.

(Во время покупки дети поясняют свои действия: называют выбранный предмет, его стоимость и достоинство монеты, необходимый для осуществления покупки)

20 минут

Заключительная часть

Художественное слово

Беседа

Самоанализ

Рефлексия

Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие в страну сказок, нам пора возвращаться, скажем, сказке: До свидания!

- Теперь становитесь на ковёр и повторяйте волшебные слова:

Три раза хлопни,

Два раза топни,

Вокруг себя обернись,

И в группе очутись!

(Дети выполняют движения. Три раза хлопают. Два раза топают. Поворачиваются вокруг себя)

Воспитатель: - Вот мы и оказались в нашей группе.

-Ребята вам понравилось наше путешествие?

- Расскажи, Алина, что тебе понравилось?

Ответы детей: дети высказываются.

Воспитатель: - А что тебе понравилось, Соня?

-Кому мы помогали?

-Как мы помогли Буратино?

-Назовите, какие задания вы выполняли?

-Какие задания были для вас более сложные?

Ответы детей: дети высказываются.

Воспитатель: Ребята, если справились с заданием вам было интересно, и занятие вам понравилось украсьте нашу картинку веселыми смайликами. Ну а если вам было не интересно и трудно выполнять задания, прикрепите грустные смайлики.

- Ребята, Буратино благодарит вас за помощь и передал вам угощение, конфеты.

-До свидания!

5 минут

Литература:

  1. Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 112 с.
  2. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984. - 156 с.
  3. Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 673 c.
  4. Носова Е. А. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". - Л., 1990.
  5. Помораева, И. А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 248 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Буратино в стране математики"

Открытое занятие по математике в средней группе детского сада. Знакомство с геометрической фигурой - прямоугольник....

"Приключение Буратино в стране математики"

Задачи:Образовательные: 1Учить различать и правильно называть геометрические фигуры; воспроизводить количество предметов на один больше, меньше, составление задачи и запись в тетради.2Закрепить количе...

«Путешествие Буратино в страну Математики»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по математике в подготовительной группе "Буратино в стране математики".

Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание  в пределах 10 на наглядной основе. Учить записывать задачи используя знаки «+»...

Тема: «Буратино в стране математики»

НОД по математике .Старшая группа...