Диагностика уровня сформированности элементарных математических представлений у детей 5 – 6 лет
учебно-методическое пособие по математике (старшая группа)

Разова Ольга Викторовна

3 балла – высокий уровень развития (соответствует возрастной норме)

2 балла – средний уровень развития (ниже возрастной нормы)

1 балл – низкий уровень развития (не соответствует возрасту)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика уровня сформированности элементарных математических

представлений у детей 5 – 6 лет

3 балла – высокий уровень развития (соответствует возрастной норме)

2 балла – средний уровень развития (ниже возрастной нормы)

1 балл – низкий уровень развития (не соответствует возрасту)

Количество и счет

Методика изучения уровня сформированности количественных представлений (Методика «Посчитай»).

Цель: выявление уровня развития количественных представлений, умения ребенка выполнять счетные операции в умственном плане (развитие наглядно-образного и элементов логического мышления).

Стимульный материал: пятнадцать плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования.

Первый вариант: перед ребенком кладут 15 палочек и предлагают ему взять только пять, просят пересчитать и запомнить их количество, после чего закрывают эти палочки экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки и показывает их ребенку, спрашивая: «Сколько там осталось палочек?» Если ребенок отвечает правильно, то ему предлагают следующие задания. Взрослый показывает две палочки, кладет их за  экран к предыдущим двум. Не открывая экран, выясняет: «Сколько там стало палочек?»

Обучение: в случае затруднений взрослый уменьшает количество палочек сначала до четырех, затем до трех. При этом используется открытое предъявление задания (экран убирается совсем).

Второй вариант (устная задача): «В коробке лежало 4 карандаша. Из них два карандаша красных, остальные синие. Сколько синих карандашей лежало в коробке?» При затруднениях проводят обучение.

Обучение: ребенку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу, предварительно повторив условие. Если ребенок задачу решил, то можно предложить аналогичную устную задачу: «У девочки было четыре воздушных шарика. Когда несколько шариков лопнуло, у нее осталось два шарика. Сколько шариков лопнуло?»

Оценка результатов:

Оценка действий ребенка: принятие  задания; понимание условий задачи; способ пересчета (действенный или зрительный); умение выполнять счетные операции по представлению в пределах 3, 4, 5: умение решать устные задачи.

Высокий уровень: ребенок принимает задание и понимает его цель; зрительным способом пересчитываем палочки в пределах 5; выполняет счетные операции по представлению в пределах 5 зрительным способом и мысленно решает предложенные устные задачи в пределах 5 – 3 балла.

Средний уровень: ребенок принимает задание и понимает его цель; пересчитывает палочки в пределах 5 действенным путем (дотрагивается пальцем до каждой палочки); выполняет счетные операции по представлению в пределах 3; устную задачу самостоятельно решить не может; после обучения решает задачи только с использованием палочек  – 2 балла.

Низкий уровень: ребенок принимает задание; количественные представления сформированы на самом элементарном уровне – может выделить количество только в пределах 3 из множества; счетные операции по представлению выполняет только в пределах 3; устные задачи не решает – 1 балл.

Ориентация в пространстве

Методика изучения восприятия пространства:

Цель: изучения восприятия пространства.

Процедура проведения: «Покажи, что находится от тебя слева, справа, вверху, внизу? Покажи на себе левое ухо, правый глаз, левую руку, правое колено. Покажи правую ногу у куклы. В какой руке я держу карандаш? Покажи и назови, что находится справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади, ближе от тебя».

Оценка результата:

Возрастные нормативные показатели: в 5 лет ребенок употребляет множественные предлоги в самых разнообразных значениях, показывает направления от себя направо, налево, вверх, вниз и двигается в заданном направлении. В 6 лет обозначает словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам.

Высокий уровень: ребенок показывает направления от себя направо, налево, вверх, вниз и двигается в заданном направлении. Обозначает словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам  – 3 балла.

Средний уровень: ребенок правильно показывает направления от себя, но затрудняется в обозначении словами направления – 2 балла.

Низкий уровень: ребенок выполняет словесные задания с предлогами, затрудняется в их употреблении, понимании слов «слева – справа» – 1 балл.

Ориентация во времени

Методика изучения восприятие времени: (Методика «Беседа по вопросам»)

Цель: изучение восприятия времени.

Стимульный материал:

1.Сюжетные картинки с изображением специфических явлений природы для каждой части суток (утро, день, вечер, ночь);

2.Сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года.

Процедура проведения: педагог просит ребенка:

  1. Покажи на картинке: утро-вечер, день-ночь. Назови части суток по порядку.

- Как называются части суток, которые прошли?

- Как называются сутки, в которых мы живем в настоящее время?

- Как называются сутки, которые скоро наступят?

  1. Назови дни недели по порядку.

- Сколько всего дней в неделе?

- Какой день недели сегодня?

- Какой день недели был вчера?

- Какой день недели будет завтра?

- Как называется первый, второй, четвертый, шестой день недели?

3. Какое сейчас время года? Как ты догадался?

- Какое время года наступит после осени? Перед весной?

- Чем отличается зима от лета?

- Чем они похожи?

- Покажи и назови каждое время года на этих картинках. Когда можно кататься на санках, купаться в реке? Почему?

Оценка результата:

Возрастные нормативные показатели: 

  1. Ребенок называет последовательно части суток, понимает «сегодня», «завтра», «вчера».
  2. Ребенок называет последовательно дни недели.
  3. Ребенок называет последовательно времена года, их отличительные признаки.

Высокий уровень:

  1. Ребенок правильно и самостоятельно называет части суток, их последовательность – 3 балла.
  2. Ребенок правильно называет дни недели – 3 балла.
  3. Ребенок называет времена года, их отличительные признаки – 3 балла.

Средний уровень: 

  1. Ребенок называет части суток с помощью взрослого – 2 балла.
  2. Ребенок называет дни недели и их последовательность с помощью взрослого – 2 балла.
  3. Ребенок называет только зиму и лето, остальные времена года показывает на картинке – 2 балла.

Низкий уровень: 

  1. Ребенок затрудняется в назывании большинства частей суток – 1 балл.
  2. Ребенок затрудняется в названии большинства дней недели – 1 балл.
  3. Ребенок может выделить картинки с изображением только зимы и лета – 1 балл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.

Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ....

Диагностика уровня сформированности фонематических процессов у детей.

Определение уровня сформированности фонематических процессов у детей в игровой форме....

Определение уровня сформированности монологической речи у детей с ОНР Диагностика связной речи по методике В.П. Глухова

Определение уровня сформированностимонологической речи у детей с ОНРДиагностика связной речи по методике        В.П. Глухова. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯДля определения...

Диагностика уровня сформированности фонематических функций у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Диагностика уровня сформированности фонематических функций у дошкольников с нарушениями речи, оформленная в удобную для использования таблицу.....

Диагностика уровня сформированности игровых умений у детей по теме " Русские народные игры".

Диагностика уровня сформированности игровых умений по теме " Русские народные игры"....

Диагностика уровня сформированности игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

( Инструментарий: Калинина Р.Р. «Психолого-педагогическая диагностика в детском саду». – СПб: Речь, 2003 г.))...

Сборник материалов для диагностики уровня сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста

Сборникматериалов для диагностики уровня сформированности математическихпредставлений у детей дошкольного возраста...