Диагностика уровня сформированности фонематических процессов у детей.
методическая разработка по логопедии на тему
Определение уровня сформированности фонематических процессов у детей в игровой форме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностика уровня сформированности фонематических процессов у детей
Определить уровень сформированности фонематических процессов у детей можно в игровой форме. Специально подобранные задания позволяют с большой степенью определенности выяснить возможности восприятия детьми неречевых и речевых звуков, фонематического анализа и синтеза.
Игра-путешествие включает несколько остановок-станций.
Первая станция. «Музыкальная».
Цель. Определить степень сформированности различения неречевых звуков.
За ширмой находятся различные музыкальные инструменты: бубен, барабан, погремушка, дудочка, металлофон и др. Задание – угадать, какой инструмент звучит. Усложнение. Заменить музыкальные инструменты баночками с различными наполнителями (песок, крупа, пуговицы и т.д.)
Вторая станция. «Театральная».
Цель. Определить степень сформированности восприятия просодической стороны речи.
Перед детьми раскладывают картинки с изображением разных людей. Задание - подобрать нужную картинку к услышанному звуку.(«А!» - кричит девочка; «А-А-А» - поет певица; «А-а-а» - качает мама малыша; «О!» - удивилась мама; «О-о-о» - стонет бабушка», «О-О-О» - кричат дети в лесу).
Третья станция. «Ораторы»( два задания).
Цель. Определить степень сформированности восприятия слов.
У каждого ребенка кружки – красный и зеленый. Задание - показать красный кружок, если слово произносится с ошибкой, а если правильно – зеленый» ( банан – тлетка – витамин, даван – клетка – виталин…)
Цель. Определить степень сформированности умения различать слоговую структуру слов. Задание – в каждой группе выделить лишнее слово, проговорить его и отхлопать каждую часть. (мак – бак – так – банан; сом – ком – индюк – дом; лимон – вагон – кот – бутон; мак – бак – веник – рак).
Четвертая станция. «Спортивная».
Цель. Определить умение опознавать гласные звуки (например, звук «А») изолированно, в начале и конце слова.
Задание – присесть, если услышите звук «А»: А,О,М,П А,И,А,У. Подпрыгнуть, если услышите звук «А» в начале слова: аист, усы, иглы, апельсин, осень, азбука. Хлопнуть в ладоши, если услышите звук «А» в конце слова: арка, Анна, душ, мак, антилопа, азбука, сок.
Пятая станция. «Шифровальщики».
Цель. Определить степень сформированности опознавать согласные звуки, порядок их положения в слове. Конец года
Детям раздают счетные палочки, предлагают положить палочку, когда услышат в слове звук «П»: пачка – тачка, почка – бочка, суп – сук, лук – лупа. Составьте слово из звуков: б-а-к, з-а-л, с-у-п, м-а-к, д-о-м.
(Для детей от 6 лет).
Фонематический экран
Результаты заносятся в таблицу в виде кружков разного цвета: красный – не смог выполнить задание, желтый – справился с незначительной помощью взрослого, зеленый – справился самостоятельно.
Различение неречевых звуков | Фонематическое восприятие | Фонематический анализ | Фонематический синтез (с 6 лет) | |||||
Фамилия, имя ребенка | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ.
Диагностика уровня сформированности сенсорного эталона цвета у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ....
Диагностика уровня сформированности интегративных качеств в процессе освоения программы Н.Е.Веракса
Диагностика Н.Е.Веракса...
Определение уровня сформированности монологической речи у детей с ОНР Диагностика связной речи по методике В.П. Глухова
Определение уровня сформированностимонологической речи у детей с ОНРДиагностика связной речи по методике В.П. Глухова. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯДля определения...
Особенности проведения диагностики уровня развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста
Особенности проведения диагностики уровня развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ...
Диагностика первоначального уровня сформированности звуковой культуры речи детей раннего возраста по методике по методике Серебряковой Н.В. и Максакова А.И.
Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их н...
Диагностика уровня сформированности фонематических функций у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Диагностика уровня сформированности фонематических функций у дошкольников с нарушениями речи, оформленная в удобную для использования таблицу.....
Диагностика уровня сформированности игровых умений у детей по теме " Русские народные игры".
Диагностика уровня сформированности игровых умений по теме " Русские народные игры"....