Диагностика уровня сформированности элементарных математических представлений у детей 5 – 6 лет
учебно-методическое пособие по математике (старшая группа)
3 балла – высокий уровень развития (соответствует возрастной норме)
2 балла – средний уровень развития (ниже возрастной нормы)
1 балл – низкий уровень развития (не соответствует возрасту)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика уровня сформированности элементарных математических
представлений у детей 5 – 6 лет
3 балла – высокий уровень развития (соответствует возрастной норме)
2 балла – средний уровень развития (ниже возрастной нормы)
1 балл – низкий уровень развития (не соответствует возрасту)
Количество и счет
Методика изучения уровня сформированности количественных представлений (Методика «Посчитай»).
Цель: выявление уровня развития количественных представлений, умения ребенка выполнять счетные операции в умственном плане (развитие наглядно-образного и элементов логического мышления).
Стимульный материал: пятнадцать плоских палочек одного цвета, экран.
Проведение обследования.
Первый вариант: перед ребенком кладут 15 палочек и предлагают ему взять только пять, просят пересчитать и запомнить их количество, после чего закрывают эти палочки экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки и показывает их ребенку, спрашивая: «Сколько там осталось палочек?» Если ребенок отвечает правильно, то ему предлагают следующие задания. Взрослый показывает две палочки, кладет их за экран к предыдущим двум. Не открывая экран, выясняет: «Сколько там стало палочек?»
Обучение: в случае затруднений взрослый уменьшает количество палочек сначала до четырех, затем до трех. При этом используется открытое предъявление задания (экран убирается совсем).
Второй вариант (устная задача): «В коробке лежало 4 карандаша. Из них два карандаша красных, остальные синие. Сколько синих карандашей лежало в коробке?» При затруднениях проводят обучение.
Обучение: ребенку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу, предварительно повторив условие. Если ребенок задачу решил, то можно предложить аналогичную устную задачу: «У девочки было четыре воздушных шарика. Когда несколько шариков лопнуло, у нее осталось два шарика. Сколько шариков лопнуло?»
Оценка результатов:
Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание условий задачи; способ пересчета (действенный или зрительный); умение выполнять счетные операции по представлению в пределах 3, 4, 5: умение решать устные задачи.
Высокий уровень: ребенок принимает задание и понимает его цель; зрительным способом пересчитываем палочки в пределах 5; выполняет счетные операции по представлению в пределах 5 зрительным способом и мысленно решает предложенные устные задачи в пределах 5 – 3 балла.
Средний уровень: ребенок принимает задание и понимает его цель; пересчитывает палочки в пределах 5 действенным путем (дотрагивается пальцем до каждой палочки); выполняет счетные операции по представлению в пределах 3; устную задачу самостоятельно решить не может; после обучения решает задачи только с использованием палочек – 2 балла.
Низкий уровень: ребенок принимает задание; количественные представления сформированы на самом элементарном уровне – может выделить количество только в пределах 3 из множества; счетные операции по представлению выполняет только в пределах 3; устные задачи не решает – 1 балл.
Ориентация в пространстве
Методика изучения восприятия пространства:
Цель: изучения восприятия пространства.
Процедура проведения: «Покажи, что находится от тебя слева, справа, вверху, внизу? Покажи на себе левое ухо, правый глаз, левую руку, правое колено. Покажи правую ногу у куклы. В какой руке я держу карандаш? Покажи и назови, что находится справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади, ближе от тебя».
Оценка результата:
Возрастные нормативные показатели: в 5 лет ребенок употребляет множественные предлоги в самых разнообразных значениях, показывает направления от себя направо, налево, вверх, вниз и двигается в заданном направлении. В 6 лет обозначает словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам.
Высокий уровень: ребенок показывает направления от себя направо, налево, вверх, вниз и двигается в заданном направлении. Обозначает словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам – 3 балла.
Средний уровень: ребенок правильно показывает направления от себя, но затрудняется в обозначении словами направления – 2 балла.
Низкий уровень: ребенок выполняет словесные задания с предлогами, затрудняется в их употреблении, понимании слов «слева – справа» – 1 балл.
Ориентация во времени
Методика изучения восприятие времени: (Методика «Беседа по вопросам»)
Цель: изучение восприятия времени.
Стимульный материал:
1.Сюжетные картинки с изображением специфических явлений природы для каждой части суток (утро, день, вечер, ночь);
2.Сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года.
Процедура проведения: педагог просит ребенка:
- Покажи на картинке: утро-вечер, день-ночь. Назови части суток по порядку.
- Как называются части суток, которые прошли?
- Как называются сутки, в которых мы живем в настоящее время?
- Как называются сутки, которые скоро наступят?
- Назови дни недели по порядку.
- Сколько всего дней в неделе?
- Какой день недели сегодня?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Как называется первый, второй, четвертый, шестой день недели?
3. Какое сейчас время года? Как ты догадался?
- Какое время года наступит после осени? Перед весной?
- Чем отличается зима от лета?
- Чем они похожи?
- Покажи и назови каждое время года на этих картинках. Когда можно кататься на санках, купаться в реке? Почему?
Оценка результата:
Возрастные нормативные показатели:
- Ребенок называет последовательно части суток, понимает «сегодня», «завтра», «вчера».
- Ребенок называет последовательно дни недели.
- Ребенок называет последовательно времена года, их отличительные признаки.
Высокий уровень:
- Ребенок правильно и самостоятельно называет части суток, их последовательность – 3 балла.
- Ребенок правильно называет дни недели – 3 балла.
- Ребенок называет времена года, их отличительные признаки – 3 балла.
Средний уровень:
- Ребенок называет части суток с помощью взрослого – 2 балла.
- Ребенок называет дни недели и их последовательность с помощью взрослого – 2 балла.
- Ребенок называет только зиму и лето, остальные времена года показывает на картинке – 2 балла.
Низкий уровень:
- Ребенок затрудняется в назывании большинства частей суток – 1 балл.
- Ребенок затрудняется в названии большинства дней недели – 1 балл.
- Ребенок может выделить картинки с изображением только зимы и лета – 1 балл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.
Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ....
Диагностика уровня сформированности фонематических процессов у детей.
Определение уровня сформированности фонематических процессов у детей в игровой форме....
Определение уровня сформированности монологической речи у детей с ОНР Диагностика связной речи по методике В.П. Глухова
Определение уровня сформированностимонологической речи у детей с ОНРДиагностика связной речи по методике В.П. Глухова. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯДля определения...
Диагностика уровня сформированности фонематических функций у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Диагностика уровня сформированности фонематических функций у дошкольников с нарушениями речи, оформленная в удобную для использования таблицу.....
Диагностика уровня сформированности игровых умений у детей по теме " Русские народные игры".
Диагностика уровня сформированности игровых умений по теме " Русские народные игры"....
Диагностика уровня сформированности игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
( Инструментарий: Калинина Р.Р. «Психолого-педагогическая диагностика в детском саду». – СПб: Речь, 2003 г.))...
Сборник материалов для диагностики уровня сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста
Сборникматериалов для диагностики уровня сформированности математическихпредставлений у детей дошкольного возраста...